Понятие о Божественной воле в книге Деяний апостольских
Вниманию читателей портала предлагается доклад магистранта Санкт-Петербургской духовной академии священника Дионисия Харина. В центре внимания автора вопрос: как апостолы использовали в своей проповеди распространенные во времена первых христиан понятия «рок», «судьба», «провидение»? Материал был представлен на VI Студенческой научно-богословской конференции в Смоленской духовной семинарии.
Статья

Актуальность

Приоритетная задача современной новозаветной науки – исследование природы первоначального христианства, его контекста.

Когда мы детально исследуем контекст формирования новозаветных книг, мы отвечаем на два самых главных вопроса:

-  как читатель первых веков христианства воспринимал Священные тексты?

-  как новозаветный автор доносил эти тексты до своего читателя?

Возможность доступного донесения Богооткровенной истины до своих слушателей или читателей обеспечивалась апостолами, в частности новозаветными авторами, благодаря использованию представлений и образов, которыми жила та или иная группа людей. Иными словами, проповедник находил некие точки соприкосновения со своей аудиторией, что позволяло говорить о Божественных истинах понятным языком.

Для ап. Луки подобным мостом между ним и его аудиторией служила понятная всем в то время тема Божественного провидения. Однако используя известные тогда идеи о судьбе, роке, ап. Лука дает свое альтернативное понимание судьбы и того, кто за ней стоит, и как она действует в мире.

Вопрос о Божественной воле актуален и сегодня, когда мы затрудняемся ответить, что же значит исполнять волю Бога? Что подразумевается под выражением Божественный промысл? Не секрет, что множество ответов на этот вопрос подчас даже противоречат друг другу.

 

Контекст: общие представления о судьбе

Идея «судьбы» была присуще античному мышлению. Под «судьбой» понимали некую безличную необходимость, на которую уже никак нельзя воздействовать.

В.П. Горан подчеркивает, что в представлениях о судьбе необходимость мыслилась как реализующаяся совершенно независимо от человека. Человек не может ни отменить, ни отсрочить ее осуществление, ни вообще хоть как-то повлиять на нее.

Однако существовала и другая «личностно-волюнтаристическая» тенденция. Суть ее заключается в том, что, выступая в качестве субъекта предопределения, божество руководствуется – если не при первоначальном определении судьбы человека, то во всяком случае при изменении этого первоначального определения – своими симпатиями или антипатиями к нему, так что для человека открываются возможности собственными личными усилиями влиять на отношение к нему божества и тем самым на соответствующие его решения относительно своей судьбы (Горан В.П.).

Столь разное понимание «судьбы», «рока», «предвидения» нашло свое отражение в терминологическом аппарате греческого языка. Рассмотрим только некоторые термины судьбы и промысла.

За основными терминами судьбы стояли богини греческого пантеона, их образы и наполняли смыслом тот или иной термин.

Άνάγκη – предопределение (свыше), судьба, рок, богиня, которая, в свою очередь, становится матерью трех богинь судьбы Мойр.

Μοίρα – богиня судьбы, смерти или несчастья.

Чаще данный термин употреблялся в значении получать что-либо в качестве части или по жребию (так как глагол μοιραω – делить, разделять, распределять) и передает мысль о фатально-непреодолимом и одновременно безусловном всеобщем характере власти судьбы над людьми.

В Одиссее душа Ахилла говорит, обращаясь к душе Агамемнона: «но и тебе повстречать на земле предназначено было страшную Мойру, которой никто не избег из рожденных» (Одиссея, XXIV, 28-29).

Дочерями богини Άνάγκη не исчерпывался пантеон богов судьбы. Известна была, например, богиня возмездия Δίκη, решения которой также никто не мог отменить.

Существовало также святилище богини τύχη. Значение данного термина также выражает судьбу, но только как стечение обстоятельств или случайность, синонимом в современном языке может послужить «Фортуна». В качестве антонима τύχη (фортуны) можно привести «судьбу» Μοίρα.

Нашего внимания заслуживает еще один термин, связанный с волей богов, – πρόνοια, который чаще всего мы переводим как «промысл». Этот термин обозначает «заботу о чем-то», «предвидение», «нечто предопределенное», «намерение предпринять что-либо». Πρόνοια – имя Дельфийской богини ума и предусмотрительности.

Указанный нами термин связывали с именем правителя, императора, который заботился о своем народе, защищая их от рук неприятеля. Понятие также означало домашние заботы – именно в таком значении его использовал апостол Павел в послании к Тимофею (1 Тим. 5:8). Кроме того, πρόνοια в древнегреческой литературе обозначала Божественный промысл, в Новом Завете сочетание «Божественный промысл» не встречается (Кittel).

Βουλή – воля, решение, замысел, совет.

Термин βουλή не так часто использовался древнегреческими писателями, как, например, Άνάγκη, однако также несет в себе оттенок трансцендентной предопределяющей, всепроникающей божественной силы.

Отличительной особенностью βουλή является то, что он не является лишь выражением божественного предопределения. Βουλή вмещает в себя понятие мирового разума, логоса, представляющего из себя мир идей, преобразующего космос своим подобием (Кittel). Однако и этим не исчерпывается значение βουλή.

 В древнегреческой истории βουλή выражал то же, что «совет» или «принятие решение советом». В Афинах существовало особое здание, именовавшееся «βουλή» (помещение совета), где собирались члены правительства государства для обсуждения вопросов государственной важности и принятия по ним соответствующих решений.

 Исследователь античности И.Е. Суриков отмечает, что «данный орган власти являлся одним из важнейших властных институтов, обладавших правом законодательной инициативы»[1], хотя имел сугубо предварительный характер, и его решения могли быть как принятыми, так и отвергнутыми[2].

 Таким образом, термин βουλή несет в себе серьезную смысловую нагрузку: совещательного процесса, необходимого перед принятием ответственного решения.

Поскольку вера в судьбу носила всенародный, государственный характер, то существовали центры, где действия судьбы предсказывались или предвозвещались. Одним из таких ключевых центров стала местность Дельф, отличавшаяся величественными ущельями, из которых выходили испарения, вдохновляющие жриц (пифий) на произнесение пророчеств в виде бормотаний криков. Отсюда появился еще один термин: Πίθια ή – вещая жрица в храме Аполлона Дельфийского.

 

«Судьба в истории»

Античные историки особым образом останавливались на событиях, имевших сверхъестественный характер, например, чудесах, знамениях и пророчествах, которые подлежали тщательному исследованию историков и зачастую объяснялись как явление божественного руководства историческим процессом. Более того, данная тема могла определять и композицию повествования в трудах древнегреческих писателей.

Эллинские историки демонстрируют общепринятое понимание роли божественного провидения в человеческой истории. Они повествуют о многих случившихся необыкновенных событиях, толкуя их в свете явления божественных знаков, которые предопределяют ход исторических событий.

Например, Дионисий Галикарнасский, будучи представителем греческой культуры, демонстрирует нам общее для греко-римского мира представление о божественном провидении. Рок, судьба активно участвуют не просто в жизни отдельного человека, но и в жизни целого народа или государства.

Именно благодаря судьбе возвышается Рим, правители Рима одерживают славные победы, поражают врагов, а значит, такие понятия, как судьба, провидение, знамения, являются неотъемлемой частью истории человечества.

«Я сделаю это, чтобы познавшим истину открылось, как надо судить об этом городе, если они не питают вражды и злобы к нему, и чтобы им не тяготиться зависимостью от него, возникшей по справедливости (ведь есть закон природы, общий для всех, который не подвластен времени, дабы сильнейшие властвовали над более слабыми), и не винить судьбу, которая подарила достойному этого города столь великую мощь и на столь долгое время» (РД 1.5.2).

 

Евангелист и дееписатель Лука: «временное преломление вечного»

Евангелист и дееписатель писал для христиан из язычников, поэтому должен был удовлетворять тем потребностям языческого мира, которые заставляли его обращать свои взоры к христианству. Он должен был быть понятым своими современниками. Поэтому и написал две книги в стиле и духе эллинского времени, следуя историческим и литературным приемам, соответствующим тем реалиям.

И ему, как эллинскому историку, не чужды представления о судьбе и предопределении, однако апостол наполняет их новым смыслом.

В качестве ведущего термина, обозначающего Божественное руководство, Лука выдвигает слово «βουλή». Впервые на страницах Деяний апостольских мы встречаем его в проповеди апостола Петра в Иерусалиме (Деян. 2). Смягчая вину иудеев в убийстве Иисуса, апостол утверждает следующее: «Сего, по определенному совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили» (Деян. 2.23).

 Иисус Христос, согласно этому стиху, восходя на крест, следует велению Божию, Его замыслу. В центре же этого замысла – спасение или исцеление человека в Царстве Божьем, которое и возвещал на протяжении всего Своего земного служения Иисус Христос (Лк. 4.43). Именно этой теме и была посвящена первая книга ап. Луки – Евангелие.

В книге же Деяний ответ на вопрос о том, что такое воля Божия (βουλή), апостол Павел дает более конкретно.

Сам апостол придавет особое значение своему обращению, особенно когда представляет наглядный пример своего призвания в защитной речи перед Агриппой (Деян. 26. 2-23). Апостол Павел теснейшим образом связывал свою жизнь и миссию с Богом. Он был лично избран Им (Деян. 22.14), и данное избрание дает ему возможность понимать Божественную волю (Деян. 22.14).

В прощальной речи ефесским пресвитерам (Деян. 20.17-35) ап. Павел сообщает, что он отправляется в Иерусалим «по влечению Святого Духа» (Деян. 20.22), проповедует «Евангелие благодати Божией» (Деян. 20.24) и не упускает «возвещать всю волю Божию» (Деян. 20.27), точнее «весь совет Божий», или «все, что Бог предполагает сделать», или «все, что Бог стремится сделать».

Итак, цепь этих утверждений позволяет заключить, что воля Божия состоит в свидетельстве перед лицом внешнего мира о Воскресшем Христе и Его Царстве.

В свою очередь данный тезис отвечает общей идее самой книги Деяний апостольских, которая начинается с пометки о том, что Иисус Христос на протяжении сорока дней между Своим Воскресением и Вознесением проповедовал Царство Божие (Деян.1.3).

Далее Он же дает повеление апостолам свидетельствовать о Нем в Иерусалиме, Иудее, Самарии и даже до краев земли (Деян.1.8). Данный стих, вообще, лег в основу литературной композиции всей книги Деяний апостольских.

Апостол Петр начинает свою первую проповедь в Иерусалиме (Деян.2), апостолы проповедуют в Иудее (Деян. 3-7), затем Филипп отправляется на проповедь в Самарию (Деян. 8.13). Заканчивается же повествование книги на проповеди апостола Павла в Риме (Деян. 28.23).

 

Проявление Божественной силы

В проповеди о Царстве Божьем акцент делается на Всемогуществе Бога, на том, что Царству Божию надлежит (δεῖ) быть проповеданным, несмотря ни на какие встречающиеся преграды.

Тему об утверждающемся Царстве Божьем как о реализующемся замысле Бога в истории евангелист Лука развивает через повествование о чудодейственной силе имени Иисуса Христа. Апостолы исцеляют, воскрешают, творят чудеса именем Воскресшего Христа (Деян. 3.12,16; 14:10).

Тайна же Божественного замысла раскрывается через пророчества и пророческое служение. Пророчества, запечатленные в писаниях Луки, особенным образом отражают чувство реальности Бога. Большинство из них получают свое скорейшее исполнение, некоторые же становятся планом либо целой книги, либо ее отдельных событий. Например, пророчества ап. Павла относительно своего путешествия в Рим (20.22-25) перед ефесскими пресвитерами.

Реальность Бога, действующего в мире, подчеркивается через ряд Богоявлений, которые происходят в самые критические моменты миссии, например, в моменты смертельной опасности миссионеров (Деян.5.20) или в событии принятия язычников в лоно христианской общины (Деян. 10). Богоявления подтверждают непосредственное участие Бога в деле миссии, которая осуществляется, несмотря ни на какие трудности.

Итак, «силы и знамения», исполняющиеся пророчества, Богоявления – все это свидетельствует о неотвратимости реализации Божественного замысла, – идея столь близкая античному сознанию.

Однако Лука качественно переосмысливает языческие представления о судьбе и о тех, кто ее предопределяет.

Во-первых, языческие силы судьбы признаются ничтожными:

· Случай с изгнанием злого духа πυθωνα из служанки в Филиппах (Деян.16.16-21);

·  Случай с укусом змеей руки ап. Павла. Окружавшая апостола публика стала переговариваться о том, что суд Божий (Δίκη) не оставляет Павла жить (28.4).

Во-вторых, за термином βουλή, который обозначает волю Бога в книге Деяний апостольских, не стоит мифическое Божество. В качестве Личности, реализующей Свой замысел, выступает Бог в лице Иисуса Христа и через своих апостолов созидает Свое Царство. Это Царство непревзойденной свободы, вечного мира и неразрушимой любви (Г. Кюнг).

Окончательно Царство Божье восторжествует в конце времен, однако уже сейчас оно реализуется в апостольских евхаристических общинах и в их деятельном социальном служении. Вот в чем главная отличительная особенность понимания Лукой Божественной воли.

 

Практический вопрос

Как соотносится идея о Царстве Божьем с земными трудностями?

Детерминирует ли исполнение воли Божьей свободу человеческой жизни?

В книге Деяний апостольских Павел не говорил о возможности легко обрести Царство Божие, он утверждал, что «многими скорбями надлежит нам войти в Царство Божие» (14.22).

Скорби не входят в замысел Бога. Согласно книге Деяний, они возникали в силу активной оппозиции этому плану со стороны, например, иудеев (4.1-3, 5.17-18), или по причине внешних природных факторов (Деян. 27).

Отвечая на последний вопрос, необходимо отметить следующее.

Концепция Луки относительно замысла Божьего не является детерминированной. Воля Божья не предопределяет все стороны жизни человека, как это было у древних греков. Земное счастье или несчастье человека не связаны с настроением Бога. Замысел Бога состоит в том, чтобы человек стал наследником возвещаемого Царства и воплощал Его идеалы уже здесь, на земле, в деятельном служении своему ближнему, с полной уверенностью, что Царство Божье придет в силе, несмотря ни на какие трудности и преграды.

 

Список использованной литературы

1. Аверинцев С.С. Взаимосвязь и взаимоотношение жанров в развитии античной литературы. М.: Наука, 1989. 276 с.

2. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М.: РБО, 2006.

3. Горан В.П. Древнегреческая мифологема судьбы. Новосибирск: «Наука», 1990.

4. Дионисий Галикарнасский. Римские Древности / Перев. с древнегреч. Под ред. И.Л. Маяк. М.: «Рубежи ΧΧΙ», 2005.

5. Браун Р. Введение в Новый Завет. Т.1. М.: ББИ св. ап. Андрея, 2007.

6.  Кюнг Г. Христианский вызов. / Пер. с нем. М.: Изд-во ББИ, 2012

7. Bruce F.F., M.A. The Acts of the Apostles. The Greek Τext with Ιntroduction and Commentary. London: The Tyndale Press. 1951.

8.  Esler P.F. Community and Gospel in Luke-Acts. Social and Political Motivations of Lucan Theology. Cambridge, 1987. 266 р.

9. Fitzmyer A. The Acts of the Apostles. A New Translation with Introduction and Commentary. N.Y.: The Anchor Bible. 1964.

10. Kittel G. Theological Dictionary of the New Testament. Ground Rapids: W.M.B., 1987.

11. Rothschild C.K. Luke-Acts and the Rhetoric of History. Tubengen: Μοhr Siebeek, 2004.

12. Sqires J.T. The Plan of God in Luke-Acts. Cambridge University Press, 1998.



[1] И.Е. Суриков. «Афинская демократия в V в. до н.э.» http://sno.pro1.ru/lib/surikov2/2.htm

[2] Экклесия - высший орган государственной власти, народное собрание, охватывавшая весь круг взрослых совершеннолетних граждан мужского пола.

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9