Вышел в свет сборник документов, посвященных монастырю Санаин (Северная Армения)
События

Книга вышла в свет в рамках серии «Первоисточники истории Армянской Церкви» при меценатской поддержке Ереванского государственного медицинского университета имени Мхитара Гераци.

В сборник включены материалы, касающиеся монастырского комплекса Санаин, его внутренней жизни и внешних связей.

Особую важность представляют документальные материалы, касающиеся экономической истории Армении позднего средневековья, свидетельства о топонимике северных областей Армении, политической и культурной жизни.

Сборник предназначен для историков, филологов, лингвистов, специалистов, интересующимся историей, монастырской и экономической жизнью средневековой Армении.

Санаин — деревня на севере Армении; в настоящее время входит в состав города Алаверди, с которым ее соединяет канатная дорога. Монастырский комплекс на скалистом горном плато включен, наряду с расположенным неподалеку монастырем Ахпат, в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

По преданию, монастырь Санаин основан в IV веке, однако самое древнее сооружение, сохранившееся до наших дней — церковь Аствацацин (Богородицы) — было построено в 951 году. Остальные монастырские здания датируются X–XIII вв. Во второй половине X века рядом с церковью Аствацацин была возведена ее увеличенная копия — храм Аменапркич (храм Спасителя). Здания соединили перекрытием, и образовавшейся галерее дали имя известного ученого Григория Магистроса, который преподавал в Санаине философию, риторику и математику.

Единый архитектурный ансамбль Санаинского монастыря включает также здание библиотеки, притвор Аменапркич, построенный в XII веке, трехъярусную башнеобразную колокольню XIII века, возвышающуюся над всеми остальными постройками. Все эти сооружения сгруппированы вокруг старейшей церкви. Единство и компактность комплекса достигнуты благодаря мастерству зодчих, на протяжении трех веков тщательно перенимавших знания и опыт своих предшественников и возводивших свои творения с учетом построенных ранее.

В Санаине, как и в Ахпате, изучали гуманитарные науки, богословие, занимались живописью, миниатюрой, каллиграфией. Этим обстоятельством в значительной мере объясняется композиционное сходство двух монастырей. Архитектурные детали и декор сооружений имеют так много общего, что это позволяет сделать предположение о принадлежности их мастеров к одной и той же школе. Оба монастырских комплекса представляют собой лучшие образцы эпохи расцвета армянской религиозной архитектуры, уникальный стиль которой сформировался при смешении византийских и местных кавказских традиций.

Патриархия.ru


Другие публикации на портале:

Еще 9