[Обзор книги:] Полкинхорн Дж. Исследование реальности: переплетение науки и религии. (Polkinghorne J. Exploring Reality: The Intertwining of Science and Religion. New Haven. Yale University Press, 2007. 208 PP. ISBN-13: 978-0300122671)
Реальность многослойна. В этой книге Джон Полкинхорн исследует различные аспекты столкновения человека с реальностью. Он утверждает, что реальность состоит не только из научных процессов естественного мира, но также личностного измерения человеческой природы. Здесь предлагается интегральное представление о реальности, охватывающее широкий диапазон аспектов от физического рассмотрения причинной структуры, эволюционного понимания природы человека, уникального значения Иисуса из Назарета и встречи человека с Богом.
Статья

По мысли физика и священника Джона Полкинхорна, «если физик достигает своих целей более успешно, чем богослов, это вследствие того, что наука является более легкой, чем богословие». Здесь автор рассматривает обширный диапазон вопросов, признавая места, где богословие становится трудной и неопределенной работой. Вопросы пространства-времени, квантовой механики и теории хаоса - уже знакомые по другим книгам Полкинхорна - соединяются здесь со статьями о природе человека, проблеме зла, исторического Иисуса и отношения между христианством и другими религиями. Основной подход Полкинхорна остается неизменным: он сторонник науки, но враг научного редукционизма.

В предисловии к книге Полкинхорн отмечает, что он не видит никакого противоречия в том, что является ученым-физиком и англиканским священником (в чем упрекал его Р. Доукинз). Он не оставил физику, поскольку не испытывал в ней разочарования, но занялся одновременно богословием, поскольку наука не является достаточной для объяснения реальности и утоления жажды понимания. Автор говорит о своей книге как спиральном процессе исследования пересечения науки и религии, а затем представляет сжатое описание каждой из 10 глав. Далее, он описывает свой итеративный метод, который он использовал в течение многих лет будучи специалистом в физике элементарных частиц, метод, который постепенно приводит к единому пониманию.

В первой главе Полкинхорн исследует реальность и истину, соотнося их с постмодернистским мышлением и своим подходом, который он называет критическим реализмом. Он делает вывод, что такая дискуссия об интерпретации опыта человека требует признания нашего физического столкновения с естественным миром, включая области истины, красоты и блага. Противоположный подход, которого придерживаются некоторые редукционисты, отрицает полностью аутентичность действительного опыта человека. Полкинхорн имеет особое желание, чтобы его читатели и коллеги пришли к пониманию того, что исследование реальности является естественным  поведением. Его вера в многоуровневую реальность является необходимой для того,  чтобы включать в себя богатство человеческой жизни. Эта тема детально обсуждалась и в ранних работах. Как отмечает Полкинхорн, наивная объективность науки просто непригодна для того, чтобы объяснить богатство человеческого опыта.

Глава 2, «Причинная связь мира», является, возможно, наиболее трудной для понимания, и возможно, наименее убедительной. Она имеет несколько амбициозное намерение рассмотреть причинную структуру мира. Он указывает с очевидностью, что вопросы причинности являются в конечном счете неразрешимыми в рамках одной науки. Эта глава, вероятно, наиболее сложна для не специалистов, так как большая часть дискуссии требует общего понимания теоретической физики. В этой главе Полкинхорн проводит различие между двумя типами физических теорий реальности: ясной и детерминистской классической физикой Ньютона и загадочной квантовой теорией с ее несводимой неопределенностью, которая требует вероятностного подхода. После обсуждения неразрешенной проблемы измерения в квантовой механике и 6 вариантов предложенных объяснений Полкинхорн признает, что пропасть в нашем понимании того как соотносятся классическая физическая теория и квантовый мир охватывает уже 80 лет со времени открытия квантовой теории. Автор делает вывод, что природа причинной связи мира является, в конечном счете, вопросом метафизики, нежели физики.

В третьей главе, рассматривающей природу человека, Полкинхорн признают вклад эволюционного мышления, но указывает на то, что простая неодарвинистская теория является неадекватной для понимания человека. Он защищает сбалансированное рассмотрение ментального и материального, двухаспектный монизм. Понимание полного значения эволюции требует «немодного признания гетерономии человека перед вуалью присутствия Бога». С богословской перспективы эволюция является механизмом, посредством которого творения движутся к полноте, дарованной Творцом. Фактически, он идет дальше, утверждая, что раскрывающаяся эволюция является выражением божественного намерения на пути, которым творение реализует данный Богом потенциал. Кроме хорошо известной концепции творения из ничего и развертывания продолжающегося творения Полкинхорн напоминает известный спор между епископом Сэмюэлем Вилберфорсом и Томасом Гексли в Оксфорде в 1860 г. Оставшаяся часть 3 главы посвящена перечислению характеристик природы человека и соотнесению их с божественной целью эволюции. Полкинхорн не желает попадать в ошибку рассмотрения ментального и духовного опыта человека как простого побочного эффекта нашего материального воплощения. Рассматривая вопросы о самосознании, языке, рациональности, креативности, моральной ответственности и искажении человеческой жизни, которое богословы называют грехом, Полкинхорн делает вывод: «Как странно, что многие биологи... утверждают, что они не способны увидеть ничего, действительно специфического в Homo sapiens».

Глава 4 посвящена обсуждению влияния Иисуса из Назарета, Которого отличает отсутствие какого-либо лично написанного свидетельства и Его распятие как преступника 2000 лет назад в удаленной провинции Римской империи. Факт воскресения Иисуса является критически важным для того объяснения реальности, которое представил здесь, а также в своих Гиффордовских лекциях Полкинхорн. Природа письменного свидетельства как интерпретированной истории обсуждается здесь с использованием множества библейских ссылок. Эта глава представляет собой почти полностью библейский экзегезис, рассматривающий детально использование таких понятий как Сын Человеческий.

Твердая убежденность Полкинхорна в значении Иисуса приводит его в 5 главе к обоснованию и оправданию веры в Триединого Бога в христианстве. Обсуждение тринитарного богословия содержит объяснения богословских концепций для читателей, не имеющих специального богословского образования.

Смысл и само существование времени обсуждаются в 6 главе. Взгляд Полкинхорна предполагает развитие Божественного Откровения как непосредственно относящегося к историческим событиям. Очевидно, чтоистинная природа времени продолжает быть вопросом метафизических споров. Полкинхорн указывает, что эти споры могут находиться под влиянием науки, но могут быть разрешены только посредством философской рефлексии.

Главы с 7 по 10 рассматривают различные вопросы, связанные с отношением к другим религиям, проблеме зла, этическим вопросам и вопросам эсхатологии. Опираясь на христианскую традицию, Полкинхорн рассматривает сложную проблему различия и сходства мировых религий.

Возможно, наиболее сильным аргументом к неверию является присутствие в мире болезни, страдания и зла. Полкинхорн предлагает стандартное объяснение, опирающееся на свободу воли и представляет полезную классификацию зла в рамках моральных и природных категорий. Его совет заключается в том, что глубочайший христианский ответ лежит в признании во Христе Божественного Страдальца, который разделяет с человечеством его опыт.

Полкинхорн профессионально рассматривает этические вопросы, возникающие в результате прогресса в науке и технологии, так как в течение 15 лет он служил в различных правительственных комитетах в Великобритании. Автор рассматривает такие острые вопросы, как исследования стволовых клеток эмбрионов и др.

Заключительная глава посвящена эсхатологическим вопросам. Здесь Полкинхорн отмечает, что христианская эсхатологическая надежда покоится на верности Бога и воскресении Христа. Автор отвечает на вопрос о жизни после смерти. Знакомый со скептицизмом многих своих современников, он, чувствует особую необходимость утверждать надежду на жизнь после смерти.

         Основной итог книги можно выразить словами автора: «Очевидно, что наука не демонстрирует причинной замкнутости естественного мира. Ничто в науке не может говорить нам, требовать от нас отрицать наши непосредственные человеческие способности к осознанному действию; наука не может препятствовать верующему придерживаться его веры в промыслительное взаимодействие  Бога с историей мира».

        

Содержание

Предисловие IX

Благодарности XVII

Глава 1. Реальность 1

Глава 2. Причинная связь мира 7

Глава 3. Природа человека: эволюционный контекст 38

Глава 4. Исторический Иисус 60

Глава 5. Божественная реальность: Троица 90

Глава 6. Природа времени: раскрывающееся повествование 113

Глава 7. Дух и верования 127

Глава 8. Зло 136

Глава 9. Этическое исследование: генетика 147

Глава 10. Образный постскриптум: некоторые наивные размышления 169

Индекс 179

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9