Золотой фонд
Новое в справочном разделе
Комментарии читателей rss

«Никакой необходимости календарной реформы нет»

31 января 2013 г.
Интервью с проректором по учебной работе Санкт-Петербургской духовной академии протоиереем Владимиром Хулапом о богословии времени и неактуальности календарной реформы.
Ключевые слова:
См.также:
Подписаться на ленту комментариев к этой публикации

Комментарии (9)

Написать комментарий
#
Александр, Россия, Кашира
10.02.2013 в 00:13

«Сотис Цезаревич Григориан приемный сын Созигена Александрийского модернизирует календарь в «обратный отчет» необходимый уже не от независимости иудейского исчисления, а для окончательной победы выражающейся общим празднованием Пасхи» Или «Индиктовая рефлексия»


Временно - колеблющаяся периодичность времени «хижины ветхой» или смены стилей календарей, вытекающие один из другого в силу неизмеримости между собой, подобны маятнику. Где «низлежащие» точки «разногласия» остаются зависимыми от «светил» мира сего. А в ожидающем веке грядущем Солнце Правды «освобождает» временное вселенское жилище от влияния «внешних светил».


Отк. 21:23 И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его — Агнец. 25 Ворота его не будут запираться днем; а ночи там не будет.

Ответить

#
2.02.2013 в 07:06
Очень интересное интервью.
Только содержит к сожалению неверные сведения.
Например ,ни слова не сказано о анафеме Великого Константинопольского собора 1583 года восточных патриархов определение,которого в силе:
"Ζ. Кто не следует обычаям Церкви и тому, как приказали семь святых Вселенских соборов о святой Пасхе и месяцеслове и добре законоположили нам следовать а желает следовать григорианской пасхалии и месяцеслову, тот с безбожными астрономами противодействует всем определениям св. соборов и хочет их изменить и ослабить — да будет анафема (ἀς ἔχει τὸ ἀνάθεμα), отлучен (καὶ ἔξω τῆς τοῦ Χριστοῦ Ἐκκλησίας) от Церкви Христовой и собрания верных да будет.
Η. Вы же, православные и благочестивые христиане, пребывайте в том, в чем научились, в чем родились и воспитались, и когда вызовет необходимость и самую кровь вашу пролейте, чтобы сохранить отеческую веру и исповедание. Хранитесь и будьте внимательны от сих, дабы и Господь наш Иисус Христос помог вам и молитвы нашей мерности да будут со всеми вами."
Это решение в дальнейшем было подтверждено Константинопольскими Соборами 1587 и 1593 гг.
о.Владимир Хулап сослался на Всеправославное совещание 1948 года, о якобы допустимости нового стиля ,но посмотрим кто в нем участвовал и кто его подписывал?
Это патриарх Алексей Симанский,несколько архиеереев из РПЦ,которых выпустил Сталин из заключения и митрополит Илия Гор Ливанских,который кроме себя самого никого не представлял
Все остальные приехали уже после совещания и в самом совещании не участвовали.

Могли ли эти люди отменить решения трех великих поместных соборов 1583,1587,1591 , года,согласных с разумом отцов Первого Вселенского собора?-Конечно,нет их состав не позволял такое сделать ,да и само решение абсолютно антиканонично.
Отцы Первого Вселенского собора ясно определили основное положения для постов и праздников в единой Православной Церкви,а именно:"Итак, да размыслит благоразумие вашего преподобия, как худо и неприлично то, что в известное время одни соблюдают пост, а другие совершают пиры."
Этим ключевым принципом отцов Вселенского собора всегда пользовалась Церковь для единообразия в церковной жизни,устанавливая единые посты и праздники для всех чад Церкви.
В настоящее время по вине еретических деятелей 20 годов 20 века в Церкви наблюдается чудовищные преступления,вместо единообразного соблюдения постов и праздников,согласно древним юлианскому календарю и Александрийской Пасхалии ,у одних пост ,у других праздник.Все порушено и испорчено.
Вместо того чтобы "вся благообразно и по Чину да бывает" и все привести к нормам Священного Предания лукавят и ссылаются на решение нелегитимного совещания 1948 года.
Ответить

#
1.02.2013 в 23:02

Мне приходилось по данному вопросу переводить с французского статью Серафима Ребиндера (Париж) Le calendrier et la date de Pâques.

Привожу некоторые отрывки из нее:

"В первые времена христианства, если и праздновали повсюду Воскресение Христово, дата этого праздника не была еще хорошо закреплена и даже давала повод для диспутов, иногда весьма оживленных. Одни, заботясь об исторической точности, праздновали в один и тот же день, что и иудеи. Другие в воскресенье, следовавшее после еврейской Пасхи. Этот конфликт был урегулирован довольно быстро в пользу второго решения. Но оставалась проблема: надо ли было ждать, когда евреи определят дату своей Пасхи, и устанавливать христианскую Пасху в следующее воскресенье, или скорее надо было определять дату последней независимо от того, как это делали евреи. Важность этого вопроса происходила из-за того, что в то время евреи часто ошибались в исчислении их даты и праздновали свою Пасху во время полнолуния, которое в действительности предшествовало равноденствию, а не в то полнолуние, которое следовало после него.


Именно эта проблема была резко обозначена на первом Вселенском соборе (см. статью Д.П. Огицкого, «Проблема церковного календаря». — Богословские Труды. Вып. 4. М., 1968). Обозначена в смысле полной автономии христиан по отношению к их современникам-иудеям в установлении даты Пасхи. Точный текст этого решения не сохранился. Но мы имеем 7-е апостольское правило, говорящее: «Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон святой день Пасхи прежде весеннего равноденствия с иудеями праздновать будет: да будет извержен от священного чина».

Этот канон не запрещает праздновать Пасху с иудеями после равноденствия. Впрочем, из истории известно, что, например, в годы 328, 343, 347, 370, 394 и позднее даты еврейской Пасхи и Пасхи христиан совпадали (см. статью Огицкого, уже цитированную). Там не говорится также, что надо праздновать Пасху после иудеев. Канон рассматривает скорее тех, кто хотели праздновать Пасху, не основываясь на предписаниях Моисеева закона для определения воскресения Пасхи, но опираясь на вычисления евреев, их современников, даже если подсчеты их были ошибочными и приводили к празднованию Пасхи в полнолуние, предшествующее равноденствию.

...Таким образом, решение собора состояло в полном освобождении христиан от всякого подчинения выбору их современников иудеев. Письмо, посланное епископам императором Константином, не имевшем возможность участвовать в соборе, свидетельствует об этом. В этом письме император радуется о достигнутом согласии, но также и о том, что евреи не смогут более думать, что без их решения христиане будут неспособны установить собственную дату Пасхи.

...Александрийская пасхалия основывается на предположении, что весеннее равноденствие падает всегда на 21 марта по юлианскому календарю, что уже давно не является таким случаем, так же, впрочем, как и на других приближениях. Из этого вытекает, что эти вычисления нас вводят в последовательность циклов, которые не следуют совершенной внутренней логике, но которые все больше и больше удаляют от той космической реальности, которую они предполагали отражать.

Таким образом, дата Пасхи, которая изначально рассматривалась связанной с весенним равноденствием, будет отклоняться все больше в течение будущих лет и столетий. Если будут и дальше держаться за современную практику, Пасха будет праздноваться все позже весной, затем летом, осенью и т.д.

Некоторые православные, в частности, традиционалисты, но скорее формалисты, нисколько не обеспокоены этим. Ныне, говорят они, Пасха прекрасно празднуется осенью теми, кто живет в Австралии. Этот аргумент подобен софизму, ибо они забывают, что Пасха относится к историческому событию, которое произошло не только в определенное время года, но в совершенно конкретном месте земного шара, которое есть Иерусалим. Следовательно, важно в данном случае именно иерусалимское пасхальное полнолуние, а не австралийское или какое угодно другое.

Часто эти самые православные считают, что стоит лучше следовать тому, что было решено когда-то, не вникая ни в причины и цели эти решений, принятых тогда, ни в последствия их применения сегодня, ведущие ко все большему удалению от постановлений первого собора. Верно то, что многие из этих людей по-настоящему не размышляли над этим вопросом, но искренне думают, что не следовать Александрийской пасхалии в дальнейшем значит предать православную веру. Как часто почитание формы превалирует над почитанием сути!

...В XVI веке папа Римский, Григорий XIII, ввел новый календарь именно для возвращения Пасхи на то место, которое ей было предназначено первым Вселенским собором. В то время, когда жил этот папа, было установлено, что юлианский календарь запаздывал уже на 10 дней по отношению к астрономической реальности, как уже было показано ранее.

К несчастью, отношения между Римской церковью и восточными патриархами были в то время очень напряженными, и многие из православных считали, что реформа была направлена против них, так что их реакции были крайне негативными. С того времени, солидная партия за юлианский календарь и против григорианского календаря существует в православной Церкви. Доводы этой партии, однако, не видятся убедительными для всех. Русский профессор В. Болотов, на которого в данном случае ссылаются как на авторитета, защищал старый стиль главным образом по причине его «крайней простоты». Но именно эта самая крайняя простота вызывает отклонения по отношению к явлениям солнечным и лунным, которые гораздо более сложны и следование которым всякий традиционный календарь нарушает. Другие отмечают, что юлианский календарь был в употреблении во времена самого Христа, что одно уже придает ему вечную ценность. Конечно, этот календарь был используем во времена Христа у римских оккупантов, но сам Христос жил строго по еврейскому календарю той эпохи, о чем свидетельствуют Евангелия, и юлианский календарь Ему был полностью чужд в прямом смысле этого слова. Много других употребляемых доводов вообще не выдерживают разумного анализа".
Ответить

#
8.02.2013 в 12:37
> Много других употребляемых доводов вообще не выдерживают разумного анализа

Отец Филипп, мне думается, есть один неоспоримый довод. Один, но его достаточно - при переходе на григорианский месяцеслов резко нарушается сложившаяся гармоничная система годового богослужебного круга. Богослужебный круг, со своей красотой и слаженностью - важная часть церковной традиции и достаточная ценность, чтобы ради его сохранения забыть мысли о смене календаря.

Второе - психологический аргумент. Мы, церковные люди, часто мыслим о времени не только числами и месяцами, но вехами постов и праздников. Не "весной", а "Великим Постом"... Не "к концу августа", а "к Успению"... Не "в середине июля", а "после Петрова дня"... Эти ассоциации прочно вошли в сознание, в ощущение жизни, у многих - с детства. Если поломать всё это, сдвинув системы исчисления времени относительно друг друга - то, как бы ни смешно звучало, для многих из нас это будет серьёзная душевная травма, дезориентация.
Ответить

#
8.02.2013 в 16:29
//Один, но его достаточно - при переходе на григорианский месяцеслов резко нарушается сложившаяся гармоничная система годового богослужебного круга.//
Вы говорите о " новостильниках ", которые неподвижные праздники отмечают по новому стилю, а Пасху - по старому? Да, в этом случае годовой круг богослужений действительно нарушается и разрушается. Но подобного рода " разрушения " случаются и у нас, живущих в Церкви по Юлианскому календарю. Например, в этом году и в другие годы, когда Пасха празднуется очень поздно ( май месяц ), последние недели богослужебного цикла, во время которого по воскресным дням на литургии читают отрывки из Евангелия от Матфея, " вылетают ". В этом году цикл, во время которого читают отрывки из Евангелия от Луки, залезает на три последних недели цикла - от Матфея и эти три недели полностью пропадают ( выпадают из годового круга богослужений ). У нас это случается довольно редко, а у новостильников - намного чаще, я бы сказал, регулярно. Плюс еще Петров пост укорачивается и другие неприятности. То что в этом году " выпадают " три последние недели с чтением Евангелия от Матфея ( а у новостильников, по идее, должны выпасть пять недель ), на мой взгляд, очень плохо. Особенно для тех, у кого этот год будет первым в их сознательной христианской жизни. Полноценным образом пройти весь годовой христианский путь - годовой богослужебный круг они не смогут. Им придется ждать следующего года, а как известно, начало пути, первые годы - самые благодатные. Человек, прикладывая минимум усилий, достигает максимального результата. Теоретически, особо одаренный человек за один год может пройти весь христианский путь. Но, к сожалению, в этом году даже такой человек добиться успеха не сможет. А следующий год для него уже будет менее благодатным. Причина таких проблем заключается не в недостатках календаря, а в принципах расчета Пасхалии. Менять эти принципы никто никогда в Православии не собирался и, думаю, не будет. С недостатками юлианского календаря связаны другие проблемы. Прежде всего, это убегание весеннего равноденствия. В четвертом веке астрономическое весеннее равноденствие выпадало на 21 марта. В Юлианском календаре эту дату закрепили за днем весеннего равноденствия. Но из-за несовершенства этого календаря ( несовпадения длительности календарного и тропического года ) календарное равноденствие и астрономическое расходятся со скоростью один день в 128 астрономических ( тропических ) лет. Сейчас это рсхождение составляет 13 дней. Это плохо и с исторической точки зрения ( православная Пасха все более удаляется от той иудейской Пасхи, когда был распят Иисус Христос ), и с богословско-психологической ( я бы даже сказал, с богословско-физиологической ) точки зрения. Годовой круг богослужений составлен так, чтобы, участвуя во всех службах года, человек смог полностью " обожить " свое естество. Человек живет во времени. У человека есть свои физиологические временные циклы и обожение человека осуществляется с учетом этих циклов. Очень яркой иллюстрацией и доказательством того, что эти циклы существуют, для меня стал эксперимент, проведенный с французским геологом. Он для выполнения своей работы на два месяца опустился в глубокую пещеру, лишенную солнечного света. О своем образе жизни он сообщал по телефону ученым, которые изучали вопросы, связанные с биологической памятью. Он сообщал о том, когда он есть, спит ( засыпает, просыпается ) и т.д. Геолог этот заблудился, по его мнения, во времени уже через несколько часов. Но ученые выяснили, что он абсолютно точно воспроизводил все естественные ритмы жизни - ел в положенное время, засыпал и просыпался в привычное для него время, хотя никаких часов он не взял с собой в пещеру. То есть можно сделать вывод, что биологическая память человека точно знает: когда наступает весеннее равноденствие, знает - длительность солнечных и лунных циклов, не зависимо от того видит ли человек солнце и луну или нет. А теперь представьте, что биологические часы человека указывают одно время, а календарь указывает на другое время. Календарные богослужения инициируют процессы обожения тех физиологических и психических циклов, которые реально еще не наступили или уже заканчиваются. Биологические и астрономические циклы совпадают, а календарные богослужебные циклы от них отстают ( сейчас на 13 дней, а через 87 лет - на 14 дней ). В четвертом веке такого рассогласования не было. Но за тем появилось и с каждым столетием оно ( рассогласование ) стало увеличиваться. На мой взгляд, на эту проблему стоит обратить внимание и к 2100 году решить ( если мир устоит ).
Ответить

#
8.02.2013 в 13:19

Сергей, но сам круг богослужения складывался постепенно и менялся, дополнялся неоднократно в течение всей христианской истории. Да, конечно, придется частично пересматривать разные там Марковы главы Типикона, но их происхождение само по себе весьма позднее. И относится оно не к сути, а к форме. Как же многие у нас склонны цепляться за форму, игнорируя суть!

Второй "психологический" довод уж совсем странен. Многие из нас говорят как раз именно "весной, "в середине июля", что совершенно не мешает говорить "Великим постом" или "после Петрова дня". Притом, что Великий пост, само собой разумеется, приходится именно на весну, а не на какое-то другое время года. Об этом и те же церковные песнопения, проводящие параллель астрономической весны с духовным пробуждением: "Возсия весна постная, цвет покаяния", например. А вот с веками, действительно, станет так, что Великий пост все больше будет смещаться к летнему времени, а Петров день к осеннему, при строгой приверженности данному календарному стилю. Остается надеяться, что наши потомки будут более здравомыслящими в этом вопросе.

Ответить

#
8.02.2013 в 18:35
//Сергей, но сам круг богослужения складывался постепенно и менялся, дополнялся неоднократно в течение всей христианской истории.//
О. Филипп, а что-нибудь вневременное в христианстве имеется? Новый Завет тоже формировался постепенно. Дистанция во времени между составлением Евангелия от Матфея и от Иоанна приличная. Вы хотите сказать, что Священное Писание не изменялось со временем, а годовой богослужебный круг претерпел массу изменений и ничего страшного не произойдет, если он еще раз или много раз изменится? Но тогда тоже самое можно будет сказать и о догматах, о вероучении Церкви, о постановлениях Вселенских Соборов. Они тоже постепенно формировались, дополнялись и изменялись пока не приняли свою завершенную форму. Православные верят, что форму эту они приняли при содействии и по внушению Святого Духа. Такого же мнения придерживаются православные в в отношении структуры годового круга богослужений. Велением ( велениями ) Святого Духа этот круг был составлен.
Ответить

#
9.02.2013 в 12:01

Геннадий, разумеется, имеется: "Иисус Христос вчера, сегодня и во веки Тот же" (Евр. 13, 8).

Само Писание как важнейшая часть Предания сформировано словами Христа, запечатленными в сердцах учеников и потом записанными. Все остальное вторично, - это дело человеческого творчества, где неизбежны разные подходы и разномыслия, даже ошибки. Воздействие Духа - это вовсе не диктовка заранее определенной формы и совсем уже не гарантия безошибочности, часто весьма ложно понимаемой. Духу можно приписать много чего, даже наш диалог здесь. Но самое главное, чтобы не забывалось следующее условие: "Где Дух Господень, там свобода" (2 Кор. 3, 17).

Ответить

#
9.02.2013 в 16:13
//Геннадий, разумеется, имеется: "Иисус Христос вчера, сегодня и во веки Тот же" (Евр. 13, 8).//

Именно такой ответ я ожидал услышать.
О. Филипп, а Вы никогда не задумывались над вопросом : " почему о Иисусе Христе нам рассказывают четыре евангелиста, повествования их различаются, причем у некоторых - кардинально"? Ведь они могли бы собраться обсудить все, сопоставить и написать одну биографию Христа?
По-моему, именно время стало причиной появления 4-х "повествований". Законы, по которым создается время, как грани кристалла, "преломили" вневременную Личность Христа, создав четыре отображения Иисуса Христа в нашем сознании, из которым мы, под " воздействием Духа Святого ", складываем многоступенчатый путь, ведущий нас к познанию Бога. Бог Отец - вне времени и вне пространства, Бог Дух принимает те формы, которые помогут живущему во времени человеку " обожиться " т.е. в некотором смысле Он обусловлен временем, хотя и нетварен, Бог Сын воплотился в определенном месте и времени и нес на себе их отпечатки.
Поэтому высказывание "Иисус Христос вчера, сегодня и во веки Тот же" каждый понимает по-своему, а сути этого высказывания, указывающего на вневременную природу Христа, никто полностью понять не может.
"Где Дух Господень, там свобода". Хочется к этому добавить: " а где ее ( свободы ) нет, там время ( властвует ) "
Ответить

Написать комментарий

Правила о комментариях

Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается.

Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет.

Вместе с тем мы готовы рассмотреть вопрос о взаимном сотрудничестве, если таковые предложения поступят.

Прим.: Адрес электронной почты опубликован не будет и будет виден лишь модераторам.

 *
Введите текст, написанный на картинке:
captcha
Загрузить другую картинку

добавить на Яндекс добавить на Яндекс