[Обзор книги:] Хамфрисс К. Ортодоския и суды в поздней античности (Humfress C. Orthodoxy and the Courts in Late Antiquity. Oxford University Press. 2007. 362 PP. ISBN 978–0–19–820841–9)
Книга подходит к вопросам позднеримского права с перспективы законодательной практики, раскрываемой как в судебных процессах, так и в неформальных типах дискуссий. По крайней мере с начала IV века епископы, церковнослужители и христианские полемисты участвовали в культуре судебной аргументации, которая имела далеко идущие последствия для богословских споров, развития церковной власти, и разработки древнего «канонического права». Одним из новых аспектов позднеримского права было создание и применение новых законодательных категорий, использовавшихся в преследованиях «еретиков». Ведущие христианские полемисты не только использовали техники аргументации, которым они научились в риторических школах Рима, чтобы помочь положению Церкви в структуре империи, но также использовали некоторые техники в делах, касающихся обвинения против «еретиков» - таким образом, защищая и развивая концепцию самой христианской ортодоксии.
Статья

Целью этой книги является исследование культуры судебной аргументации, которая расцвела в эпоху поздней античности, нежели интеллектуальной системы римского права как таковой. Исследовательский фокус автора сосредоточен главным образом на поздней Римской империи. Автор выражает надежду, что его аргументы будут интересны историкам права, богословам и медиевистам.

Началом этого проекта стало докторское исследование автора «Судебная практика в развитии римского и церковного права в поздней античности, с особым вниманием на преследовании ереси», выполненная в колледже св. Иоанна в Кембридже под руководством Питера Штайна и Питера Гарнси. Книга сохранила ту же структуру, что и диссертация, но сам текст был в значительной степени переработан, главным образом в контексте недавних исследований.

«Почему христиане не поклоняются императору? Потому что он не бог, а человек, поставленный Богом, не для того, чтобы ему поклоняться, но чтобы вершить справедливый суд». Христиане конца II века такие как Феофил Антиохийский, а также нехристиане, были согласны с тем, что функция императора включает в себя разрешение спором римских граждан - даже если некоторые христианские общины делали выбор в пользу следования предписаниям Евангелия, избегая судов язычников. С принятием христианства императором в IV веке христианство само стало частью структуры империи - законодательная система теперь стала доступна для христиан как «христианская».

Эта книга не имеет своей целью дать рассмотрение постепенного утверждения имперской христианской церкви в поздней античности, ее главная цель в том, чтобы проанализировать, в какой степени римское право играло роль в нарративном представлении «возникновения христианства». Автор не стремилась написать историю слияния двух традиций, смешения римской традиции гражданского права, которое к IV веку сфокусировалось почти исключительно на отношениях между жителями империи (нежели их отношениях с богами), и христианской традицией божественного закона, сфокусированной на предписаниях и правилах, положенных в основания христианства. Идея «слияния» римского и христианского законов может быть найдена в некоторых текстах поздней античности, таких как так называемая «Сиро-романская книга правил», возможно написанная в середине V века в рамках сирийской традиции: «Но все законы стали как ничто, поскольку пришел Мессия, и один закон Мессии был дан для всех людей христианскими царями, из которых первым был святой и победоносный царь Константин».

Книга посвящена рассмотрению гибкой и творческой культуры позднеримской судебной аргументации - культуре, в которую были погружены ведущие христианские церковные деятели и полемисты. Два десятилетия назад эта книга должна была бы начаться с главы о том, почему следует противостоять доминантной парадигме «упадка» позднеримского права. Идея «упадка», «декаданса» или даже «варваризации» позднеримского права и его практиков до сих пор присутствует в некоторых контекстах, однако, и среди континетнальных и англо-американских ученых в этой области растет согласие с тем, что позднеримское право заслуживает отдельного рассмотрения. Постклассическое право не должно рассматриваться как кода по отношению к «классическому» римскому праву, или как прелюдия к кодексу законов императора Юстиниана.

История римского права, по мнению автора, может и должна описываться как рассказ о дисциплине, имеющей свои собственные утверждения и интеллектуальную традицию. Исходя из этого, автор фокусируется главным образом на праве как процессе, и в частности на способности индивидов разрабатывать законодательную систему и создавать новое право посредством конкретной законодательной практики. Автор рассматривает римские суд как «места для обнаружения того, как оно действовало на практике». В книге отстаивается тезис о том, что судебная практика наряду с другие более широкими общественно-законодательными нормами и практиками должны рассматриваться как существенные компоненты понимания того, как право функционировало в позднеримской империи.

В I части автор рассматривает вклад судебной практики, в особенности судей, экспертов в законодательстве (iurisperiti or iurisconsulti), и адвокатов в развитие позднеримского права. Этот анализ основан на двух фундаментальных предпосылках: во-первых, что эксперты в законодательстве (iurisperiti) продолжали оставаться активными в период поздней античности, в частности, давая советы частным клиентам, которые имели необходимые средства, чтобы прибегать к их услугам по юридическим вопросам по мере необходимости. Существенное изменение имело место к началу IV века, когда эти юристы были абсорбированы имперской бюрократией.

Вторая фундаментальная предпосылка первой части заключается в том, что судебная риторика, область риторической практики, связанная с выступлениями в судах, осталась областью адвокатуры даже в тех случаях, где позднеримские адвокаты получили дополнительное юридическое обучение. Выступление в суде было областью экспертизы адвоката, как это было в классической и постклассической римской законодательной системе. Автор утверждает, что связь между риторическим образованием и судебной практикой, известная в отношении риторических школ ранней империи также продолжилась и в поздней античности, как в Восточной, так и в Западной империи, хотя и с некоторыми региональными вариациями. Другими словами, позднеантичные «риторические школы» продолжали обеспечивать важным практическим обучением, фокусируясь на том, как необходимо выступать убедительно в рамках любого данного правового контекста. Как утверждает автор на протяжении всей книги, между законом на практике и законом как имперским установлением постоянно существовала диалектическая связь.

Во второй части автор утверждает, что образование в области судебной риторики было также частью образовательной программы главных лиц позднеантичной церкви. Образование в судебной риторике, полученное как практический навык в рамках «светского» контекста и затем примененное на службу Церкви, могло быть совместимо с христианством, несмотря на некоторых позднеримских представителей (таких как Иероним), которые красноречиво выражали свои сомнения в этом. Идея противостояния языческого риторического образования и формирования христианина выражена в некоторых позднеримских источниках, особенно с начала V века; однако ведущие деятели церкви могли и использовали обширно навыки и техники, полученные ими в позднеримских риторических школах. Некоторые из ведущих церковных деятелей и полемистов даже имели адвокатскую практику, или преподавали, а некоторые были экспертами в законодательстве и судьями. Это не предполагает, конечно, того, что все римские епископы получили такое образование и в 6 главе автор обсуждает различия в социальном происхождении епископов.

В жизни позднеримской церкви доминировала культура судебной аргументации. Отдельные лица применяли свои судебные и законодательные навыки в различных контекстах, включая разрешение споров и экзегетику. Они также внесли вклад в раннее развитие системы церковного или канонического права, необходимого самой церкви (гл. 7).

Судебная экспертиза также внесла вклад в обострение внутрехристианских споров. Между IV и VI веками появляется большое число законов против еретиков. Богословие взаимодействовало с римским правом рука об руку, определяя и категоризируя еретические группы и устанавливая вину. В третьей части автор анализирует роль, которую играли судебные эксперты в развитии антиеретического законодательства. Законодательные решения римских императоров были важным механизмом, посредством которого мог быть разрешен вопрос власти внутри церкви; однако, современные ученые имеют тенденцию обращать большее внимание на авторитетное положение этих имперских установлений, концентрируясь на том, что они предписывали, нежели на том, каким образом они издавались и использовались на практике.

В 9 главе автор рассматривает конкретные примеры преследований еретиков на основе уже сформировавшегося позднеримского законодательства. В случаях возникновения ересей постепенно развивались новые законодательные категории; адвокаты, юрисконсульты и судьи, как церковные, так и светские, играли важную роль в развитии этих новых законодательных классификаций. Все это имело важные следствия для взаимодействия права и богословия в критической области христианского самоопределения: создания самой ортодоксии.

Книга будет интересна всем, кто интересуется историей древней Церкви вообще, и канонического права в частности.

 

Содержание

Сокращения XI

Введение 1

I. СУДЕБНЫЕ ПРАКТИКИ И РАЗВИТИЕ ПОЗДНЕРИМСКОГО ПРАВА

1. Введение и контекст 9

2. Судебный процесс и позднеримские судьи 29

3. Правоведы и позднеримские суды 62

4. Позднеримские адвокаты 93

II. ПРОИЗВОДИТЕЛИ СУДА НА СЛУЖБЕ ПОЗДНЕАНТИЧНОЙ ЦЕРКВИ

5. Введение и контекст 135

6. Церковнослужители как производители суда 153

7. Судебная экспертиза и развитие древнего «канонического права» 196

8. Определение ереси и православия 217

10. Заключение 269

Приложение I. Адвокаты в Восточной империи 273

Приложение II. Адвокаты в Западной империи 285

Библиография 292

Индекс 321

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9