Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
   
Золотой фонд
Новое в справочном разделе
Комментарии читателей rss

Международная конференция:"Богословские перспективы современной культуры".

14 ноября 2008 – 15 ноября 2008
Место проведения: Москва
Говоря о культуре в ее отношении к Трансцендентному, можно выделить два основных типа культуры: культура как накопительная система артефактов человеческой деятельности, от спекулятивных форм до вещественных; культура как система ценностных (этических и эстетических) инвариантов, на основании которых человеческое сознание выходит за свои собственные пределы. Первый тип культуры не имеет прямой связи с Трансцендентным, поскольку целью деятелей в поле такой культуры становится проекция своего Я на окружающий мир. Культурные артефакты и есть главная ценность и telos культурной деятельности такого рода. Элементы накопительной культурной деятельности легко могут переводиться на языки науки, экономики, юриспруденции, социальных институтов и пр. При этом ни сама культура, ни культурный деятель внутри нее не интересуются тем, что выходит за ее пределы. Второй тип культуры осуществляется лишь в связи с Трансцендентным. Все усилия члена такого культурного поля направлены на поиск связи и способы выражения высшей по отношению к человеку действительности. Поэтому можно говорить о синергетическом характере подобной культуры. Она обладает принципиально иной системой инвариантов, иными механизмами культурной деятельности. Элементы синергетической культуры переводятся на языки религиозных культов, мистических практик и пр. К какому из этих двух типов следует отнести современную “пост-теистическую” культуру?  Возможно ли вообще говорить о богословских перспективах современной культуры? Каковы в этом отношении особенности российского культурного поля? 

В 2007 г. в издательстве ББИ вышел русский перевод книги известного нидерландского богослова Антона Хаутепена “Бог: открытый вопрос. Богословские перспективы современной культуры”, в которой обсуждается возможность самой постановки вопроса о Боге в рамках культуры агнозиса, как автор определяет современную культуру. С целью более пристального и углубленного рассмотрения затронутых в книге проблем, Библейско-богословский институт св. апостола Андрея организует в ноябре 2008 г. научно-богословскую конференцию “Богословские перспективы современной культуры”, в ходе которой планируется обсудить следующие вопросы:

  • Существовала ли некая пракультура, целостная и не разделенная на культуру и культ, первый и второй виды культуры?
  • Когда два типа культуры начали свое разделение и не связано ли это разделение с началом секуляризации?
  • Может ли человек осуществлять свою культурную деятельность лишь в рамках накопительной культуры?
  • Как соотносятся творческие усилия человека в культурной деятельности с божественным замыслом о мире – как со-работничество или как вызов творческой воле Бога, богоборческая инициатива художника? 
  • Обладает ли культура самостоятельной ценностью и онтологическим статусом или же она есть производная эволюционных процессов?
  • На каком языке говорит культура и как язык культуры соотносится с другими языками познания мира (религии, науки, личного опыта)?
  • Возможен ли диалог между типами культуры или восстановление целостности культуры внутри целостного мира?

Без ответа на эти и подобные им вопросы сам смысл человеческого творчества теряет перспективу. Однако культура не способна ответить на вопрос о себе внутри собственных границ. И здесь оказывается незаменимой роль богословия, поскольку лишь богословие разрабатывает язык Трансцендентного, способы описания и познания того, что лежит за пределами ограниченного человеческого опыта. Именно богословие культуры, действующее на пересечении конечного и бесконечного,  может найти ответы на поставленные выше вопросы. 

 

Библейско-богословский институт св. апостола Андрея
ул. Иерусалимская, д. 3, Москва, 109316, Россия
Тел./Факс: (495) 670-22-00; (495) 670-76-44
Ключевые слова:
См.также:

добавить на Яндекс добавить на Яндекс