Церковь и теология в Милане
Речь декана Богословского факультета Северной Италии епископа Франко Джулио Брамбилла в Московской духовной академии 27 августа 2008 года .
Статья

Как викарий по культуре и декан Теологического факультета Северной Италии, рад приветствовать вас от лица всех культурных учреждений церкви святых Амвросия и Карла: Архиепископской семинарии, на которой обучались многие из наших паломников, Католического университета, Амвросианской библиотеки, Теологического факультета, Высшего института религиозных наук, Миланского епархиального музея  и других учреждений, имеющих отношение к христианской культуре. Этот визит дает нам возможность познакомиться с богатой духовной и богословской традицией Русской Церкви, предстоятель которой поприветствовал нас сердечными и глубокими словами. Пользуясь случаем, благодарим Вас за Ваш теплый прием и позвольте кратко рассказать Вам о важных аспектах богословской мысли, характерных для нашей Миланской теологической школы.

Но прежде чем перечислять основные особенности миланской теологии, я хотел бы отметить ее  глубокую укорененность в Амвросианской Церкви. Наша теология - это в первую очередь, теология, исходящая из веры и, особенно, из веры нашей Церкви. Даже юридически Архиепископ Милана является  Великим Канцлером Теологического Факультета и Высшим Куратором культурных учреждений Амвросианской церкви. Для миланской теологии, которая до 1967 развивалась в рамках Архиепископской Семинарии в Венегоно, а с 1968 - в  Миланском отделении, открытом также для мирян, всегда было характерна эта связь с верой и с Церковью, с Епископом, с пресвитерами/дьяконами и всеми верующими христианами- мирянами. Прежде всего, я хотел бы отметить три самых важных аспекта, отличающих Миланскую Церковь.   

 

Первый момент - это амвросианский обряд, испытавший особое влияние византийского обряда. Местная церковь обретает свое лицо, прежде всего, благодаря качеству своей молитвы. Амвросианский обряд оказал большое влияние на становление Миланской Церкви,  с ее сильно развитым экклезиологическим измерением. Этому аспекту уделяется большое внимание при подготовке служителей, пресвитеров и литургистов, поскольку конкретная духовность священника или христианской общины  всегда питается из источника, которым является богослужение. Изучение амвросианского обряда и его духовная практика до сих пор представляют собой один из основных мотивов амвросианского теологического самосознания, особенно в эпоху, когда секуляризация пытается размыть все существующие различия.

   

Второй аспект - это важность Слова Божьего и Молитвенного чтения (lectio divina).  Епископское служение кардинала Мартини дало большой импульс погружению в Священное Писание и тщательному его изучению в общинах верующих. В людских сердцах поселилась чувствительность к слушанию Евангелия. Эта чувствительность затронула также жизнь молодежи. В течение многих лет в Миланском Соборе собирались тысячи верующих молодых людей, чтобы встретиться со Словом Божиим в форме молитвенного чтения (lectio divina).

   

И, наконец, третий аспект, это миссионерское самосознание.  Миланская церковь с ее 1100 приходами, примерно  2200 священниками, и семью  пастырскими регионами,  представляет собой крепкую пастырскую структуру. Наш кардинал Теттаманци направляет Миланскую архиепархию к глубоким изменениям, чтобы она снова могла провозглашать христианскую веру в изменяющемся мире. Этот аспект ведет к переосмыслению множества других аспектов, таких как: забота о качестве обычной пастырской работы, доверие к обучающему характеру богослужения и катехизации, реформа прихода, как места повседневной христианской жизни, участие в различных моментах жизни верующих, особая забота о семьях, чуткое внимание к ситуациям особой нужды, развитие разнообразных форм волонтерства, острая чувствительность к социальным и политическим проблемам, и т.д.

   

Теология в Италии, по историческим причинам, развивалась не в рамках государственных университетов, и даже не была прерогативой Католического Университета. Для богословской науки всегда была характерна автономия и глубокая укорененность в местной Церкви. Теологический Факультет Северной Италии имеет сетевую структуру: центральное отделение  в Милане, 3 параллельных отделения  (в Венегоно, Турине и Генуе), 9 филиалов  (ломбардские семинары) и 15  Институтов Религиозных Наук (в трех регионах Италии), каждый из которых автономен и имеет свой преподавательский корпус, подчиненный Факультету. Теология, культивируемая в Милане (раньше говорилось о «школе венегонской семинарии»,  а теперь о «Миланской школе») сильно подчеркивает особенность христианства и имеет экклезиологическое измерение.  Я полагаю, что теологию, которая развивается в Милане, можно охарактеризовать с помощью трех основных особенностей: это теология историческая, теология веры, и теология христоцентрическая .

 

Историческая теология.       Первая характеристика нашла выражение в предсоборный и послесоборный период II Ватиканского Собора. Тут одной из основных фигур являлся Карло Коломбо, который обрел мировую славу, как теолог папы Павла VI, впоследствии  он стал  викарный епископ Милана. Он был деканом Теологической школы Архиепископской Семинарии, в которой было множество выдающихся учителей, одним из которых был наш Кардинал. Эти учителя являлись духовными авторитетами для других доцентов Ломбардских семинарий и духовными наставниками в Северной Италии. Одним из культурных центров европейского значения стала Вилла Ганьола в Гадзада, близ города Варезе. В этом месте многие европейские умы смогли свободно сопоставить и обсуждать свои мнения. Там до сих пор находится Амвросианский Фонд им. Павла VI. Фонд поддержал, на пример, важную инициативу «Религиозная история различных европейских наций, западных и восточных.

Миланская теология  в этот период развития испытала влияние французской теологии, а именно великих французских ученых ХХ века: Шену, Конгара, Де Любака, Даниэлу, изучавших святых отцов: Оригена, Григория Нисского, Максима Исповедника. Это была попытка ввести в теологию святоотеческое и историческое измерение, в стремлении преодолеть проблематику модернизма, с его разрывом между теологией и историей. Это осуществлялось с помощью исторической реконструкции теологии, как с библейской точки зрения, где одним из пионеров был Э. Гальбьяти, так и с точки зрения патристической и медиевистской, а также историко-догматической, под влиянием Шену и французской школы, особенно Конгара.  В итоге удалось преодолеть противоречие между историей и верой, и переосмыслить тему сверхъестественного, а также поразмышлять об экклезиологии  местной церкви. В период между двумя мировыми войнами, Милан уже имел связи с Германией в рамках литургического движения, а также в работах  К. Адама и Романо Гвардини. Нужно также отметить, что кардинал Монтини проявлял большой интерес к развитию этих связей. Но немецкое влияние все же ограничилось рамками литургического движения.  

 

Теология веры. Эта вторая характеристика миланской теологии сосредотачивается на  теологическом методе и на преодолении разделения между разумом и верой. В период II Ватиканского Собора это осознание все более усиливалось, под влиянием конституции Dei Verbum (О Божественном Откровении). Это привело к переосмыслению «Откровения» как основания  "logos teologico" (богословского познания). Здесь,  говоря о  попытке соединить данное нам Откровение с теологией веры, важно отметить такие фигуры, как монсиньор Джузеппе Коломбо и дон Джованни Мойоли. Они настаивали на преодолении представления о разуме, отделенном от веры: Миланская теология предложила открытый и тесный диалог с современностью, и сравнила результаты этого диалога с  результатами других ученых Так  новый Богословский Факультет в Милане стал  ареной  важных дискуссий.

Теология веры в Божественное Откровение, в центре которой Иисус из Назарета, распятый и воскресший, позволила поставить под сомнение исключительно технический и научный подход и подчеркнуть, что Слово Божие представляет собой воплощенную Премудрость, Logos, который просвещает каждого человека, приходящего в мир. Дух этой теологии позволяет направлять все семена Слова (logoi spermatikoi), существующие во вселенной и в истории человечества, к познанию Слова Божьего, Господа нашего Иисуса, и любви к Нему. Поэтому вера несет в себе мудрость, которая требует обращения человеческого разума, который должен стать разумом доверяющим и понимающей верой, как говорил блаженный Августин: fides quaerens intellectuum, верой, которая пытается понять и осознать себя в доверии к святой тайне Божией. Наша теологическая школа недавно выпустила книгу La Teologia del Novecento (Теология XX века), об этих двух аспектах теологии, ее историческом характере и теологии веры, и я рад преподнести ее в дар вашей авторитетной Академии.

 

Христоцентрическая теология. Первые два аспекта обретают свою кульминацию и свой источник в христоцентрическом характере Откровения. Откровение Бога во Иисусе, посредством Его Духа, является историческим, личностным и спасительным.

Наша богословская мысль особенно подчеркивает этот христианский элемент веры, как в его объективном измерении  (Пасхальная тайна),  так и  в субъективном измерении  (духовная фигура верующего христианина). Верить во Христа означает довериться этой истине Божьей и этой человеческой личности, которая проявляется в истории Иисуса.  «Историческое» откровение Иисуса - это то место, в котором открывается, или скорее, являет себя в общении . Бог Иисус как жизнь человека и свобода человека, как участие в божественной жизни, в Духе Иисуса. Как говорит великий отец Церкви Ириней Лионский: Gloria Dei est homo vivens, vita autem hominis est visio Dei, слава Божия проявляется в человеческой жизни, но жизнь человека состоит в видении Бога и общении с Ним.

Все это повлекло за собой  значительное развитие «христологического» измерения в антропологии и в христианской духовности. Здесь подчеркивается христианская идентичность как форма человеческого опыта и понимание церкви как места свидетельства о живой и жизненной встречи с Евангелием Иисуса. Все это нашло выражение в размышлении о христианской антропологии, где размышление о человеке как образе Божием обретает сильно выраженное христоцентрическое измерение, в результате чего фигура верующего христианина определяется как «человек духовный».   

Я привез с собой свою книгу по теологической антропологии в знак дружбы с Вашим институтом. Все вышесказанное  также привело к широкому изучению духовных фигур христианских святых, в попытке охватить богатую духовную традицию всей Церкви. В рамках этого исследования был выпущен целый ряд изданий, которые я обещаю прислать в Вашу Академию.

 

Достопочтенные отцы и братья, в знак благодарности за нашу встречу и Ваш теплый прием, я бы хотел вспомнить слова, которые я выбрал для себя в качестве епископского девиза. Автор этих слов - наш отец св. Амвросий: Loquamur Dominum Iesum. Это пламенные слова нашего святого покровителя: «будем говорить о Господе Нашем Иисусе», «провозгласим Его», «расскажем о Господе Иисусе». Послушаем прекрасные слова Блаженного Амвросия: «Итак провозгласим Господа Иисуса, ибо он есть Премудрость, он есть Слово и это Слово Божие. Ибо написано: Отверзи уста твои  Слову Божию! Он есть дыхание человека, в жизни которого звучит отголосок Его речей, и  который размышляет над Его словами. Пусть всегда о Нем будет наше повествование!» (Explanatio Psalmorum XII, Ps. XXXVI, 65). И мы братски приветствуем вашу Богословскую Академию этими словами: Loquamur Dominum Iesum.
Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9