16 апреля - 28 июля. Православные древности из Серпуховского историко-художественного музея в Третьяковской галерее
События

Третьяковская галерея представляет выставку «Православные древности Серпуховского края» программы «Музеи Подмосковья» в рамках многолетнего федерального проекта «Золотая карта России». Задача проекта – популяризация обширного, но мало знакомого широкой публике наследия, хранящегося в художественных музеях страны.
Благодаря проекту московская публика, не выезжая за пределы столицы, может знакомиться с лучшими экспонатами провинциальных музеев. Одновременно каждая выставка дает импульс научной и реставрационной деятельности в малых музеях, позволяет перенять опыт экспозиционной работы, по-новому оценить своеобразие и специфику собственных коллекций. В свою очередь экспонирование собрания в Москве повышает авторитет музея в регионе и интерес к нему у местной публики.

За 95 лет существования в Серпуховском историко-художественном музее, одном из старейших в Подмосковье, собрана обширная коллекция русского и западноевропейского искусства – более 40 000 экспонатов. Часть этой коллекции – произведения русского искусства 1870–1910-х годов – уже демонстрировалась в залах Третьяковской галереи в 2008 году. На этот раз для выставки отобраны экспонаты из наиболее ценного музейного фонда – собрания древнерусского искусства. В его составе – иконы XV–XX веков, произведения декоративно-прикладного искусства, рукописная и печатная книга.
В 1920-х – начале 1930-х годов в музей регулярно поступали произведения из национализированных усадеб, а также из закрытых монастырей и церквей Серпухова. Однако основой музейной коллекции древнерусского искусства стало национализированное в 1918 году личное собрание серпуховской фабрикантши А.В.Мараевой (1845–1928), а также иконы и церковные книги из построенной на ее средства в 1908–1912 годах Покровской старообрядческой церкви. В конце XIX века купцы 1-й гильдии Мараевы, в прошлом крепостные графов Орловых-Чесменских, входили в число богатейших семей Серпухова. В 1884 году главой этой семьи стала А.В.Мараева. Будучи старообрядкой старопоморского согласия, она целенаправленно собирала образцы «древлего благочестия». Мараевское собрание икон и рукописей входило в число самых крупных и высокохудожественных старообрядческих коллекций Московской губернии. В 1920–1930-х годах наиболее ценные произведения были вывезены из Серпухова.

Ныне они находятся в собраниях Третьяковской галереи, Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Исторического музея и других. Вкусы и предпочтения Мараевой определили характерную особенность музейного собрания: интереснейшая его часть – старообрядческие иконы и церковные книги. Большинство экспонатов настоящей выставки также связано с именем А.В.Мараевой. Представленные памятники XV–XVII столетий из ее коллекции прошли старообрядческую «реставрацию». Долгое время собранию древнерусского искусства в музее не уделялось должного внимания, многие экспонаты оставались в плохом состоянии сохранности. Только с 1970-х годов началась серьезная и планомерная работа по реставрации и изучению икон, церковной утвари и литургических облачений.
В состав выставки включено около 70 икон, произведений декоративно-прикладного искусства и других раритетов конца XV–XIX веков. Все экспонаты прошли реставрацию, у ряда икон уточнены авторство и датировка. В экспозиции представлены несколько иконописных центров конца XV – начала ХХ века. Самая древняя из икон – «Святитель Николай Чудотворец, с житием» конца XV века – образец новгородского письма. Это произведение отличает высочайшее качество исполнения, совершенство живописных приемов. В результате реставрации, проведенной в 2012–2013 годах, икона очищена от потемневшей олифы и впервые предстанет перед зрителем. К новгородской художественной традиции относится и икона начала XVI века «Параскева Пятница, с житием». В экспозиции достаточно редкие в подмосковных музеях произведения псковского письма – иконы из праздничного чина середины XVI века «Введение во храм», «Вознесение», «Троица Ветхозаветная». Искусство Москвы начала XVI века представлено иконами «Богоматерь Владимирская», одним из лучших списков образа первой трети XII века из собрания Третьяковской галереи, и «Преображение» из Высоцкого монастыря. Ярославскому письму принадлежат «Богоматерь Толгская» и «Распятие» (обе – XVII век).

ссылка по теме: Подробнее о выставке Православные древности Серпуховского края из собрания Серпуховского историко-художественного музея в Третьяковской галерее смотри и участвуй в обсуждении на сайте Нового форума изобразительного искусства halloART.ru

history_of_art


Другие публикации на портале:

Еще 9