Золотой фонд
Новое в справочном разделе
Комментарии читателей rss

Межсоборное присутствие: итоги и перспективы

6 декабря 2012 г.
22-23 ноября 2012 г. в Храме Христа Спасителя проходил второй пленум Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. Об итогах пленума и перспективах дальнейшей деятельности Межсоборного присутствия порталу "Богослов.Ru" рассказал заместитель Управляющего делами Московской Патриархии архимандрит Савва (Тутунов).

Протоиерей Павел Великанов: Отец Савва, 22-23 ноября состоялся пленум Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. Документы, которые на нем рассматривались, были опубликованы на портале "Богослов.ру" в конце мая и, какие-то очень бурно, какие-то — не очень, все это время обсуждались. Помогла ли дискуссия на нашем портале членам Межсоборного присутствия?

Архимандрит Савва (Тутунов): Без сомнения. Дискуссия на портале "Богослов.ру", а также некоторых других уже более официальных интернет-площадках, наряду с той дискуссией, которая проходит в епархиях в ответ на рассылку документов, отражает самую суть существования Межсоборного присутствия. А именно вовлечение максимального числа людей в обсуждение актуальных вопросов церковной жизни, требующих решений Собора или Синода. Размещенные на вашем сайте (а когда-то и моем: помню, как мы его начинали 5 лет назад) отклики внимательно прочитываются, систематизируются, многие из них представляются, в том числе, лично Патриарху, и, в конечном итоге, учитываются при дальнейших редакциях документа.

Прот. П. Великанов: А какой порядок работы над документами Межсоборного присутствия? Как «живет» документ до своего официального рождения на Соборе?

Архим. Савва: Это довольно длительная жизнь, так сказать взросление. Расскажу, как дело происходит в той комиссии, секретарем которой я являюсь. Для начала комиссия собирается и обсуждает некую порученную ей тему «в целом»: то есть все члены комиссии высказываются относительно того, как разрешить поставленную в этой теме задачу (к примеру, «материальное обеспечение престарелых и одиноких клириков»). Затем выбирается небольшая рабочая группа из числа членов комиссии, которой поручается составить первый проект документа. Знаю, что в некоторых комиссиях на этом этапе активно привлекается экспертное сообщество: так, например, было при составлении документа, посвященного профилактики наркомании. Затем, когда документ составлен, он либо рассылается на отзыв членам комиссии и, по получении их реакций, в документ вносятся исправления, либо — что на мой взгляд более живо — комиссия собирается и документ обсуждается устно. После внесения поправок членов комиссии можно считать, что последняя завершила свою работу. Должен сказать, что этот процесс может быть довольно длительным и включать в себя несколько просмотров проекта членами комиссии: тут уж как кто эффективно работает.

Затем документ рассматривается редакционной комиссией, которую возглавляет лично Святейший Патриарх. Дело в том, что пока комиссии присылают материалы очень разного качества: как по уровню языка, так и по содержанию. Редакционная комиссия прорабатывает документ, при необходимости — редактирует его. Бывает и такое, что документ невозможно выпустить в свет: тогда принимается решение о его возвращении в профильную комиссию на доработку.

Если документ приемлем, то он публикуется в сети Интернет и рассылается во все епархии. Об интернет-дискуссии подробно рассказано в статье отца Павла, что касается дискуссии в епархиях, то она бывает очень разной. Иногда архиерей поручает написать свой отзыв какому-то узкому кругу людей, иногда — предлагает его к обсуждению собранию духовенства, а в некоторых случаях — документ рассылается во все благочиния, каждое из которых составляет свой отзыв. На сегодняшний день мы получаем отзывы приблизительно из 20% епархий. Скажу, что это весьма неплохой показатель, тем более учитывая значительный рост числа епархий за последние два года: «молодые» епархии, естественно, почти не приняли участие в состоявшейся дискуссии, хотя есть и исключения.

Как я сказал, все отзывы систематизируются, отсеивается «откровенная шелуха» и рассуждения на посторонние темы. Полученная сводка передается вновь в редакционную комиссию, которая перерабатывает документ с учетом поступивших отзывов. Новая редакция рассматривается президиумом, а затем пленумом Межсоборного присутствия.

Прот. П. Великанов: То есть документ, который выносится на пленум, — это уже не тот документ, который был опубликован?

Архим. Савва: Конечно! А иначе зачем было публиковать? Могу сказать, что очень многие отзывы, как со стороны епархий, так и со стороны отдельных лиц, в том числе мирян, были учтены и в прошлый раз, в 2010 году, и в этот раз. О самых главных изменениях Святейший Патриарх рассказал в своем слове на открытии пленума: прочитайте и вы увидите, что документы претерпели принципиальнейшие изменения.

Прот. П. Великанов: Но вернемся к президиуму…

Архим. Савва: Да. Мне думалось, что президиум будет лишь формальностью, часик посидим и разойдемся. А заседали мы около трех часов. Дело в том, что повестка дня президиума, насчитывающего около 30 человек – архиереев, клириков и мирян, – предполагала принципиальное одобрение или неодобрение документов для рассмотрения пленумом. Один документ, касающийся монашества, действительно был передан в комиссию для дальнейшей дискуссии. И здесь не самую малую роль сыграл портал "Богослов.ру". Но и другие документы обсуждались не формально, а достаточно подробно. Особых новых изменений по сравнению с редакционной комиссией не вносилось, но состоявшаяся дискуссия позволила подготовиться к пленуму, который открывался на следующий день. Увидеть, какие части документов вызывают наибольшие вопросы.

Прот. П. Великанов: И, наконец, — пленум.

Архим. Савва: Пленум. Мне трудно передать атмосферу этого собрания, поскольку это надо пережить. Каждый поднимаемый вопрос обсуждается, дискутируется, если нужно — собрание в почти 150 человек отходит от принятого регламента ради того, чтобы никакая тема не осталась забытой. Иногда участник пленума на протяжении нескольких десятков минут не выпускает микрофон, и председательствующий Патриарх терпеливо дает ему высказаться. Пару раз, правда, дискуссия накалялась, возникали искры между отдельными «межсоборянами», но они быстро сходили на нет, и обсуждение возвращалось в размеренное, серьезное русло. Пленум — это очень много разных людей, которые замечательно друг друга дополняли, в плане знаний,   восприятия церковной жизни, даже в эмоциональном плане. А результат один –документ вновь серьезным образом дорабатывается. Например, проект об экологии был почти наполовину переписан во время заседания. Вот совсем не ожидал, что он вызовет такую дискуссию.

Прот. П. Великанов: И что теперь? Документы будут опубликованы?

Архим. Савва: А теперь давайте молиться и дадим нашим архиереям высказаться. Архиерейскому Собору принадлежит придать этим документ уже статус не проектов, а документов Церкви. Процедура, прописанная в «Положении о Межсоборном присутствии» не предусматривает повторной публикации после пленума, — и в прошлый раз мы их также не публиковали. Сейчас время не очередного витка дискуссии, а время для того, чтобы архипастыри собрались и в молитвенном средоточении поразмыслили над теми документами, которые им предложили Межсоборное присутствие и все те, кто приняли участие в дискуссии. В том числе читатели портала "Богослов.ру".

Ключевые слова:
См.также:
Подписаться на ленту комментариев к этой публикации

Комментарии (17)

Написать комментарий
#
4.04.2013 в 13:28

Прочел о позиции Священноначалия по технологии учета и обработки персональных данных. Позиция соглашательская с властью.Зачем путать перепись во времена Христа и сбор информации о личной жизни граждан?Внедрение паспорта школьника - сбор данных о всех членах семьи с при- влечением детей -позор!!! В квитанциях на оплату за газ, в уведомлениях о заказном письме, в документах Сбербанка - везде согласие на сбор персо- нальных данных Что же это за власть, которой потребовалось столько лжи и обмана??Робкие неодобрительные заявления Священноначалия напоминают 1141 серьезное предупреждение Корейского правительства при бомбежке Кореи .Благодарность Президенту от Патриарха за свободу РПЦ не очень согласуется с ограничением свободы верующих.. При недостатке попечения падает народ, а при добрых советниках- благоденствует (Прит.11.14) Священнослужители на приходах ничего не обьясняют верующим по сбору персональных данных


Ответить

#
3.01.2013 в 19:50
Денису и Наталье. Все проекты находятся на стадии рассмотрения Архиерейским Собором. Процедура предполагает после публичного обсуждения переработку проектовс использованием поступивших отзывов, а затем их рассмотрение на пленуме, который, как правило, также перерабатывает проекты. Повторная публикация не предполагается о чем подробно сказано выше.

Денису. Не следует путать соборность с демократией, - это совершенно разные понятия.


Ответить

#
4.01.2013 в 12:52
Ваше Высокопреподобие!
Мнение православной общественности. многочисленных обращений было проигнорировано. Межсоборное присутствие нарушило основной принцип Положения о Межсоборном присутствии: «Ничего не делать по одному своему усмотрению без согласия народа». Проект документа Церкви, который публично обсуждался и, в основе своей, получил поддержку православной общественности, на пленуме Межсоборного присутствия, проходившем 22–23 ноября 2012 года в закрытом режиме, подвергся резкому сокращению и изменению (по словам одного из участников пленума – «был полностью переформатирован»). Документ был принят кулуарно, а его содержание теперь скрывается от православного сообщества.
23 ноября 2012 года на сайте «Патриархия.ру» появилось сообщение о том, что документ будет опубликован после внесения поправок, предложенных членами Межсоборного присутствия. На следующий день информация о публикации Проекта документа на сайте исчезает и говорится только о том, что он направляется на рассмотрение Архиерейского Собора. Хорошо известно, что члены Архиерейского Собора зачастую даже не успевают ознакомиться с документами, которые предлагаются к рассмотрению на Соборе, так как их вручают непосредственно перед голосованием.
Действия Межсоборного присутствия грубо нарушают положения «Основ учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека» и основополагающие принципы Положения о Межсоборном присутствии Русской Православной Церкви.
Высказывания членов Межсоборного присутствия, опубликованные после пленума на портале «Православие и мир», показывают поверхностный подход к рассмотрению проблем, имеющих непосредственное отношение к спасению миллионов человеческих душ. Эти проблемы вновь, как и на заседании Синодальной богословской комиссии 2001 года, рассматривались сами по себе, в отрыве от сути и смысла богоборческих глобализационных проектов, которые их породили. У множества верующих это вызывает обоснованное безпокойство. Все чада Церкви, участвовавшие в публичном обсуждении Проекта документа, лишены возможности ознакомиться с текстом принятого документа. Они отсекаются и превращаются из неотъемлемой части Церкви в посторонних наблюдателей, не имеющих никакой возможности влиять на решения, касающиеся общецерковных проблем.
Забыт главный критерий – советование с народом. Итоговый документ от народа скрывают!
Ответить

#
5.01.2013 в 23:38
Денис,

1) Основной принцип Межсоборного присутствия - советование, как сказано в преамбуле. Советование предполагает возможность прислушаться, а возможность и не прислушаться к совету. В цитате из свт. Киприана лишь говорится о том, как он описывает свою личную практику.
2) Мнение, на которое Вы ссылаетесь, не является "мнением православной общественности", а мнением "некоей части, статистически не определенной, православной общественности". Точно также я могу сослаться на то, что есть "мнение православной общественности" совершенно противоположного толка.
3) Вы ошибаетесь относительно процедуры раздачи документов на Соборе в нынешнее Патриаршество. На Соборе 2011 года документы раздавались с тем, чтобы архиереи успевали с ними ознакомиться.
4) Утверждение о несоответствии действий Межсоборного присутствия указанным документам не имеют под собой обоснования.
5) Вы очень плохо понимаете, что такое соборность, если считаете, что она является демократической формой правления Церковью. По рассматриваемой проблеме (как и по множеству других) среди Народа Божия существуют категорически противоположные и несовместимые мнения. Отнюдь не только защищаемое Вами мнение было сообщено в Межсоборное присутствие чадами Церкви. Епископат на то и епископат, чтобы в размышлении и молитве принимать окончательное решение. А документ еще не принят, поскольку его не принял Архиерейский Собор. Прошел только очередной этап становления документа.
Ответить

#
6.01.2013 в 17:17
Ваше Высокопреподобие, ну так где можно прочитать к чему пришла богословская мысль межсоборного присутствия? Почему их вариант прячется от православного народа? Насчет соборности я сошлюсь на слова святого патриарха Тихона: "По учению Православной Церкви хранителем чистоты веры является не только глава Церкви и не иерархия церковная только во всей ее совокупности, но все тело Церкви, а следовательно, и верующий народ, которому также принадлежат права и голос в церковных делах. Предстоятель отдельной Православной Церкви и патриарх Всероссийский, в частности, — не Римский папа, пользующийся неограниченной и беспредельной властью: он не может управлять народом Божиим тиранически, не спрашивая его согласия и не считаясь с его религиозной совестью, с его верованиями, обыкновениями, навыками..." (cм.: Заявление Святейшего Патриарха Тихона во Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (относительно реформы календаря) от 30.9.1924 г. // М. Вострышев. Патриарх Тихон. М., 1997, с. 279-281). Так почему происходит устранение верующего народа с этого этапа обсуждения документа? Что выроботало Межсоборное присутсвие должно быть доступно всем для обсуждения, чтобы епископы видели аргументы верующих по поводу предложенного документа.
Ответить

#
6.01.2013 в 22:10


Денис, отвечаю в последний раз,
поскольку реплики пошли по кругу.



Высказывание свт. Тихона не является догматическим оросом. В
ответ на требования советской власти, которая пыталась заставить его нечто
решить единолично, он защищается одним из тезисов, свойственных экклезиологии
того времени. Безусловно, "Предстоятель отдельной Православной Церкви и
патриарх Всероссийский, в частности, — не Римский папа, пользующийся
неограниченной и беспредельной властью" и не может "не считаться с
религиозной совестью народа". А вот тезис о том, что не может управлять
"не спрашивая согласия" народа не соответствует истории Церкви и не
находит обоснования в канонах. Свт. Тихон, пользуясь безграмотностью советской
власти, лишь привел пример одной из форм управления, имевших место в церковной
древности, дабы защититься от посягательств богоборцев.



Между тем, Церковь как раз знает множество примеров, когда
епископ управлял епархией или собор епископов выносил суждения, не испрашивая
по каждому своему решению предварительного согласия народа. Это, более того,
основная историческая форма управления Церковью. При этом епископ или собор,
конечно, знали, какие мнения имели место быть в народе. Согласие или несогласие
народа — конечно было. Оно выражалось в рецепции (или не рецепции) принятых
решений. Пример тому - почти вся история Церкви, по крайней мере, начиная с IV
века. До того еще были разные формы епископского управления, но к IV веку
указанная форма управления устоялась.



Определяющую роль народа (то есть когда у народа спрашивают
предварительное согласие, а не рецепцию) попытались возвести в догмат
обновленцы, начиная еще с 1917 года. Почитайте протоколы революционных
епархиальных съездов первой половины 1917 года.



Поэтому Межсоборное присутствие, это скорее развитие
традиции - введено нечто, чего раньше не было. И то, что введено, - полезно,
позволяет епископату ознакомиться с различными мнениями, существующими в народе
по тому или иному вопросу. Подчеркиваю: речь идет о том, чтобы услышать мнения
по определенному _вопросу_. Поводом, но _не_предметом_ обсуждения, является
готовящийся документ, на некоем этапе его подготовки.



Да, этапов несколько, и не все они публичны. Подготовка
ороса Халкидонского собора, одного из лучших догматических оросов, и вовсе
велась за закрытыми дверями, в узкой комиссии, и никто за пределами этой
комиссии документ не видел, пока он не был поставлен на голосование в Соборе.



Еще раз. В процедуре, предусмотренной при создании
Межсоборного присутствия, на определенном этапе проект документа публикуется,
чтобы услышать, какие различные мнения существуют в народе по данной теме.
Мнения прозвучали и прозвучали публично. Каждый епископ может с ними
ознакомиться. Дальше снова ведется работа с документом в закрытом режиме.
Точка.



Повторю: Межсоборное присутствие — это развитие традиции. Но
если кто-то думает, что может воспользоваться этим и пойти вопреки традиции,
ввести в Церковь чуждый ей демократический дух, ниспровергающий иерархическое
управление — тот глубоко ошибается. Протестантизма у нас не будет. Равно как и
католицизма.

Ответить

#
3.01.2013 в 12:38
Подскажите пожалуйста куда спрятали переработанный вариант документа «О позиции Церкви в связи с появлением и перспективами развития новых технологий идентификации личности» и где его можно видеть. А то получается как в анекдоте про политбюро, что обсуждали один документ, а голосовать епископы будут за совершенно другой. Как то это мало вяжется с духом соборности.
Ответить

#
2.01.2013 в 14:32
Благословите, отче! Ваше Высокопреподобие!
Горячим было обсуждение проекта по ювенальной юстиции. В каком состоянии он сейчас находится и были ли внесены поправки с учётом мнений участников дискуссии?
Мне бы хотелось, чтобы члены Межсоборного присутствия внимательнее перечитали комментарии иерея Алексия Шляпина (Можайское благочиние). В ленте комментариев где-то в июле, я сейчас не смогу вот так сразу ссылку найти. На мой взгляд, у этого священника самое трезвое отношение к этой проблеме. Прямой, без лирики отец... Обязательно перечитайте его комментарии.
Ответить

#
13.12.2012 в 10:10
Не все разработки поручаются Межсоборному присутствию. За истекшие 4 года был принят целый ряд юридических документов, богослужебных текстов, - которые разрабатывались в других учреждениях.
Ответить

#
Бабкинъ Михаилъ Анатольевичъ, Москва и ея окрестности
12.12.2012 в 22:35
Вопрос руководству Межсоборного присутствия:
Когда начнётся работа над созданием "Положения о церковном имуществе", о котором не раз говорится в ныне действующем Уставе РПЦ (в гл. XV: п. 6, 9, 11, 34, 39)?

(Ведь в перечне готовящихся к обсуждению Межсоборным присутствием тем о работе над сим "Положением" не говорится, см.: http://www.patriarchia.ru/db/text/2637643.html ).
Ответить

#
иманқұл, Леонид, Россия, Дубна, Моск. обл., мирянин
12.12.2012 в 08:04
Известно хорошо, что эффективное "демократическое" решение проблемы можно найти в корпоративное группе численностью не более 30-45 человек. Далее такие группы можно объединять в иерархию, которая портит "демократию". Имеется опыт выработки демократического "решения" в коллективе интернет общения численностью 1000-1500 человек. Я учавствовал на портале Профессинал.ру в таком процессе для обсуждения перспективы развития Сбербанка России. Дело живое оказалось и могу, если Вам оно не знакомо, рекомендовать. Есть аналогичный портал МыПишем.ру... упомянутые порталы можно попробовать привлечь к обсуждаемым проектам для расширения поля дискуссии.. ведь у нас в России почти 80% православные люди, так что порталы откликнутся на призыв и дадут интересный эффект.

Искренне Ваш
Ответить

#
9.12.2012 в 23:04
Проекты публикуются, в первую очередь, на Официальном сайте Русской Православной Церкви Патриархия.ру, так что прочитать их может совершенно любой человек регулярно интересующийся жизнью своей Церкви. Там же указано три площадки (Богослов, блог Присутствия, сайт Присутствия), где можно эти проекты комментировать. Эти площадки по ряду технических и человеческих причин наиболее удобны для этих целей.
Ответить

#
Swetlana, Россия, Петроград
8.12.2012 в 23:53
Дорогой архимандрит Савва,

Я хотела бы Вас спросить, почему все проекты Межсоборного пристутствия обсуждались на сайте Богослов.ру, а не сайте www.pravoslavie.ru
Сайт www.pravoslavie.ru дольше существует и его читает гораздо большое число мирян, да и священников.
Не было бы более целесообразно дать на обсуждение таких серьёзных проектов сайту, который уже хорошо и давно знаком многим верующим?

Может быть было бы больше людей, которые могли бы прочитать эти проекты, а не только узкая группка заинтересованных лиц?
Ответить

#
8.12.2012 в 11:50
Ответ: КПД весьма высокий.
Ответить

#
7.12.2012 в 19:57
Если я правильно понимаю, то ситуация такая: 13 комиссий (полторы сотни человек) в течение года работали каждая над своим документом (а вероятнее - каждая над несколькими документами). Через год 13 комиссий представили на президиум 7 документов, один из которых тут же и завернули. Половину оставшихся на ходу, в течение нескольких часов (после года трудов!), коренным образом переработали. Далее - Архиерейский собор: неизвестно, все ли документы пройдут через этот фильтр. Вопрос: посчитать КПД.
Ответить

#
иерей Святослав Шевченко, Россия, Благовещенск
7.12.2012 в 17:33
Дай Бог, чтобы Межсоборное присутствие получило широкое развитие с филиалами в регионах!
Ответить

#
Черных Александр, Россия, Москва
7.12.2012 в 00:09
Спаси Господи! Будем молиться за наше Священноначалие и членов Межсоборного Присутствия. Да ниспошлет им Господь твердость духа и разумение Божественных путей. И, разумеется, будем ждать результатов :)
Ответить

Написать комментарий

Правила о комментариях

Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается.

Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет.

Вместе с тем мы готовы рассмотреть вопрос о взаимном сотрудничестве, если таковые предложения поступят.

Прим.: Адрес электронной почты опубликован не будет и будет виден лишь модераторам.

 *
Введите текст, написанный на картинке:
captcha
Загрузить другую картинку

добавить на Яндекс добавить на Яндекс