Собор надежд и разочарований
В последние дни болгарские средства массовой информации активно комментируют итоги состоявшегося на минувшей неделе Шестого Церковно-Народного Собора Болгарской Православной Церкви. Портал Богослов.Ru предлагает вниманию читателей аналитический обзор принятых Собором решений.
Статья

Церковно-Народный Собор является высшим законодательным органом Болгарской Православной Церкви (БПЦ). При этом особенностью развития Церкви в Болгарии во второй половине XIX – ХХ вв было то, что Соборы эти созывались лишь в исключительных случаях. Так за период с 1870 по 1997 год состоялось лишь четыре Церковно-Народных Собора (1871, 1921-22, 1953, 1997). Несмотря на то, что в Уставе БПЦ, принятом в 1953 году, предусматривался созыв Соборов раз в четыре года, эта норма в условиях коммунистического режима не была реализована. Лишь Четвертый Церковно-Народный Собор, работавший в Софии со 2 по 4 июля 1997 года, принял специальное решение сделать наконец созывы Соборов регулярными. И действительно, Пятый Церковно-Народный Собор состоялся через четыре года — в 2001 году.

Однако созыв Шестого Церковно-Народного Собора, который предполагалось провести в 2005 году, неоднократно откладывался. В результате он был созван лишь в мае 2008 года, то есть спустя почти семь лет после предыдущего церковного форума. В результате Шестой Церковно-Народный Собор стал первым Собором, проводимым после принятия в Болгарии нового Закона о вероисповеданиях (2003) и преодоления раскола, омрачавшего церковную жизнь более десяти лет (1992-2004). Уже сам этот факт обусловил повышенное внимание журналистов к церковному форуму. Кроме того накануне открытия Собора в СМИ просочились слухи, что на Соборе ожидается добровольная отставка Патриарха Максима по состоянию здоровья. Также еще до начала Собора было известно, что делегаты займутся исправлением Устава БПЦ, многие нормы которого явно устарели.

 

Начало работы

Собор открылся 14 мая в Рильском ставропигиальном мужском монастыре. На открытии присутствовал Президент Болгарии Георгий Прванов. В своем обращении к участникам Собора он назвал Святейшего Патриарха Максима «истинным стражем Болгарской Православной Церкви». Эти слова Президента окончательно развеяли слухи о возможной отставке Патриарха. Приезд Прванова в Рильский монастырь явился еще одной демонстрацией нынешней болгарской властью своей солидарности с канонической БПЦ. Напомним, что прежний президент Болгарии Петр Стоянов приглашал на официальные государственные мероприятия (в том числе и на собственную инаугурацию) исключительно раскольнических иерархов. После прихода к власти Г. Прванова государство отказалось от поддержки раскольников, и именно благодаря активному вмешательству власти в церковный конфликт раскол был преодолен.

Первый день работы Собора носил подготовительный характер. Делегаты заслушали доклад о деятельности БПЦ в период между Пятым и Шестым Церковно-Народными Соборами, избрали пресс-секретаря Собора, создали Соборные комиссии.

 Новая редакция Устава

Главной задачей нынешнего Собора стало внесение изменений и дополнений в действующий Устав БПЦ. Необходимость пересмотра ряда положений Устава назрела давно. «Поскольку с момента составления Устава минуло уже более пятидесяти лет, в него необходимо внести не только принципиальные, но и языковые изменения», — поясняет митрополит Варненский и Великопреславский Кирилл. Достаточно сказать, что в статье 16 Устава до сих пор говорилось, что в избрании Патриарха должны принимать участие не только архиереи и делегаты от епархий, но и представители «Национального Совета Отечественного фронта», Верховного суда республики и Болгарской Академии наук.

Несмотря на масштабность стоявшей перед Собором задачи, делегаты получили проект изменений и дополнений к Уставу лишь 13 мая, то есть накануне открытия Собора. Предварительное широкое обсуждение предложенных поправок проведено не было. Этот факт вызвал недовольство части делегатов, что отразилось в ряде публикаций болгарских СМИ. Накануне открытия Собора предложенный делегатам список поправок к Уставу был обнародован независимым Интернет-порталом «Двери Православия».

Собор принял решение обсуждать новую редакцию Устава постатейно, давая, таким образом, возможность высказаться по поводу предлагаемых поправок всем делегатам. Это чрезвычайно затянуло процедуру рассмотрения предложенных поправок. 15 мая (когда началось постатейное обсуждение Устава) соборяне успели рассмотреть лишь 16 из 242 статей.

Некоторые изменения, вносимые в Устав, вызвали на Соборе бурные дебаты. Например, новая редакция восьмой статьи именует высший законодательный орган БПЦ не «Церковно-Народным Собором», а просто «Церковным Сбором». Это изменение породило многочисленные комментарии в СМИ. Дело в том, что, как сказано, название «Церковно-Народный Собор» является для Болгарии традиционным. Оно тесно связано с событиями болгарского национального возрождения XIX века, и потому его изменение вызвало по большей части негативную реакцию в светских СМИ. Позицию Священного Синода в этом вопросе пояснил митрополит Варненский Кирилл в своей статье в журнале «Политика» (№ 213, 16-22 мая 2008). Он пишет, что слово «народный» в названии Собора является «излишним и противоречащим сущности Церкви Христовой, которая состоит из клира и народа». При создании Болгарского Экзархата в XIX веке было необходимо подчеркнуть участие в этом процессе всего болгарского народа, однако сегодня в церковных документах нужно использовать более «точную терминологию».

Все же часть делегатов-мирян восприняла новую редакцию восьмой статьи с заметной досадой. Исчезновение слова «народный» из названия Собора они сочли проявлением недоверия к мирянам, которые якобы некомпетентны участвовать в решении насущных церковных проблем.

 Новый состав Патриаршего Избирательного Собора 

15 мая делегаты рассмотрели, в том числе и 16 статью, определяющую процедуру избрания Предстоятеля БПЦ. В соответствие с прежней редакцией Устава для избрания Патриарха созывается Патриарший Избирательный Церковно-Народный Собор, членами которого являются все епархиальные архиереи, 14 представителей от Софийской епархии (6 клириков и 8 мирян), по 7 представителей от остальных епархий (по 3 клирика и по 4 мирянина), один представитель от ставропигиальных монастырей, представитель от духовных учебных заведений. Кроме того Устав предполагал присутствие на Избирательном Соборе ряда представителей государственной власти.

В новой редакции Устава Собор переименован в «Патриарший Избирательный Церковный Собор». Также заметно сокращено количество мирян, участвующих в выборах Патриарха. Теперь от Софийской епархии на Избирательный Собор будет направляться четыре мирянина (вместо прежних восьми), а от остальных епархий — по два (вместо прежних четырех). Собор также сохранил норму Устава, в соответствие с которой Патриарх может уйти на покой лишь по собственному желанию. Также остались в силе прежние требования, предъявляемые к претендентам на Патриарший престол. Они не должны быть моложе 50 лет и не менее 5 лет должны прослужить в сане митрополита (то есть епархиального архиерея).

На протесты делегатов-мирян, недовольных сокращением их представительства в Избирательном Соборе, председательствовавший в заседании митрополит Варненский Кирилл ответил, что миряне должны быть довольны тем, что за ними вообще оставили право участвовать в Соборах. Владыка также напомнил, что на Вселенские Соборы мирян вообще не приглашали.

 Календарный вопрос 

Во второй день работы Собора был поставлен на обсуждение вопрос, уже несколько десятилетий волнующий болгарское церковное сообщество. Катя Тодорова (делегат от мирян Софийской епархии) внесла предложение о возврате к старому церковному стилю (юлианскому календарю). Напомним, что еще в 1968 году Болгарская Православная Церковь перешла в богослужении на новоюлианский календарь. Уже тогда несколько священнослужителей заявили о своем неприятии нового стиля. В 1990 году окончательно оформился старостильный раскол. Противники нового календаря вышли из подчинения Болгарскому Патриарху и создали свою отдельную религиозную организацию. В 1993 году архиереи Священного Синода Противостоящих (одна из старостильных Церквей в Греции) рукоположили лидера болгарских старостильников иеромонаха Фотия (Сиромахова) во епископа с титулом Триадицкий (по древнему названию Софии). Этот раскол не уврачеван и по сей день. Поэтому часть болгарского духовенства разделяет идею возврата к старому стилю, что, по их мнению, позволит преодолеть старостильный раскол.

Кроме того принятие нового стиля привело к появлению и других проблем. Например, по новому календарю праздник славянских просветителей святых братьев Кирилла и Мефодия приходится на 11 мая. Однако при этом государственный праздник славянской письменности и культуры отмечается 24 мая (то есть в день памяти святых братьев по старому стилю). В рамках нового календаря день святого Георгия Победоносца может приходиться на Страстную Седмицу. Однако в Болгарии в этот день принято готовить так называемого «георгиевского ягненка». В результате эта народная традиция входит в противоречие с церковным календарем.

Тем не менее Шестой Церковно-Народный Собор отверг предложение о возврате к юлианскому календарю. При голосовании выяснилось, что эту идею поддерживают лишь 20 % делегатов. Из числа правящих архиереев за возврат к старому стилю высказались только двое: митрополит Сливенский Иоанникий и митрополит Пловдивский Николай.

Поясняя решение Собора по календарному вопросу, священник Боян Саръев в интервью телеканалу BTV сказал: «Когда был принят новый календарь, это привело к большой смуте и расколу в Православной Церкви. И сегодня некоторые делегаты выказывают опасение, что в случае возврата к старому календарю, могут случиться новые смуты и новые расколы и противостояния в народе. Поэтому было решено, что нет острой необходимости в перемене календаря… Нам важны события, а не даты».

 Запрет на общение с журналистами 

Третий день работы Собора начался с неожиданного сообщения о том, что делегатам Собора запрещено общаться с журналистами. Все контакты со СМИ были отныне поручены пресс-секретарю Собора протоиерею Ангелу Ангелову, настоятелю столичного храма Святой Софии. Игумен Рильского монастыря даже обратился к полиции с просьбой ограничить журналистам доступ на территорию обители. Эти меры, видимо, были вызваны тем, что накануне в храм, где проходили Соборные заседания, беспрепятственно могли входить паломники и туристы, которые стали свидетелями жарких дебатов соборян по вопросу о церковном календаре. Затем эти невольные очевидцы дискуссий поделились своими впечатлениями с журналистами и их интервью попали на телеэкраны.

16 мая делегаты Собора упорно отказывались от общения с прессой. Так митрополит Пловдивский Николай на предложение дать интервью телеканалу BTV ответил: «Не только мне, но и всем делегатам Собора категорически запрещено делать сейчас какие-то заявления в средствах массовой информации. Это право имеет только пресс-секретарь Церковно-Народного Собора».

В этот день бурные дебаты вызвала 29 статья Устава, оговаривающая процедуру проведения Церковных Соборов. Прежняя редакция предполагала участие в Соборе по три священника и четыре мирянина от каждой епархии. Новый проект этой статьи предполагал направление на Собор трех священников и двух мирян от каждой епархии. Делегаты-миряне выступили против сокращения своего представительства на Соборе. Они были поддержаны священниками и некоторыми архиереями. В результате была принята компромиссная редакция 29 статьи. Отныне каждая епархия будет направлять на Церковные Соборы по три священника и три мирянина.

В указанную статью было внесено и еще одно важное изменение. Если прежде предполагалось направление на Собор делегатов от каждой высшей и средней духовной школы, то теперь высшие школы (а в современной Болгарии — это богословские факультеты) лишились права делегировать на Церковные Соборы своих представителей. Такое право оставлено лишь за средними школами (семинариями). Это решение вызвало недовольство на богословских факультетах в Софии и в Великотырново. Однако, как отмечает Портал «Двери Православия», высшие богословские школы отчасти сами виноваты в том, что утратили свое представительство на Соборах. Декан богословского факультета Софийского университета, являвшийся делегатом Шестого Церковно-Народного Собора, прибыл в Рильский монастырь, однако вскоре после начала работы форума он покинул Собор, отправившись в командировку в Грецию. В результате во время обсуждения вопроса об участии высших школ в Церковных Соборах в зале заседаний присутствовал лишь один их представитель — священник Людмил Малев, ассистент богословского факультета Великотырновского университета, но, как говорится, «один в поле не воин»…

16 мая стало очевидно, что рассмотреть все предлагаемые поправки к Уставу Собор не успеет. Поэтому было принято решение провести осенью 2008 года вторую сессию Собора.

 Дискуссии по социальным вопросам 

17 мая на Соборе велась дискуссия о введении преподавания основ православного вероучения в общеобразовательных школах. Позицию епископата еще накануне Собора озвучил в одном из интервью митрополит Русенский Неофит: «В начальных классах необходимо изучать лишь святое православие, а в старших классах включить материал по сравнительному религиоведению». При этом делегаты Собора согласились с тем, что в местах компактного проживания представителей иных вероисповеданий, изучение православия, конечно же, не должно быть обязательным. «В Болгарии есть и мусульмане. Они могут, соответственно, заниматься изучением ислама», — пояснил позицию Собора протоиерей Ангел Ангелов.

Собор также высказался против новой редакции Семейного кодекса Болгарии, в котором узаконено сожительство супругов без регистрации брака. В заявлении делегатов Собора говорится: «Пренебрежение браком ведет к нарушению нравственных принципов семейной жизни. Для нас, как православных христиан, существует лишь один законный пред Богом брак — святое Таинство Венчания».

Подробное рассмотрение поправок к Уставу не позволило делегатам Собора обратиться к некоторым животрепещущим вопросам современной церковной жизни в Болгарии. Накануне Собора в СМИ активно обсуждалась перспектива выработки новой концепции предпринимательской деятельности Церкви. Предполагалось, что Собор расширит количество церковных институций, имеющих право получать статус юридического лица и вести предпринимательскую деятельность. В частности в новом варианте статьи 98 Устава (в исправленной редакции она стоит под номером 95) говорится, что «монастыри имеют статус юридического лица и могут приобретать движимое и недвижимое имущество и распоряжаться им». Однако для совершения подобных сделок ставропигиальные монастыри должны получать согласие Священного Синода, а остальные обители — согласие Епархиального совета. Если монастырь заключит сделку без письменного согласия высшей церковной власти, то она признается недействительной.

Также предполагалось, что Собор примет решение об обязательной выплате жалования священнослужителям. По сообщению митрополита Русенского Неофита, сегодня каждая епархия находится на самофинансировании и потому далеко не везде священники получают официальную зарплату. Наиболее благоприятная ситуация в Софийской, Пловдивской и Варненской епархиях. Здесь духовенство получает зарплату, также здесь делаются соответствующие отчисления в пенсионный фонд. Однако в других епархиях этого нет. Но решение этого вопроса теперь отложено как минимум до осени.

 Итоги 

За четыре дня работы Собора было рассмотрено и принято в новой редакции лишь 33 статьи Устава (из 242). 17 мая делегаты установили дату проведения второй сессии Собора — с 6 по 11 октября 2008 года.

В промежутке между первой и второй сессиями предложенные изменения и дополнения к Уставу должны быть обсуждены в епархиях. Правящие архиереи обязаны не позднее 10 июля 2008 года представить Генеральному секретарю Священного Синода свои предложения по поводу новой редакции Устава. Для анализа этих предложений создана специальная комиссия в составе митрополитов Варненского и Великопреславского Кирилла (председатель), Видинского Дометиана, Великотырновского Григория, Русенского Неофита, Неврокопского Нафанаила, Старозагорского Галактиона, Ловчанского Гавриила и Пловдивского Николая. Комиссии разрешено по своему усмотрению приглашать к сотрудничеству специалистов в разных областях церковной и светской науки. Окончательный текст изменений и дополнений Устава комиссия должна представить Синоду не позднее 25 сентября 2008 года.

В воскресенье 18 мая архиереи и делегаты Собора в священном сане совершили Божественную литургию и благодарственный молебен в монастырском храме Рильской обители. Этим богослужением была официально завершена работа Собора.

Анализ Соборных решений недвусмысленно свидетельствует о стремлении болгарских иерархов максимально ограничить участие мирян в высшем церковном управлении. Решения о сокращении количества делегатов-мирян в Церковных Соборах вызвали негативную реакцию светских СМИ. Поясняя эти решения, члены Синода на Соборе утверждали, что расширение присутствия мирян в церковном управлении было навязано Церкви коммунистическим режимом, который стремился таким образом оказывать нужное ему влияние на церковную жизнь.

Однако противники новой редакции Устава подчеркивают, что принятые на Соборе решения (начиная от удаления из названия Собора слова «народный» и заканчивая лишением права участия в Соборах представителей высших богословских школ) недвусмысленно свидетельствуют о курсе на сплочение иерархии и усиление ее роли в церковном управлении в БПЦ. Исполнительный директор фонда «Покров Богородицы» Пламен Сивов в своей статье, посвященной итогам Собора, говорит, что проявившаяся на Соборе «лаикофобия» (страх перед мирянами) — это чрезвычайно опасная тенденция, которая может вызвать в обществе ответную реакцию — «клирофобию»…

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9