Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
   
Золотой фонд
Новое в справочном разделе
Комментарии читателей rss

Парадоксы церковного воспитания

18 декабря 2012 г.

Для любого церковного человека, имеющего детей, постоянно маячит перед глазами одна острейшая проблема: как сделать так, чтобы дети выросли духовно здоровыми и глубоко воцерковлёнными? Не надо проводить социологических исследований, чтобы увидеть, насколько быстро исчезают из храмов подростки, ранее вместе с родителями еженедельно участвовавшие в богослужениях. Общая домашняя молитва, воскресные приходские школы, семейное чтение Священного Писания – разве всё это не достаточный в плане эффективности «арсенал» для обеспечения гарантированной встречи  ребенка со Христом? Это и сделаем предметом нашего рассуждения.

Мне, как человеку, не познавшему с младенчества благословения церковного уклада жизни, всегда было очень интересно расспрашивать близко знакомых священников, которые уже не в первом поколении предстоят Божественному престолу, что происходило в их семьях, как их воспитывали, как они обрели веру и благочестие? Если эти наблюдения суммировать, то всплывают несколько более чем интересных черт.

Первое, что мне бросилось в глаза – это почти полное отсутствие принуждения к молитве. Нет, речь совсем не о том, что в семье никто и никогда не молился. Просто молитва воспринималась как нечто совершенно внутреннее, интимное, что не может, да и не должно, происходить по «учиненному графику» или «требованию». По крайней мере, жёсткого требования со стороны родителей, чтобы дети с определённого возраста «вычитывали» все (или даже часть) утренних и вечерних молитв, в этих семьях никем не требовалось. При этом родители, как правило, сами почти всегда всё это вычитывали, и дети  это регулярно видели. Иногда (здесь очень по-разному) – дети принимали в этом участие. При этом семейное молитвенное правило могло быть гораздо более кратким, нежели чем даже сокращённое в два раза вечернее молитвенное правило, и состоять из нескольких любимых в семье церковных песнопений, которые и дружно пропевались. В одной такой семье весь ритм жизни отца был чётко подчинён молитвенному правилу, буквально по часам: утром – часовое правило в учинённое время, вечером – в 21.00 – вечернее. Кто хочет – присоединяется, кто не хочет – не осуждается и тем более никак не порицается и не наказывается. На службу естественным образом ходила вся семья, поэтому вопрос «идти или не идти?» переходил в область «оставаться дому одному – или же вместе с семьей отправляться в  храм». При этом почти всегда дети приходили в храм не к самому началу богослужения – что вовсе не становилось препятствием для причащения их. Особого внутреннего напряжения от того, что дети подросткового возраста всё еще не знают наизусть, например, «Символ веры» или же вечерние молитвы, как это ни странно, родители не испытывали.

Второе – отношение к посту. Здесь оказалось всё очень по-разному. В одних семьях дети ели то же, что и взрослые – то есть соблюдали все требования церковного устава; в других – детям позволялось послабление, мера которого также была более чем подвижной. В любом случае, нарушение поста не воспринималось как смертный грех, из-за которого неизбежно следует наказание и телесное, и духовное.

Третье, и самое интересное – собственно «религиозного образования» дети практически не получали: воскресных школ тогда и в помине не было, а о православных гимназиях даже не мечтали. Если где-то в семье раз в неделю прочитывалось что-то из «Закона Божьего» Слободского – это, пожалуй,  был почти максимум внутрисемейного религиозного просвещения. Ни о ежедневном чтении житий святых, ни о совместных обсуждениях библейских текстов, ни о каких-то «назидательных семейных чтениях» мне так и не удалось услышать.

Уже чувствую, как в душе благочестивого читателя разрастается ураган возмущения: «Вот оно, это либерально-апостасийное духовенство нового разлива, исконные устои церковной жизни в корне хочет подрубить!» Парадокс в том, что из этих семей абсолютно все дети становились если не священниками и монахами, то людьми действительно благочестивыми и глубоко любящими Церковь Христову. Кто-то сразу шел в семинарию, кто-то поступал в институт, заводил семью – и по прошествии многих лет оказывался в сане священника. Всё было очень по-разному, но всё – совершенно в рамках христианского благочестия. В итоге все они становились настоящими христианами, соблюдающими посты, регулярно причащающимися и не слагающими с себя сан даже в самых критических ситуациях острейших внутрицерковных конфликтов.

Возможно, это более чем субъективная картина, создавшаяся в голове от общения с довольно-таки узким кругом духовенства. Но если присмотреться к тому, как сегодня вчерашние неофиты пытаются «укомплектовать по полной» своим представлением о благочестии родного отпрыска – нельзя не заметить существенной разницы, которая имеется между подходами к этому в традиционных священнических семьях. Ведь в конечном итоге качество христианской жизни определяется вовсе не мерой поста и частотой посещения храма, не количеством и даже качеством молитв, вычитываемых ежедневно, и даже не знанием историй всех чудотворных икон и специализаций святых в плане чудесной помощи – а чем-то совершенно другим. А вот чем – наверное, это и есть тот самый очень важный вопрос, который каждый должен задавать сам себе, находить ответ – и, найдя его, хорошенько думать, насколько педагогическая практика благочестия в его семье подводит – или же, напротив, уводит – от этого «совершенно другого» – но и «самого главного».

Журнал "Фома"

Ключевые слова:
См.также:
Подписаться на ленту комментариев к этой публикации

Комментарии (39)

Написать комментарий
#
иманқұл, Леонид, Россия, Дубна, Моск. обл., мирянин
10.01.2013 в 13:43

Судя по не прекращающейся дискуссии, отражающей именно парадокс воспитания, тема поднятая многих и многих интересует.

Подписавшись на комментарии, я вычитал их все и теперь хочу добавить...

Парадоксы по определению имеют в виду прежде всего логику мышления. Например, осёл Буридана не мог выбрать из какой одинаквых кучь питаться и помер рассуждая логически. Жизнь переводит логические парадоксы в конфликты, которые разрешаются и жизнь продолжается! Если конфликт затягивается, то мной предложен принцип Равнозначности для разрешения конфликта, и предлагаю этот принцип тут применить. Выберем путь такой - обе спорящие стороны равнозначны в принимаемых решениях, которые оба положительные или оба отрицательные, в последнем случае диалог продолжается для поиска приемлемого разрешения конфликта. Сейчас нас интересует отрицательное решение. Я жду отклик о.Павла, чтобы продолжить обсуждение темы.

Спасибо

Ответить

#
8.01.2013 в 10:04
Православное воспитание - это воспитать хорошего человека. Чтоб человек, став взрослым, крепко стоял на ногах. Никому чтоб не был в тягость. Трудился своими руками. Сам свою копейку зарабатывал (так в старину говорили). Чтоб никого не умучил, жизнь ничью не изувечил, жене был надежной опорой, детей чтоб хорошо воспитывал и содержал (я всё о сыновьях говорю, по привычке, потому что забываю: у женщин бывают и дочери...). Так нас, православных женщин, учил апостол языков.

Женщина воспитывает ребенка хорошо - она выполняет свой религиозный долг. Она угодна Богу, потому что держит перед глазами заповеди Божии.

Пусть учит детей послушанию. Пусть дети знают, что делу время, а потехе час. Пусть они уважают свою семью, отца с матерью, дедов с бабками, родню свою. А что значит уважать? Слушаться их советов и выполнять! Так учил апостол Павел. Это религиозная жизнь высшей пробы - пред Лицем Отца.

А В СВОЕЙ ЛИЧНОЙ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ - ПУСТЬ ГОРИТ КАК СВЕЧА. Во всю мощь - молитвы ко Христу, прошения, умоления, славословия. Ведь этого никто не видит! Утреннюю и вечернюю молитвы - и те в семье кто не видал? Она привыкла таиться, так и живет по старинке...

Религиозное воспитание - вот его все окружающие увидят, здесь матери и жене не утаиться. Как имя Божие поминает в разговоре с детьми, как в церковь их водит, какую книжку в дом приносит... Значит, нужно всё делать осторожно - сообразно с укладом семьи. На тысячное войско не бросаться, брать на себя немногое, с осмотрительностью. Никогда не лицемерить, не ханжить. Чего сама не понимаешь - не говори того детям! От разговора такого уходи. Не пускайся в области, тебе не ведомые. Строго-строго не можешь поститься - пусть как есть, хоть это дети увидят... Опять же как у апостола Павла: "Чего достигли - с тем и надо жить, так и действовать, о таком и думать".

Вот это и есть православное воспитание. Религиозная жизнь христианки. Что же здесь парадоксального? Разве парадокс - человек не совершенен, ошибается и согрешает? Разве парадокс - за всё придется держать ответ? И за то, что делала с детьми, тоже...
Ответить

#
7.01.2013 в 21:55

Дерзну дать совет. В благочестивой поповской семье не надо крестить ребенка при рождении. В такой семье он может под крыльями родителей дождаться отрочества. Того возраста, когда молодежные субкультуры властно забирают отроческие помыслы себе. И тогда крещением противопостаить этим злым ветрам неофитство своего отпрыска.

Ответить

#
5.01.2013 в 19:28
Всё так, всё верно и в статье и в комментариях. Прочитав всё сиё ...на память пришли наши Новомученники и Исповедники Российские - как молчаливое доказательство Веры и Правды - и всё то у них было в жизни: и мирской дух у одних в семьях , и благоговение у других. Но призвал Господь Серцевидец за Веру! И всё встало на свои места!
Cвятые Новомученники и Исповедники Российские! Молите Бога о нас!
Ответить

#
27.12.2012 в 15:01
Разные все, как "обычные" люди, так и "поповичи". Вопрос, какие больше себя выпячивают, каких мы сами больше замечаем.
В вопросах воспитания, смею заметить, трудно обучить тому, чему сам не научился, в чем опыта мало или вовсе не приобрел. Не парадокс, закономерность.
Если вера не более, чем система взглядов, сродни идеологии, то вопреки расхожей фразе, только о взглядах и спорят. Истина одна, какой смысл о ней спорить. Чтобы научить свободе в вере, надо найти в себе веру, чтобы дать эту свободу, уповая на Бога. Иначе получается, учим верить и полагаться, на самом деле на каждом шагу собой и своими знаниями, умениями и связями подменяем Господа Бога. И нет никакой разницы, в какой семье, священника или мирянина, "папа" решит проблему чада звонком нужному человеку вместо молитвы, а не вместе с молитвой. Чадо усвоит, что было желаемо, что действенно, каким был кратчайший путь от желанного до обретенного. Вырастет , повторит, своих детей обучит тому же. Давно известно, бережет человек больше то, что своим трудом приобрел. Что даром получил, тому цены не знает.
Ответить

#
27.12.2012 в 21:13
C этим, конечно, не поспоришь. И все таки далеко не у всех хороших и совестливых людей дети вырастают такими-же. Есть примеры того, как у святых дети вырастали безбожниками...
Ответить

#
28.12.2012 в 02:58
Любой человек может потерпеть неудачу в воспитании собственных детей, это очень горько осознавать. И с виду благополучные дети могут чем-то не устраивать своих родителей. Однако следует прежде всего с себя спросить за все отклонения. Слишком велик соблазн списать свои промахи на гены и "проклятие" профессиональное, родовое или еще какое. Дети не просто непостижимым образом вырастают, они растут рядом с нами. Мы сами делаем что-то, что приводит к нежелательному результату. Очень часто они оказываются зеркалом с пяти-, а то и десятикратным увеличением, в котором мы себя не желаем распознать.
Вы сделали обобщение относительно "профессионального проклятия". Если это действительно так, может в "профессиональной" подготовке порок кроется? Священник и отец, зная о "лени" и "тупости" своего чада, устраивает его в семинарию или просто на приход, где уже итак кум, сват, брат, племянник и прочая родня кормится. Он же прекрасно понимает, что чадо его не на железных болванках будет свое мастерство оттачивать, профессионализм повышать. Где же сознание ответственности за свои поступки? Может быть это "проклятие" безответственности? Почему "муж одной жены" соблюдается, а чтобы своих детей воспитал должным образом опускается?
Исходя из Вашего комментария следует отметить некоторую предвзятость: в клумбе окажется "попович" просто потому, что из общего тона понятно, что их там больше, чем неофитов с дрожащими коленями, следовательно и вероятность того, что лежащий в клумбе - попович, выше. За воротами семинарии картина изменится кардинальным образом в их пользу. Но ни то, ни другое по отдельности не будет объективным.

Ответить

#
28.12.2012 в 15:22

Интересный комментарий, но опять же перекос в сторону "спросить с себя". Процесс воспитания слишком многофакторный, в нем нет правил и шаблонов, как бы не хотелось это нашему классифицирующему все Разуму.

Быть идеальным воспитателем - это как быть идеальным человеком или христианином, или хотя бы хорошим. Просто ли это? Да, и где критерии, если самое мудрое у человеков мерзасть пред Богом.

Поверьте, воспитание очень сложный динамический и неустойчивый процесс разворачивания Промысла Божьего о нас всех. И, увы, почти все мы не выдерживаем испытания отсечения своей воли перед Промыслом.

К сожалению, вот и о. Георгий, написав "обобщающий и цепляющий" комментарий не захотел обсуждать более важную тему, тему нашего Пути к Богу, сложному Пути, на котором и попутчиков то не сыскать. Мы, к сожалению, погружаемся в интеллектуальные споры, разделяющие нас. В них не рождается истина, увы.

И отделять вопросы воспитания от вопросов нашего Пути к Богу нельзя, иначе мы перейдем к разделению Промысла, типа - тут он действует, а тут - нет.

И, уж, коль им же написано, что вырастание в Церковных буднях не делает нас ближе к Богу, то надо было бы пойти немного далее. Порассуждать о поиске Бога - главной "теме" нашей жизни.

Возможно, получилось немного сумбурно. Поэтому краткое резюме:
У меня нет заершенного взгляда на проблему;
Развернувшееся обсуждение видится идущим, уж, в слишком большом отрыве от рассмотрения воспитания, как всего лишь частного случая Промысла относительно всех нас и нашего личного Пути к Богу;
Любое частное, всего лишь частное. Хоть это и банально. Но сам ход обсуждения показывает стремление его абсолютизировать, что ошибочно.

Ответить

#
29.12.2012 в 12:41
Завышенные требования и завышенные ожидания приводят к разочарованию. Всему же свое время, каждый плод должен дозреть. Можно искусственно сократить эти сроки, тогда надо быть готовым, что вместо настоящего плода получишь генно-модифицированый рыночный продукт. Мы же, как ни банально это звучит, сеем в своих детей, а терпения дождаться, когда вырастет и созреет не имеем, требуем от них результата сию минуту, как компьютер, нажал кнопку - вот тебе, на. Жмем как комп и получаем как комп: вместо однозначного ответа массу вариантов на заданную тему, оказывается мы сами хотим не этого и не готовы к такому развитию событий. Начинаем вырывать плевелы, затаптывая добрые ростки. Не можем принять, что наши дети обыкновенные, такие же как все, большинство из них пройдет одинаковый путь, набьет такие же шишки. Осознание, что вот ты и так и эдак старался, а они как все проходят пору переходного периода с теми же приключениями, пору буйства юности и лезут в ту же "грязь". Нам кажется, что у соседа все не так. Это внешне, если же сосед разоткровенничается, понимаешь, что в каждом дому по кому, а своим детям он ставит в пример твоих. У детей наших еще мало жизненного опыта, суммарный багаж по сравнению с нами не велик, на фоне этой суммы любая отрицательная черта в наших глазах имеет гипертрофированные размеры. Мы пугаемся. Но нужно время, эти черты сначала размоются на фоне увеличивающихся положительного и доброго, что наконец-то начинает набирать силу, потом уже действительно зависит от наших чад, что перевесит. Мы зачастую ожидаем, а то требуем от наших юных чад понимания 40-45 летнего человека и разочаровываемся, когда не находим. Если же присмотреться, то действительно поймешь, вот в этой черте, что тебя коробит, ты и никто иной. Надо только увидеть, что твое любимое чадо страдает от этого, только само еще не осознает этого.
Ответить

#
25.12.2012 в 18:49
У меня есть предложение: давайте считать идеальным религиозным воспитанием - воспитание в советской семье. Вот мы все - духовные люди, в своей устремленности, в своем поиске и проч. А как мы получились? Жили в своей семье, нас учили родители "что такое хорошо и что такое плохо", мы культурно развивались, очень много читали, самостоятельно шли по жизни и - искали... Когда спрашивали родителей, слышали в ответ: ну да, сходи свечку перед экзаменом поставь. Мы ходили в храм, ставили свечки - ставили, а потом вдруг что-то нас позвало... В итоге мы стали христианами. Ну вот вам - идеальный опыт!

А ведь я не шучу...
Ответить

#
протоиерей Павел Великанов, Россия, Сергиев Посад, МДАиС
5.01.2013 в 21:44
Спасибо, Александра, за комментарий! Полностью дистанцируясь от любых симпатий в отношении советской эпохи, готов продолжить Вашу тему: наверное, самое главное, что мы можем сделать для наших детей – создать правильные условия для того, чтобы они в какой-то момент сами смогли ответить перед собой же – нужен ли им Христос, и что из этой нужды проистекает. Есть очень тонкая область, где границы религии и христианства перестают пересекаться. Подозреваю, что дети одного и того же возраста более-менее одинаково религиозны в любой религии – в зависимости от места, традиций семьи и т.п. А вот личная встреча со Христом – подчеркну, не представление о Боге "вообще", а очень конкретно со Христом – это очень интимная тема, которую, как мне кажется, ни в коем случае нельзя форсировать, навязывать свой личный опыт, или "выжимать" из детской души искреннюю любовь к Тому, Кого эта душа еще не особо-то и знает...
Поэтому в целом готов с Вами согласиться – только с активной антисоветской оговоркой! :-)
Ответить

#
Черных Александр, Россия, Москва
6.01.2013 в 01:49
"наверное, самое главное, что мы можем сделать для наших детей – создать правильные условия для того, чтобы они в какой-то момент сами смогли ответить перед собой же – нужен ли им Христос, и что из этой нужды проистекает."
о. Павел, скажите, а что по вашему является теми условиями, которые максимально обеспечат этот выбор? Что нужно, чтобы ребенок осознал необходимость этой встречи? Просто исходя из той брошюрной литературы по данному вопросу, можно вычленить 2 общие для всех схемы: 1. "Будь 100% православным по духу и жизни и твои дети обязательно станут такими же" 2. "Надо с младых ногтей учить детей страху Божьему дабы они пришли в лоно Церкви". И везде какая-то жесткая завязанность на результате: по окончанию всех твоих действий ребенок обязательно станет православным. А выбор, зачастую, трактуется как бесовское искушение, уводящие чад от Церкви...
Ответить

#
протоиерей Павел Великанов, Россия, Сергиев Посад, МДАиС
6.01.2013 в 14:29
По 1-му – не факт. Бывает очень по-разному. В духовной жизни вообще не может быть ни в чем никаких гарантий. Вот это – факт :-)
По 2-му – страх Божий появляется, когда в жизни есть переживание Бога. Пока этого переживания нет – бессмысленно "кошмарить" детей Великим, Страшным и Могучим. Это как-то совсем не по-христиански... Но зато очень "религиозно-благочестиво".
Ответить

#
Черных Александр, Россия, Москва
6.01.2013 в 19:13
"В духовной жизни вообще не может быть ни в чем никаких гарантий. Вот это – факт :-)".
Факт-то фактом, но, по всей видимости, люди уже настолько устали от неопредеолённостей в нынешней обыденной жизни, что хотят гарантий хотя бы в духовной жизни, которая, кстати, имеет к этому косвенное отношение, ибо говорит о вещах вечных и непереходящих, а главное обещает вечную жизнь при соответствующем поведении ... Хотя это взгляд весьма поверхностный, и я его не разделяю, если что.
" Это как-то совсем не по-христиански... Но зато очень "религиозно-благочестиво".
То есть выходит, что религия отмежевывается от христианства? Хотя в этом я с вами соглашусь, о. Павел. Зачастую мерилом праведности считаете даже не "credo" (в значении верить), а"religio" (в значении благочестия ... и преступления против него). Но вопрос остается: что надо сделать чтобы изменить ситуацию? Причем разговор идет о простых людях, которые и на Богослов. ру не заходят, и вообще предпочитают веру свою основывать на проповедях с амвона и брошюрках из церковной лавки (хотя вопрос о популяризации новых знаний остро стоит везде). Разумеется это совсем неплохо, но, как видно, этого недостаточно. Может стоит писать "новые" брошюрки? :)
Ответить

#
monk from USSR
6.01.2013 в 15:45

«По 2-му – страх Божий появляется, когда в жизни есть
переживание Бога. Пока этого переживания нет – бессмысленно
"кошмарить" детей Великим, Страшным и Могучим. Это как-то совсем не
по-христиански... Но зато очень "религиозно-благочестиво"
»



Да, это так. Когда появляются эти переживания Бога и желание
сознательно к Нему идти, приходится учиться верить заново. И досадно бывает: как же так, тебе всё детство
внушали, что Он «Великий , Страшный,
Могучий» Недоступный и очень - очень
Строгий ( а как ещё может воспринимать это всё ребенок, которого во имя «спасения
души» лишали многих детских радостей) , а на самом деле Он Милостивый, Любящий
и ,что самое важное, Он всегда рядом, а не где-то высоко и далеко.

Ответить

#
5.01.2013 в 22:56

А я свободна от ненависти к советскому времени. Я его очень люблю. Если это был вавилонский плен, то что? В Ветхом Завете как было: из всего закона – лишь только гляди в ту сторону, где храм, и блюди себя. Немного было вменено в обязанность плененным Вавилоном. А новозаветное время – не все же были в вавилонском плену... Для избранных это был вавилонский плен. Их Бог соблюдал, а они лишь смотрели в сторону храма.

«Воля Отца есть освящение ваше: чтобы у вас не было блуда и чтобы никто не поступал с ближним своим беззаконно и своекорыстно» (кажется, так), а дальше – дело Христа (так у апостола Павла, в послании). Посмотрите с этой точки зрения на искусство советского времени, например, на фильмы, мультики, книжки для детей. Они учили именно этому: не поступайте с ближним своим своекорыстно и – чтобы у вас не было блуда. Это было от Отца. И мы – не больше отцов наших. Не больше! Поэтому мы не напишем таких замечательных книг для детей, не сможем их так здоровски проиллюстрировать, снять такие замечательные кинокомедии. Потому что мы не так талантливы, как наши отцы. А талант от Бога!

В семьях поступают по-разному с религиозным воспитанием детей. По своему разумению, по своим знаниям, по своему опыту, по своим возможностям. Важно одно: не молчи, пытайся что-то делать. Делай!!! Иди!!! Да, возможно поражение. Не рассчитал человек свои силы, бросился на многотысячное войско… Ну, это уже из притчи. Или просто сглупил человек. Ума, мудрости не хватило… Я думаю, что в любой ситуации главное – правда твоей духовной жизни. Идем паралельно детям, не пересекая их жизненную стезю. Что бы ты ни делал, а они ведь запомнят только: твою интонацию при одном-единственном слове, твои глаза, твою уверенность в чем-то…

Я согласна с автором этой статьи: ключ к успеху духовной жизни (чтоб она проснулась) – это молитва. Простенькое такое дело: чтобы человек в трудности (для начала хотя бы) Бога поминал в прошении. А человек с детства причащался, воскресную школу всю прошел, поделками рождественскую елку на всю оставшуюся жизнь изукрасил, а вот перед экзаменом к храм он зайти не может. У него такого навыка нет. А в советское время нас этому научили. Наши матери. «Хочу в церковь зайти». – Ну, иди. – «Кому свечку ставить?» - Всегда ставь Божьей Матери, Она всем мать, Ей всех жалко. – «А что говорить?» - Говори просто: Божия Матерь, дай мне то-то и то-то, и всегда даст!

Нет, я в меру матери своей не пришла. Мне так не суметь! И чтобы на всю жизнь: как припечатала.

Ответить

#
25.12.2012 в 12:06
Уважаемый прот. Георгий!

Да, возможно, эта стена и есть благополучие. Она и заслоняет от нас всех Бога. Но я бы взглянул еще поглубже. Может быть, проблема в том, что жизнь в Церкви не есть одновременно и Путь к Богу Живому, увы. Да и много ли людей в мире искренне ищет прежде Царствия Небесного?

Тесны врата и узок Путь, и немногие взыщут их. А мы пытаемся поставить на поток то, что просто не ставится на поток. Христианство, все же не путь многих. И не путь детей. Хотя и здесь нет правил, ибо Дух дышит, где хочет, как хочет и когда хочет, а мы пытаемся понять падшим Разумом пути Духа, описать, запртоколировать и в рамочку поставить.

Все есть Промысел Божий, совершенно нами непостигаемый. Нам лищь следовать Ему, а не оценивать, хотя это и очень сложно.
Ответить

#
monk from USSR
25.12.2012 в 13:42
" Хотя и здесь нет правил, ибо Дух дышит, где хочет, как хочет и когда хочет, а мы пытаемся понять падшим Разумом пути Духа, описать, запртоколировать и в рамочку поставить."
Какая мудрая и серьезно обдуманная мысль. Спасибо.
Ответить

#
25.12.2012 в 01:21

Дорогой отец Павел. Ты пишешь о воспитании детей в поповских семьях? Это боль, одна сплошная боль, и я не знаю, как об этом можно писать спокойно… Хотел написать статью в ответ на твою, да больно стремно. Ограничусь комментом – все таки ответственности меньше, да и меньше людей затаят обиду.



Есть одна шутливая поговорка в священнической среде: «поповский сын – это не социальное происхождение, а диагноз». Увы, в большинстве случаев это так. Почему? Я кидаю вопрос в пустоту, и он остается без ответа…



Мы с тобою, отец Павел, вместе учились. И ты помнишь суровую правду семинарских будней – без гламурных прикрас. И если пьяный семинарист заснул на клумбе – это почти наверняка поповский сын. Чем они тогда отличались от нас, робких церковных неофитов с дрожащими коленями? Очень многим. Тем, что их поступление и обучение, в отличие от нашего, оплачивалось конвертами богатых отцов (слава Богу, сейчас эта «корпоративная» система «ушла в небытие» – тогда мы о ней, кстати, и не догадывались). Наверное тем, что они понимали условность запрета на добрачные половые связи («свой» духовник всегда простит и допустит к хиротонии). Понимали условность постовых правил (в «поповских» компаниях за великопостными трапезами с аппетитом нарезали «растительное» сало – чтобы было, в чем потом каяться на исповедях). И еще много-много что… Не согрешишь – не покаешься, на покаешься – не спасешься. И эта страшная в практическом исполнении «пословица» – произведение их рук, их «рабочая программа».



Сейчас я сам священник, и у меня растут сыновья. И я имею право и власть констатировать – поповские дети во все времена избалованы и ленивы. За редким и очень редким исключением… И еще, обычно, отличаются редкой тупостью.



В застойные годы не было в принципе понятия «воспитанный в христианской семье». Потому что христианских семей почти не было – за очень редким исключением. В те годы единственными воспитанными в вере были дети священников. И все «прелести» этого воспитания для нас были напоказ! Они не принимали нас в свои сообщества – и интересы, и мировоззрение были другими. Мы выросли на разных планетах, и не понимали друг друга. Мы с тобой были уверены – в наших семьях все будет по-другому! Мы «заразим» своих детей живой верой! И вот мы выросли и с ужасом сознаем – в наших семьях все так же! Это как профессиональное проклятие – и бороться с ним бесполезно.



Ты пишешь: …из этих семей абсолютно все дети становились если не священниками и монахами, то людьми действительно благочестивыми и глубоко любящими Церковь Христову. Кто-то сразу шел в семинарию, кто-то… и по прошествии многих лет оказывался в сане священника. Ох, как это верно! Вначале скажем о священстве и монашестве, а о любви к Церкви Христовой – попозже. Раньше не было православных гимназий, не было молодежных христианских клубов… А сейчас – есть! Но и тогда, и сейчас в поповских семьях дети вырастают карьеристами. Почему они не хотят серьезно учиться или работать? Папа пристроит! А «паки и паки» запомнились с детства. Христианство для них – естественная среда обитания. Христианство не соотносится ни с исповедничеством, ни с борьбой, ни с жертвой, ни с миссией. А соотносится с знакомствами в церковной и архиерейской среде, с иподьяконскими буднями (вот про что уж точно можно сказать: минуй нас пуще всех печалей!). Здесь можно не трудиться, здесь все доступно, здесь ты уже на высоте благодаря своему происхождению и связям… Дорожка наезжена!



И не только у детей – у родителей-священников тоже. А кто из протоиереев не хочет, чтобы сыновья продолжили его служение? Коварный вопрос. Ведь служение у Престола – самый высший род деятельности из существующих на земле. Как же не мечтать, чтобы любимый ребенок продолжил? Только о том, что нужно быть достойным этого рода деятельности, что нужно выстрадать собственное избранничество – обычно молчат. Воспитанием нельзя «запрограммировать» будущего христианина и священника. Потому что за тем и за другим лежит личное избранничество и жертва. Личное мученичество и личный крест.



Да, кстати, о кресте. Был тут разговор с одним моим молодым собратом перед его хиротонией. Он заказал серебряный крест. Я спросил – зачем? Он ответил: я передам его по наследству собственному сыну, когда он будет рукополагаться в священника. Вот так вот. Все расписано. Сынок – у Престола, а лампочка-дочка – в качестве будущей матушки… «Зятееек, где ты? Ничего не пожалею, и местечком обеспечу…»



Теперь, о любви к Церкви Христовой. Любви хватает, потому что без Церкви не прокормиться. Почему христианство и Церковь воспринимаются только как источник финансирования? Поэтому дети у попов вырастают «верующими» и церковными – никакой дубиной от Церкви не отгонишь! О том, что такое вера и церковность, порассуждаем как-нибудь в другой раз…



Теперь – о полном отсутствии принуждения к молитве, и о молитве как интимном деле – это твои слова о распорядке в поповских семьях. Действительно, молитвы совместно не читаются. Но совсем по другой причине. Попы устают от молитвы в храме. А дома – время отдыха. Поэтому в поповских домах часто вообще не молятся (да и зачем молиться – деньги за молитву только в храме платят). И не постятся, кстати – частенько с этим приходилось сталкиваться (постится только батюшка, да и тот – с перебоями). Привести примеры, имена?



Вот такие вот дела… И все это повторяется вечно, как колесо сансары. Я не знаю, что делать. Бьешься как о стену. И эта стена – благополучие!

Ответить

#
9.01.2013 в 20:30
Не мажь всех одним елеем, честной отец, дети священников очень разные бывают, да и священники, вообще-то тоже. В Москве-то, конечно, одно благополучие, но "есть ли жизнь за МКАДом?", как говорится. Так что благополучие - это, конечно опасное искушение, но не все люди довольны тем, что они купаются, как сыр в масле, они ищут свой путь, я знаю многих "поповских детей", которые шли не по "проторенной" отцом дорожке, а искали свой путь и становились профессионалами в выбранной им профессии. Да и священники из "поповских детей" тоже зачастую бывают хорошими пастырями. Дети Ваши тоже "поповские", смотрите, чтобы они не стали такими же, как и те, про которых Вы пишете, и которых Вы так очевидно не любите, тогда - честь Вам и почет. Возможно, Вас просто коробят семинарские воспоминания о "поповских детях", но это еще не значит, что все-все такие. Не забывайте, "может ли быть что доброе из Назарета?". Оказалось, может. Возможно, и в этом вопросе не все так сложно. Прошу прощения за некоторую поучительность тона по отношению к священнослужителю.
Ответить

#
10.01.2013 в 12:44

Вы меня не поняли, Максим. Я пишу в том числе и о СВОИХ детях.

Ответить

#
25.12.2012 в 21:33
Да, батюшка, нужно было бы написать статью.
Тема воспитания детей в православной традиции для многих актуальна, особенно у кого своего опыта ой как мало, но он все же не оставляет наверное наивной, но все же надежды воспитать своих детей полноценными верующими людьми.
Вспомнился святитель Феофан и его "Путь ко спасению". Говоря о необходимости частого причащения и о внешнем благочестии, он говорит, что "эти столь крепкие ограды...может разорить и лишить плода неверие, небрежность, нечестие и недобрая жизнь родителей". Пример родителей - пожалуй самое важное в деле воспитания. Если носить младенца каждую неделю на причастие, но при этом если в семье царит мирской дух, то результат скорее всего будет более чем предопределен.

Что касается поповских семей, увы, всякое бывает, когда храм становится местом работы, но не местом служения, то это настоящая беда.
Но все-таки, это не большинство священнических семей. Вспоминая семинарию, пришлось встетится с прекрасными сыновьями священников, и даже где-то возникало
тайное сожаление - что не пришлось вот так вот сызмальства быть в Церкви. С другой стороны приходилось по началу удивляться "неблагоговению" другой части. Да,увы, большей. Хотя допускаю, что хиротония все-таки что-то меняла в лучшую сторону, если в человеке хоть чуточку жива была совесть.

С другой стороны, в вопросе того, кто же все-таки вырастет, как кажется, будет всегда некоторая тайна. Слово Божие сеется и то как это слово вопринимается каждым, есть и личный выбор человека и некоторая непосягаемая глубина. Почему один разбойник раскаялся, а другой нет? Да, один уверовал, но другой нет. Но почему уверовал? Можно технически описать почему каждый из нас в Церкви, и слава Богу, что есть некоторый процент личного подвига и жертвы, но тем не менее полновесный ответ навряд ли удастся найти.
Человек встретивший Христа после многих лет бессмысленной и бесцельной жизни более тверд, чем большинство "воспитанных в вере" людей. Но это конечно же не значит, что не нужно воспитывать детей в христианском духе. В первую очередь нужно являть самому живой пример веры. По крайней мере можно будет молиться за своих детей, пошедших не по той стезе. Вспоминается праведный Иона Одесский: "много горя принесла ему его родная дочь София. Скорбя о ее душе, перед своей смертью он сказал: «Я вымолю тебе у Бога мучительную смерть для покрытия твоих грехов и для спасения». Впоследствии она сошла с ума и попала в дом умалишенных. Когда пришли немцы, они расстреляли ее вместе с другими психически больными". http://days.pravoslavie.ru/Life/life6639.htm
Кстати, праведный Иона едва ли не единственный канонизированный батюшка - не преподобный, не священномученик, не исповедник, а просто приходской священник,
с женой и многими детьми.
А мы, как нужно жить знаем, но не делаем, велика власть греха и слишком слаба веры, чтобы разорвать эти путы. А как писал старец Паисий: "для того чтобы пережить сверхъестественное, мы должны жить сверх естества". А этого и не хватает. Что уж про детей говорить?
Ответить

#
Черных Александр, Россия, Москва
25.12.2012 в 13:45
Не мне, мирянину, судить о том, что творится в семьях священников. Тем более что, зачастую, мы, миряне, и не знаем что происходит в таких семьях и что получается из детей священников. Очень часто наше мнение основывается лишь на личном знакомстве (а оно далеко не у каждого есть) или черпая сведения из современных произведений\воспоминаний о житии и быте священников в СССР. Так или иначе, но мне кажется, (простите если я не прав) что хоть единицы из этих поповских детей становятся примерными и добродетельными христианами.
"И я имею право и власть констатировать – поповские дети во все времена избалованы и ленивы. За редким и очень редким исключением… И еще, обычно, отличаются редкой тупостью."
Мой опыт знакомства с документальными источниками начала 1900-х по истории РСДРП, эсеров и т.д. показали, что в их кружковских рядах было очень много поповичей. Они революцию творили. Печально, но все же, может быть, это свидетельствует что они не совсем тупые?
Ответить

#
монах Диодор (Ларионов), Богородице-Сергиева пустынь Марийской епархии Русской Православной Церкви
25.12.2012 в 09:12
Отец Георгий, зря Вы не написали это в виде отдельной статьи. Очень здорово, метко, честно и актуально. По-моему, так ещё никто не ставил проблему "воспитания поповских детей", - и это при том, что читая Ваш текст, видишь всё, о чём Вы пишете, как наяву. Вряд ли найдётся хоть кто-то из многолетних прихожан или служителей Церкви, кто не подтвердил бы печальную истину Ваших наблюдений. И ещё более честно признать, что красивыми словами эту проблему не решить.
Справедливости ради, однако же, надо сказать, что есть такие поповские дети, которые становятся хорошими христианами. Я знаю несколько таких примеров. Но это, конечно, единицы, исключение из ужасного и нелицеприятного правила.
Ответить

#
monk from USSR
26.12.2012 в 17:39

«Вряд ли найдётся хоть кто-то из многолетних
прихожан или служителей Церкви, кто не подтвердил бы печальную истину Ваших
наблюдений».



Дорогой отец Диодор, таковые найдутся и их будет очень много. Я мало общалась с
семьями священников в столице и её окрестностях (возможно именно там уважаемый
о.Георгий почерпнул опыт, о котором пишет) и потому не могу ничего об этом
сказать, но я знаю достаточно многодетных священнических семей из далеких (от
Москвы) провинций, у которых под словом «благополучие»подразумевается
возможность хотя бы к празднику купить детям сладостей вволю и слегка
разнообразить стол.. Я уже не говорю о том, что ходят эти дети в обносках и в
глаза не видели новых вещей. Я лично знакома с такими поповичами. Это выросшие в нужде и порой не детских трудностях, и благодаря этому очень закаленные, стойкие в
вере и благочестии люди, очень порядочные и благородные. Не благополучие держит
их в Церкви и не ради благополучия многие из них идут по стопам отца и
становятся священниками. А служение жены священника – это вообще отдельная тема
и «вожделенно» это служение для очень не многих и очень не много в современном
мире обретется девушек, способных к нему. Я восхищаюсь их подвигом и
самоотверженностью. И так вот одним махом всех заклеймить и отправить в « тупые
поповичи» при этом сказав, что встречается, конечно, и «исключение из ужасного
и нелицеприятного правила» весьма странный жест, свойственный (pardon) исключительно людям, поверхностно смотрящим на вещи и
реалии жизни. Но и сердце самого бестолкового поповича видит один Бог, Он сам
его ведет, очень его любит и то, что попович, учась в семинарии валялся пьяный
на клумбе, еще не говорит о том, что в его жизни не произойдет что-то такое,
что в корне изменит его отношение к жизни. Молодость – время сложное в первую
очередь для многих весьма неординарных личностей, которые впоследствии, переболев этим
всем, бывают способны принести обильный плод и очень помочь другим людям (может в
чём-то даже способнее «робких церковных неофитов с дрожащими коленями» )



Савл вначале гнал Господа, Иуда был вначале учеником, Благоразумный разбойник до восшествия на Крест оставался разбойником. Оставим весь суд Богу,
друзья, и дадим место Его Божественному Промыслу в нашей жизни.

Ответить

#
27.12.2012 в 21:08

За этим письмом скрывается некоторая непосвященность в вопрос - но ее мы мягко обойдем. Все-таки есть смысл отвечать и на подобные письма.


Одним махом всех заклеймить и отправить в «тупые поповичи» - это обычный публицистический прием - чтобы расшевелить и зацепить. Чтобы появились подобные письма, в том числе...

Собственно, только так и можно каяться. Покаяние предполагает обобщение и некоторое утрирование. Говорят: мы виноваты; а не мы немножко виноваты.


Я уже не говорю о том, что ходят эти дети в обносках и в глаза не видели новых вещей. Да, так - ну и что? Под "благополучием" я разумею нечто другое. Это скорее психологическое состояние. Ну а если не благополучие - тогда что? "Благополучие" - это только один из вариантов ответа... Назовите мне другие причины описанного мною. Почему нет среди поповичей (речь идет о детях священников XX в.) известных физиков, математиков, биологов, медиков, полководцев, спортсменов, космонавтов, художников, музыкантов, писателей? Почему поповичи не формируют нашу науку и культуру, а формируют только внутрицерковное бескультурье (о котором автор под ником «monk from USSR» очень много писал при обсуждении «Положения о монастырях и монашествующих»)? Кто виноват и что делать? Вот Дунаев предлагает всеобщий целибат ввести: http://danuvius.livejournal.com/231675.html – тут, кстати, интересное обсуждение тезиса о поповских детях (Алексей Георгиевич почему то предпочитает теперь не «светиться» на Богослове в качестве комментатора).

А служение жены священника – это вообще отдельная тема и «вожделенно» это служение для очень не многих. Извините, сестра, в этом вопросе уж точно вы «недопосвящены». Регентскую школу не заканчивали? Съездите как-нибудь, посмотрите и поговорите с теми, кто «в теме»: как много вожделеющих и какие способы и приемы используются, чтобы добиться поставленной цели и стать матушкой. И нет в этом ничего плохого (как и во взыскании священнического сана). Плохо то, как это служение понимается и практически реализуется… А тут Вы совершенно правы: очень не много в современном мире обретется девушек, способных к нему. А что выходит у неспособных? Ведь и на них лежит часть вины за феномен поповских детей. Впрочем, это отдельная тема.

И напоследок непонятная русская пословица: «Не покупай у бедняка корову; не бери у попа дочку замуж». К чему это?

Ответить

#
monk from USSR
28.12.2012 в 00:42

Дорогой отец Георгий, я, действительно, не настолько
посвящена в обсуждаемую тему, чтобы выступать в ней в качестве «эксперта», ибо к
поповским детям не отношусь. Всё, что высказала - это плод моих наблюдений от
общения с поповскими детьми. Но в Церкви я с детства и мне посчастливилось быть
чадом весьма благочестивых родителей (это я к тому, что Вы писали о соблюдении
постов и т.п) , которые соблюдали посты и исполняли все свои христианские «обязанности»
очень ревностно и ТРЕБОВАЛИ того же от детей. Я не стану об этом писать, но
скажу лишь то, что отец Павел очень прав
в своей статье… Мои родители замечательные люди и когда я подросла, то им
деликатно объяснила, что такие «аскетические опыты» проводить над детьми не
педагогично и они очень травмируют детскую психику. Должна Вам сказать, у меня
получилось быть убедительной и в корне изменить их подход к «церковному»
воспитанию детей. Этот печальный опыт я выстрадала, будучи ещё совсем ребенком.
Мне бы хотелось, чтобы никогда ни над кем не проводили таких опытов «церковного»
воспитания. Пусть лучше «постом сальце нарезают» и будут избалованы и ленивы. Вырастут
- сами разберутся, что к чему, если
будет жажда Бога
, главное, чтобы гнилыми изнутри не были (вот об этом
родителям действительно стоит радеть).



Теперь о поповичах. Если то, что Вы написали о них - это
объективные суждения и они соответствуют «статистическим данным» и реальной
действительности в масштабах всей РПЦ, тогда мне просто повезло и на моем пути
встречались очень достойные и умные
поповичи – сильные и целеустремленные личности. «Феномен поповских детей» как таковой мне не
понятен. Подлецом может быть и поповский сын и сын кого угодно. Порядочность и благородство в
целом нынче не в цене и церковная среда здесь не только не исключение, но она даже
напротив как-то особенно сильно притягивает людей, не знающих о том, что есть
такие понятия. Я не понимаю Вашей «классификации» и её не приемлю. Сколько
приходится видеть случаев, когда в хорошей, благополучной семье, где и постятся
и молятся и с любовью и пониманием стараются подходить к процессу воспитания,
дети нравственно деградируют со страшной скоростью
и силой. Родители выворачиваются наизнанку, но сделать ничего не могут. И в то
же время в какой-нибудь неблагополучной семье дети бывают сознательными, порядочными
людьми. Отчего так? Можете объяснить и дать какое-то название этому «феномену»?
Мне кажется, мы пытаемся постичь непостижимое. Жизнь человека – это таинство, запрограммировать
и спланировать её невозможно. На мой взгляд, очень правильно к этому вопросу
подошел отец Павел, написав статью о парадоксах церковного воспитания, а не о
воспитании «поповичей». Есть проблемы воспитания именно в широком смысле. Ваш комментарий написан с болью. Но мало
в нем как-то понимания и особенно понимания проблем молодых людей, будь это
поповичи или просто дети (да-с, терминология у нас) да и просто понимания
человеческой души и её пути к Богу. Попробую предположить, что может все -таки
перед Вами остро встала извечная
проблема «отцы и дети»? Отец Георгий, проблему Вы обозначили (пусть может не
совсем удачно) и она есть, но Вы не предложили никаких путей её разрешения.
Почему? Может потому что их нет (если рассматривать
эту проблему под Вашим ракурсом), как и нет «феномена поповских детей» ?



В комментарии Вы затрагиваете вопрос не только
воспитания, но и вопрос кадровой политики РПЦ (принятие сана, рукоположение,
регентши – будущие матушки). Это проблема совсем из другой области и решаться
она должна скорее на уровне священноначалия, чем института семьи и брака. Люди немощны
и бывают падки на всякое. Священноначалие, которое призвано послужить делу
спасения чад Церкви, должно выработать единый правильный подход к этому вопросу,
сделать всё возможное, создать такие механизмы, чтобы у престола Божия
находились люди по призванию, а не исключительно по «договору наследования». Но
опять же, территориально РПЦ настолько необъятна, а священников так не хватает,
что пока говорить только о качестве и
делать жесткий отбор вряд ли возможно.

Ответить

#
31.05.2013 в 21:33
Уважаемая Monk from USSR! Если Вы - дама (а пишете Вы о себе в женском лице), то тогда Вы, наверно, скорее всё-таки не "monk", а "nun".
Ответить

#
monk from USSR
1.06.2013 в 23:42

Уважаемый (ая) Coincidentia Oppositorum, не стоит так сильно беспокоиться и
переживать, я знаю что monk – это монах, а не монахиня. Благодарю Вас за
информацию и проделанную работу - она увенчалась успехом! :) Гипотеза верна - я действительно
дама, но так вышло, что пишу под мужским ником. Желаю
Вам попробовать уделять больше внимания
на этом сайте исследованию публикаций, а
не ников - это гораздо интереснее :)

Ответить

#
свящ. Дмитрий Барицкий, Россия, Сергиев Посад
27.12.2012 в 23:38
Вот, откуда ноги растут :) - о. Георгий пишет: "Почему нет среди поповичей (речь идет о детях священников XX в.) известных физиков, математиков, биологов, медиков, полководцев, спортсменов, космонавтов, художников, музыкантов, писателей?"
Наверное, потому, что в 20 веке вообще с образованным священством в СССРии было туго. Все сливки подались в эмиграцию, а поздняя формация - продукт советской духовной образовательной системы. Поэтому, судить нужно, наверное, по более раннему, т.е. дореволюционному, периоду. Там мы видим, что добрая часть духовной интеллигенции, а также и светской - поповские дети и студенты духовных семинарий и академий. То же касается и эмиграции: многие (не все, конечно) выдающиеся личности - поповичи.
Непонятно, почему о некоей нормальности поповского дидяти мы судим равняясь на светскую интеллигенцию? Конечно, все это благородные профессии, но ведь Господь нас не к этому призывает. Или что, быть профессором, космонавтом, учителем - некая мера "духовного успеха"? Или просто - мера успеха моей личной человечности? Я бы так думал, наверное, если бы не исповедовал, или не учился некогда на гуманитарном факультете. Поэтому, думается, что и проблема, которая была обозначена уважаемыми о. Георгием и о. Диодором - следствие особой любви к интеллигентскому сословию.
Но, братия, не закрывая глаза на существующие в нашем сословии проблемы, смею заявить, что проблема "поповичей" самая малая, незначительная на настоящий момент в церковной действительности, а в вашей постановке вопроса - во многом надуманная. Мне лично она напоминает ту ситуацию, когда студенты 1, 2 класса семинарии плюются в сторону регентш (и наоборот), клянутся небом, что никогда не женятся (не выдут замуж) на них. Слава Богу, жизнь все расставляют на свои места. Сбивают с человека всю спесь и снобизм: женятся и живут счастливо, да еще и Богу по своим силам служат. Понятно, что силы эти у всех разные. Но здесь, как уже говорилось, и совершается чудо, а именно - сила Божия в нашей человеческой немощи. Поэтому одна моя знакомая иконописица однажды, то ли возмущаясь, то ли восхищаясь, сказала: "Как из вас, этаких тараканов (на жаргоне МДШ - студенты семинарии, т.к. их много и все в черных кителях), получаются такие замечательные батюшки!"
Другое дело - проблема воспитания ребенка в православной семье в целом. Это, однозначно, стоит уделить внимание.
С любовью во Христе, искренне Ваш попович :)
Ответить

#
свящ. Дмитрий Барицкий, Россия, Сергиев Посад
27.12.2012 в 11:52
Аминь! :)
Ответить

#
свящ. Дмитрий Барицкий, Россия, Сергиев Посад
25.12.2012 в 23:52
Отцы, сам поповский, учился в нашей семинарии, а затем и академии, в жизни которой сейчас стараюсь по силам участвовать. Также имею многих друзей, таких же поповских... Короче, триста раз извините, но это похоже на какую-то битву с ветреными мельницами. Причины две.
1. Что за деление? Поповский, беспоповский - тенденции одни и те же, и статистики одни и те же. Грешат все одинаково и каются все одинаково. Ребята, которые приходят в семинарию из неверующих или из непоповских семей, через некоторое время становятся такими же поповскими. Потом они становятся такими же батьками, которые родят таких же поповичей... С другой стороны, многие поповичи отличаются образованностью и внутренним благородством. Да и не в этом-то дело. Мы теперь все из одного теста. Все служим у одного престола. Мы все поповские, просто все в немного отличных жизненных обстоятельствах. И подлость, и благородство у нас теперь одно на всех.
2. Знаете, наверное, слава Богу. Слава Богу, что Господь совершает Свою силу в нашей немощи. Как это не парадоксально, Ему приятней действовать через свору бурсаков (так и напрашиваются кадры из "Вия" семинаристов, выпущенных на каникулы, которые громят прилавки около монастыря), а не через стерильную университетскую интеллигенцию или через мальчиков отличников в белых рубашечках с аккуратными бейджиками на груди. У Церкви должны быть свои раздолбаи и хулиганы. Это естественный, живой процесс. Тем не менее, мы все Божии. И я, честно говоря, порой думаю, что в разведку пошел бы с поповичем, который "постом сальцо нарезает", чем с человеком, который о церковных буднях знает из Закона Божия Слободского и Догматического богословия Лосского.
Ответить

#
19.12.2012 в 22:41
Дорогой отец протоиерей Павел!
С днем памяти Вас любимого нашего святого Николая Чудотворца!
Я совершенно согласна с Вами относительно позиции наших " православных родителей" в отношении "принуждения - непринуждения", в сторону "непринуждения", и в сторону личного примера родителей для своих чад.
В то же время, я считаю, что тема, которую Вы совершенно правильно доносите до верующих родителей, звучала бы лучше, если бы заголовок вашей статьи был бы :
"Парадоксы нашего начального церковного ВОСПИТАНИЯ"...
Ответить

#
19.12.2012 в 22:19
Уважаемый Леонид, в своей анкете при регистрации на Портале БГ, Вы записали, что вероисповедание ваше: "русская церковная традиция"...
Какое же ваше исповедание ? Православное наверно-?
"Возраст мой, о.Павел, сооветствует тому времени, когда к вере не принуждали"...
- Наверно, уважаемый Леонид, здесь Вы хотели сказать, что "детские годы" (ваши) пришлись на то время, "когда к вере не принуждали"?
Ответить

#
иманқұл, Леонид, Россия, Дубна, Моск. обл., мирянин
20.12.2012 в 02:21
Дорогая Лидия Константиновна, в нашем посёлке в моё время детских садиков не было, как не было и церковных иерархов, которые могли бы крестить меня. Поэтому крещён я мирянином в виду опасности для жизни голодного послевоенного времени. Это последнее должно объяснить Вам почему в вероисповедании я придерживаюсьли русской глубокой церковной традиции, нежели широкая православная вера, в которую традиция включена. И я не могу иначе, чтобы быть честным и не "косить под православного", которых теперь стало 80% от населения... Аминь.
Ответить

#
19.12.2012 в 17:44


Разговор о свободе в духовном воспитании детей – это примета
нового времени. Скажем, 1990-е годы были совершенно особым в этом смысле этапом.
Пришли в храм женщины с детьми – и не было (практически не было!) священников,
которые могли бы помочь им здравыми советами. Как сказал мне один иеромонах
году в 1995-м: старцы в монастырях не знают, как воспитать в наше время из
ребенка благочестивого человека.



Они вот не знают… Но нам-то надо было жить! Мы все сейчас понимаем,
что многое делалось тогда неверно. Но я очень люблю воспоминание о тех женщинах
с детьми в храмах 1990-х годов. Было много энтузиазма, любви, стремления, жажды
духовной, горячей жажды… Теперь иначе – как в популярной кинокомедии: «С людьми
нынче надо помягше…» Каков же будет итог?



Вот казалось бы: кто остался в церкви из того детского
поколения 1990-х годов? Осталось мало. Только история этого поколения не
дописана до конца. Я верю, что все наши дети вернутся в храм. Как это будет
происходить? Не знаю. Но они вернутся. Ведь это поколение только-только
начинает обзаводиться семьями. У них рождаются дети. Формируется то чувство
ответственности, которое останется с ними навсегда. И история этого поколения
еще вся впереди!



А самое интересное для меня поколение в церкви – это женщины
лет от 55, которых я помню с детьми в храме в 1990-е и которые теперь начинают
приводить туда своих внуков. У них очень важный жизненный опыт, и я наблюдаю
внимательно за их поведением с детьми в храме. Есть ведь такие, кто во всем
разочаровался и руки опустил. Но есть и те, кто снова за ручку ведут маленького
в храм, не теряя надежды и веры.



Мы ведь знаем, что крепче всего оседает в душе найденное
нами же. Не надо заслонять своей тенью ребенка от теплого солнца – Бога. Он
согреет – и росток взойдет.

Ответить

#
Swetlana, Россия, Петроград
18.12.2012 в 23:35
Очень правильная статья.
Я согласна, что именно ненасильственное приобщение детей к христианству дает наибольшее количество верующих на всю жизнь
Я думаю, что именно причастие с малого возраста играет самую большую роль.
Дети спонтанно религиозны.
Они понимают Бога и чувствуют Его лучше, чем мы взрослые.
Но дети не роботы, и принуждение особенно в посте или излишней молитве скорее оказывает негативный эффект. Так как нет свободы выбора. А христианство - это прежде всего свобода, и стяжание Святаго Духа.
И через это можно прийти к глубокой вере и чувству Бога.

Я знала несколько протестантстких пасторов, которые переходили в православие, иногда теряя большие доходы из своих приходов, без диалогов, а по зову Господа. По внутреннему велению. Такие пастыри не вели умных бесед с нашими Иерархами, а просто были у нас на Литургии и Господь открывал им сердце и они переходили в православие, не искали общее, а просто признавали Православие Истиной, которая знает Бога.

Нам надо сохранить нашу Православную веру для наши детей неизменной, без сомнительных действий по сближению науки и религии.

Как раз у детей это легче всего сделать. Детям нужно привить знание, что наука относительна, а вера Истина. И такой мягкий подход без насилия даст самый хороший результат. Он поможет избежать потом разочарований в религии, если что-то будет не так.
Ответить

#
Черных Александр, Россия, Москва
18.12.2012 в 21:16
"Ведь, в конечном итоге, качество христианской жизни определяется вовсе не мерой поста и частотой посещения храма, не количеством и даже качеством молитв, вычитываемых ежедневно, и даже не знанием историй всех чудотворных икон и специализаций святых в плане чудесной помощи – а чем-то совершенно другим."
Ах если бы так полагало хотя бы 1\3 от общего числа "воцерковленных" ...
Ответить

#
иманқұл, Леонид, Россия, Дубна, Моск. обл., мирянин
18.12.2012 в 19:11

Возраст мой, о.Павел, сооветствует тому времени, когда к вере не принуждали. Более того, я прошёл круги атеистического ада. Сегодня у меня "спасительная тяга к истине о Боге", которая заставляет меня интересоваться тем, даже "второстепенным" как можно понять в Вашем тексте в деле воцерковления, что составляет истинную основу религиозной культуры. Но, однако, и сейчас я себе произношу пословицу - "Научи дурня Богу молиться, он и лоб расшибёт"... это отрезвляет от поспешности считать себя воцерковлённым и, что проще, христианином. Слишко просто отождествить свои понятия о Боге с самим Богом. Эта простота хуже воровства, а значит против заповедей, которыми следует жить. Спасибо Вам за повод высказаться.

Искренне

Ответить

Написать комментарий

Правила о комментариях

Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается.

Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет.

Вместе с тем мы готовы рассмотреть вопрос о взаимном сотрудничестве, если таковые предложения поступят.

Прим.: Адрес электронной почты опубликован не будет и будет виден лишь модераторам.

 *
Введите текст, написанный на картинке:
captcha
Загрузить другую картинку

добавить на Яндекс добавить на Яндекс