Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
   
Золотой фонд
Новое в справочном разделе
Комментарии читателей rss

Покаяние нераскаянное?

12 января 2013 г.

В Лавре уже вовсю звонят колокола к праздничной всенощной, а на свеженаписанной иконе – недолепленный асист. И самое ужасное то, что и на службу пора бежать, и сусло через пару часов уже пересохнет, придётся заново отрисовывать – да ещё и к исповеди совершенно не подготовились. А завтра – такой праздник, что не причаститься – просто себя не уважать. В такие острые кризисные моменты на вопль из глубины души вдруг приходит поистине светлая мысль. «Маш, ты к батюшке тоже сегодня? а у тебя с прошлой исповеди листочек с грехами не остался? Есть?! Слушай, я возьму, ладно? Всё ж одно и то же... Спаси тебя Господь, выручила!»...

Жизнь иконописца – сплошное делание. И не только руками, сколько душой: кисть, выводящая святые лики, так и вынуждает очи сердца иметь горе, ввысь. Иначе вместо образов получатся портреты курсовых друзей и подруг. Уклад жизни –полумонастырский: вся жизнь вокруг храма, икон да богослужения так и проходит год за годом, да и не первый уж десяток лет. За лаврские стены когда последний раз выходили – быстро и не вспомнишь. Какие там грехи – всё одни и те же...

Конечно, если попасть к особо ретивому духовнику, который начнет в этой и без того трепетной душе многокилометровые дыры бурить в надежде отыскать чего-нибудь эдакое, то можно ещё целую  гору из этих отвалов собрать. Но опытные знают: ничем хорошим такие «глубокие погружения» в пучины души, как правило, не заканчиваются. Вот и кочует «оптимальный» список с грехами из одних рук в другие, вполне органично отражая и типичное состояние души, и её стандартные немощи.

Когда я еще был «свежерукоположенным» священником, то старался убеждать прихожан в крайней важности и необходимости тщательной подготовки к каждой исповеди, проверке совести по исповедным книгам, подробном составлении списка прегрешений с их последующей «сдачей» батюшке, как бабушки говорят. Пока не столкнулся с совершенно неожиданным открытием: оказывается, в какой-то момент церковной жизни личности это «выворачивание» души наизнанку становится настолько привычным делом, как для гимнаста – утренний шпагат. Причем настоящий смысл этого открытия души духовнику бесконечно далёк от действительного покаяния, – и слава Богу: вывернули душу, посмотрели, ничего особо нового не появилось, всё нормально, свернули обратно – и отправили к причастию. Но стоит представить, что на каждой такой исповеди будет происходить настоящее покаяние – и мне становится просто страшно. Страшно прежде всего за психическое здоровье такого активного покаянного делателя. Почему – постараюсь объяснить.

С чем можно сравнить человеческую душу? Мне кажется, хорошо подойдёт образ дома, или квартиры, в которой живёт человек. Личность каждого из нас живёт «у себя дома» – то есть в душе, или, если быть совсем точным, личность живёт душой, которая, в свою очередь, животворит тело. А теперь представьте, когда где-то пару раз в месяц вы регулярно производите радикальную перестройку своего дома: сносите перегородки и часть несущих стен, меняете крышу, что-то где-то разрушаете или напротив, пристраиваете. При этом все эти строительные манипуляции производятся с чётким пониманием того, что всё равно всё делается неправильно. В ближайшее время и это надо будет перестраивать. Не надо быть пророком, чтобы понять: через пару месяцев от дома останется одна большая куча испорченных стройматериалов и мусора, а всё живое из него исчезнет.

Покаяние, о котором говорит и Евангелие, и святые отцы – и есть капитальная реконструкция человеческой души. Которая не может быть «по расписанию» двунадесятых праздников, как не может быть и слишком частой. Дом, как и всё живое, нуждается в постоянном уходе: и полы мыть надо, и мусор выносить, и лампочки перегоревшие не забывать заменять. Но между жилым и нежилым домом есть существенная разница. Поэтому говорить о том, что две сгоревших лампочки, пыль на подоконнике и нестиранные шторы являются достаточными основаниями для признания этого помещения непригодным для жизни и требующим радикальных мер – а ведь именно в этом смысл слов «примири и соедини его Святей Твоей Церкви о Христе Иисусе, Господе нашем» – как-то язык не поворачивается. Вот и образуется коллизия и у чада духовного, и у духовника: у первого – грехов накопать, чтобы было, чем «засвидетельствовать» своё «покаяние» и от чего можно было бы «простить и разрешить». А у священника – иная задача,  ревизию навести в душе, чтобы не расслаблялась, строго и решительно зайти в дом души и подвергнуть его критике за то, что розетки не по-евростандарту установлены, а потолки СНИПам не соответствуют. Роль чада – смиренно согласиться: «простите, грешен, батюшка!» Роль батюшки – по-отечески пожурить. И  – внимание! – самое главное: всё оставить на своих местах. Батюшка-то ведь тоже человек разумный, понимает, что начнёшь сейчас рьяно розетки переносить – только и смотри, чтобы кто-то из детей шальной провод под напряжением не схватил. На грех-то, как говорится, и палка стреляет...

В итоге мы получаем удивительно стабильную ситуацию: и овцы целы, и волки вполне сыты. Дом только жалко, что так и стоит десятилетиями в каком-то однажды законсервированном состоянии. В народе говорят, «богатый строится, а нищий – всё кроется». А у нас и крыша, слава Тебе, Господи, не протекает  – но и не строится ничего, хоть и средств более чем достаточно. Так и живём в простоте. В простоте ли? Да и живём ли – или всё-таки уже доживаем? В любом случае, до хорошего, рачительного хозяина, нам ой как далеко. Его ведь сама жизнь подталкивает к постоянным усовершенствованиям своего любимого жилища: детки подросли – значит, что-то пристроить пора, фасад от температурных перепадов облупился – подновить надо будет по весне. Проходишь мимо такого дома, и понимаешь: а здесь и правда «жизнь жительствует», а не теплится на последнем издыхании. Дерзну предположить, что и душа, которая некогда ощутила вкус подлинного покаяния, и его цену, и его труд, и его плод – уже не захочет жить годами в «законсервированном» доме – и ждать, пока из него – вынесут. Там-то, в Царстве Небесном, по тем же чертежам вечные обители строить будут!

...Может, и правда пришло время начать откровенный разговор о несоответствии наших духовных СНИПов душестроительной практике?

 

Фома

Подписаться на ленту комментариев к этой публикации

Комментарии (38)

Написать комментарий
#
2.06.2013 в 15:12
Продолжение темы http://ustav.livejournal.com/1128451.html
Ответить

#
23.01.2013 в 10:50
На правмире идет обсуждение этой статьи. Священник Алексий Уминский пишет: "Идя к Чаше, ты не страшишься приблизиться ко Христу так близко, не воспринимаешь встречу, как суд над тобой. Какой суд? Все проблемы решены на исповеди, тебя допустили. И главное следующее препятствие, которое может тебя беспокоить, — это только то, что ты не до конца вычитал правило ко Причастию. А вот уж если ты все правило прочел до конца и сходил на исповедь, у тебя нет никаких вопросов к тому, что сейчас с тобой произойдет в момент встречи со Христом".

Меня смущает склонность к сатирическому изображению паствы у пишущих священников. Потому что это сатира! Мне скажут: уж кому и знать свою паству как не практикующему священнику! Но я все-таки кое-что в церкви видела, и я очень, очень люблю простых русских женщин в храмах. И сейчас я буду защищать их.

Ведь и раньше (до революции) было простонародье и образованные прихожане. Простонародье в церкви обличали очень многие - меньше было тех, кто его защищал (как Достоевский). Их, защитников, было намного, намного меньше... Просто несопоставимо меньше! Ну, вот пришла со скромными мыслями (может, на листочке записанными) простая женщина в современную церковь на исповедь. Ну, какие проблемы у нее решены? Придя домой, она видит всю ту же привычную неурядицу: дети, муж, свекровь, внучонок... Если она будет твердить себе: это ты так воспитала сына, это ты виновата в состоянии мужа, то она доведет себя до кликушества... С этим нельзя жить, действовать, работать! Это нужно пережить в несколько адских минут и больше к этой боли не касаться. Хотя бы на время! Потом еще раз - снова уйти от этого... И дальше...

То, что она со своими скромными выражениями покаянного чувства причастилась, называется так: ВЧЕРА НЕ БЫЛА ПОМИЛОВАННОЙ, А СЕГОДНЯ ПОМИЛОВАНА (найдите это в Ветхом Завете). Сегодня ее Бог приласкал, дал любовь, пожалел, порадовался ее присутствию рядом с Собой, в Себе. Но это только СЕГОДНЯ. Она и вернется с этой мыслью к себе домой. Обведет отдохнувшим ласковым глазом семью - и снова примется за свою жизненную работу. Все проблемы с нею. Не батюшке их разрешить. И если не разрешаются они в одночасье - в этом может и не быть ее вины. Но пусть она СЕГОДНЯ будет помилована в своем скромном покаянном чувстве. Как была помилована ее прабабка - та простая крестьянка, в том далеком вологодском селе... Проблемы те же - лишь бы исповедь никто не отменял. Никто!
Ответить

#
зайцев дмитрий
17.01.2013 в 10:34
А может самым главным в покаянии ощущать себя вечным должником Господу? Видя свои грехи иметь дух сокрушен и уповать на помощь Божию подаваемую в Таинствах Церкви.Именно не копаться в себе в поисках "тонких грехов",а иметь покаянное расположение духа,а когда кто теряет это чувство попытаться человека настроить на"эту волну"поискав его грехи.
Ответить

#
21.01.2013 в 15:20
"Именно не копаться в себе в поисках "тонких грехов",а иметь покаянное расположение духа,а когда кто теряет это чувство попытаться человека настроить на"эту волну"поискав его грехи."(с)

Но ведь Вы же сами пишете, что для настройки человека на волну покаянного расположения духа нужно поискать его грехи. Значит, его грехи отторгают эту волну. Значит, недурно было бы от этих грехов избавиться. Допустим, грехи эти - " грубые ". Допустим, что мне на них Вы указали. А дальше то что делать? " Не копаться в себе в поисках " тонких грехов " "? А только ждать когда кто-то укажет на " грубые "? А вдруг окажется, что "волн покаянного расположения духа" очень много и что самые возвышенные "волны" скрыты самыми " тонкими грехами ". Так почему же их нельзя попытаться " раскопать "? Критерием " покаянного расположения духа " является смирение. А если его ( смирения ) нет, то и " покаянное расположение духа " возможно просто есть самообман и самоуспокоение, которыми прикрывают леность души и духа.
Покаянное расположение духа - это дар свыше, но кому попало его не дают. Его надо заслужить, или сильной нуждой ( в случае первого искреннего покаяния ), или тщательными и глубокими " раскопками " ( во всех остальных случаях ).
Ответить

#
16.01.2013 в 15:21



Пора что-то менять, или священники должны исповедоваться
перед каждой литургией, или надо перестать требовать этого от прихожан.



1. 1. Что
вы думаете, на счёт того чтобы исповедь перенести во внебогослужебное время? Составить
расписание, например –вторник, среда, пятница –с 18:00 до 20:00.



2. 2. Как
вам кажется, это полезно когда прихожане стоят рядом со священником во время
исповеди и слушают чужие грехи?



3. 3. Что вы думаете, на счёт того, чтобы постоянным
прихожанам, разрешать приступать к причастию, без исповеди, если они уже исповедовались
до этого, в течение недели или двух? Это бы разрешило ситуацию, когда человек
вынужден каждый раз исповедоваться у нового священника. В таком случае у
человека появился бы постоянный духовник и была бы возможность выбирать
священника, который помогает избавляться
от грехов. А не того, кто вышел во время литургии, и только ругается, торопит –«побыстрее,
покороче, но со слезами».



Это дало бы возможность, приступать к Причастию чаще и не
отвлекаться от богослужения. Может быть, у нас стало бы меньше покаяния-
нераскаянного?



И немножко не в тему но всё же, сколько дней поста соблюдать
человеку, который хочет причащаться каждую неделю? Или эта привилегия только
для священников? Нужно ли поститься на святках и страстной седмице?

Ответить

#
15.01.2013 в 20:37


Ну, вот по поводу: «в
этой и без того трепетной душе многокилометровые дыры бурить в надежде отыскать
чего-нибудь эдакое, то можно ещё целую гору из этих отвалов собрать».



Я имела возможность наблюдать жизнь трех женщин, которые
пережили в детстве в своей семье попытку сексуального насилия.



Первую решательно защитили с нежностью мать и брат,
отца-изверга выгнали, окружили девочку беззаветной любовью и всё у нее
сложилось нормально, она даже отца своего сумела простить перед его смертью. Но
человек она мало религиозный.



Вторая ушла из дома, почти сразу у нее все поумирали, она
прожила тяжелую жизнь, много было грубого в ней, многого она не понимала,
потому что не было настоящего воспитания, образования, просвещения. Но умерла
идеальной христианской смертью, какой-то страшно естественной в покаянии. Вот
уж где было покаяние слЕзное! А почему ей это Бог даровал? Он же видел, как она
росла, в каких нечеловеческих условиях и что ей нельзя было без той грубости
сохранить себя.



Третья из дому не ушла и родителям ничего о брате не
рассказала. Но она выказала ему такую бешеную ярость и такую готовность
защищать себя, что он больше к ней не сунулся. Девчонка в свои 11 лет была очень смелая! Она
привыкла быть агрессивной в своей семье, защищать себя, она умела ругаться (в
том числе и по …), бросаться с кулаками – попробуй сунься к ней! Эту историю я
слышала от нее самой, эта женщина живет церковной жизнью, но она мучается со
своей агрессивностью, готовностью дать отпор, броситься в драку. Эта
агрессивность сложилась в непростых условиях ее детства. Она была условием
сохранения ее жизни, ее личности.



Взяли губку и положили в воду. И сказали губке: ни в коем
случае не становись влажной! А губка впитала в себя воду. Вот также и человек в
детстве… Бог же видит, как его изувечили. Вот и терпит.



Попробуй вынь из иного человека некроткий, несмиренный стержень
его личности. Это всем трудно. И Богу трудно. И человеку. Да и надо ли так резко??? Как Иван Ильин писал:
видели картину – Иван-царевич на сером волке? Вот также и нам нужно – на наших
грехах ехать в рай.



Вот честное слово, так и написал!

Ответить

#
Irina, СНГ
15.01.2013 в 14:31

Статья в самую точку. Только для многих эта точка болевая. :)

Может быть пришла пора, переосмыслить таинство исповеди, отнестись более серьёзно? То что мы исповедуемся часто но "на скаку", может быть и приводит к тому, что так много среди нас фарисейства, "верблюда поглощаем, а комара отцеживаем". И о грехах своих не плачем, с одинаковой готовностью и человека обидим, и тут же исповедаемся.


Ответить

#
15.01.2013 в 14:30
СпасиБо о. Павлу за статью. Интересные мысли по этому поводу можно найти по адресу: http://pravsobor.kz/STATII/Yroki_jizni/sv-Ioann_Kronshtadtskiy_yrok_ispovedi.html
Для прочитавших замечу, что, если о. Иоанн Кронштадский постоянно находил в себе признаки отклонения от пути Божия и, как следствие, потерю благодати Духа Святого, то мы, когда не находим в себе предмета для раскаяния, должны признать: или мы превзошли о. Иоанна праведностью, или просто не следим за собой. Дай Бог пребывать нам всегда в благодати Св. Духа и не отклоняться от пути Божия
Ответить

#
15.01.2013 в 23:35
Кажется, именно о. Иоанн Кронштадский призывал приносить покаяние Богу сразу, как только обнаружил в себе предмет для раскаяния, не откладывать его до исповеди.
По статье получается, что критерием покаяния является исключительно эмоциональный накал исповедующегося, на который человек, действительно пытавшийся себя ревизовать и реконструировать, к исповеди может быть уже не способен. И чем он виноват, если кто-то не хочет и боится понять, что стоит за этим листком, покаяние или подгонка под проходной балл.
Ответить

#
monk from USSR
15.01.2013 в 20:04

«то мы, когда не находим в
себе предмета для раскаяния, должны признать: или мы превзошли о. Иоанна
праведностью, или просто не следим за собой».



Батюшка, Вы говорите в общем, а хотелось бы конкретнее.
Позвольте задать Вам следующие вопросы и привести некоторые аргументы:



Предметы для раскаяния всегда есть, само собой
разумеется, и их очень много. Говорю Вам искренне, что я серьезно над этим
думала, наблюдала за собой. Вот результат. Если писать всё по совести перед
каждой исповедью - что, где, когда как сделал, допустил греховную мысль и т.д.
то предположительно это может быть листов 10 формата А4, шрифт Times New Roman, размер шрифта 8, интервал
1,0, отступы 1 см. Вы готовы меня (и каждого Вашего прихожанина) столько слушать
и ждать с «рефератом» в руках на каждую исповедь один раз в две недели, а может
быть и чаще? Вы всегда будете терпеливо выслушивать, или уже со 2-го раза
запретите мне такую практику протоколирования «предметов для раскаяния» ? Вы
можете на это ответить, что не нужно так подробно, можно говорить более кратко,
но это опять же не выдерживает критики. А почему кратко, если я человек
сознательный, стараюсь внимательно относиться к своей духовной жизни и у меня много предметов для раскаяния? Если я
воспользуюсь списком «как подготовиться к исповеди», то это будет покороче - я
просто оттуда всё выпишу и это всё будет правдой (за исключением некоторых
тяжелых грехов, в которые я, возможно, по милости Божией не впадаю), так как
святые отцы пишут, что «наши хлеба не могут быть чистыми» - у нас ко всему
примешивается грех и хоть на одну сотую
мы причастны почти ко всем грехам из знаменитого списка, да и ко всем грехам человечества.
Но, если у меня столько предметов раскаяния, почему я должна
о них умалчивать, пользоваться списком, не писать на 10 листов и вместо того,
чтобы сказать, что я своей раздражительностью «кошмарила» ближних так, что они
от одного упоминания моего имени, приходят в страх и трепет, говорить со
смиренным видом руководствуясь списком : Батюшка, согрешила раздражительностью,
каюсь, простите великодушно. Как Вы поймете – монстр я на самом деле или
смиренная овца? И, следовательно, как Вы мне поможете, если не знаете в чем моя
основная проблема? Дело пастыря ведь не только «прощаю и разрешаю», а ещё и «помогаю».
Вам не кажется, что вот это последнее напрочь отсутствует очень часто в
процессе исповеди, а потому и ходим по кругу от исповеди до исповеди? Понимаю
иконописцев из статьи о.Павла, которые написали список и им пользуются. Можно
предположить, что покаянное чувство у них всегда присутствует и оно всегда с
ними, а каждый раз писать новый список, если мы согрешаем примерно в одном и
том же - пустая трата времени. Тем более, что иметь с собой список – это гарантия
быть допущенным до Причастия. Это ведь наша практика. Скажу Вам больше – у меня
тоже был такой список и даже была мысль его заламинировать, чтобы не износился
быстро. Мне совершенно не хочется предъявлять какие-то претензии, но здесь формат
дискуссии и прежде чем сказать что-то в этом духе ,сделаю оговорку - я с
большим благоговением отношусь к людям, имеющим благодать священства и за территорией дискуссионной площадки никогда не
позволяю себе какие-то прения с ними. Но здесь Вам придется меня выслушать и
если сочтете нужным ответить, что и предполагает вкладка «ответить» под моим комментарием,
также как и под Вашим. Я человек законопослушный и если бы там была вкладка «смириться», то я
бы ничего писать не стала :-)



Мне кажется, что основная проблема не в том,
что у нас нет покаяния, а в том, что
священники редко задумываются, что в Церкви могут быть люди, которым
недостаточно сказать – пиши список, кайся – он написал – пришел, прочитал - все
довольны. Но есть ещё такие, которые серьезно и вдумчиво относятся к Таинствам
и просто вот такой ответ «когда не находим в себе предмета для
раскаяния, должны признать: или мы превзошли о. Иоанна праведностью, или просто
не следим за собой»
он не убедителен. Это почти дилетантство. Вы должны
быть в состоянии конкретно и внятно объяснить,
как лучше человеку построить исповедь, чтобы избежать вышеуказанных
противоречий и Вы «простили, разрешили» и помогли . Я не говорю, что не нужно
исповедоваться перед Причастием, но что-то менять однозначно нужно. Ведь это
ужасно, когда ты приходишь на исповедь и священник тебе попросту не дает
сказать то, что ты хочешь сказать Богу в этом Таинстве – один батюшка торопит и
говорит, что список большой, начинает цепляться за какие-то мелочи, совершенно
не интересуясь тем, что у тебя наболевшее ; другой - ругается, почему так мало написала- ты что «безгрешница»,
третий – считает, что имеет право всех смирять и этим спасать и за исповедь
доведет тебя до такого состояния, что хочется бежать из Храма. Но это же не
нормально ? Или как Вы считаете? Нельзя ведь такие опыты над людьми живыми
проводить или можно? А может не надо
никакие списки на исповеди требовать и сосуд для слез возле аналоя держать?
Может лучше дать человеку возможность сказать то, что он сам хочет сказать Богу
в этом Таинстве, благоговейно к этому отнестись и просто молитвенно поддержать?
Исповедь ведь Таинство и Господь Сам таинственно будет преображать душу – может
не нужно этому мешать, а просто об этом Ему помолиться?

Ответить

#
17.01.2013 в 12:53
Попробую объяснить. Об исповеди: допустим, что Вы приходите к доктору и приносите чужую историю болезни, а на вопрос врача о том, что у Вас болит, отвечаете, что сейчас ничего ( или все болит),но так невозможно поставить диагноз -А с прошлого посещения? -А я не помню, поэтому взял(а) чужую историю. -а если вспомнить? И тут Вы начинаете вспоминать: болела голова- вчера 333раза, и перечисляете, подробно описывая каждый раз на 10-ти листах а4. Для того, чтобы лечить, надо поставить диагноз, поэтому доктор спрашивает о том, где болит и какой характер боли, а не просит пересказывать подробности каждого случая. Так и в духовном: две крайности- от общего "всем грешен ( грешна)" до слишком конкретного перечисления грехов. Почему не сказать просто, что с прошлой исповеди я согрешил празднословием, не распространяясь о том, что сегодня с Марьей Ивановной мы обсуждали... (на трех листах), а вчера с Дарьей Семеновной... (на пяти листах). Это напоминает мне, как я удалял листочки с первого в моей жизни вьюнка (сорняк такой), пока взрослые мне не объяснили, что всего-то надо найти корешок и выдернуть его, а на другой день весь сорняк со всеми своими листочками засохнет. Так и с грехами- "зри в корень", как говорил КП, а корней-то всего три: сребролюбие, сластолюбие и славолюбие. Три матери грехов ( три "с"), а остальные есть дочки, внучки и т.д. Например, блудная страсть усиливается или от славолюбия-гордости ( о себе высоко возмечтал, или о другом худо подумал) или от сластолюбия (объядения или многоспания). Поэтому, чтобы побороть этого змея, надо не перечислять подробности падений (с кем, когда, и каким образом), а отслеживать внимательно помыслы приходящие и каяться сразу в коренном грехе (ибо там, где было падение, предварила гордость), а затем на исповеди озвучивают врачу духовному то, где болело с прошлого посещения ( даже если в данный конкретный момент пребывания у доктора ничего не беспокоит). Это -постановка диагноза и у каждого он свой, и, хотя подспорьем ( как отправной точкой для размышления о своих грехах) может служить чужой диагноз, но стопроцентно совпадать истории болезни не могут всегда.

Теперь о покаянии: несомненно, что каяться надо сразу, только вот в чем? В нашей жизни часто в круговороте добрых богоугодных дел ( пост, молитва, чтение Священного Писания , милостыня и др.) мы часто не обращаем внимания, а приносят ли эти средства ко спасению, и сколько именно приносят благодати Святого Духа. Благодать может отходить от нас не только за явный грех (тогда и чужой список сгодится для исповеди), но и за действия, которые грехом сами по себе не являются, но, совершая их, мы отклоняемся от пути Божия ("Идохом во Ахаию, и Дух Божий не иде с нами, обратихомся в Македонию, и Дух Божий иде с нами")Понятно, что идти в Ахаю само по себе не грех, но в том случае- отклонение от пути Божия и потеря благодати Св. Духа. Вот апостолы отслеживали, а в Духе ли они, так же и о. Иоанн Кронштадский и все святые; а мы часто этим небрежем и, теряя благодать, продолжаем вертеться в кругу "добрых дел", и искренно не понимаем, о каких грехах речь (грехов-то явных я не делаю)и с чем тогда идти на исповедь. Если периодически покидает нас благодать, то есть нам в чем каяться- в уклонении от пути Божия. А если мы всегда в Духе, то и хорошо- хоть сейчас, как говорил прп. Серафим Саровский, на суд Христов.
Ответить

#
2.06.2013 в 15:09
Опытному врачу, чтобы поставить диагноз и назначить лечение достаточно одного посещения больного, если же диагноз поставлен, лечение назначено, а больной все приходит и рассказывает одно и то же, а врач его слушает и ничего нового не говорит (т.к. все, что только можно было сказать уже давно сказано), то это абсурд. Подробнее тут http://ustav.livejournal.com/1128451.html
Ответить

#
monk from USSR
17.01.2013 в 18:54
Уважаемый отец Сергий, спасибо огромное за такой обстоятельный ответ, желание прояснить ситуацию и помочь ближним! Но хотелось бы ещё кое-что спросить и уточнить. Оставайтесь, пожалуйста, на линии :-) Напишу через неделю - командировка.
Ответить

#
17.01.2013 в 17:02
Извините, о. Сергий, но речь шла как раз об обратной ситуации, когда пытаешься зрить в корень и говоришь, например: "Каюсь в тщеславии". Потому как понимаешь, что за две недели с предыдущей исповеди под градусом тщеславия наворотил столько, что сам с собой наедине не можешь находиться, а уж другим с тобой.... А в ответ: "И все?". И даже не спрашивают, когда была предыдущая исповедь.
Вот несколько лет назад после ситуации "ты женщина и овца, я - пастырь" записала себе в утешение нижеследующие собственные наблюдения прошедших тогда весны-лета-осени:

"Стопроцентный городской житель, увидела, как пасут овец, уже взрослой. Увидела то, о чем неоднократно читала в Библии. Впереди - козел. За ним овцы. А где же пастырь? Оказывается, позади.
Далее собственные наблюдения и открытия. Овцы все вперемежку. Кругленькие, гладенькие и задохлики, и мясные, и те, с которых шерсти клок в радость, может и те, овчинка которых выделки не стоит, что хозяин приобрел, то отдал в стадо на выгон. Было даже несколько тонкорунных. Позади всех человек, направляет это многочисленное разношерстное в прямом смысле слова, разнопородное и даже разновидовое сообщество туда, куда ему надо, не без помощи овчарок (это не порода, функция собачки) и подручных приспособлений. Спрашивается, почему козел? Оказывается, дорогу запомнить не могут и вообще, куда идти не знают. И находится козел там на совершенно законных основаниях, никакой ошибки, обманным путем никуда не проникал, овцой не думал прикидываться.
Дальше замечаешь, кроткие, это только потому что явно не хищники, да и беззащитные. Однако не безголосые, блеют.
Те, что замыкают шествие, получают иногда прищипывания от овчарок, если несмотря на высокоразвитое чувство стадности чересчур "замечтались", от самого пастуха наставления удостоятся. И что? Поворачивают голову в его сторону, о ужас, повышают голос. Что они там проблеяли, благодарность, оправдание или ругань, неведомо, однако ускоряются и норовят пролезть в середину, подальше от подобных нравоучений. Единоплеменники идут плотной толпой и не больно-то сторонятся, скажем прямо, свое место никто уступать не собирается. Перекидываются парой "бе-е-е" друг с другом, иногда принимают более решительные меры. Не останавливаются, идут и идут, все эти разборки на ходу. Угомонились, семенят дальше, козел впереди, овцы что-то там бекают, те, что с краю, явно пытаются протолкаться в гущу, человек позади, может, немного сбоку.
Дошли, например, до грунтовой дороги, движения по которой никакого, надо перейти на другую сторону. Козел так и идет, не останавливаясь, овцы замялись, заголосили громче, первая "скакнула"за козлом, наконец-то, побежали, обгоняя и натыкаясь друг на друга, трусливые и, по людским представлениям, глупые, дальше некуда. Всегда найдется одна-две, которым препятствие кажется непреодолимым или пока мешкались, ориентир потеряли, стоят "бе-е"да "бе-е", может жалобно, может требовательно, сразу не поймешь. Успешные за козлом шариком катятся, овчарка полукруг держит, носится как угорелая. Пастух помогает отставшим бестолковкам, пордручными средствами коли глаза уж слишком велики от страха и даже на знакомый голос не в состоянии тронуться с места. Опять догнали, потолкались, обменялись "любезностями", пошли дальше, сбиваясь в кучу и пихаясь. С краю мало кому хочется, инстинкт подсказывает, что в гуще безопаснее и комфортнее.
Пришли на травку, что человек выбрал, пасутся. Козел в стороне, если есть куда повыше влезть, обязательно там. Эти толпой, в середине более плотное ядро, к краям разреживается. Опять найдется пара-тройка, которым надо держаться на расстоянии от основной массы, хоть и стадное животное. Пастух здесь уже не стимулирует их присоединение, овчарки лениво следят, чтобы за ведомые им, овчаркам, границы единоличницы не уходили. Спокойно, безмятежно. Идиллическая картина просто.
Раз было, прибежала какая-то чужая псина, отбила овцу от стада, не калечит, но и идти к своим не позволяет. И что же происходит? Овчарка держит всех, не дает им от страха сигануть дальше, чем видишь, убежать толпой, куда одна, туда и все. Отбитая подает звуковые сигналы, помощь замешкалась -тон заметно повышается. Пастух оставил всех блеющих под контролем овчарки, идет к этому чужаку, оценивает, насколько опасен, псина домашняя, вроде смирная. Подошел. Ухо ущипнул в вывертом. Наказал, чтобы неповадно в следующий раз было. Собака убегает. Но и эту, отбитую вроде бы и не по ее вине овцу, пастух без наставления не оставил, хоть и знает, что спросить с нее нечего, животина, направление указал ощутимо. И опять то же самое: бегом в гущу с беканиями в сторону пастуха.
Смотришь на эту идиллию и замечаешь, нрав-то у овечек у всех разный, и между собой они частенько разборки устраивают, есть экземпляры прямо-таки злобные и вредные, есть задиры, есть мстительные, злопамятные, есть жадные или завистливые что ли: под ногами травы кажется мало, у соседки пожирнее и погуще, тыкается туда, ну и по-разному получается, что потрусливее отойдет, иная научит на чужой вершок рот не разевать. Всяких хватает. И так изо дня в день мигрирует эта толпень следом за козлом под присмотром человека.
Потом смотришь, группка какая-то в сторонке особнячком прибавилась. Кто ж это там? Ослики и мулы. Вот те, на. А пастух тот же. Все так же наблюдает и направляет, и на явно не овец его хватает.
Смотришь-смотришь и доходит: пастух-то при всем при том не пытается тонкорунную переделать в мясную, паршивую в тонкорунную, от козла и от мула не требует, чтобы те стали овцами. Особенности овечьего характера только ограничивает, чтобы другим своим нравом не навредили. Пасет, что дали, охраняет и сохраняет, что получил, злобных, вредных, мстительных, задир, единоличниц. Направляет к известной ему цели, будь то пастбище или хозяйский дом, когда время придет. Там-то с ними со всеми и разберутся, хозяева знают зачем завели овцу, получат с нее, что положено, с какой гребенную шерсть, к какой шкуру, с какой мясо. Козлу своя участь в свой срок вовсе не за то, что овцой не стал. Где ослики и мулы поработать должны, хозяева тоже знают.
Наверное и с пастуха спросят, если какая овца пострадала или потерялась (не интересовалась тонкостями расчетов), однако не предъявят претензии, что меринос мяса не так много нагулял, с овчинной шерсть груба, а осел остался ослом несмотря на то, что пасся с овцами. Раздаст их пастух, возьмет, что ему причитается, с собачками пойдет домой до следующего сезона. Это жизнь. В Евангелии нет же напрасных
бессмысленных слов, не об этом ли там говорится? Мы-то овцы, где такие вот пастыри?"
Извините еще раз.
Ответить

#
15.01.2013 в 13:57
Хотел бы остаться анонимным, но поделиться некоторыми соображениями по поводу:
1) "Теоретические": Проблема не новая, и в католичестве исповедь допускает "неполное" или "несовершенное" покаяние, но не будет ли это капитуляцией перед нашей немощью и профанацией Таинства Покаяния? Человек в тот или иной момент жизни способен на разную степень покаяния (не только "капитальную реконструкцию"), но перед Богом он предстоит каждый момент своей жизни, и всегда должен делать максимум для него возможного. У нас нет СНИПов, у нас нет "обязательного минимума": "око за око" и проч. - это Ветхий Завет. У нас есть цель, дарованное спасение во Христе, Божественное совершенство (Мф. 5, 48); есть конкретный человек в его сегодняшнем состоянии - и есть путь, который пролегает между этими двумя точками. В силу нашей перманентной греховности этот путь - всецело путь покаяния. "Совершать свое спасение" - значит каяться. И это - процесс постоянного творчества, потому что в покаянии падший человек преодолевает самого себя ради Бога; он ищет то, на что до сих пор не был способен. Поэтому результат "сплошного" духовного делания предполагает вИдение своих грехов без всяких записочек. Более того - нам не только всегда есть в чем каяться, но и всегда есть над чем работать в плане "полноценности" своего покаяния. И "честно сказать", что ту или иную проблему... "не предполагается существенно изменить" - это значит оставить камень за пазухой, сказать Христу: "Я иду к Тебе, но и с грехами не расстаюсь" (а не они ли пригвоздили Его ко кресту?).
2) "Практические": Согласен, что преступно в чужой душе "многокилометровые дыры бурить", но это вопрос духовнической практики: долой дыры! Неопытным надо по грязным рукам дать, а опытные и при "оперативном вмешательстве" дыр не оставят. А вот исповедь перед причастием трогать нельзя: это у Вас в Посаде "без того трепетные души", а по России - миллионы абортов в год, каждый третий брак незарегистрирован. А за счет чего, как Вы думаете, живут сотни тысяч экстрасенсов? И самое интересное, что ни сожители, ни посетители спецсеансов, как правило, "не предполагают существенно изменить" то, в чем исповедуются. А на исповедь они приходят, чтобы причаститься. Поэтому повседневность нашей исповеди за литургией такова, что в большинстве случаев приходится с немалым усилием напоминать человеку, что от него требуется "именно обещание Богу больше такого никогда не повторять". Служим ежедневно в большом храме, и "верных" за исповедь бывает едва ли больше, чем "безгрешных". Изменим отношение к исповеди - число "безгрешных" увеличится.
Ответить

#
monk from USSR
16.01.2013 в 11:35

«Более того - нам не только
всегда есть в чем каяться, но и всегда есть над чем работать в плане
"полноценности" своего покаяния. И "честно сказать", что ту
или иную проблему... "не предполагается существенно изменить" - это значит
оставить камень за пазухой, сказать Христу: "Я иду к Тебе, но и с грехами
не расстаюсь" (а не они ли пригвоздили Его ко кресту?).»



Всё сплошные обобщения,
никаких конкретных предложениё и абсолютное нежелание вникнуть в ситуацию
людей, которые уже давно в Церкви, серьезно и ответственно относятся к таинству
исповеди и на своем опыте поняли, что где-то на каком-то этапе есть какая-то фальшь
и непоследовательность в том, как наши батюшки требуют от нас исповедоваться.
Очень жаль, что священнослужители не исповедуются перед каждым причастием –
может, тогда бы они поняли лучше нас – людей, стоящих по эту сторону
иконостаса. Мне это вообще уже начинает напоминать Ветхий Завет и фарисеев в
длинных одеждах, которые возлагают бремена неудобоносмые, а сами и перстом не
хотят пошевелить Подобные комментарии
говорят лишь о том, что человеку, который так пишет не приходилось на
протяжении многих лет и целых десятилетий, приступать к Таинству исповеди перед
каждым Причастием и стараться подходить
к этому ответственно. Отцы, но это ведь Таинство Христовой Церкви, а не
посещение терапевта!



«Поэтому результат
"сплошного" духовного делания предполагает вИдение своих грехов без
всяких записочек»



Слова … слова….Вот это
вообще не выдерживает никакой критики. Записочки пишутся чаще по другой
причине, если вдруг Вы не знали. Когда приходишь на исповедь некоторые
священники так могут обрушить на тебя весь свой праведный гнев с целью тебе «помочь»,
что растерявшись и даже испугавшись там не то, что не сможешь слова сказать без
записки, там забудешь, как тебя самого зовут.



Очень утешили комментарии игумена Арсения (Соколова),
Лиссабон
как и статья и
комментарии отца Павла. Действительно написаны со знанием дела, серьезным отношеним и большим
участием. Спаси Господи!!!

Ответить

#
16.01.2013 в 13:54
Я и говорю: "долой дыры"! Не только от тех кто давно в Церкви, но и от "новичков" батюшки не должны ничего требовать, а лишь помогать человеку на пути к покаянию. А исповедуется человек нормально, нет у него вопросов - и слава Богу! Стой и будь "только свидетелем", как пообещал перед исповедью. Не судить, а проявить отеческое отношение - надеюсь, свою мысль я прояснил. Но все это, повторюсь, вопрос духовнической практики, а не понимания таинства исповеди.
А батюшек не судите - им тоже не сладко...
Ответить

#
monk from USSR
16.01.2013 в 17:43

Не судить, а проявить отеческое отношение -
надеюсь, свою мысль я прояснил.

Да, теперь
прояснили. Спасибо.



«Но все это, повторюсь, вопрос духовнической
практики, а не понимания таинства исповеди».



Духовная практика разве не включает в себя понимание таинства исповеди? Не у всех есть возможность перед каждым Причастием исповедоваться
непосредственно у своего духовника, а значит какие-то СНИПы и единый подход в
этом случае все-таки должен быть, а иначе таинство исповеди превращаем во что-то
странное, где пропуском к Причастию является «список» и несколько покаянных
слёз. Зачем воспитывать в людях эту фальшь и лицемерие?



«А батюшек не судите - им
тоже не сладко...»



Батюшек я не сужу, но
считаю, что о проблемах в Церкви говорить нужно, тем более о таких. За излишне эмоциональный
тон простите. Священникам дана власть не только «прощать и разрешать», но и
допустить или не допустить (и как допускать) человека до Причастия. Что такое
Таинство Евхаристии для христианина Вы знаете сами и Вам объяснять это не нужно.
За много лет пребывания в Церкви ( а я в Ней с детства) накапливается хроническая усталость от того,
что всякий раз желая приступить к Источнику Жизни, перед тобой встает большой
знак вопроса: чем является таинство исповеди для священника, к которому ты в
очередной раз попадешь на исповедь и какая у него «пастырская практика»? Что в
этот раз он выдаст и что от тебя потребует? Самое ужасное во всем этом, что подумать
про Господа и какое-то покаянное чувство совсем ведь не получается за
этими мыслями и переживаниями – идешь как на экзамен к чудаковатому профессору,
от которого не знаешь чего ожидать на этот раз. И если всё обошлось без происшествий,
то после исповеди облегченно вздыхаешь, но так грустно делается от того, что здесь-то в Церкви в таинственном общении с
Богом так хочется быть искренним,открытым, не изворачиваться, не прибегать к какой-то
дипломатии, но и здесь это не возможно. Понятно, когда это экзамен, посещение
врача, начальника, но это ведь Божественное Таинство! Такая «пастырская практика» она
духовно калечит людей и рано или поздно искажает их представления о том, что
такое Таинство исповеди. А после исповеди ведь ещё идешь на Причастие. И в
каком состоянии идешь? Зачем людям причинять такие душевные муки? Может все –таки
прав игумен Арсений (Соколов), Лиссабон, написавший, что « верные сами определяют, когда им
исповедоваться»? Душа человека, его отношения с Богом, покаяние – это нечто
тончайшее и таинственное, может не нужно ставить это на поток как плановое прохождение медкомиссии, а подходить к
этому индивидуально в зависимости от каждой отдельной ситуации? Ведь
сознательный человек он обязательно поисповедуется перед Причастием, если будет
ощущать что что-то особенно отягощает, а бессознательный и самодовольный пусть хоть 10
списков напишет, только что толку с этого… Но у нас ведь пока является
абсолютной догмой то, что исповедоваться нужно абсолютно всем абсолютно перед
каждым Причастием и без всякого рассуждения. У нас это именно догма – наша русская
православная догма. Вот и вынуждены мы, желая принять в себя Христа, иметь с собой реестр грехов, коробочку с пеплом, сосуд с покаянными слезами, чтобы прорваться через эту цитадель странной "пастырской практики". Одно радует, что Господь всё видит и понимает, что не по собственной инициативе вынуждены ветхзаветничать и фарисейничать ...

Ответить

#
14.01.2013 в 23:13
У Прокруста, можно сказать, тоже были свои СНИПы. Бремена друг друга тоже по СНИПам носить?
Хотелось бы в статье увидеть что-нибудь на тему взаимного доверия сторон (исповедующийся и священник). А может и не надо, каешься, как учит Церковь, не перед священником. Это в теории, а на практике он имеет власть разрешить. Не всякий священник духовник. Поэтому прежде, чем о СНИПах рассуждать, хочется решить вопрос доверия, нужно оно или это непозволительная роскошь и на потоке исповедующихся ни к чему.
Ответить

#
14.01.2013 в 18:45
Ходить на исповедь с универсальным, подходящим для всех, списком прегрешений..... Из месяца в месяц, из года в год. Да, уж .... Но реальность такова. Исповедь как кошение травы. Скосил, а она опять выросла. И у других тоже самое. Схожие условия жизни. Никаких особых злодеяний. Трава та же. Косим одинаково. Копнуть вглубь, увидеть корни произрастания грехов - этому как научиться?
О. Павел, может быть Вы нас ( меня ) научите способу обнаружения корней, описав его в следующей статье. Много способов? А общее в них что-нибудь есть? Об этом общем можно рассказать? Рассказ и поучения получатся слишком общими? Богословскими получатся? Ну и хорошо. Под стать сайта.
Статья заканчивалась словами: " ...Может, и правда пришло время начать откровенный разговор о несоответствии наших духовных СНИПов душестроительной практике? "
Мне сразу бросилось в глаза словосочетание - "душестроительная практика ". А почему только душестроительная или душеспасительная? А не тело и духоспасительная? Если спросить обычного человека - " Ты кто? " Он ответит: " Иван Петров ". Укажет рукой на свое тело. Святые Отцы учат нас тому, что человек состоит из тела, души и духа. Христиане не любят и не хотят отождествлять себя с телом и духом. И понятно почему. Тело умрет. Дух приходит и уходит. Как ими быть? А вот душа годится для того,чтобы стать надежной опорой личности. Вечная, индивидуальная. Или мы так только думаем? Знаем ли мы ( на опыте ) что такое душа? Святые Отцы говорят, что после благодатного обновления душа не отличается от Духа.
Может наши заботы о душе и душестроительной практике есть не что иное, как особая форма эгоизма? Идея - " я есть тело " отличается чем-либо от идеи " я - душа "? И чем верующий человек, в таком случае, отличается от неверующего? И тот и другой имеют дело с идеями. Причем у неверующего человека эти идеи выстраиваются вокруг чувственно-воспринимаемой реальности тела, а у верующего нет такой опоры. Одни только идеи и фантазии. Напридумываешь о себе бог знает чего и потом заботишься об этом. Пищи для эгоизма море. Может быть именно в этом и кроются корни вновь произрастающих грехов?
Душестроительная, душеспасительная практика, на мой взгляд, сводится к практике уподобления Иисусу Христу. Святые Отцы учат тому, что у Иисуса Христа нет человеческой ипостаси ( Лица ), нет гномической воли, и никогда их не было. А у нас они есть. Как же тогда уподобляться? И что такое человеческое Лицо? А не есть ли это ( Лицо ) - набор представлений о себе? А наши представления о душе не есть ли тоже самое? А может быть такую воображаемую!!! душу не спасать и строить надо, а наоборот,... избавляться от нее надо? Склонная ко греху гномическая воля приводится в действие помыслами. А почти все наши помыслы кружатся вокруг нашего " я ", нашего Лица. Кто "волит" и желает? Конечно же " я ". Нет его - нет и гномической воли, нет и Лица, человеческой ипостаси. Прям как у Иисуса Христа. И у маленьких детей их тоже ( пока ) почти нет. Может быть в этом ( в создании воображаемого Лица ) и следует каяться и исповедоваться. Каждый раз перед Причастием, так как благодать Святого Духа усиливает все способности человека. И способность к воображению тоже. Подкрепленный Святым Духом человек и ложные представления о себе усилит, а на их основании и волю свою гномическую активизирует. А чтобы этого с ним не случилось, перед Причастием исповедь ( настоящая ) предусмотрена. Благодать Духа Святого с предыдущего Причастия помогает рассмотреть греховные наклонности. Человек все внимательно рассматривает, запоминает, а затем исповедуется, чтобы окончательно их ( эти наклонности ) удалить из себя ( и из тела, и из души и из ума - духа ).
У меня вот такая душестроительная практика нарисовалась. Пока только в воображении, к сожалению. А у Вас как? Расскажите, пожалуйста.
Прошу прощения, если мои рассуждения покажутся кому-то содержащими в себе претензии на что-то и упреки в чем-то. Не хотел.
Ответить

#
игумен Арсений (Соколов), Ливан, Бейрут
14.01.2013 в 18:27
Формализм у нас порой с исповедью. Покаяние без раскаяния, без своих изначальных смыслов, без тшувы и метанойи. Да и не может человек еженедельно или ежемесячно совершать тшуву и метанойю, отпадать от Бога и возвращаться к нему. Тогда что такое исповедь. И правильно ли ставить знак равенства между обращением и исповеданием?
Ответить

#
13.01.2013 в 22:08


В церкви всё создано для маленьких (не по возрасту) и
слабых. Поэтому им в ней удобно. Хуже тем, кто «богат духом». Но если в этот
раз (т. е. в конкретный праздник) нераскаянный исповедник проскользнул к чаше
без «капли слезы», то он, вообще-то, должен знать, догадываться, что где-нибудь
впереди его ждут кровавые слезы, он не уйдет от них… Потом он промахнет и эти
тяжкие минуты (утрет кровавые слезы), и снова будет период, длительный или не
очень, когда чаша будет как бы без раскаяния… Но это на время. А потом опять
кровавые слезы… Хотела бы я знать: что же, на пороге смерти и передышки нет? Поскольку
в старость входишь уже с готовностью к этим тяжким покаянным минутам.

Ответить

#
13.01.2013 в 19:24
Мир всем! В моем сугубом понимании - покаяние - это не реконструкция из того что было, а возможность дать Свыше!Самому! Заново, по нашему благоволению, созиждеть Новую Тварь. " Христос воплотился в лепоту облачился! " А уж Новая Тварь Нового Завета - тело врачует.... Болью сердечной; тело перестраивает, обоживает, в новое естество облекает единомоментно. И как сказывал мне батюшка после исповеди, -" Нет пределу совершенства! И в будущей жизни вечности не хватить постичь ПРЕМУДРОСТЬ БОЖИЮ!"

Лукавый ум всё хочет упразднить до логического обоснования необоснованого. А лукавый ум( наше представление о бытие и Боге), в естестве своем , порождение плоти. Вот и получается , что исповедь рациональна, грехи нераскаянны, по мнению лукавого ума, а в сердце(!!!) С РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА! Давным давно почивает НОВЫЙ АДАМ, готовый только по нашей чистоте сердца, Дух правый обновить во утробе. А что значит обновить? Старые меха не обновишь, нужны новые. Для Бога всё возможно! И сколько надо сердце чистым сожиждеть, столько и обновит, главное иметь благоволение. А благоволение - это Дар данный нам от сотворения человека, по образу и подобию Божиему. Вот когда мы этим даром - свободой, благоволением воспользуемся по праву нам данным Свыше, тогда и жить начинаем с трепетом, любовью со благоговением. И ходить начинаем путями Господа, и избавляем себя от скорбей, гнева , врагов ( а враги одини - духи злобы) и нужды. И тогда таинство исповеди становится диалогом сына с Отцем: "Согрешил Словом - прости, Отче изменил реальность от мира к злобе, Согрешил делом - прости, Отче, стал со-участником и посеял семя плевел, на твоем поле. Согрешил помышлением - прости Отче, прельстился на свой тварный ум, помилуй мя!!!! Наказал сам себя! Прими мя блудного и окfянного!!! И Господь примет, и в Таинстве Евхаристии обновит Дух Правый во утробе сына своего! Трудно назвать и даст еще шанс, нет - не шанс даст, а наставит ( откроет дороги в Царствие Небесное, которое внутри нас) на пути Господни поставит ( как новорожденного) и скажет любя,- Иди сыне, живи!
А сын? Захочет ли? Любящий Отца своего, да! И будет ходит пред Богом с трепетом любовью и благоговение, с благодарностью за покаяние.
"Великое приобретение - быть благочестивым и довольным." 1Тим.6:6.
Ответить

#
monk from USSR
13.01.2013 в 12:21

В сознании многих людей, хотя они
и не дают себе в этом отчёта, «Бог и я» – своеобразные «деловые» взаимовыгодные
отношения с накопительной системой бонусов и скидок, где по договору мены я передаю Богу добрые дела и
исполнение всего необходимого (в т.ч. формальная исповедь), а Он мне спасение
души. Именно в этом духе говорится бОльшая часть проповедей с амвона, которые
насквозь пропитаны ветхозаветным духом «исполнения закона» и в которых так мало
духа Христовой свободы и любви. Церковь, прежде всего – это собрание верующих во
Христе, их общение, совместное приобщение божественных энергий, соединяется тварное и нетварное. Об этом редко услышишь
в Храме от пастырей. Все разговоры и в Храме и в православных СМИ: « как
правильно соблюсти пост», «как правую руку отличить от левой и ничего не перепутать,
когда одеваешь рукавицу в большой мороз», «как правильно относиться к митингам
и демонстрациям» (вот это « как правильно
относиться» всегда вызывает у меня конфуз), «как правильно любить Путина и
партию» и т.д. и т.п. Думается, что все подобные «учения» - это пласты грязи, которыми мы так тщательно, сами
того не подозревая, стараемся замуровать и изуродовать лик этой прекрасной
нимфы с неземной красотой, которая есть Церковь Христова. Дорогие отцы и
пастыри, покажите нам эту её изумительную, подлинную красоту, красоту предания Христовой Церкви (а не своих представлений
и понятий), дух Христовой свободы, а не рабского повиновения, сделайте нас
свободными во Христе людьми, культивируйте в
нас дух единства и любви друг к другу и вместе ведите нас ко Христу, а
не к себе и тогда многие вопросы, а особенно вот это «как правильно» отпадет
само собой как шелуха. Тогда решится вопрос и с формальной исповедью. «Ученик не бывает выше своего учителя». Если
священник на исповеди требует, чтобы человек во что бы то ни стало в чем-то
покаялся, желательно, чтобы этого «чего-то» было как можно больше, а ещё лучше,
если выдавишь с себя покаянную слезу, то, что остается делать исповедующемуся,
как не смириться перед батюшкой и уж тем более не вступать с ним в жаркие споры?
Среди знакомых достаточно людей, которые уже очень давно поняли, что наши «снипы»
не соответствуют душестроительной практике и не нужно писать эти списки, а
говорить на исповеди о «актуальных» проблемах двух, трех. Только что толку с
этого? Если единственная возможность быть допущенным до Причастия очень многими
священниками – зачитать список, посыпая голову пеплом и орошая лице слезами
(если их не достаточно и нужную посудину не получилось заполнить до краёв, то и
за это можно получить порцию «смирительного») и смиренно преклонить голову для
разрешительной молитвы. И получается, что Таинство превращаем в какую-то
фикцию, Кого и зачем пытаемся обмануть - непонятно.

Ответить

#
Константин Антонов, Россия, Москва
13.01.2013 в 20:53
"сделайте нас свободными во Христе" - только мне кажется, что это самопротиворечивая формула?
Ответить

#
monk from USSR
13.01.2013 в 22:36
"только мне кажется, что это самопротиворечивая формула?" - Будьте любезны, поясните и обоснуйте, чтобы я могла понять, что подразумеваете и ответить, если это был вопрос ко мне.
Ответить

#
Константин Антонов, Россия, Москва
14.01.2013 в 13:52
ну примерно так: человек, который говорит другому - "сделай меня свободным" - тем самым не только свидетельствует о своей зависимости от него, но и эту зависимость закрепляет навсегда. Возникает противоречие между содержанием суждения (стремление к свободе) и его формой (которая закрепляет зависимость). Этот тип противоречия называется "перформативным". Другими словами - никто Вас свободной не сделает, если Вы сами свободной не станете, а если Вы станете - опять-таки никто не сделает. Во избежание недоразумений - это совсем не значит, что не нужны иерархия, таинства, духовное руководство, каноны и проч.
Ответить

#
monk from USSR
14.01.2013 в 15:42

Если речь идет о внутренней
свободе в отношениях, то позвольте не согласиться. В жизни случается так, что
люди могут быть достаточно близки, но
при этом внутренне ощущать себя абсолютно свободными и независимыми. Это
область глубокого и таинственного общение душ, которое выше всяких слов и объяснений. В этом случае «сделай меня свободным» должно пониматься «не
вторгайся в ту область души, которая отведена Богу и Его таинственному
присутствию или же где я просто хочу побыть один».



Что до отношений пастырь – пасомый, предлагаю Вам, что говорит
об этом митр. Антоний Сурожский. Мне весьма близка его позиция.



«И одна из задач духовника заключается в том, чтобы воспитать человека в духовной свободе, в
царственной свободе чад Божиих
. Не держать его в состоянии инфантильности
всю жизнь, чтобы он всегда прибегал по пустякам, пусто, напрасно, к своему
духовному отцу, а чтоб он вырос в такую меру, чтобы он сам научился слышать то,
что Дух Святой глаголет неизреченными глаголами в его сердце».



«Мне кажется, что если и духовник будет
учиться смирению в этом смысле, – видению красоты извечной в человеке, – будет
знать свое место, которое является ничем иным (а это место такое святое, такое
дивное), как место друга жениха, которому невеста – не его невеста, но который
поставлен оберечь встречу жениха и невесты, – тогда духовник может
действительно быть спутником своего духовного чада, идти шаг за шагом с ним,
оберегая его, поддерживая его и никогда не вторгаясь в область Святого Духа. И
тогда духовничество делается частью той духовности и того возрастания в
святость, к которой каждый из нас призван, и которую каждый духовник должен
помочь своим духовным детям совершить».



Замечательный доклад. Рекомендую. http://www.pravmir.ru/duxovnost-i-duxovnichestvo-doklad-mitropolita-antoniya-surozhskogo-video1/

Ответить

#
Константин Антонов, Россия, Москва
14.01.2013 в 21:43
Я очень люблю митр. Антония, и в целом понимаю,что Вы хотите сказать. Но все равно чувствую противоречие между выражениями "сделать кого-то", "воспитать кого-то" и словом "свобода". Хорошо, если это противоречие только на уровне слов, но ведь за словами стоят их значения, а за значениями - действия, к которым они предрасполагают.
Ответить

#
monk from USSR
15.01.2013 в 00:48

Всё зависит от того, что Вы подразумеваете под словом "свобода", еслиполный, необузданный произвол или самовольство, то да, конечно. В данном случае я говорю о некоем внутреннем просторе, возможности думать, рассуждать, действовать относительно самостоятельно и нести ответственность за свою свободу выбора «αυτεξούσιο» (которую, кстати, даровал нам Господь), отсутствии духовного стесненья, неволи, рабства, безрассудного подчинения воле другого человека, который дорвался до «власти» над наследием Божиим и утратил в этом всякое чувство меры.

Хотя, главное ведь то, что Вы поняли, что я хочу сказать :-) Слова-значения-действия … Я больше практик - сложные теории с лихо закрученным сюжетом для меня утомительны и в этом я слабый оппонент :-)

Ответить

#
протоиерей Павел Великанов, Россия, Сергиев Посад, МДАиС
13.01.2013 в 20:07
Спасибо за комментарий!
Ответить

#
13.01.2013 в 10:56
Очень содержательно, отче!
Меня давно волновал вопрос - почему я не Причащаюсь часто (раз в неделю, раз в месяц)? Да потому что перед этим надо подвергнуться исповеди. А живя в таком, описанном вами замкнутом мире, просто нечего сказать такого, что действительно тебя отторгало бы от Бога и что требовалось бы исповедовать, разрешить и вновь соединить с Ним. Меня иногда посещает мысль, а может надо что-то сделать, чтобы было что назвать на исповеди?! Такая раздвоенность: желание Причащаться чаще и не желание лгать на исповеди, меня мучает. Однажды, в самом начале своего христианского пути, вкусив живительного Таинства Покаяния и действительного принятия в Церковь, уже не могу оскорбить Бога пустобрёхством на исповеди.
P.S. Сейчас Причащаюсь постами обязательно, иногда несколько раз за пост.
Ответить

#
протоиерей Павел Великанов, Россия, Сергиев Посад, МДАиС
13.01.2013 в 20:09
На самом деле, нет никакой нужды менять форму исповеди, или же обязательность исповеди перед причащением. Просто надо постепенно воспитать сознание, что исповедь перед причастием и покаяние в прямом смысле слова – это не одно и то же.
Ответить

#
игумен Арсений (Соколов), Ливан, Бейрут
14.01.2013 в 18:42

Считаю, верные сами определяют, когда им исповедоваться. Причащаясь ежевоскресно, исповедуются по мере необходимости. У каждого эта необходимость своя. А правила допущения/недопущения ко причащению для всех одни и те же - для епископов, пресвитеров, диаконов, монахов и всех верных. У верных правила не более строгие, а те же самые.

Ответить

#
16.01.2013 в 05:05
Золотые слова! Их бы батюшкам всем не только в уши, но и в сердце вложить... а пока живем, как придется, увы, сильно не повоюешь против системы и предрассудков, я когда-то робко попросила одного священника (не в первый раз меня видит, и был в курсе того,что не каждому доверю), чтоб не исповедоваться всякий раз перед Причастием(каждый раз исповедоваться одному и тому же священнику не получалось по понятным причинам), во избежание попадания на "карусель", как я это называю.Это когда каждый раз новый священник исповедует, и неизвестно, чего ждать, каких подходов, какого стиля исповеди, если можно так сказать, неприятности уже имела из-за этого большие.Пыталась также объяснить, почему я прошу этого, но то ли меня не поняли, то ли еще что...
Отказал в общем (((... больше не прошу... ((((
Ответить

#
Константин Антонов, Россия, Москва
13.01.2013 в 20:50
о. Павел, спасибо Вам за интересный и проблемный текст. Но вот это последнее нужно как-то прояснить, мне кажется. Потому что, с одной стороны, исповедь как таинство без покаяния как состояния души - имеет ли вообще смысл? А с другой - покаяние без таинства исповеди очевидно вещь хоть и необходимая, но недостаточная.
Ответить

#
протоиерей Павел Великанов, Россия, Сергиев Посад, МДАиС
13.01.2013 в 21:22
Целиком согласен. На мой взгляд, надо просто честно сказать, что обязательная исповедь перед причащением не есть требование полноценного покаяния в том, что не предполагается существенно изменить после разрешительной молитвы; это скорее открытие состояния души духовнику и получение благословения приступать к Чаше. А вот покаяние полноценное предполагает именно обещание Богу больше такого никогда не повторять. Необходимо развести "придумывание грехов, чтобы было что "сдать" батюшке" для допуска к Причастию от покаяния как очередной ступени от греховности ко Христу.
Ответить

#
monk from USSR
14.01.2013 в 00:56

«это скорее открытие состояния души
духовнику и получение благословения приступать к Чаше. А вот покаяние полноценное
предполагает именно обещание Богу больше такого никогда не повторять.
Необходимо развести "придумывание грехов, чтобы было что "сдать"
батюшке" для допуска к Причастию от покаяния как очередной ступени от
греховности ко Христу».



Тогда и то и другое можно совместить, приступая к Таинству исповеди, но с
условием, что человек в «открытии состояния души» не будет разбавлять и прятать
свои «актуальные» прегрешения. Ведь понятно, что не могут человека одинаково сильно бороть одновременно
все страсти из реестра «как
подготовиться к исповеди». Важно помочь человеку понять, что для него в этот
момент главное, а что второстепенное и на что ему нужно обратить особое
внимание и в чём особенно покаяться, чтобы продвинуться и взять очередной «Измаил».
Покаяние в данном случае будет означать не просто сокрушенное расположение духа,
чего может быть вполне достаточно при «открытии состояния души», а изменение ума, образа мыслей в отношении господствующей
на этот момент страсти - μετανοῶ < μετά + νοέω -ῶ < νόος (= κρίση).

Ответить

Написать комментарий

Правила о комментариях

Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается.

Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет.

Вместе с тем мы готовы рассмотреть вопрос о взаимном сотрудничестве, если таковые предложения поступят.

Прим.: Адрес электронной почты опубликован не будет и будет виден лишь модераторам.

 *
Введите текст, написанный на картинке:
captcha
Загрузить другую картинку

добавить на Яндекс добавить на Яндекс