В Москве открылась конференция по истории религиозного образования в России и Европе
События

В организации научного форума объединили свои усилия светские (Институт всеобщей истории РАН (ИВИ РАН)) и церковные ученые, среди которых - Институт истории Общества Иисуса, Институт философии, теологии и истории св.Фомы. В течение двух дней -- 3-4 июня  -- историки, богословы, философы из разных стран Европы и из разных городов России будут обсуждать проблемы истории религиозного образования.

Эта тема «вписана не только в общероссийскую, но и общеевропейскую дискуссию об образовании», отметил, открывая конференцию, директор ИВИ РАН академик А.О.Чубарьян. По его словам, в России тема религиозного образования приобрела в последнее время «особую остроту», она обсуждается в рамках широкой общественной дискуссии. В связи с этим важно проанализировать опыт развития религиозного образования в России и в Европе в прошлом. Отметив, что форум является плодом многолетнего сотрудничества РАН с Орденом иезуитов, академик подчеркнул, что расценивает эту работу как «часть наших контактов с католическим миром».

Апостольский нунций в России, архиепископ Антонио Меннини выразил заинтересованность в теме конференции, подчеркнув, что «религиозное образование является значимой составной частью воспитательной системы каждой страны». Обращение к истории религиозного образования важно не только для понимания прошлого, но и для настоящего и будущего, учитывая «необходимость передать будущим поколениям духовно-нравственные ценности», убежден представитель Ватикана. Он отметил: «То, что было сделано в области религиозного образования в XVIII-XIX веках, и, в частности, то, что сделали иезуиты в России, может служить для нас положительным примером».

Ректор Московских духовных школ архиепископ Верейский Евгений (Решетников), заявленный в программе, не смог присутствовать на открытии конференции, но, по словам академика Чубарьяна, накануне представители Ордена иезуитов посетили Московскую духовную академию и встретились с ее руководителем.

Далее представитель Ордена иезуитов в России Октавио Вильчес-Ландин зачитал приветствие директора Института истории Общества Иисуса, профессора Джованни Марио Сале, который отметил вклад деятелей Общества в развитие образования во всей Европе, начиная с XVI в. Через создание «экспериментальных» образовательных площадок благодаря иезуитам по всей Европе распространялись «знания не только католического характера, но и широкий цикл гуманитарных и других наук», отмечено в приветствии.

О том, что именно происходило на этих «экспериментальных площадках», рассказал в своем докладе проректор Русской христианской гуманитарной академии (Санкт-Петербург) философ Дмитрий Шмонин. По его словам, именно иезуиты во второй половине XVI в. смогли предложить такую модель образования, которая только и могла адаптироваться к новым историческим условиям: нарождающемуся капитализму, духу гуманизма, идеологии контрреформации. Ученый описал, как складывалась система образования, которая была нацелена не только на «взращивание душ», но и на формирование навыков практической работы в миру на благо Церкви, на создание  интеллектуальной элиты общества. В докладе было подчеркнуто, что в Обществе Иисуса была создана именно целостная система, четко структурированная и регламентированная, учитывающая все нюансы не только учебного процесса, но и внешкольной жизни обучающихся. Использование выступавшим таких терминов, как «инновация», «непрерывное образование», «образовательная вертикаль», «гармоническое развитие личности» должно было подчеркнуть, что современным реформаторам образования есть чему поучиться у иезуитов XVI века.

Доклады  на первом пленарном заседании продолжили тему создания модели образования в Ордене  иезуитов: был проанализирован один из основополагающих документов этой структуры - «Ratio studiorum» (Симона Негруццо (Италия) и история коллегий иезуитов в Российской империи (1772-1820) - в докладе профессора Григорианского университета Марека Инглота.   

В обширной программе конференции представлены доклады, посвященные религиозному образованию в России, Речи Посполитой, Малороссии, Австрии, Нидерландах, Бельгии, Франции указанного периода. Особое внимание будет уделено формированию системы религиозного образования в поликонфессиональной России, а также образовательному присутствию Церкви в императорских университетах (доклад прот.Максима Козлова 4 июня). Материалы конференции будут опубликованы в России.

Благовест-Инфо


Другие публикации на портале:

Еще 9