[Обзор книги:] Макграт А.Е. Порядок вещей. Исследования в области научного богословия. (McGrath A.E. The Order of Things. Explorations in Scientific Theology. Blackwell Publishing. 2006. 255 PP. ISBN-13: 978-1-4051-2556-7)
Книга «Порядок вещей» представляет существенный и оригинальный вклад в область систематического и исторического богословия, а также диалога науки и религии. Алистер Макграт исследует вопрос о том, каким образом методы и утверждения естественных наук могут быть использованы для стимулирования и построения систематического богословия.
Статья

Проект научного богословия Алистера Макграта по общему признанию является одним из наиболее интересных в современном богословии. Его фундаментальная трехтомная работа «Научное богословие» (A Scientific Theology (2001-3) посвящена исследованию вопроса о том, каким образом методы и утверждения естественных наук могут быть использованы для развития систематического богословия. Книга «Порядок вещей» продолжает этот процесс интеллектуального исследования в собрании неопубликованных эссе, главным образом написанных после публикации трилогии с 2003 по 2005 гг.

         В книге «Порядок вещей» Макграт представляет обширный анализ того, может ли доктринальное развитие быть объяснено с использованием дарвиновских эволюционных моделей, рассмотрение некоторых тенденций в историческом богословии с использованием методов психолога Пиаже, применимость понятий «стратификация» и «эмержентность» к систематическому богословию, детальное рассмотрение целей и места естественного богословия и исследование того, как может быть сделан переход от «научного богословия» к будущей «научной догматике».

         Три тома «проекта научного богословия» - имеющие название «Природа», «Реальность» и «Теория» соответственно - устанавливают подход к христианскому богословию, который пытается сохранить уникальную природу этой дисциплины и в то же самое время рассмотреть открытия естественных наук в процессе уважительного и принципиального диалога. (Alister E. McGrath, A Scientific Theology Vol. 1: Nature; Vol. 2: Reality; Vol. 3: Theory. London: Continuum, and Grand Rapids, MI: Eerdmans, 2001-3.). Этот подход представляет собой попытку исследовать взаимодействие между христианским богословием и естественными науками в убежденности, что это занятие является необходимым, законным и продуктивным и предлагает живую линию для философски и культурологически выстроенного богословия. По мнению Макграта это позволит богословию вырваться из интеллектуального гетто фундационализма и антифундационализма и восстановить свой аутентичный голос.

         Первое эссе в этом собрании представляет собой краткое введение в проблематику, написанное доктором Бенджамином Майерсом из университета Куинсленда, Австралия. Майерс провел большую работу в контекстуализации проекта «научного богословия», суммируя его ключевые темы и представив важную критику.

         Второе эссе касается вопроса о том, не является ли сама идея «научного богословия» интеллектуальным нонсенсом - противоречием в терминах. Такого мнения придерживается Р. Доукинз, один из наиболее плодовитых авторов-атеистов, который совершенно противостоит какому-либо взаимоотношению между естественными науками и христианским богословием. Это эссе является попыткой детального рассмотрения критики, которую Доукинз направляет против христианского богословия в целом. Доукинз является важным партнером в этом диалоге, несмотря на то, что его критика христианского богословия представляет собой часто нечто предсказуемое, стереотипное и безадресное. В этом эссе представлена критика позиции Р. Доукинза.

          Следующие два эссе посвящены различным аспектам такой важной дисциплины как естественное богословие. Читатели, знакомые с «Научным богословием» Макграта, уже знают о том, какое большое значение он придает реформе и обновлению естественного богословия, выражая озабоченность существующими подходами, особенно теми, которые проистекают из английского рационализма. Общая тема этих двух эссе заключается в том, что Бог способен обратиться к человечеству в и через естественный порядок, поднимая вопрос о том, как мы можем оценить такие откровенные действия, события и примеры.

         Следующее эссе в этом собрании представляет главным образом исторический интерес. Оно представлено в форме проповеди, которую Макграт произнес в Оксфордском университете в субботу 4 ноября 2001 г. в университетской церкви св. Девы Марии. Эта университетская проповедь положила начало работы по переоценке значения естественного богословия в отношении христианской апологетике.

         Четвертое эссе детально рассматривает вопрос о влиянии Просвещения на естественное богословие. Это эссе представляет собой критику подхода к естественному богословию Уильяма Палея и подход к концептуальному изменению положения естественного богословия в будущем. Программа обновления естественного богословия, по мнению Макграта, простирается далеко за пределы естественных наук и предполагает возможность междисциплинарных связей. В частности, Макграт указывает на то, что естественное богословие является очевидной точкой конвергенции богословия, естественных наук, философии, эстетики, литературы и искусства, что указывает на возможность более тесной связи этих дисциплин, которые в течение длительного времени отказывались от диалога друг с другом.

         Пятое эссе касается важной концепции стратификации, которая является существенным компонентом критического реализма, лежащего в основании метода построения естественного богословия Алистером Макгратом. Во втором томе «Научного богословия» он развивает понятие стратификации со ссылкой на работы Роя Баскара. В этом эссе Макграт указывает на более раннее использование этой концепции Николаем Гартманом и рассматривает вопрос о том, как растущий интерес к феномену «эмержентности» в рамках естественных наук относится к этому понятию.

         Возможно наиболее важным аспектом стратифицированного подхода к реальности как в области естественных, так и в области гуманитарных наук является тот, который ставит вызов редукционистской тенденции нашего времени. Важность концепции стратификации для богословского метода исследуется в этом эссе с использованием проекта Хайнриха Шольца. Хайнрих Шольц, в частности, говорил о mathesis universalis - универсализации интеллектуального метода вдоль линии мысли, предложенной Лейбницем. В этом эссе исследуется подход Шольца, столь характерный для Просвещения, и ставится вопрос о том, чему можно научиться из этой ошибки, и каким образом концепция стратификации позволяет преодолеть эту слабость.

         Два последующих эссе, касающиеся важного богословского вопроса в отношении развития вероучения, поднимают вопрос о том, предлагают ли естественные науки богословию какую-либо эволюционную модель, которая может осветить этот сложный процесс догматического развития.

         Шестое эссе представляет собой оценку вопроса о том, обладают ли биологические эволюционные модели какой-либо достоверностью или эвристической полезностью для развития христианского богословия. По мнению Макграта эта тема заслуживает особого внимания, поскольку многие работы как в области научного богословия, так и популярного уровня начали использовать язык и схемы, которые имеют своим источником схемы, проистекающие из неодарвинистской парадигмы, в частности в отношении к развитию доктрины и возникновению церковных структур. Это эссе поднимает вопросы о законности использования таких биологических аналогий, а также ставит вопрос о том, существуют ли «острова стабильности» в рамках продолжающегося эволюционного процесса. В этом эссе Макграт дает оценку таким аналогиям, подчеркивая их сильные и слабые стороны.

         Седьмое эссе исследует способ, которым швейцарский психолог Жан Пиаже эмпирически вывел идею «ассимиляции», которая считается полезной для понимания некоторых аспектов развития доктрины.

Следующие две статьи посвящены роли порядка в научном богословии. Первая рассматривает то, как порядок вещей может действовать как богословский лейтмотив, определяющий формат диалога с естественными науками с одной стороны, и в то же время полагая основания христианской догматике с другой. В качестве примера Макграт говорит о том, как богословие искупления может быть развито с использованием тем разрушения и восстановления божественного порядка. Вторая из этих статей посвящена вопросу перехода от методологии научного богословия к его применению в «научной догматике» в будущем. В этой статье автор развивает итеративный богословский метод. По мнению Макграта, богословие не конституируется единой, линейной траекторией анализа, но множеством итераций, включающих как развитие, так и отход назад. Макграт использует метод, основанный на математической итеративной процедуре, который он с успехом применял в своих исследованиях в области молекулярной биофизики в Оксфорде в 1970-е годы.

Десятое и заключительное эссе имеет дело с вопросом о месте научной догматики. Хотя этот вопрос затрагивался вкратце в предшествующих эссе, которые имели дело со спецификой итеративного богословского метода, это заключительное эссе посвящено обоснованию отправной точки для научной догматики, которая заключается в Церкви как воплощенной традиции. В этом эссе Макграт стремится показать, почему систематическое богословие должно начинаться с эмпирической встречи с церковью как видимой социальной реальностью, и рассматривает множество трудностей, которые противостоят такому подходу.

 

Содержание

Предисловие VIII

Принятие эпохи Просвещения всерьез IX

Обновленный поиск надежного знания XII

О развитии научного богословия XIV

Введение в эссе XXI

1 Научное богословие Алистера Макграта 1

Обзорная статья доктора Бенджамина Майерса, университет Куинсленда 1

2 Является ли «научное богословие» интеллектуальным нонсенсом? Полемика с Ричардом Доукинзом 21

Универсальная форма естественных наук 25

Дарвинизм и невозможность богословия 26

Вера и доказательство в науке и богословии 31

Богословие как вирус разума? 41

Углубляет ли богословие наше понимание вселенной? 49

3 Университетская проповедь: о естественном богословии 54

4 О подтверждении и обновлении естественного богословия: диалог с классической английской традицией 63

Естественное богословие: автобиографическая рефлексия 65

Естественное богословие как понимание 68

Золотой век английского естественного богословия 71

Лекции Бойля и проблем гетеродоксии 73

Уильям Палей и Божественный часовщик 76

Вызов дарвинизма естественному богословию 78

Воплощение, Троица и естественное богословие 83

Отвечая Барту: естественное богословие как специфически христианское дело 87

Традиция, интерпретация и открытие Бога: естественное богословие и парадокс Менона 88

Когнитивный и перцепционный подходы к естественному богословию 92

5 Стратификация: уровни реальности и пределы редукционизма 97

Стратификация у Николая Гартмана 98

Стратификация у Роя Баскара 100

Стратификация, эмержентность и ошибка редукционизма 101

Mathesis Universalis: Генрих Шольц и ошибочный поиск методологического однообразия 108

6 Эволюция доктрины? Критическое исследование богословской достоверности биологических моделей доктринального развития 117

Природа как источник богословских моделей 119

Понятие доктринального развития 121

«Универсальный дарвинизм» и развитие культуры 127

Существуют ли человеческие идеи и ценности вне дарвинистской парадигмы? 131

Дарвинизм, ламаркизм или что? Неопределенный механизм культурной эволюции 134

Культурная эволюция: пример исторического исследования 136

Направленная эволюция: Антонио Грамши и манипуляция культурным развитием 139

«Меметический» подход к интеллектуальной эволюции 142

Доктринальное развитие: существуют ли острова богословской стабильности? 153

Случайность, история и адаптация в эволюционном процессе 155

Случайность, история и адаптация в развитии доктрины 161

Халкидон, метафизика и несущие стены: эволюционные перспективы халкидонского определения веры 165

7 Ассимиляция в развитии доктрины: богословское значение Жана Пиаже 169

Пиаже о «рефлективной абстракции» 171

Уподобление иудейским религиозным нормам: эвионизм 174

Уподобление римским культурным нормам: пелагианство 176

Уподобление англо-саксонским культурным нормам: Христос как Нерон 179

Достижение равновесия: факторы, вовлеченные в богословское примирение 180

8 Рабочая статья: упорядочение мира в научном богословии 183

9 Рабочая статья: итеративные процедуры и завершение  систематическом богословии 194

10 Церковь как отправная точка научной догматики 204

Начало в видимой реальности Церкви 205

Может ли богословие быть эмпирическим? Джон Локк против Джона Дьюи 207

Церковь как эмпирическая социальная реальность 216

Стенли Хауервас о видении Церкви 223

Изменение значения и ценности: Церковь и новые пути видения вещей 225

Заключение 229

Библиография 230

Индекс 252

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9