Лица прошлого: протоиерей А.И. Маляревский
Протоиерей Александр Иванович Маляревский (1857 – 1934) – автор нескольких книг, посвященных обучению детей Закону Божию, а также ряда популярных изданий житий русских святых. В редакцию портала «Богослов.Ru» поступила расшифровка рукописи – биографии (возможно, автобиографии) протоиерея А. Маляревского.
Статья

О том, что в нашем роду были священнослужители и иконописцы я слышал в детстве в разговорах своих родственников, но для нас детей эта тема всегда оставалась закрытой, родители старались не отвечать на наши вопросы, касающиеся наших предков и родственников. И я только знал из рассказов отца, что его дедушка был потомственным священником, дворянином. К сожалению, в семье не было старых дореволюционных фотографий,  рассматривая которых можно было бы задавать вопросы родителям о том, кто на них изображен, нам говорили, что  они были утеряны, но вернее всего их сожгли в тридцатые годы.  И вот после смерти отца, перебирая его документы, мое внимание привлекли пожелтевшие листки с рукописным текстом датированные  1915 годом. Это были или черновики статьи посвященной моему прадеду  протоиерею А. И. Маляревскому или его попытки составить своё краткое жизнеописание. Припубликации сохранена стилистика оригинала.

Н.Б. Маляревский

 

Протоиерей Вознесенской церкви в Петрограде Александр Иоаннович Маляревский

Протоиерей А.И. МаляревскийРодился 24 августа 1857г. в селе Покровском, Курской губернии. Отец его священник вскоре был перемещен в Корочинский уезд, в слободу Холодное, где среди скромного, честного, в простоте верующего, трудолюбивого, спокойного крестьянского населения прошло детство, отрочество и, во время каникул, юность его. Товарищей и друзей в детстве и отрочестве не было у меня, вспоминает отец Александр, в играх со сверстниками и развлечениях я не принимал участия, да их и не было в ту пору в деревне, т.к. дети вместе никогда не собирались; жил я, интересами семьи, помогая, матери в домашних и хозяйственных делах. По воскресеньям и праздничным дням с отцом неукоснительно ходил в церковь, где всегда стоял на клиросе, внимательно следя за службой и тихо подпевая поющим.

На 12 году отвезен в Белгород, но в сентябре поступить в училище не удалось, т.к. дома не был подготовлен. К Рождеству сдал экзамен в низшее отделение. К концу года догнал своих товарищей и занял первое место по списку, каковое сохранил за собою во все шестилетнее время обучения в духовном училище. Врагов, завистников и конкурентов за все время пребывания в училище не имел; все товарищи и соквартиранты были моими младшими братьями; в своих отношениях мы руководились чувством бесхитростной детской любви, взаимного уважения и благорасположения. Шесть лет учения в Белгородской семинарии прошли благополучно, в добросовестном изучении преподаваемых предметов и успешном занятии с другими учениками. В это время опытно выработались понятия об учениках и учителях, понятия довольно оригинальные, немножко идеалистические, но к счастью оправданные жизнью и новейшими психологической, педагогической науками и, давшей в руки отца Александра тайну влияния его на учеников и учителей, что замечалось во всей его дальнейшей педагогической практике.

В 1881 году поступил на казенное отделение в Санкт-Петербургскую духовную академию, которую и кончил в 85 году по первому разряду. Кандидатская работа его была по педагогике: «Вопросы о нравственном воспитании в нашей педагогической литературе за последнее столетие». Не в пример другим еще на третьем курсе академии студент Маляревский определен приходским священником к Самсоновской церкви. Три дела сразу пришлось совмещать ему теперь: учиться (оканчивать академию и знакомиться с общественной жизнью), учить (законоучительствовать и проповедовать) и служить (отправлять богослужения в храме и требы по домам) и все их благословлял Бог.

Служение людям, человеколюбие, любезное обращение со всеми, но без лести и фальши, правдивость в суждениях и законность в действиях, сочувствие горю и радости других, но без навязывания своих мнений, внедрение писания, особенно детям и окружающим христианских воззрений на жизнь и взаимопонимание, но без утрировки их или с признанием житейских нужд, потребностей даже условностей, научение других, но без обличия, короче сказать, религиозность и смиренномудрие, какими принципами направлялась внутренняя сторона пасторского делания.

Внятное, сосредоточенное, благоверное отправление богослужения, сопровождаемое  по воскресным и праздничным дням кратким, живым и жизненным словом по лучшим проповедническим образцам, своевременное тщательное совершение треб по домам, строгое, не слышное, с видимым сочувствием к приходящему ведение исповедью, спокойное, ласковое, любовное обращение с народом и сослуживцами, особая забота об ограждении верующих от неправославных пашковских влияний, благожелательное отношение к заключенным при полицейской части, на новых педагогических началах обоснованное преподавание Закона Божьего в приюте и городской школе, составление книжки «Воскресная церковно-приходская библиотека», выступление с докладом в Соляном городке «О репетиторстве, как средстве, освобождающем школу от многих ее недостатков» сделали то, что о деятельности молодого священника Самсоновской церкви к концу четвертого года его служения стали говорить с похвалою не только сослуживцы, начальствующие лица, но и народ.

В 1888 г. отец Александр переведен был на лучший приход к Пантелеимоновской церкви. 25 лет, 9 месяцев, 7 дней при этом храме прошли в усиленном законоучительстве в приютах, преподавание в двух городских училищах, в женской гимназии кн. Оболенской, в Екатерининской патриотической школе и частных домах.

Страница рукописи Тяготение к народному образованию побудили его оставить городские школы и прекрасную во всех отношениях гимназию и он: 1) принял живое и деятельное участие в заседаниях Совета Братства Пресвятой Богородицы ведавшим церковными школами Петроградской стороны; 2) заведовал распределением учебных книг и классных пособий по школам; 3) работал для выставок Нижегородской, юбилейной Петроградской, Детского мира; 4) выстроил, оборудовал и попечительствовал в Вороноской второклассной школе; 5) сделался наблюдателем церковных школ в столице и Петроградском уезде; 6) учредил общество взаимопомощи учителей и учительниц; 7) организовал учительский хор; 8) устраивал учительские и ученические экскурсии и паломничества; 9) был секретарем и председателем Совета Японского приота; 10) вел учительские и законоучительские собрания; 11) был непременным членом и председателем в Петроградском Отделении Епархиального учительского Совета;

В то же время отец Александр следил за течением педагогической мысли и дела в России: 1) принимая живое и деятельное участие в трудах педагогического музея военно-учебных заведений, часто выступая со своими мнениями и докладами; 2) был учредителем Петроградского Родительского Кружка; 3) много лет состоял в Родительском Совете при девяти гимназиях; 4) доставлял экспонаты по Закону Божию и дошкольному детскому образованию на выставки в Чикаго и в Брюсселе; 5) как педагог и законоучитель участвовал в трудах противоалкогольной комиссии при Обществе охранения народного здравия.

Много труда и энергии употребил отец Александр на создание Храмов Божьих: 1) во имя святых мучеников князя Михаила и боярина Федора при Пантелеймоновской церкви; 2) во имя Великомученицы Екатерины при женской патриотической школе; 3) при казачьем Уральском №3 полку в городе Липно; 4) в селе Плющеная Курской епархии и 5) при 4 Финляндском полку. На три последних храма средства собраны были исключительно его трудами.

Для любимых литературных занятий мало оставалось времени и носили они характер случайный. Кроме статей в журналах, беглых заметок в газетах отец Александр: 1) участвовал в комиссии по обзору народной педагогической литературы; 2) редактировал вместе с другими 11 педагогами, врачами и учеными 60 выпусков «Энциклопедии семейного воспитания и обучения», при чем составленный им выпуск 18, озаглавленный «Религиозное воспитание в семье» переведен на болгарский язык и издан Синодом болгарской церкви; 3) составил и издал несколько книжек и листков религиозного содержания, таковы: «Три  слова о милосердии и помощи блудным» «Воскресная церковно-приходская народная библиотека» «Мученики за веру и отечество, князь Михаил Черниговский и боярин Федор» «Святой благоверный князь Александр Невский» «Святитель Феодосий Черниговский», «Преподобный Серафим Саровский», «Святитель Иоасаф Белгородский», «О девяти заповедях церковных», «Пособие к доброй исповеди», «О развитии религиозного чувства детей дошкольного возраста», «Первая книжка по Закону Божьему для детей», «Как учить детей Закону Божьему по первой книжке», «Молитвы Царицы Небесной Утоли моя печали и Иоанну Воину».

Приготовил к печати: 1) первый год Закона Божьего в школе (применительно к программе церковных школ); 2) примечания и объяснения к акафисту Святителя Иоасафа; 3) Молитва за Благодетеля; 4) молитвенные воздыхания души перед Чудотворной иконой «Утоли моя печали»; 5) Молитвы об обиженных в Храме Вознесения Господне возносимые.

Страница рукописиИз вышеназванных трудов книга «Святитель Иоасаф, епископ Белгородский» выдержала три издания в несколько десятков тысяч экземпляров и по свидетельству священника миссионера имела распространение даже в Америке. По поводу выхода в свет книги «Воскресная библиотека» один уважаемый профессор (А.П.Высокоостровский), сказал: «И то хорошо, что вы пишете, но еще важнее то, что и о Вас уже пишут». Эти слова особенно приложены к первой книжке по Закону Божьему и руководству к ней. Так всеми уважаемый Кронштадский пастор Иоанн Сергеев выразился о ней: «Прекрасно, коротко и ясно. Поздравляю милых, добрых и незлобивых детей с этим прекрасным руководством по Закону Божьему». А его Святейшество Патриарх Антиолийский Григорий, гость Петроградский 1913 года писал: «Самое большое благо-это воспитание, которое для маленьких и легче поддается и результатнее. Счастлив тот, кто может усовершенствовать это дело, потому что они вырывают зло с корнем».

По собственному желанию в 1913 году отец Александр перемещен к церкви Вознесения Господне. Теперь деятельность его патриотическому обществу состояла в исполнении обязанностей члена Совещательного Совета и в участии в совещаниях при Екатерининском церковном обществе. К этому же времени относятся учреждения Всероссийского братства Святителя Иоасафа, в котором на долю Отца Александра выпало: 1. заведование делами Петроградского Совета; 2. устройство торжественных собраний и богослужений; 3. руководимые им паломничества в Белгород и на Валаам; 4. ответственные командировки в Прилуки, Москву и Галицию.

Заслуживает быть отмеченной еще одна особенность. Совершенно безвозмездно отец Александр отправлял богослужения и вел беседы для арестованных в Выборгской части и Центральном полицейском доме в течении 25 лет, был членом и председателем Японского приора 10 лет, также членом и председателем Петроградского отделения епархиального училищного Совета 21 год, членом епархиального училищного Совета 26 лет и законоучителем Александро-Мариинского приюта 32 года.

Некоторыми показателями признания полезности деятельности является, между прочим, избрание в почетные члены. Таким о.Александр состоял: 1). в братстве Пресвятой Богородицы; 2). в Совете Петроградских детских приютов; 3). в обществе взаимопомощи учителям; 4). в женском благотворительном тюремном обществе; 5). в Сергеевском Братстве и 6). в Пантелеймоновском благотворительном обществе.

Отец Александр имел все награды, полагавшиеся по духовному ведомству до Аннинской звезды и митры включительно. Представляя к последней благочинный писал: «В течение много продолжительного периода (35 лет) протоиерей А.М. проявил такую разнообразную и незаурядную деятельность, которую по всей справедливости можно назвать выдающейся во всех отношениях. Такою ревностью, разносторонностью и плодотворностью запечатлено все минувшее служение прот. А.М. Церкви Божьей».

«Если пасторски-проповедническая деятельность о.А. имела применение в трех разнохарактерных приходах столицы (фабричном, аристократически-чиновным и торгово-ремесленном) и находили себе должную оценку со стороны ближайших сотрудников, очевидцев, заинтересованных лиц и епархиальное начальство, то административно-служебные занятия его простирались на весь Петроград и епархию. (доказательством чему служит адреса от Заведующих школами числом 51 и всех учителей церковных столицы и Петроградского уезда), а литературные труды и деятельность по Братству Святителя Иоасафа делают его известным всей России и за ее пределами (в Болгарии и Америке).

Теперь о.А. скромно  доживает дни свои в звании рядового священника церкви Вознесения Господне в кругу своей семьи.

* * *

О деятельности отца Александра, настоятеля церкви  принца Ольденбургского, на благо церкви и России пишет в своих воспоминаниях товарищ обер-прокурора Святейшего Синода князь И.Д. Жевахов. Отец Александр служил в Вознесенской церкви од её закрытия. Умер в 1934 году, и после отпевания в Свято-Троицком соборе Измайловского полка, в котором продолжал службу, был захоронен на Смоленском кладбище.  После блокады дети не смогли найти  могилу, на её месте были другие захоронения.

* * *

Отсканированные страницы рукописи в высоком разрешении:
Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9