«Теологическое образование: от бакалавриата до научного центра»
28-29 ноября в Москве прошло Патриаршее совещание «Теология в вузах: взаимодействие Церкви, государства и общества». Представляем вниманию читателей краткий обзор выступлений всех докладчиков секции «Теологическое образование: от бакалавриата до научного центра», заседание которой состоялось под председательством главы Учебного комитета РПЦ архиепископа Верейского Евгения.
Статья

Иеродиакон Родион (Ларионов), помощник ректора МДА по инновационной работе, методист Общецерковной Аспирантуры и Доктарантуры представил доклад «Разработка образовательных программ по теологии в контексте современных трендов развития высшего образования Европы». В настоящее время перед богословским образованием стоит ряд проблем: признания, нехватки квалифицированных кадров, признания. Докладчик предложил возможные пути преодоления всех вышеобозначенных проблем в выстраивании образовательных программ по теологии в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом, использование модульной структуры, введения системы специальных образовательных единиц - «кредитов», использование методологии «тьюнинга» (когда для того, чтобы образовательная программа с одной стороны отвечала специфике вуза, а с другой стороны соответствовала общепринятым стандартам, проводится не кардинальное реформирования, а своеобразная настройка этой программы). Одни из способов добиться международного признания отечественной теологии – участие в международных программах разработки, таких как TEMPUS. В европейском образовании действует система «тьюнинг-центров» (фактически аналогов учебно-методических объединений МинОбрНауки РФ), перспективным видится создание международного тьюнинг-центра по теологии, который будет заниматься не разработкой программ, но именно методологией.

Протоиерей Димитрий Юревич, проректор СПбДА по научно-богословской работе, представил доклад «Богословские исследования в учебном процессе и научной работе. Опыт СПбДА». Докладчик обозначил специфику богословского образования – узкая специализация (патрология, догматика, библеистика и др.), но при этом невозможность специализации на раннем этапе обучения. В связи с этим в бакалавриате СПбДС специализация ограничена написанием курсовых и дипломных работ, а уже в магистратуре происходит специализация по отделениям: библеистики, богословия, церковно-практических и церковно-исторических наук, на каждом из которых есть собственный цикл предметов. Так на отделении библеистики изучается три группы библейских предметов – библейская филология, библейская археология, библейское богословие. Работа аспирантуры СПбДА построена в соответствии принципами работы аспирантур светских вузов, требования к диссертациям и их защитам соответствуют нормативным документам ВАК. В заключение отец Димитрий подчеркнул, что богословские исследования развивают церковную жизнь не только в интеллектуальном, но и в духовном плане.

Протоиерей Владимир Хулап, проректор по учебной работе СПбДА , рассказал о проектах создания курса «православное социальное служение». Священник должен уметь координировать социальную работу Церкви. В рамках бакалавриата сложно добавить новую учебную нагрузку, поэтому профиль «диакония» преподается на церковно-практическом отделении магистратуры СПбДА, к изучению этого профиля активно привлекаются студенты заочного отделения. Однако уже студенты бакалавриата проходят обязательную социальную практику, к которой порой присоединяются учащиеся других семинарий России. Ряд курсов по социальной работе преподается в форме факультативов, так очень популярен спецкурс по основам сурдоперевода. Студенты, посещающие этот спецкурс помогают в совершении регулярных академических богослужений для глухонемых.

Протоиерей Павел Ходзинский, зам. декана Богословского факультета ПСТГУ , выступил с докладом «Теологическое образование и наука» в ходе которого представил вертикаль образования и науки, выстроенную на факультете: бакалавриат-магистратура-аспирантура (с наличием диссоветов и Вак-журналов)-научные центры. В направлении «теология» есть семь профилей, большинство из которых разработаны в ПСТГУ: библейский, систематический, патрологический, культуры православия и церковно-государственных отношений. Независимо от профиля все студенты-богословы проходят «стержневой курс»: история богословского образования, история и методология теологии, методика преподавания теологии. Церковно-исторический профиль – один из самых сильных на БФ ПСТГУ, поскольку на факультете работают 2/3 докторов церковной истории РПЦ. Практический профиль реализуется в рамках Богословского института Свято-Тихоновского университета (ПСТБИ), в который ради дополнительной пастырской подготовки поступают те студенты Богословского факультета, которые собираются в будущем принять священный сан. Профиль «культура православия» особенно актуален для подготовки к мировоззренческому диалогу, в частности, в рамках преподавания ОПК.

Священник Константин Польсков, проректор по научной работе ПСТГУ рассказал об истории устройстве аспирантуры Свято-Тихоновского университета, деятельность которой соответствует всем государственным стандартам: вступительные экзамены, кандидатские экзамены, система отчетности, обязательность научных публикаций и т.д. В связи с правовыми сложностями из-за отсутствия теологии в номенклатуре специальностей научных работников РФ богословскую аспирантуру пришлось формально перевести из системы аккредитованного государством ПСТГУ в открытый при нем Богословский институт (ПСТБИ). Помимо церковного диссертационного совета по богословию и церковной истории при ПСТГУ действует государственный диссертационный совет, в котором аспиранты имеют возможность защищать кандидатские и докторские диссертации по специальностям «философии религии» и «отечественная истории». Докладчик назвал важным моментом в деятельности аспирантуры – наличие собственного научного журнала «Вестника ПСТГУ», каждая из пяти серий которого входит в перечень ведущих периодических изданий рецензируемых ВАК РФ.

Сухова Наталья Юрьевна, глава Научного центра истории богословия и богословского образования ПСТГУ в первой части выступления обозначала задачи научных центров вообще, как новых институтов для развития богословской науки – разработка коллективных научных проектов, вовлечение в научные проекты региональных исследователей, вовлечение в научные проекты студентов и аспирантов. Работа в научных центрах позволяет развивать богословскую науку не только силами преподавателей, но и освобожденных от преподавания научных сотрудников. Во второй части докладчик представил презентацию возглавляемого ею центра, который опирается на традиции духовно-академической науки и использует современные научные методы. Результаты научных проектов центра внедряются в образование в виде спецкурсов, сотрудники центра регулярно выступают в роли организаторов секций научных конференций и выступают в роли приглашенных докладчиков

Сопредседатель секции, ректор Свято-Тихоновского университета протоиерей Владимир Воробьев провел презентацию Научно-исследовательского отдела новейшей истории Русской Православной Церкви, главой которого он также является. Отец Владимир рассказал об истории отдела, которая развивалась неразрывно с изучением памяти Новомучеников и Исповедников Российских. Среди основных проектов отдела – издание многотомных книжных серий «Материалы по новейшей истории Русской Православной Церкви», «Слово исповедников XX века», работа над научным журналом «Вестник ПСТГУ». Серия II. «История. История РПЦ», который является отдельным изданием рецензируемым ВАК. Более всего отдел известен разработкой электронной базы пострадавших за Христа в годы гонений XX века, в которой собрана информация почти о 35 000 священнослужителях и мирянах. Но главной заслугой Отдела докладчик назвал вклад в подготовку материалов для прославления Собора Новомученников и Исповедников Российских в 2000 году и содействие делу объединения Русской Зарубежной Церкви с Московским Патриархатом.

Павлюткин Иван Владимирович, научный сотрудник семинара «Социология религии» ПСТГУ провел презентацию деятельности этого исследовательского проекта, который объединяет богословов и социологов. Среди проектов семинара – «социальный работник на приходе», «хозяйственная этика современного русских православия», «факторы формирования современной православной городской общины» и многие другие, некоторые из которых получили государственные гранты. Практические материалы семинара постепенно стали востребованы на совещаниях в органах государственной власти. Докладчик призвал духовные учебные заведения и теологические кафедры светских вузов к сотрудничеству, так как мониторинг их деятельности будет способствовать легитимации теологического образования вообще, а также сравнить эффективность различных образовательных программ.

Серебяков Николай Станиславович, заведующий кафедрой новых технологий в профессиональном образовании ПСТГУ представил доклад «Виртуальный университет», подготовленный группой преподавателей факультета дополнительного образования ПСТГУ. В докладе была презентована программа дистанционного обучения Свято-Тихоновского университета. За 9 лет существования программы число студентов увеличилось с 63 до 657 человек, которые проживают в различных уголках России, а также в 22 странах на трех континентах. Система интернет-образования позволяет и преподавателям вести занятия не только из Москвы. Докладчик представил принципы богословского интернет-образования: интенсивное обучение по жесткому графику, но с гибким офф-лайн режимом; использование различных видов учебной деятельности как в индивидуальной, так и групповой работе; ежедневный контакт с преподавателем; итерационная доработка заданий; наличие как офф-лайн, так и он-лайн режимов; и главный принцип – индивидуальный подход к обучению каждого студента. В перспективе интернет-образование может успешно применяться при подготовке педагогов ОРКСЭ и на курсах повышения квалификации священнослужителей.

Катасонов Владимир Николаевич, профессор, заведующий кафедрой философии ОЦАД, председатель Диссертационного совета при ПСТГУ в своем выступлении указал на непропорциональное развитие науки в Советском Союзе. Так естественные науки получали господдержку, а гуманитарные зачастую искусственно ограничивались по идеологическим причинам. Как нельзя ограничивать физику лишь изучением теории, без прямых контактов с природой, так нельзя изучать религию лишь извне с помощью религиоведения, не опираясь на эмпирический богословский опыт, как это делает теология. Признание теологии затрудняется частными мнениями отдельных ученых. Но как показывает история науки, даже в таких точных дисциплинах как физика величайшие ученые своего времени разделяли ложные научные мнения в своей области, поэтому как  можно считать даже выдающихся современных ученых-естественников истиной в последней инстанции в отношении к принципиально другой науке.

Протоиерей Владимир Шмалий, проректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, рассказал об истории и причинах создания этого учебного заведения. Основной проблемой которую призвана преодолеть ОЦАД  - нехватка докторов богословия, причем такого масштаба, что Общецерковный докторский диссертационный совет вынужден включать в себя докторов не только богословия и церковной истории, но и светских наук. ОЦАД не стремится лишить возможности создавать богословские диссертационные советы в других учебных заведениях РПЦ, но призвана быть центром приложения общецерковных усилий, чтобы в будущем выстроить систему подготовки высших богословских кадров, которая будет применяться в других ведущих вузах нашей Церкви. Отец Владимир от лица Святейшего Патриарха Кирилла призвал епархиальных архиереев поддержать тех талантливых богословов, которые решились на написание докторской диссертации. Перед ОЦАД стоит также задача довести кандидатские богословские степени до уровня западной степени PhD, поэтому аспирантура сотрудничает с некоторыми западными вузами и ориентируется на требования предъявляемые в этих университетах.

Селезнев Михаил Георгиевич, профессор ОЦАД , посвятил свое выступление библеистике. Докладчик обозначил несколько уровней погружения в эту богословскую дисциплину, которые отечественной библейской науке еще предстоит пройти. Первый уровень освоения – библейские языки, без которых невозможно серьезное изучение предмета. Второй уровень –  знание историко-культурного контекста. Так исследователю Ветхого Завета нужно знакомиться с шумерской, аккадской и египетской культурой, а Нового Завета – с еврейской литературой периода Второго Храма. Третий уровень – серьезное изучение научной экзегетической литературы, как святоотеческой, но, в том числе и западной. Четвертый уровень – герменевтика. Необходимо надо научиться правильной постановке вопроса и анализировать специфику языка библеистики по сравнению с языком других, прежде всего точных наук.

Лаза Валентина Дмитриевна, директор Института государственно-конфессиональных отношений Пятигорского Государственного Лингвистического университета представила структуру возглавляемой ею образовательной структуры, а также рассказала о профиле направления теология «государственно-конфессиональные отношения», который был разработан совместно со Свято-Тихоновским университетом. Пятигорск является административным центром Северо-Кавказского федерального округа, поэтому обучение в институте проводится как по православному, так и исламскому теологическим модулям. Кроме того, с основами теологии в ходе образования знакомятся студенты, обучающиеся по направлению «государственное и муниципальное управление». Успешное развитие института послужило одной из причин, что ПГЛУ стал базовой площадкой повышения квалификации управленческих кадров всего региона. Во главе научной структуры находится работа НИИ разработки глобальных проблем межконфессиональных отношений. В заключение докладчица поделилась положительным опытом научного взаимодействия между православными и исламскими теологами.

Ознакомиться с заинтересовавшими докладами и связаться с докладчиками можно через сайт Патриаршего совещания http://teolog.info/  

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9