[Обзор книги:] Канненгиссер Ч. Справочник по патристической экзегетике: Библия в древнем христианстве (Kannengiesser Ch. Handbook of Patristic Exegesis: The Bible in Ancient Christianity. Brill. 2006. 1534 PP. ISBN-10: 9004153616)
Книга представляет всесторонний обзор истории патристической экзегетики. Кроме общего введения в главные темы этой области он содержит эссе ведущих ученых патрологов по наиболее значимым отцам Церкви, таким, как блаж. Августин, свщмч. Ириней, Ориген, свт. Григорий Нисский и др. Эссе дополнены библиографией изданий и исследований по патристической экзегетике, опубликованных с 1945 по 1995 г.
Статья

Книга рассматривает вопросы, связанные с употреблением и интерпретацией Священного Писания в патристическую эпоху, что помогло Церкви определить ее учение, структуру, практику и саму культуру в течение всего периода ее формирования. Эта работа служит справочным инструментом в отношении экзегетического вклада конкретных святых отцов Церкви и школ мысли, а также указывает на специфические работы, посвященные указанной теме.

Эта работа стала началом нового проекта издательства Брилль «Библия в древнем христианстве», главной целью которого является исследование того, как тексты Писания функционировали во всех аспектах жизни древней Церкви. Вряд ли возможно рассматривать древнюю Церковь, не заметив высокого приоритета библейского экзегезиса; от учения до практической жизни, патристический экзегезис является ядром культурного наследия древней Церкви.

Работа начинается с введения, определяющего читательскую аудиторию, цель и метод исследования. Необходимость в этом большом труде связана со сравнительно недавно произошедшим переворотом в области изучения патристической экзегетики. До 1950-х годов на Западе древние интерпретации Писания «относились к области любознательности эрудитов, не имеющих отношения ни к какой форме современной мысли, и бесполезных для серьезного богословия. Эта работа не имеет себе равных в других патристических экзегетических исследованиях по нескольким причинам. Она представляет собой обзор всех писателей-экзегетов и их работ с начала патристической эры. Она представляет библиографии современных изданий, а также вторичные материалы, которые анализируют их. Она также рассматривает саму область патристики как изучение истории интерпретации. Канненгиссер так определяет цель книги: «Через анализ вклада ученых попытаться сформировать согласованное понимание научных достижений в рамках всей области патристического экзегезиса на протяжении столетий». Таким образом, эта работа по патристической экзегетике и о патристической экзегетике. Кроме того, исследование отражает мысль ключевых фигур в патристической экзегетике более детально.  Эти исследования дополнены анализом существенных вопросов, окружающих патристическую методологию и склад ума античности при изучении Писания.

Первая глава предлагает обзор собраний текстов первоисточников, новых изданий и переводов патристических экзегетических работ. Здесь отмечены словари, энциклопедии, патрологии, библиографические работы и соответствующие журналы, а также важные собрания, такие как Studia Patristica. Объем требовал того, чтобы здесь были отмечены только фундаментальные, наиболее распространенные работы, но обзор, тем не менее, является полезным и очень информативным. Канненгиссер описывает направления исследований, которые оформляли область патристической экзегетики на протяжении последних 50 лет. Он оценивает область в рамках двух уровней: источников, и научных тенденций. На уровне источников, замечает автор, тяжелый труд отдельных людей и целых институтов привел к выпуску собраний, переводов и книг, внесших развитие в эту область, чье состояние довольно неплохое на фоне упадка классических языков в высшем образовании. На уровне научных работ Каннингиссер указывает на патристические тенденции двух эпох. Первая, послевоенная, с ее интересом к библейским исследованиям; эта эра была стимулирована в Католической церкви папской энцикликой 1942 г. Divino afflante Spiritu, побудившей ученых к более широкому исследованию нетрадиционных источников и междисциплинарным исследованиям. После войны в рамках патристических исследований отмечался голод, обусловленный духом «возвращения к источникам». Во-вторых, с 1950-х, патристические исследования специализируются в таких областях как важность литературного жанра, вопрос о конфессиональном предпочтении, значении смыслов Писания, а также социальных и политических факторах.

Западная католическая традиция обычно определяет патристическую эпоху со времени апостольских отцов до VII века на Западе и VIII века на Востоке. Этот подход характерен и для данного исследования. Каждое столетие рассматривается в рамках своего уникального контекста. Например, Канненгиссер отмечает, что греческая литература IV века была определяющей для Церкви вследствие того, что возникли новые условия для интерпретации, такие как переход власти от местных пастырей к епископам и императорская поддержка Церкви. Развитие также обнаруживает, что установление Писания для доктринальных утверждений делает экзегетику IV века критически важной в истории интерпретации. Здесь, в частности, Канненгиссер рассматривает вновь личность Афанасия Александрийского. Афанасий развивает «библейский склад ума» - не способный рассматривать что-либо «без идентификации себя в своей мысли и в своих действиях через рефлексию библейской герменевтики».

Отдельные главы посвящены также экзегетической литературе не только греческой и латинской традиций, но и армянской, грузинской, коптской и эфиопской традиций. Иудаизм и гностицизм рассматриваются лишь вкратце вследствие их особой сложности и большого объема этих областей литературы. Не упоминать о них было бы неправильно, но рассматривать их подробно в рамках данного труда невозможно. Справочник также вынужден ограничивать себя диапазоном рассматриваемых и цитируемых публикаций, так что он ограничивается только редактируемыми патристическими источниками без описания их. Он также дистанцируется от обсуждения изданий библейских текстов, несмотря на их важность для патристических источников. В результате справочник больше фокусируется на рассмотрении древних церковных авторов, их экзегетической практики и самих работ.

Большая часть этой работы посвящена отдельным экзегетам раннего христианства. Описание каждой исторической фигуры предваряется некоторыми историческими замечаниями, кратким описанием основных экзегетических работ, изданий, переводов и исследований. Алфавитный лист главных авторов представлен в начале работы. Этот перечень содержит все ключевые фигуры наряду с некоторыми анонимными работами, которые не приписываются с уверенностью известным историческим лицам. Каждое введение выглядит подобно главе в содержании, а иногда главы отмечают особые заслуги того или иного лица, например, глава «Достижения Евсевия Кесарийского». К сожалению, нет всеохватного индекса, с помощью которого можно было бы проследить упоминание святых отцов в других главах. Для диахронных исследований полный индекс был бы весьма полезен.

Некоторые главы обращают внимание на специфические проблемы или вопросы, которые окружают экзегетическую практику или работы, такие как авторство, оригинальность и катены. Часто главы содержат один или два примера уникальных экзегетических свойств того или иного автора. Кроме того, в некоторых главах проводится сравнение экзегезы святых отцов с экзегезой их противников. Например, Норберт Брокс рассматривает использование Иринеем Священного Писания как авторитета, а Энн Паскуайр рассматривает богословские мотивы экзегетики валентиниан. В главе «Экзегезис Ария: библейское отношение и формирование систематики» Томас Бом объясняет технику арианского экзегезиса, которая позволяла интерпретировать тварность Сына. Здесь, изоляция стихов в противоположность традиции, включающей Оригена, Септуагинту и Таргумы, побудила Ария развить экзегезис, утверждающий тварность Сына и претендующий на то, что арианская доктрина основана на Писании. В главе «Августин: герменевтика обращения» Памела Брайт рассматривает вопрос о том, как одна личность «превзошла всех древнейших христианских интерпретаторов Писания по интенсивности своего личного усвоения библейского текста, и по оригинальности и глубине интерпретации».

Кроме разделов, посвященных отдельным экзегетам, работа исследует также важные контексты, школы, тенденции, события и методы, которые оказывали влияние на древнюю Церковь. Эти дополнительные секции являются необходимым дополнением для полноты справочника по патристической экзегетике. Например, Дэвид Бэйлс и Джеффри Бингэм делают обзор использования отдельных книг Священного Писания, чтобы показать, как отцы воспринимали, интерпретировали и учили. Глава о методе и влиянии раввинистической литературы демонстрирует, что Писание и его интерпретация находились в центре религиозной жизни Церкви, имевшей своим началом ветхозаветную традицию.

Канненгиссер предлагает ясное объяснение буквального и духовного экзегезиса, включая вопросы «буквы» и «смысла». Он настаивает на том, что для древнехристианских интерпретаторов библейская «буква» была действительным словом Писания, которое было божественным по происхождению и, таким образом, не допускало какого-либо нейтрального прочтения, не имеющего отношения к религиозной вере.

Как справочный инструмент книга является бесценной. Она перечисляет словари, энциклопедии, патрологии, библиографии, специальные серии патристической экзегетики, журналы по древней Церкви, указывая на тысячи мест, где можно найти исследования по патристической экзегетике. Эта работа обязательно должна быть в библиотеках богословских учебных заведений, чтобы студенты могли по ней изучать историю интерпретации текста Библии.

Об авторе

Чарльз Канненгиссер был преемником кардинала Жана Даниелу в Католическом институте Парижа, с 1982 по 1992 г. профессором исторического богословия университета Нотр-Дам, Индиана. В настоящее время член института фундаментальных исследований в Принстоне, Нью-Джерси. С 1992 г. является профессором университета Конкордии, Монреаль. Он опубликовал несколько книг и множество статей, посвященных Афанасию Александрийскому и александрийской традиции.

Содержание

Список авторов, участвовавших в подготовке статей IX

Алфавитный перечень главных авторов и обсуждаемых в книге анонимных работ XI

Предисловие XV

Сокращения XVII

Введение 1

Часть А Общие подходы

I. Патристическая экзегетика: 50 лет международных исследований 23

II. Иудаизм и культура риторики: два фундаментальных контекста патристической экзегетики 115

III. Патристическая герменевтика 165

IV. Патристическая экзегетика книг Библии 271

Часть B Исторический обзор

V. Второе столетие   377

VI.    Греческая христианская литература третьего столетия   521

VII.   Латинская христианская литература третьего столетия 589

VIII. Мани и манихействов 647

 IX. Греческая христианская литература IV-V веков 671

X. Греческая христианская литература VI-VII веков 921

XI. Латинская христианская литература IV-V веков 989

XII. Латинская христианская литература VI-VII веков 1299

XIII. Сирийская христианская литература 1377

XIV. Патристическая экзегетика в армянской, грузинской, коптской и эфиопской христианской литературе 1477

Эпилог: голос с «края земли» - Использование Писания Бедой Достопочтенным 1475

Индекс имен для введения и Части А 1496

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9