Участие протопресвитера Гавриила Костельника в работе Московского Совещания глав и представителей Автокефальных Православных Церквей 1948 года
20 сентября исполнилось шестьдесят лет со дня мученической кончины протопресвитера Гавриила Костельника — инициатора возвращения греко-католиков Галичины в лоно Православной Церкви. Всего лишь за два месяца до смерти отец Гавриил принимал участие в Совещании глав и представителей Автокефальных Православных Церквей в Москве, где выступил с докладами, посвященными католицизму. Портал «Богослов.Ru» предлагает вниманию читателей статью преподавателя Минской Духовной Академии диакона Павла Бубнова, посвященную участию отца Гавриила в Московском совещании 1948 года.
Статья

Исторический контекст католического вопроса на Московском Совещании глав и представителей Поместных Церквей 

С 1943 г. Папа Пий XII стремился стать посредником между союзниками и странами прогерманской «оси» стремясь, в первую очередь вывести из войны Италию, что ему  удалось сделать в сентябре 1943 г. 

Несмотря на то, что фашистская Германия подвергала гонениям католических священнослужителей в Германии и Польше, Ватикан по прежнему рассматривал Германию как самую надежную защиту от коммунизма. Ватикан также вынашивал идею создания конфедерации Придунайских стран, которая опять же должна была стать санитарным кордоном против большевизма. Приоритеты во внешней политике Ватикана оставались прежними: негативное отношение к СССР, как оплоту коммунизма.

Летом 1944 г. был освобожден Львов, и вопреки зарубежным прогнозам, отношение советских властей к униатам Западной Украины поначалу было вполне терпимым. В декабре 1944 г. члены делегации Греко-Католической Церкви выразили «приветствие и благодарность советской власти, Красной армии и ее Главнокомандующему товарищу Сталину»[1]. Председатель Совета по делам религиозных культов И. В. Полянский, встречаясь в первых числах января 1945 г. с американским журналистом Д. Фишером, подчеркнул, что некий компромисс Католической и Униатской Церквей с государством достигнут и эти церкви «живут»[2]. Так Москва демонстрировала свое желание нормализовать отношения с Ватиканом. Однако Римский папа не изменил своей позиции в отношении Советского Союза. В определенной мере это было и успехом германских дипломатов, сознававших, что между СССР и Ватиканом возможно урегулирование отношений и не допустивших такого развития событий. В начале 1945 г. в выступлениях Пия XII вновь зазвучали мотивы враждебности к коммунистам и одновременно призывы к милосердию к побежденным в войне и установлению мягкого мира. У Ватикана возникли идеи создания конфедерации Придунайских стран, организации комитета «Католического действия». В этих условиях советское руководство отказалось от поисков компромиссов, и курс в отношении католицизма начал меняться. Отныне Ватикан характеризовался как «защитник фашизма», стремящийся к усилению своего влияния в послевоенном мире. Яркой иллюстрацией тому являются публикации в «Журнале Московской Патриархии», возобновившем свой выход в 1943 г. С 1944 по 1948 гг. здесь были опубликованы десятки антикатолических статей[3].

На Поместном Соборе Русской Православной Церкви 1945 г., в обращении его участников «К народам всего мира», принятом 7 февраля, решительно отвергалось предложение папы о «мягком мире». В обращении, в частности говорилось: «Представители Православных Автокефальных Церквей, присутствовавшие на созванном в Москве Соборе Русской Православной Церкви для избрания Патриарха Московского и всея Руси… возвышают свой голос против усилий тех – особенно Ватикана, - кто, пытаясь в своих выступлениях оградить гитлеровскую Германию от ответственности за все совершенные ею преступления и взывая к милосердию в отношении гитлеровцев, заливших кровью невинных жертв всю Европу, хочет тем самым, по нашему мнению, оставить после войны на земле фашистское, человеконенавистническое, антихристианское учение и его носителей»[4].

В соответствии с указаниями Молотова от 2 марта 1945 г., через 13 дней Карпов направил Сталину докладную записку, в которой говорилось: «Политический блок с фашизмом усилил профашистскую деятельность Ватикана, особенно ярко выраженную в дни войны. Римо-Католическая Церковь в своем стремлении к мировому господству ведет наступление и систематическую борьбу за поглощение Православия католицизмом»[5]. Следует отметить, что руководство СССР располагало документальными подтверждениями для некоторых из подобных утверждений. Так, например, в особой папке Сталина хранятся заявления бывшего начальника церковного отдела Главного управления имперской безопасности К. Нейгауза, взятого в плен 28 мая 1945 г. и вывезенного в СССР. В них говорилось: «Несмотря на общеизвестный антагонизм, существовавший перед Второй мировой войной между Гитлером и католической церковью, в ходе войны папа Пий XII проводил скрытую политику в пользу гитлеровской Германии и оказывал ей моральную поддержку. Это стало мне известно на основе изучения ряда секретных документов и личных бесед с наиболее крупными агентами СД по католическому духовенству»[6]. В советской зоне Германии был арестован ряд лиц, упомянутых Нейгаузом. Все они подтвердили содержавшиеся в его показаниях сведения. После выхода в 1942 г. книги «Правда о религии в России», католические издания США всю книгу назвали ложью, а самого митрополита Сергия и всех писавших лжецами.

15 марта 1945 г. Г.Карпов писал Сталину, что Православная Церковь «может и должна сыграть значительную роль в борьбе против римо-католической церкви»[7].

В послании Экзарха всея Украины митрополита Киевского и Галицкого Иоанна «Пастырям и верующим Греко-Католической Церкви, проживающим в Западных областях УССР» говорилось: «Промыслу Божию угодно было, чтобы в Великой Отечественной войне победа осталась не за фашизмом, который «мил» Ватикану, а за Советской страной, и наша Православная Церковь торжествует и радуется тому, что когда-то насильно отогнутые земли – Галичины, Закарпатской Украины – опять воссоединены с Советской Украиной и чрез то насельники их получили возможность свободного исповедания  своей прадедовской православной веры, а не навязанной папским Ватиканом унии»[8].

Сразу после освобождения Украины начала активную деятельность т.н. «Инициативная группа» по воссоединению униатов с Православием. В группу входили протопресвитер Гавриил Костельник, протоиерей М. Мельник, протоиерей А. Пелевецкий. Органичный процесс воссоединения нарушило вмешательство советских силовых структур, которые в апреле 1945 г. арестовали всех украинских униатских епископов и некоторых священников. Впрочем, репрессии не были продиктованы исключительно опасением противодействия воссоединению. Несмотря на освобождение от фашистов, в Западной Украине продолжалась партизанская война украинской повстанческой армии против советской власти, и многие представители униатского духовенства активно помогали украинским партизанским отрядам. Несомненно вредным для дела воссоединения было то, что советская власть лишила униатов выбора: поскольку Греко-Католическая Церковь после Львовского собора для государства перестала существовать, непримиримым униатам оставалось либо уходить в подполье, либо лицемерно перейти в Православие.

 8-10 марта 1946 г. на Львовском соборе униатского духовенства и мирян было принято решение о воссоединении с Православной Церковью и упразднении Брестской унии 1596 года, что, несомненно, стало очень неприятным известием для Ватикана.

 14 февраля 1947 г. Карпов представил на утверждение новую программу борьбы с католицизмом: «а) окончательно ликвидировать униатскую церковь в СССР… д) создать альянс христианских церквей в виде международного движения во главе с Русской Православной Церковью для борьбы с Ватиканом, пригласив участвовать в нем все другие исповедания»[9].

 Католический вопрос на Совещании 

Еще в марте 1945 г. Совет по делам РПЦ в качестве одной из мер борьбы с Ватиканом предложил организовать  и провести в Москве Всемирную конференцию всех христианских (некатолических) церквей мира. Однако начало холодной войны, ознаменованное речью Черчилля в 1946 г., исключило из участников предполагаемой конференции англикан и других протестантов, и тогда возникла идея Вселенского Собора Православных Церквей. 

Высшее руководство страны довело до сведения Святейшего Патриарха Алексия I эту идею. Патриарх, очевидно, понимал всю нереальность проведения такого Собора и поэтому пытался найти контраргументы, способные охладить глобальные геополитические планы советского руководства.

13 марта 1947 г. митрополит Николай (Ярушевич) представил Патриарху свои соображения по этому вопросу. По содержанию его докладной записки видно, что она является ответом на вопрос-предложение о созыве Вселенского Собора. Среди задач возможного Вселенского Собора владыка Николай называет укрепление авторитета Русской Православной Церкви, переход на новый стиль, осуждение русских раскольников за рубежом, осуждение профашистской линии Ватикана. Однако митрополит трезво смотрит на вещи и высказывается против скорого созыва Собора ввиду различных обстоятельств и выдвигает идею созыва предсоборного совещания[10].

Патриарх направил это предложение в Совет по делам Русской Православной Церкви, откуда оно было направлено в Совет Министров. Предложение прошло все властные инстанции и 29 мая 1946 г.  Совет Министров СССР постановлением № 1132-465/сс разрешил проведение в Москве «Вселенского предсоборного совещания с участием глав всех Автокефальных Православных Церквей мира для обсуждения вопросов о выработке общей линии по борьбе с Ватиканом, об отношении к так называемому экуменическому движению, о созыве Вселенского Собора и некоторых других»[11].

Организованная для подготовки Совещания комиссия начала свою работу 23 января 1947 г. в здании Патриархии в Чистом переулке.

Седьмое заседание комиссии (3 апреля 1947 г.) утвердило доклады архиепископа Гермогена (Кожина) и протопресвитера Гавриила Костельника о католичестве, и заслушало сообщение протоиерея Григория Разумовского об истории православно-старокатолических отношений до Второй Мировой войны и его предложения о возобновлении прерванных связей Русской Православной Церкви со старокатоликами на предмет осуществления соединения обеих Церквей[12].

Накануне Совещания в докладной записке Правительству Г.Г.Карпов писал: «В результате предварительной работы достигнуто единство мнений большинства приезжающих делегаций по основным вопросам повестки дня совещания, то есть осуждения антихристианской и антидемократической сущности папизма и отказа от участия православных церквей в предстоящей Ассамблее Всемирного Совета Церквей»[13].

Третьего июля приехавшие на Совещание делегаты молились за воскресным всенощным бдением в Богоявленском Патриаршем соборе[14], а 4 июля за Божественной литургией в том же храме. В среду 7 июля все прибывшие делегации совершили поездку в подмосковное село Коломенское, где посетили церковь и осматривали музей и архитектурные памятники[15].

Работа Совещания, приуроченного к празднованию 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви началась 8 июля 1948 г. в 11 часов утра торжественным молебном в Патриаршем Богоявленском Елоховском соборе, на котором присутствовали все участники. За молебном последовал праздничный прием в Патриархии, а затем -  в 17 часов, - торжественное собрание в храме Воскресения Христова в Сокольниках. После пения стихиры «Днесь благодать Святаго Духа нас собра…» с поздравительным словом к участникам обратился Святейший Патриарх Алексий I, который кратко отметил исторические обстоятельства провозглашения Русской Церковью автокефалии и причины этого события, которые заключались, по его мнению, в «стремлении русской иерархии, духовенства и народа к сохранению чистоты веры»[16].

После Патриарха с приветственным словом выступил председатель Совета по делам Русской Православной Церкви Г.Г.Карпов, который, кратко описав сложившуюся модель церковно-государственных отношений в СССР, Затем с поздравлениями выступили предстоятели и представители Православных Церквей.

Закончилось торжественное заседание принятием единогласного решения о направлении приветственной телеграммы И.В.Сталину[17].

Девятого июля с 11 до 15 часов проходило пленарное заседание Совещания. На нем были избраны президиум (все главы Церквей или их заместители) и технический секретариат (протопресвитер Николай Колчицкий, С. В. Троицкий, Л. Н. Парийский, Н. П. Доктусов), а также был утвержден порядок работы Совещания по дням. В кратком слове Святейший Патриарх Алексий I назвал основные вопросы, над разрешением которых будет работать Совещание, и обосновал их актуальность[18]. Далее с докладом по первой теме – «Папство и Православная Церковь»[19] – выступил архиепископ Казанский Гермоген (Кожин). Освещение темы продолжил протопресвитер Гавриил Костельник с докладами «Ватикан и Православная Церковь»[20] и «Римская Церковь и единство Христовой Церкви»[21]. Митрополит Пловдивский Кирилл выступил с докладом «Рим и Болгария»[22], а профессор Бухарестского богословского факультета Ф.Попеску – с докладом «Отношение Ватикана к Православию за последние 30 лет»[23]. С кратким сообщением о положении католической церкви в Грузии выступил Католикос-Патриарх Грузии Каллистрат.

После двухдневного перерыва, 13, 14, 15 и 16 июля участники Совещания работали в комиссиях, которые должны были выработать резолюции по основным вопросам. Все заседания комиссий проходили в помещении Московской Духовной Академии с 11 до 15 часов и с 17 до 20 часов. На утреннем заседании 13 июля комиссии «Ватикан и Православная Церковь» был заслушан доклад епископа Корчинского Паисия (Албанская Церковь) на тему «Папство и Православная Церковь»[24], доклад епископа Клужского Николая (Румынская Церковь) «Католицизм в Трансильвании»[25], другие члены комиссии сделали краткие сообщения о взаимоотношениях с католицизмом в своих странах. На вечернем заседании того же дня комиссия обсуждала и вносила правки в проект резолюции по вопросу «Ватикан и Православная Церковь». В ходе достаточно оживленной полемики протопресвитер Гавриил Костельник высказывался за изменение резолюции посредством увеличения в ней числа свидетельств «об агрессии Ватикана»[26]. Утром 14 июля окончательный проект резолюции, над исправлением которого работали архиепископ Гермоген (Кожин) и протопресвитер Гавриил Костельник, был утвержден комиссией[27].

 Анализ докладов на тему «Ватикан и Православная Церковь» 

Пленарные выступления на эту тему открыл доклад архиепископа Гермогена (Кожина) «Папство и Православная Церковь»[28]. Несмотря на то, что в докладе архиепископа Казанского Гермогена (Кожина) содержится значительный фактический материал по истории католической церкви, не со всеми его положениями можно согласиться. В архиве Отдела Внешних Церковных Связей хранится письмо святителя Луки (Войно-Ясенецкого), в котором он так оценивает доклад владыки Гермогена:

«Пользуюсь случаем, чтобы высказать Вам, как редактору журнала, свою глубокую скорбь по поводу статей и докладов на «Совещании» летнем архиепископа Гермогена. Зачем ему надо было собрать все самое грязное, самое отрицательное о Римской Церкви. Неужели не в ней и светлого и положительного, нет чудес и святых? Разве Церковь Католическая только папа и кардиналы, только Ватикан, к политике которого мы все относимся отрицательно?

Разве Церковь Католическая не состоит из миллионов простых людей с чистыми и благочестивыми сердцами. Зачем же отравлять их статьями Гермогена, ставящими злые и тяжко греховные преграды между христианами. Зачем, зачем, зачем тяжелый грех на радость врагам Церкви!»[29]

Несомненно, доклад владыки Гермогена имеет значительную политическую окраску и не обладает в достаточной степени взвешенностью суждений и широтой взглядов. Серьезным недостатком печатной версии доклада является полное отсутствие ссылок на источники (за исключением Священного Писания) и литературу, что, конечно же, не имеет значения для устного доклада, но совершенно недопустимо для доклада, претендующего на научную объективность.

Следующий докладчик, протопресвитер Гавриил Костельник, один из инициаторов воссоединения в 1946 г. униатов Западной Украины с Православием, сам бывший униатский священник, представил вниманию участников Совещания два доклада.

Первый доклад протопресвитера Гавриила Костельника «Ватикан и Православная Церковь» специально посвящен теме агрессии Ватикана против Православия. Доклад построен по хронологическому принципу.

Доклад имеет следующее содержание: 1. Папская полнота власти; 2. Агрессия Ватикана против Греческой Церкви; 3. От Адриатического до Белого моря.  Начиная свое исследование с описания притязаний римских епископов на главенство в Церкви в первые века ее существования, автор отмечает, что в данный период деятельность римской кафедры можно назвать «агрессией римских пап против апостольского устройства Церкви»[30]. Автор описывает далее взаимоотношения римских епископов с византийскими патриархами со времени основания Константинополя до его падения в 1453 г. Все возникавшие в этих отношениях конфликтные ситуации, автор объясняет опасением римских епископов возвышения статуса Константинопольского епископа выше епископа Рима и борьбой против второго, после Рима, места Константинополя в церковном диптихе[31]. Далее протопресвитер Гавриил Костельник описывает историю латинского присутствия в Болгарии, Сербии, Румынии и на Руси. Автор приводит факты прозелитической и униатской политики католической церкви в этих странах на протяжении веков и дает современную статистику о количественном состоянии латинских и униатских католических церквей в этих странах[32]. Этот первый доклад отца Гавриила содержит, несомненно, ценную статистическую информацию о положении католицизма на Балканах, изложение и оценку исторических событий. Очевидно, что этот доклад отца Гавриила составлялся с расчетом именно на устное выступление, что обусловило его высокий психологический накал. Обилие экспрессивных выражений, восклицаний и других приемов ораторского искусства совершенно затмевают строгие научные доводы, и сами выводы об агрессии Ватикана и о необходимости борьбы с ней излагаются в самом начале доклада, прежде приведения свидетельств и аргументов.  Первый доклад занимает в «Деяниях Совещания» 12 страниц.

Второй доклад отца Гавриила Костельника «Римская церковь и единство Христовой Церкви» посвящен разбору учения католической церкви о главенстве папы. Доклад имеет следующую структуру:

1.      Римская Церковь сама о себе.

2.      Кафоличность Римской Церкви.

3.      Борьба римских пап за свой примат до церковного раскола 1054 г.

4.      Борьба пап за свой примат до Ватиканского собора.

5.      От Ватиканского собора до настоящего времени.

6.      Самые важные директивы для нас.

Автор анализирует и само наименование римской церкви католической (кафолической), как объединяющей христиан всего мира, а, следовательно, истинной. Однако, автор замечает, что «как объяснил уже Хомяков в «Письме к редактору «LUnion Chrétienne», численности и географическое распространение ни в коем случае не могут быть признаком истинности веры, т.е догматической кафоличности»[33]. Отсюда автор делает вывод о том, что наименование «римо-католическая церковь» является догматическим новшеством, навязанным всей Западной церкви, в защиту которого приводятся аргументы, «имеющие силу только для еще непросвещенной массы»[34]. Далее автор излагает историю борьбы пап за свое главенство в христианском мире, разделяя ее на периоды до великой схизмы, от схизмы до Первого ватиканского собора, и от Ватиканского собора до современного автору времени[35]. Вывод, к которому приходит автор неутешителен: «Папский Рим разбил единство Восточной и Западной Церквей, разбил и свою Западную Церковь и навеки сделал невозможным единство Церквей, так как сделал догматами веры те свои не евангельские и даже противоестественные претензии, которые привели его к расколу Церкви»[36]. В виду всего вышеизложенного автор отмечает: «Православная Церковь теперь выступает на мировую арену. И именно потому она должна лучше приготовиться к состязания с Римско-католической Церковью… Православная Церковь должна стремиться к большему внутреннему единству, чтобы выступать как одно целое, ибо только таким образом возрастут ее нравственная сила и авторитет»[37]. Второй доклад отца Гавриила более соответствует научным критериям и по сравнению с его первым докладом содержит меньше ораторских приемов. Доклад носит исторический характер: автор не доказывает истинность либо ложность католических догматов о главенстве и непогрешимости папы, но лишь излагает историю развития этих краеугольных столпов устройства католической церкви. В целом оба доклада отца Гавриила Костельника имеют довольно заметную радикальность суждений по отношению к католической церкви. Резко критическая позиция отца Гавриила проявилась и во время прений в комиссии по данному вопросу[38]. Второй доклад занимает 35 страниц.

Кроме архиепископа Гермогена, протопресвитера Гавриила с докладами выступили также представитель Болгарской Церкви митрополит Пловдивский Кирилл, осветивший историю католичества в Болгарии. Существенно отличается от предшествующих доклад профессора Бухарестского богословского факультета, доктора Федора Попеску[39]. Доклад, опубликованный в «Деяниях Совещания…» можно совершено справедливо рассматривать как отдельное и оригинальное исследование, целиком посвященное отношению римо-католической церкви к Православию. Используя большое количество литературы католических и некатолических авторов, профессор Попеску рисует ярко документированную картину ватиканской политики по отношению к Православию.  С небольшим словом об отношениях Армяно-Грегорианской Церкви и католицизма выступил Патриарх-Католикос всех армян Георг VI[40]. Текст выступления содержит характерные приемы ораторского искусства и является лишь кратким устным выступлением не научного характера. Достоинством этого выступления являются ценная информация об истории и современном автору положении католицизма в Армении.

В ходе прений комиссии, когда вырабатывался проект Определения Совещания по католическому вопросу, основной акцент всех реплик отца Гавриила был направлен на усиление критики Ватикана в итоговом документе.

На вечернем заседании 13 июля 1948 г. отец Гавриил активно добивался изменения итогового текста резолюции по вопросу «Ватикан и Православная Церковь». В частности он говорил: «Как сам бывший католик, я хорошо знаю значение Римско-католической Церкви. И должен сказать, что здесь не умеют бороться с католиками. Я следил за православными энцикликами и писаниями за последние 20 лет и должен сказать, что в них, как и здесь, в этой резолюции, находил свидетельство непонимания, как надо действовать. Это не то, что надо иметь против Римско-католической Церкви…»[41]. И далее отец Гавриил продолжал: «Нужно, чтобы в резолюции было больше об агрессии Римско-католической Церкви против народа. А в проекте этой резолюции в первой части говорится о ереси, а об агрессии только в выводах»[42]. С замечанием отца Гавриила полностью согласился Митрополит Пловдивский Кирилл, после реплики которого отец Гавриил отметил: «Я хочу, чтобы с латинянами говорили более решительно, а не так как мы»[43]. На этой и другие замечания отца Гавриила другой активный участник дискуссии – архиепископ Казанский Гермоген отметил: «…Должен отметить, что Ваша теория противоречит Вашей практике. Когда я приехал во Львов, после того, как он присоединился, Вы все время там говорили: «Надо бережно относиться»»[44].

На предложение председателя рассмотреть проект конкретных решений, отец Гавриил отметил: «Нам нужно иметь какой-то пропагандистский центр, какой-то пропагандистский орган, я не нахожу для него подходящего названия, но должна быть какая-то физическая единица, сосредотачивающая эту работу»[45].

На следующий день, 14 июля, в начале работы комиссии, архиепископ Казанский Гермоген отметил, что он после вчерашнего заседания вместе с протопресвитером Гавриилом Костельником «долго поработали над согласованием нашей резолюции»[46].

В итоговой резолюции Совещания по теме «Ватикан и Православная Церковь» содержится резкая критика Католической Церкви. Начинаясь с осуждения догматических заблуждений католичества, резолюция переходит к современным проблемам, по большей части политического характера. В тексте резолюции указывается, что Римо-Католическая Церковь находится в «стихии антихристианского папизма», что Ватикан – «центр международных интриг против интересов народов, в особенности славянских; центр международного фашизма…поджигатель двух империалистических войн и в настоящее время принимает активнейшее участие в разжигании новой войны и вообще в политической борьбе с мировой демократией»[47]. «Все христиане мира, - указывается в резолюции, - без различия наций и вероисповеданий, не могут не заклеймить за это политику Ватикана, как антихристианскую, антидемократическую и антинациональную»[48].

 

Подводя итог этому небольшому исследованию, необходимо признать, что протопресвитер Гавриил Костельник сыграл самую активную роль в работе комиссии по вопросу Католической Церкви на Московском Совещании глав и представителей Поместных Православных Церквей и являлся одним из редакторов итогового Определения Совещания по данному вопросу. Он был единственным делегатом, которому была предоставлена возможность огласить два доклада по теме. Содержание докладов отца Гавриила, а также его выступления в прениях свидетельствуют об искренности убеждений и сильной воле к их воплощению в жизнь.



[1] Одинцов М.И. Униаты и советская власть (встреча в Москве. Декабрь 1944 г.) //  Отечественные архивы. 1994. № 3. С. 56-59.

[2] Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве. – С. 298.

[3] К примеру: Можно ли простить фашистов// ЖМП. – 1945. - № 5. – С. 43-46; Айвазов И.Г. О соединении Церквей // ЖМП. – 1945. - № 5. – С. 36-42; Лжегуманизм Ватикана // ЖМП. – 1945. - № 7. С. 28-39; Ватикан // ЖМП. – 1945. - № 7. С. 16-22. Гермоген, епископ. Попытка Ватикана подчинить своему влиянию Православные Церкви южных славян на Балканах (краткий исторический очерк) // ЖМП. – 1946. - №9. – С. 65-73.

[4] К народам всего мира // Журнал Московской Патриархии. – 1945. - № 2. – С. 17; Известия. – 10 февраля 1945 г. № 34.

[5] Одинцов М.И. Хождение по мукам. 1939-1954 годы // Наука и религия. 1990. № 8. С. 21.

[6] Откровения бывшего штурмбанфюрера СС, доктора теологии и философии Карла Нейгауза // Наука и религия. 1995. № 6. С. 8.

[7] Одинцов М.И. Хождение по мукам. 1939-1954 годы. С. 21.

[8] Пастырям и верующим Греко-Католической Церкви // ЖМП. – 1946. № 1. С. 11.

[9] Одинцов М.И. Хождение по мукам. 1939-1954 годы. С. 21.

[10] ГАРФ. Ф.6991 Оп.2. Д.65. Л.15.

[11] Васильева О.Ю. Русская Православная Церковь в политике советского государства в 1943-1948 гг. – М.: ИРИРАН, 2001. С.164-165.

[12] Архив ОВЦС. Д.179.

[13] Васильева. Указ. соч. С.172.

[14] Александров Г. Духовный пир. (Впечатления очевидца). // ЖМП. 1948. №8. С.42-52.

[15] Хроника празднования 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви в Москве 8-19 июля 1948 г. // ЖМП. 1948. № 8. С.3.

[16] Деяния Совещания глав и представителей Автокефальных Православных Церквей в связи с празднованием 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви 8-18 июля 1948 г. Т.1. М.: Изд. Московской Патриархии, 1949. С. 13.

[17] Там же. С.84.

[18] Деяния Совещания. Т.1. С.88.

[19] Там же. С.95.

[20] Там же. С.141.

[21] Там же. С.159.

[22] Там же. С.194.

[23] Там же. С.221.

[24] Там же, с.202.

[25] Там же, с.217.

[26] Там же. С.223-233.

[27] Там же, с.234.

[28] Деяния Совещания глав и представителей Автокефальных Православных Церквей в связи с празднованием 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви 8-18 июля 1948 г. Т.1. М.: Изд. Московской Патриархии, 1949. С. 95-140.

[29] Архив ОВЦС. Д.64б.

[30] Деяния Совещания. Т.1. С.144.

[31] Там же. С.145.

[32] Там же. С.153-158.

[33] Деяния Совещания .Т.1. С.164.

[34] Там же. С.165.

[35] Там же. С.166-193.

[36] Деяния Совещания. Т.1. С.193.

[37] Там же. С.194.

[38] Там же. С.200-233.

[39] Там же. С.221-291.

[40] Деяния Совещания. Т.1. С383-386.

[41] Деяния Совещания. Т. 2. С. 226.

[42] Там же.

[43] Деяния Совещания. Т.2. С. 227.

[44] Деяния Совещания. Т.2. С. 231.

[45] Деяния Совещания. Т.2. С. 232.

[46] Там же. С. 233.

[47] Деяния Совещания. Т.2. С.429.

[48] Деяния Совещания. Т.2. С.429.

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9