Т.Г. Скороходова. Религиозный гуманизм Бенгальского Возрождения (Вопросы философии, 2008, №8. С.158-168). Реферат статьи
Статья рассказывает об «Индийском ренессансе» как наиболее содержательной части Индийского Возрождения (XIX-XX вв.). Сущностью рассматриваемого периода стал гуманизм, возникший из антитрадационализма. В отличие от европейских философов Возрождения, ориентировавшихся на идею о человеческом счастье как на должное, бенгальские мыслители исходят из осознания страдания человека от различных форм несвободы. В поисках выхода они обращаются к осмыслению собственной духовной традиции, поэтому основанием всех процессов Бенгальского Возрождения становится религиозный гуманизм, но он принципиально отличается от «брахманского возрождения» с его незыблемой ортодоксальной интерпретацией индуизма. Бенгальцы, с одной стороны, неортодоксально интерпретировали драхму (религиозный закон), с другой, - испытали на себе мощное влияние европейской мысли. Автор отмечает, что применительно к этому периоду корректно говорить о «религиозном измерении эпохи, генетически связанном с индуизмом».
Статья

В религиозной философии Бенгальского Возрождения в качестве основополагающего смысла была выстроена вертикаль «Бог – человек», от которой производны измерения «Бог – общество», «человек – человек», «человек – общество». Исходя из этого гуманизация индуизма происходит по четырём основным направлениям: 1) религиозное обоснование свободы и достоинства личности; 2) размышления о подлинном благе человека; 3) выявление социальной сути религии и её роли в усовершенствовании человека и общества; 4) универсальные основания веры и взаимоотношения представителей различных вероисповеданий. На практике это привело к адогматическому синтезу идей и ценностей. Развивается диалог индуизма, ислама и христианства. Ислам обостряет интерес к строгому монотеизму, а в социальном плане - к равенству. Христианство поднимает вопросы о Едином Боге-Творце, о свободе и достоинстве личности. В пространстве диалога трех религий возникает проблемное поле, содержательно сходное с европейской Реформацией, включающее в себя три взаимосвязанные темы: 1) истинная суть религии и соотношение её содержания и формы; 2) связь человека с Богом, роль священнослужителя и модели богослужения; 3) социальное значение религии, социальная солидарность, этика и социальное служение. Анализ этих тем позволил Индии обрести уникальный опыт осмысления своей религиозной традиции и создать её новый образ для всего мира.

Раммохан Рай (1772-1833) первый озвучил идеи реформации индуизма: бескомпромиссный монотеизм как база свободы и достоинства человека, рациональное устранение ритуализма, философское обоснование веры, неприемлемость монополии брахманов в духовной сфере, социальное служение как путь к Богу, универсализм и религиозная толерантность. Он переосмыслил традиционный вопрос индийской философии о преодолении страдания. Если прежде преодоление мыслилось как результат индивидуальных усилий, то Раммохан Рай, под влиянием христианских идей, представил страдание как социальное зло и вывел необходимость его преодоления обществом. Если гуманитарии Европы отстаивают право человека на земное счастье, то Рай требует счастья, но только после преодоления страданий.

В Бенгальском Ренесансе  обнаруживаются два крыла – либеральное (брахмоизм) и консервативное (неоиндуизм).

Либералы-брахмаисты Дебендронатх Тагор (1818-1905), Кешобчондро Сен (1834-1884), Шибонатх Шастри (1847-1919) реформировали индуизм в рамках основанного Раммоханом Раем в 1828 г. общества «Брахмо Самадж». К либералам примкнули принявшие христианство Кришномохан Банерджи (1813-1885) и Брахмобандхоб Унадхьяя (1861-1907). К консерваторам принадлежали Бхудеб Мукхопаддхай (1827-1894), Бонкимчондро Чоттопаддхай (1838-1894), Свами Вивекананда (1863-1902).

Брахмоисты признают единобожие сутью индуизма, а его содержанием – отношение к Богу и к миру. Это приводит к отказу от постулата нереальности мира, что влечет за собой утверждение ценности земного бытия. Само бытие рассматривается как творческое соучастие в божественном творении. Однако творчеству предшествует самосознание личности. Для бенгальцев саморазвитие первично по отношению к социальным реформам. Потребность вывести на первый план гуманистическое содержание индуизма делает неизбежным обращение к христианству, но если Р. Рай (акцент на любви и страдании как сути учения Христа), К. Сен (призыв к самопожертвованию), С. Вивекананда (рассмотрение проповеди Спасителя в историческом, социальном и религиозном аспектах) объективно стремились обогатить индуизм недостающими аспектами, то К. Бенерджи и Б. Упадхьяя пытались встроить его в христианство без изменений.

Бенгальские реформаторы выдвигают на первый план мирскую деятельность и любовь, преодолевая кастовые различия при помощи христианства и ислама.

Импульс консервативному крылу придал бенгальский проповедник Рамакришна (1836-1886). Признавая позитивность социальных устремлений брахмоистов, он говорил о ценности многообразия религиозных путей к Богу. Обосновывая ценность индуизма, консерваторы часто идеализировали его, но идеализация не исключала критику, а была призвана показать должное состояние религии и пробудить уважение к индуизму в мире.

С. Вивекананда  провозглашает монотеизм и критикует идолопоклонство, но в отличие от либералов видит в нём не корень всех зол, а «духовное детство» индусов. Если либералы на первое место ставят социальное служение, то консерваторы отдают предпочтение духовному и культурному возрождению. Объединяющим фактором служит идея универсальной религии. Также все бенгальские мыслители преследовали единую цель – гуманизацию духовной традиции индуизма.

По мнению автора завершением религиозных исканий эпохи стали идеи Рабиндрната Тагора. Он критиковал либералов за то, что их высокие идеи недоступны не только простому народу, но и большинству брахмоистов. С другой стороны, привнесение консерваторами религиозности в политику, обожествление родины только увеличивает ненависть к чужому. Отсюда проистекают основные идеи мыслителя: религия и вера - внутреннее дело каждого, приоритет истинной веры не позволяет религии превратиться в предмет тщеславия.

Смыслы, явленные бенгальскими гуманистами, перерастают их изначальное стремление обосновать достойное место индуизма, они предстают как духовное противоядие сектанству, ограниченности и нетерпимости, препятствующих свободному развитию личности, подводит итог Т.Г. Соколова.

 

 Из списка нучных публикаций автора по данной теме:
    1. Рабиндранат Тагор: Бенгальское Возрождение сквозь призму "Писем о России" // Россия - Индия: региональное сотрудничество (г. Пенза). М., Институт Востоковедения РАН, 2002. С. 50-59.
    2. Социальное реформаторство как инновация: социоисторический опыт Бенгальского Возрождения (Раммохон Рой) // IV Социологические чтения студентов, аспирантов и преподавателей, посвящённые 150-летию со дня рождения М. М. Ковалевского (Доклады, выступления, сообщения). Пенза, ПГПУ, 2002. С. 8-15.
    3. Проблема Бенгальского и Индийского Возрождения в социогуманитарных исследованиях // Социальные науки: история, теория, методология. Межвузовский сборник научных статей. Вып. V. М., Сигналъ, 2002. С. 93-103.
    4. Развитие принципа надконфессионального единства в эпоху Бенгальского Возрождения // Исторические записки. Межвузовский сборник научных трудов. Вып. VI. Пенза, ПГПУ, 2002. С. 17-23.
    5. Бенгальское Возрождение и итальянское Рисорджименто // III Лебедевские чтения. Материалы докладов научной конференции. Пенза, ПГПУ, 2002. С. 83-85.
    6. Санкт-Петербург - Калькутта: идеал культурного синтеза // Идеалы и реальности культуры российского города // Материалы III городской научно-практической конференции. Пенза, Приволжский дом знаний, 2002. С. 70-73.
    7. Социология религии Свами Вивекананды // V Социологические чтения студентов, аспирантов и преподавателей "Актуальные проблемы теории и практики социальной работы" (Доклады, выступления, сообщения). Пенза, ПГПУ, 2003. С. 123-134.
    8. Бенгальское Возрождение как историческая эпоха социокультурного синтеза Востока и Запада // Актуальные проблемы исторической науки. Вып. 1. Пенза, ПГПУ, 2003. С. 42-50.
    9. Идея и идеал социального служения: наследие Бенгальского Возрождения // V Социологические чтения студентов, аспирантов и преподавателей "Актуальные проблемы теории и практики социальной работы" (Доклады, выступления, сообщения). Пенза, ПГПУ, 2003. С. 40-50.
   10. Генри Вивьен Луи Дерозио и "Молодая Бенгалия" // Вехи минувшего. Вып. 3. Учёные записки Липецкого государственного педагогического университета. Липецк, ЛГПУ, 2003. С. 177-185.
   11. Свобода в социологических взглядах Свами Вивекананды // Свобода, собственность и нравственность в России: возможно ли согласие: Сборник научных трудов по материалам Всероссийской научной конференции Пенза: ПГПУ, 2003. С. 71-75.
   12. Гендерные аспекты социального реформаторства в эпоху Бенгальского Возрождения // VI Социологические чтения студентов, аспирантов и преподавателей, посвящённые 65-летию Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского. Пенза, ПГПУ, 2004. С. 120-129.
   13. У истоков социальной работы в Индии: Ишшорчондро Биддешагор // Актуальные проблемы теории и практики социальной работы. Межвузовский сборник научных статей. Пенза, ПГПУ, 2004. С. 63-72.
   14. Христианство глазами индийца: полемика Раммохона Рая с миссионерами // Азиатский Восток в Новое и Новейшее время. Сборник статей межрегиональной научной конференции (г. Липецк). Липецк, ЛГПУ, 2004. С. 31-34.
   15. Концепция демократии в наследии Раммохона Рая (опыт реконструкции) // ICANAS - XXXVII (36-й Международный конгресс востоковедов): Сборник тезисов. В 3-х ч. Москва: Изд. Секретариата XXXVII Международного конгресса востоковедов. 2004. Ч. 2. С. 610-612.
   16. Проблема социального равенства в социологических воззрениях Бонкимчондро Чоттопаддхая // Социальные науки: история, теория, методология. Сборник научных статей. Вып. VI. Пенза, ПГПУ, 2005. С. 21-33.
   17. Гуманизм эпохи Бенгальского Возрождения // VI Лебедевские чтения. Материалы докладов межвузовской научной конференции. Пенза, ГУМНИЦ ИИП ПГПУ, 2005. С. 31-35.
   18. У истоков индийской социологии: Раммохон Рой // VII Социологические чтения студентов, аспирантов и преподавателей, посвящённые 60-летию Победы в Великой Отечественной войне. Межвузовский сборник научных трудов. Пенза, ПГПУ, 2005. С. 53-70.
   19. Идея возрождения Индии в трудах деятелей Бенгальского Ренессанса // Исторический записки Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 9. Пенза, ИИП ПГПУ, 2005. С. 21-27.
   20. Критика Британской налоговой системы в трудах Раммохона Рая // Известия Пензенского государственного педагогического университета. Научные и учебно-методические вопросы. Сектор молодых учёных. № 1. Часть 2. Пенза, 2005. С. 82-85.
   21. Общественные проблемы в ранней публицистике младобенгальцев // Известия ПГПУ: Научные и учебно-методические вопросы. Сектор молодых учёных. № 2. Пенза.: ПГПУ, 2006. С. 282-289.
   22. Социальное реформаторство Кешобчондро Сена: философия и практика // VIII Социологические чтения, посвящённые 135-летию со дня рождения С. Н. Булгакова. Межвузовский сборник научных трудов. Пенза, ПГПУ., 2006. С 33-55.
    23. Младобенгальцы: наследники Раммохана Рая // Вехи минувшего. Вып. 4. Учёные записки Липецкого государственного педагогического университета. Липецк, ЛГПУ, 2006. С. 163-172.
    24. Воздействие религиозных факторов на формирование наследия Бенгальского Ренессанса (исторический опыт поликонфессионального региона Индии) // Вестник Пензенского отделения Российского философского общества № 1. Сборник научных статей. М., РФО, Пенза, ПГПУ, 2006. С. 195-201.

 

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9