[Обзор книги:] Френкенберри Н.К. Вера ученых в их собственном представлении. (Frankenberry N.K. The Faith of Scientists in Their Own Words. Princeton-Oxford. Princeton University Press, 2008. 504 PP. ISBN–13: 978–0–691–13487–1)
В книге «Вера ученых» представлены размышления выдающихся ученых о роли веры в жизни ученого с XVII века до современности. Впервые в одной книге представлены взгляды на соотношение науки и веры множества ученых с мировым именем, внесших значительный вклад в науку.
Статья

В книге «Вера ученых» представлены размышления выдающихся ученых о роли веры в жизни ученого с XVII века до современности. Впервые в одной книге представлены взгляды на соотношение науки и веры множества ученых с мировым именем, внесших значительный вклад в науку.

         Религиовед Ненси Френкенберри на основании дневников, личных писем, речей, эссе и интервью делает вывод о том, что вера ученых может принимать множество различных форм, светских или религиозных, сверхъестественных или натуралистических, традиционных или неортодоксальных. Эти тексты отражают спектр взглядов, охватывающих различные области научного поиска. Представленные здесь лица являются некоторыми из наиболее влиятельных и известных людей в истории науки, от основателей науки таких как Галилей, Иоганн Кеплер, Френсис Бекон, Исаак Ньютон, Чарльз Дарвин и Альберт Эйнштейн до современных ученых, таких как Карл Саган, Стивен Джей Гоулд, Джейн Гудолл, Фриман Дайсон, Стивен Хокинг, Эдвард Уилсон и Урсула Гуденаф.

         Невозможно представить простой схемы, которая могла бы описать отношение между наукой и религией на протяжении последних пятисот лет. С 1600 г. до XXI века в различных временах и местах наука и религия рассматривались как конкурирующие, дополняющие, отделенные, смешанные или конфликтующие. Современные дискуссии о науке и религии имеют тенденцию к тому, чтобы фокусироваться на различных моделях того, как они могут соотноситься или на предложении одной модели того, как они должны соотноситься. Обе тенденции рискуют превратить термины «наука» и «религия» в абстракции без каких-либо гуманитарных или исторических оснований.  

         Автор данной книги считает, что лучшим путем рассмотрения проблем человека и исторических вопросов является опрос самих ученых в отношении того, что они могут сказать о Боге, религии или сакральном. Однако что можно сказать о вере ученых. Во что верили в прошлом гиганты и гении науки? Какой вид религиозной или, возможно, антирелигиозной веры выражают ученые двадцать первого века?

         В этой книге автор пытается представить и дать интерпретацию того, что сами ученые говорят о своей вере, своем видении Бога, а также о том, что сегодня называют часто духовностью. 21 главы книги объединяет то, что в них автор собрала материалы из книг, эссе, речей, писем, интервью ученых с момента научной революции на Западе до настоящего времени. Каждая глава открывается кратким комментарием, в котором автор попыталась представить специфику взглядов каждого ученого.         Такой проект мог бы с легкостью перерасти в многотомный материал, однако автор ограничилась биографиями только 21 ученого. Основных критериев отбора было 3. Во-первых, это должен был быть ученый, имеющий мировую известность, чьи основные заслуги относятся к области естественных наук или математики. Это ограничение исключает работы социологов, чьи воззрения на религию с легкостью могли бы наполнить целый том. Во-вторых, ученый должен был быть важной исторической фигурой, чьи рассуждения о Боге или религиозной вере или духовных ценностях, как можно ожидать, будут представлять интерес для читателя. В-третьих, любой  ученый, включенный в эту книгу, должен был оставить некоторый документальный материал по интересующей теме.

         Первая часть книги посвящена рассмотрению мировоззрения классиков современной науки. Если говорить об основателях науки, таких как Галилей, Кеплер, Бэкон, Паскаль и Ньютон, то все они были верующими людьми и соотносили свою христианскую веру и научные открытия. Католик Галилей полагал, что в вопросах, о которых Библия молчит, научные наблюдения и теории могут быть руководством к интерпретации библейской веры. Протестант Кеплер начал с того, что был скромным лютеранским пастором, но его взгляды на Тело и Кровь Христовы в Таинстве Причастия не отличались ортодоксальностью. Кроме того, он не мог принять доктрины предопределения. Наконец, он нашел религиозное удовлетворение в самом научном поиске, наблюдая откровение Троицы в структуре небес. Исаак Ньютон, испытывавший отвращение к церкви после IV века и ее представителям, таким как св. Афанасий Великий, напротив, отрицал учение о Троице. Множество сочинений, которые он писал на протяжении десятилетий и держал в секрете, которые только недавно стали доступными ученым, свидетельствуют о том, что Ньютон не был ни деистом, ни рационалистом, ни механицистом. Обладавший глубоким ощущением Промысла Божия в истории, Ньютон никогда не придерживался представления об удаленном и не вмешивающемся Боге-Творце, хотя его научная деятельность иногда вдохновляла на это других. Вера Чарльза Дарвина, когда он был молодым человеком, была укоренена в аргументе от замысла Уильяма Палея, который он находил убедительным. Однако постепенно его кредо становилось все более агностичным, хотя его «чувство высочайшего» все еще можно было назвать теистическим.

         Во вторую часть автор включила физика сэра Джона Полкинхорна, плодовитого автора с безупречным научным авторитетом, чьи религиозные взгляды обязаны как христианской теологии, так и современной науке. К сожалению, автор не включила генетика Френсиса Коллинза, директора Национального института по исследованию генома человека, чья вера засвидетельствована в его работе «Язык Бога: ученый представляет свидетельство в пользу веры» (The Language of God: A Scientist Presents Evidence of Belief). В этой книге он рассказывает о том, как произошел его переход от атеизма к библейской вере, примирившей науку с христианскими убеждениями.

Пантеизм Эйнштейна, подобно Спинозе, которым он восхищался, был основан на убеждении в лежащем в основании всего математическом разуме, руководящем детерминистской вселенной, вера, которую он не изменил даже перед лицом недетерминистской науки квантовой механики. Эйнштейн не мог мыслить личного Бога, который должен прямо вмешиваться в мир или влиять на действия отдельных людей. Он говорил, что для нас высшее значение имеет не столько Бог, сколько мораль.

         Математик Альфред Норт Уайтхед также развивал теорию гравитации, которая отличалась от концепции Эйнштейна тем, что предполагала наличие «творческого момента». Обратившись в конце своей карьеры к философии, Уайтхед оказал значительное влияние как на философию, так и на религию, главным образом в форме школы, известной как богословие и философия процесса. Сам Уайтхед говорил о том, что он стремится сделать так, чтобы преодолеть ограниченность классического теизма.

         Многие из ученых, представленных во второй части книги, разделяют натуралистическое мировоззрение и этику; их вера мирская и не предполагает какого-либо трансцендентного начала. Однако даже те, кто являются критиками традиционных религий, как например, Карл Саган, Стивен Вайнберг и Ричард Доукинз, тем не менее, пытаются дать в рамках своего мировоззрения ответ на вечные вопросы, такие как причина космоса и замысел во вселенной.

         Энтомолог Эдвард Уилсон и астробиолог Пол Дэвис акцентируют внимание на различных формах, которые принимает сегодня вера ученого. Уилсон подразумевает под религией скорее уважение к природе, которую он называет «творением». Для Дэвиса сущность веры заключается в научном понимании самого происхождения жизни.

         Причина, по которой автор предпочитает обсуждать «веру» ученых, нежели их «религию» заключается в том, что вера является гораздо более гибким понятием, нежели религия. Другая причина заключается в том, что в рамках академического изучения религии превалируют определенные ограничения. Религия, будучи вопросом множества теоретических споров, зачастую определяется как система отношений и практик, которые относятся к сверхъестественным агентам. Какое-либо отношение со сверхъестественным является чуждым для большинства ученых, рассматриваемых во второй части. Это делает их веру более специфической, и в то же самое время не позволяет использовать термин «религия» для описания их убеждений. Например, биолог Урсула Гуденаф называет себя «религиозным натуралистом». Она подразумевает под этим, что в основании ее убеждений лежит вера в то, что реальным является только мир природы, эволюционная вселенная, и что «трансцендентность» является ее функцией. Не менее интересными являются сочинения, лекции и интервью физика из Принстона Фримана Дайсона. Подобно Джейн Гудолл, Дайсон в детстве посещал христианское богослужение, но он называет себя «практикующим христианином, но не верующим христианином». Совершенно особняком звучат голоса биологов Стюарта Кауфманна и Стивена Джея Гоулда, которые делают акцент на «естественном благочестии», благоговении и удивлении перед лицом сложности жизни, естественного мира и огромной вселенной. Гоулд разделяет взгляд на соотношение науки и религии, который стал общепринятой позицией в современном культурном ландшафте: научная истина и религиозная вера не принадлежат одному и тому же измерению, поэтому наука не может вмешиваться в область веры, а вера в область науки. Голоса ученых, которые говорят со страниц этой книги, свидетельствуют от разнообразных воплощениях веры. Вера ученых является жизненно важной для них и в XXI веке - хотя не всегда тождественной вере религиозной. От Галилея до Гуденаф, от XVII века до XXI эти ученые показывают, насколько ошибочным является представление об ученых как холодных, бездушных индивидах, которые пытаются свести красоту природы к стерильным математическим формулам, а тайну жизни к лабораторным манипуляциям.

         Книга будет полезна студентам, ученым и всем, кто интересуется столь важными вопросами как вера в Бога, вселенная и наука.

 

Содержание

Введение VII

Благодарности XVII

Часть 1. Основатели современной науки 1

Глава 1. Галилео Галилей (1564-1642) 3

Глава 2. Иоганн Кеплер (1571-1630) 34

Глава 3. Френсис Бекон (1561-1626) 59

Глава 4. Блез Паскаль (1623-1662) 59

Глава 5. Исаак Ньютон (1643-1727) 102

Глава 6. Чарльз Дарвин (1809-1882) 122

Глава 7. Альберт Эйнштейн (1879-1955) 143

Глава 8. Альфред Норт Уайтхед (1861-1947) 177

Часть 2. Ученые нашего времени.

Глава 9. Рейчел Карсон (1907-1964) 197

Глава 10. Карл Саган (1934-1996) 222

Глава 11. Стивен Джей Гоулд (1941-2002) 249

Глава 12. Ричард Доукинз (1941-) 268

Глава 13. Джейн Гудолл (1934-) 296

Глава 14. Стивен Вайнберг (1933-) 317

Глава 15. Джон Полкинхорн (1930-) 340

Глава 16. Фриман Дайсон (1923-) 365

Глава 17. Стивен Хокинг (1942-) 392

Глава 18. Пол Дэвис (1946-) 412

Глава 19. Эдвард Уилсон (1929-) 437

Глава 20. Стюарт Кауфманн (1939-) 452

Глава 21 Урсула Гуденаф (1944-) 475

Индекс 505

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9