[Обзор книги:]Уоттс Ф. Творение: закон и вероятность. (Fraser W. Creation: Law and Probability. Ashgate. 2008. 212 PP. ISBN: 978-0-7546-5890-0)
Как можно примирить утверждения о законосообразности вселенной со случайностью в природе? Свидетельствуют ли «законы природы» о том, что должно случиться с абсолютной точностью, или только о том, что является наиболее вероятным? Книга посвящена исследованию этих важных для науки и богословия вопросов.
Статья

Книга включает в себя статьи авторитетных специалистов как в области научного знания, так и в области богословия, опубликованных при поддержке Международного общества по науке и религии (ISSR). Статьи, включенные в этот том, охватывают такие области знания как история философии, эволюционная биология, космология, нейронаука и диалог религиозных традиций.

         Главы этой книги делятся на три группы: философские (1-3), научные (4-7) и богословские (8-11).

         Первые три главы, посвящены рассмотрению концептуальных, исторических и философских подходов к концепции закономерности природы. В них ставится вопрос о том, как интегрировать закономерность с открытостью природы, как закономерность природы может быть концептуализирована, как эта концептуализация изменялась исторически и как она соотносится с богословскими утверждениями.

         Питер Харрисон представляет в своей статье историю идеи законов природы, главным образом фокусируясь на XVII столетии, когда впервые появляется современная концепция. Он также исследует последующее развитие этого понятия, включая его рецепцию науками о жизни. Он обращает особое внимание на то, что хотя концепция законов природы была изначально основана на богословских утверждениях, она в настоящее время существует вне таких утверждений.

         Филипп Клейтон ищет пути установления обширного созвучия между законами природы и теизмом. Он обсуждает различные интерпретации законов природы, утверждая, во-первых, интерпретацию их как вечных потребностей, и во-вторых, что теизм обеспечивает наиболее полным объяснением таких потребностей. Клейтон рассматривает это широкое созвучие в объяснении между теизмом и естественным законом как устанавливающее модель для диалога между наукой и религией.

         Следующая группа из четырех глав рассматривает частные области научного вопрошания, а также вопрос о том, каким образом такие концепции как закон и вероятность возникают в рамках наук. Внимание часто обращается на философские вопросы, поднимаемые современным научным развитием, хотя философские вопросы указывают на богословские следствия.

         Первый в этой группе, Джордж Эллис, рассматривает концепцию мультивселенной, одну из главных областей современной науки, в которой концепция случайности имеет особое значение. Эллис рассматривает определение мультивселенной, теоретическую мотивацию этой гипотезы и частные вопросы, такие как уникальность, законосообразность и случайность. В частности, он рассматривает обширные философские и богословские следствия, такие как существует ли философски предпочтительная версия идеи мультивселенной, устраняет ли она утверждения о Боге-Творце, подразумевает ли она множество богов, и какова роль веры в отношении к мультивселенной.

         Затем Нильс Грегерсен исследует различные богословские подходы к самоорганизации систем. Используя тройственную типологию, состоящую из универсальных законов природы, общих формирующих принципов природы и общих правил сложности, он утверждает, что взаимоотношение между этими сторонами обеспечивает плодотворным базисом для богословского рассмотрения саморазвития мира. Он проводит различие между использованием понятия благосклонного Творца в отношении необычной настроенности физических и химических констант для развития и поддержания жизни, и координацией общих тенденций и случайных свойств эволюции с богословскими представлениями.

         Третья статья Майкла Рьюза рассматривает концепции, такие как случай, направление и прогресс, каким образом они возникли в рамках эволюционной теории. Он рассматривает вопрос о том, насколько эволюция может рассматриваться как случайный процесс, может ли она быть разумным образом сконструированной как отражающая прогресс и цель. Ключевой вопрос здесь заключается в том, может ли эволюция быть объяснена в богословских терминах. Рьюз включает дискуссию о недавних предположениях Симона Конвея Морриса, что феномен эволюционной конвергенции предполагает неизбежность эволюции разумной жизни.

         Ненси Мерфи рассматривает детерминизм и свободу в отношении к нейронауке, обращая особое внимание на то, каким образом нисходящая причинность может позволить нам примирить нейронный детерминизм со свободой воли. Она утверждает, что возможность нисходящей причинности делает детерминизм нижних уровней организации совместимым со свободой воли. Однако, она признает, что пока этот подход вступает в противоречие с нейробиологическим редукционизмом, он не способен дать полное представление о свободе воли.

         Заключительная группа глав носит в большей степени богословский характер. Дэвид Бартоломью рассматривает множество аргументов, возникающих в науке и вовлекающих концепцию вероятности, которая может быть использована в богословии. Он фокусируется на 6: происхождение жизни на земле; вероятность существования Бога; антропный принцип; разумный замысел; божественное действие в мире; может ли случай рассматриваться как часть промысла Божия.

         Уэсли Вайлдмэн рассматривает вопрос о том, как перейти от философских понятий о законе и случае, как они возникают в рамках науки, к более богословским выводам о предельной природе реальности. В частности он исследует вопрос о том, как онтология природы, сконструированная вокруг идеи закона и случая, резонирует с некоторыми метафизическими теориями предельной реальности. Он защищает компаративную метафизику, способную воспринять различные мировоззренческие позиции, как единственный мост между естественными науками и метафизически-теологическими теориями предельной реальности.

         Джон Боукер рассматривает, каким образом религиозные традиции мира подходят к вопросу о случайности и необходимости. Эта статья включает также дискуссию об отношении между законосообразностью и индийской доктриной кармы, как законосообразность концептуализирована в исламской мысли, а также различные пути, посредством которых религиозные традиции рассматривают открытость природы.

         Наконец, Джон Полкинхорн в своем заключительном эссе акцентирует внимание на том, что открытие глубоких закономерностей в физическом мире свидетельствует о глубокой структуре разумности вселенной, которая выходит далеко за рамки юмовского объяснения таких закономерностей в терминах простого совпадения констант. Он выступает против некоторых из наиболее непомерных спекуляций в современной физике, таких как акцент на мультивселенной, и настаивате на необходимости дальнейшего внимательного рассмотрения концепции нисходящей причинности и следствий теории сложности для богословия. Наконец, он обращает внимание на то, что принципы порядка в природе взывают к объяснению, выходящему за рамки того, что может дать наука.

О редакторе

Фрезер Уоттс - преподаватель богословия и науки Кембриджского университета и вице-президент Международного общества науки и религии (ISSR)

Содержание

Об авторах VII

Предисловие XI

1 Концепция закона и вероятности в богословии и науке (Фрезер Уоттс) 1

2 Развитие концепции закона природы (Питер Харрисон) 13

3 Современные философские концепции закона природы: поиск широкго согласия в объяснении (Филипп Клейтон) 37

4 Мультивселенная и предельная причинность (Джордж Эллис) 59

5. Законы физики, принципы самоорганизации и естественные способности: об объяснении самоорганизации мира (Нильс Хенрик Грегерсен) 81

6 Случай и эволюция (Майкл Рьюз) 101

7 Нейронаука, детерминизм и нисходящая причинность: снятие проблемы свободы воли (Ненси Мерфи) 123

8 Бог и вероятность (Дэвид Дж. Бартоломью) 139

9 От закона и случая в природе к предельной реальности (Уэсли Дж. Вайлдмэн) 155

10 Творение, закон и вероятность: перспектива мировых религий (Джон Боукер) 181

Послесловие: некоторые заключительные размышления (Джон Полкинхорн) 189

Индекс 193

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9