Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
   
Золотой фонд
Новое в справочном разделе
Комментарии читателей rss

На богомолье. Совсем не по Шмелёву

5 декабря 2012 г.

Сергиев Посад, снежный завал на  традиционно нечищенных третий день после первой метели дорогах, центральная улица. На приличной скорости несется белоснежная «Шкода», не из дешевых. Ррраз – одну машину подрезала, два – не снижая  хода пронеслась перед носом озадаченных пешеходов на «зебре», всё еще верящих в правила дорожного движения, три – в том же режиме проскочила и через «лежачего полицейского» перед другим пешеходным переходом, не взирая на пытающихся перейти дорогу мамашу с ребенком. «Ну и нахал» – думаю я, двигаясь в параллельном ряду. И тут наши машины сравнялись на светофоре – о, Боже мой. За  рулём – монахиня, о чём-то протяженно-сложенно разговаривающая по телефону. Номера – не московские и не областные. Значит, в Лавру, к преподобному на богомолье – скорее всего.

Вы думаете, сейчас польётся злобная тирада в адрес монашествующих, да ещё на иномарках, да ещё и правила дорожного движения дерзко нарушающих? Увы, нет. Увидел лишь мельком лицо этой матушки, и у меня как-то быстро отлегло от сердца всякое желание её склонять и зубоскалить. Хорошая она, правильная. Это видно сразу. И не так уж много здесь её личной вины. Она сама – жертва определённого стереотипа поведения, о котором и хочется поразмышлять.

В большинстве случаев, когда достаточно воцерковлённый человек приходит в храм на исповедь, его основная, настоящая цель – быть допущенным до причастия. Особенно если он старается регулярно, раз или более в месяц, приступать к Чаше. В какой-то момент отпадает нужда даже в записках с перечнем грехов – грехи практически выучиваются наизусть, как поэма, белым стихом писанная, в ясной логической последовательности, лишь только время от времени меняются акценты, что-то добавляется, что-то отодвигается на второй план. Но в целом это скорее похоже не на «метанойа», не на «покаяние» в собственном смысле слова, а на смиренную и печальную констатацию факта, что мы всё еще не вполне святые – хотя, конечно, далеко уже и не те грешники, какими некогда были. Не «несвятые святые», а такие вот «недо-святые несвятые». И какой грех ни возьмешь из этого списка – при внимательном рассмотрении он оказывается каким-то ненастоящим, деланным, думанным, я бы даже сказал – почти виртуальным. Это даже и не грех-то в прямом смысле слова, и даже не «грешок», а просто духовное несовершенство. Например, «рассеянность на молитве», или «праздные разговоры в храме», или «раздражение на ближних». И очень-очень редко среди этого многоцветного перечня прегрешений вдруг проскакивает что-то действительно серьезное, иногда вполне сознательно мастерски спрятанное среди этой благочестивой говорильни: как правило, это нарушения седьмой заповеди или что-то рядом. Это едва ли не единственная тема, которая пробивается сквозь комфортное плотное одеяло из словесной окологреховной шелухи. Но в любом случае у исповедника, отходящего от аналоя с крестом и Евангелием, создаётся устойчивое ощущение того, что он – вне греха, что вся нечистота смыта с сердца, а жизнь начинается с чистого листа. Ведь нет такого греха в наших исповедных книгах, как «нарушение правил дорожного движения» или «создание аварийной ситуации на дороге». А крепкий кокон «внутрицерковной греховности» переносит мысленные акценты на то, о чем и будет говориться в очередной исповеди: мало трудились, много суетились, недочитали Евангелие, недопостились, недомолились. И чтобы «домолиться» и «допоститься» – крепко жмётся педаль акселератора на монастырской машине, – Бог не выдаст, гаишник простит! – и несётся Божий человечек за благословением к святыне. Ну разве можно сравнивать на одних весах ПДД из этого Богом забытого, в бездне греха валяющегося, мира – и жажду приобщения к Таинствам Царства!

Какое это всё близкое, знакомое, я бы даже сказал – родное и понятное! Одно только смущает: зачем надо было Христу говорить в самый неподходящий для этого момент – «если праведность ваша не превзойдёт праведности книжников и фарисеев, то не войдёте вы в Царствие Небесное» (Мф. 5:20). Соблазн, который постоянно маячит перед глазами человека глубоко воцерковленного – почувствовать себя уже свободным от греха – и взирать вокруг праведными очами. Ну а праведнику, якоже в Священных книгах писано бысть, закон не лежит...

Похоже, все-таки есть чему поучиться и у книжников, и у фарисеев. Заняться, как сейчас говорят, «дауншифтингом». С высот Евангельских призывов к совершенству, свобод во Христе и плаванию в море нетварной благодати попробовать ощутить себя просто порядочным человеком, не нарушающим элементарных требований общественного бытия – включая правила дорожного движения и многое другое. Не халтурить на работе. Не забывать исполнять обещанного. Не врать. Не лицемерить перед вышестоящими. Не гнобить тех, кто под тобой. Что, уже много? Слишком много для ведущего активную духовную жизнь? А может, всё-таки стоит попробовать?

"Фома"

Ключевые слова:
См.также:
Подписаться на ленту комментариев к этой публикации

Комментарии (15)

Написать комментарий
#
А. Рогозянский
13.12.2012 в 18:23
Гипотеза первая: монахиня слишком "духовна" для исполнения элементарных светских моральных норм. Гипотеза вторая: монахиня чересчур современна и включена в общую суету, чтобы думать о морали и монашеском образе.
Обе гипотезы приводят к противоположным, взаимоисключающим выводам. Итак, как обстояло дело с монахиней, мы не знаем. Налицо авторская игра ума и предпосылочные суждения, зависящие от того, что в данный момент для нас более мило и что более "достало".
Ответить

#
13.12.2012 в 01:18
Есть ещё простая штука: Членство в клубе, дающее некоторое достоинство не по достоинству.
Или: " Утвердился я в этой квартире" (Шариков).
Пока ты новый, ты и живешь с оглядкой. Но как только воклубился, то и можно и расслабиться. Как борода Ивана Ильича. Когда достиг определенного положения, то позволил бороде расти как хочет. Но это частности.
Ведь речь идет не о высотах, которых в мечтах ли, или в самом деле достигаешь, а как раз о том, что к высотам и не стремишься.
Стремился бы, начал бы с не с воцерковления, а с вочеловечивания.
Ответить

#
13.12.2012 в 01:00
Поскольку человеческая нравственность, отличается от христианской, как небо от земли, то и плевать на неё ( с высокой колокольни). Замечено, что все эти мiрские сопли, как то: порядочность, жалость, такт, вежество и прочие душевные, а значит не духовные состояния, могут отметаться вместе со всем что есть в мiре.
Ответить

#
Антон Небольсин, Россия, Москва
12.12.2012 в 18:02
Позволю себе совсем не богословский комментарий.

Я восемь лет за рулем и должен сказать, что за эти годы положение дел на дорогах очень сильно изменилось в лучшую сторону. Явлений, описанных в данной публикации, стало значительно меньше, чем было несколько лет назад. Может быть, из-за того, что многие наши автомобилисты ездят за границу и привыкают к тамошним нравам? А вот пешеходов этот процесс затронул в гораздо меньшей мере - как лезли на красный свет или в неположенном месте дорогу перебежать, так и лезут. Так что "озадаченные пешеходы на зебре" - это, конечно, верно, но они и сами у нас кого хошь готовы озадачить порой. Посему выводы статьи должны быть отнесены и к ним.

Ну, а с общим "пафосом" материала вполне согласен. Впрочем, и Ева права до некоторой степени.
Ответить

#
12.12.2012 в 12:46
Всё-таки и есть и еще один путь. Дорогая машина вводит человека в соблазн - на недорогой не сделаешь такого быстрого рывка на разгоне, такого ловкого маневра, не поедешь по загородной трассе в плохую погоду на большой скорости. Я езжу в недорогой иномарке, всегда пассажиром, рядом с мужем, и с любопытством наблюдаю за происходящим на дороге. И в лица людей на джипах постоянно заглядываю. Такое впечатление, что возможности очень хорошей машины диктуют человеку поведение. А ты не будь ведомым железкой. Поэкономь деньги. Не садись за руль дорогой машины. И ты будешь иначе вести себя на дороге!
Вот так бытие определяет сознание... Как определяло, так и определяет!
Ответить

#
Черных Александр, Россия, Москва
12.12.2012 в 17:04
"Такое впечатление, что возможности очень хорошей машины диктуют человеку поведение. А ты не будь ведомым железкой. Поэкономь деньги. Не садись за руль дорогой машины. И ты будешь иначе вести себя на дороге! Вот так бытие определяет сознание... Как определяло, так и определяет"
А я вот считаю, что сознание определяет бытие. Если человек, садясь за руль дорогой машины становится лихачем, то это не только потому что его дорогая машина для этого создана, но и потому что он сам по себе такой. Получил что хотел. И наоборот: значительная часть моего дворового поколения покупает дешёвые б\у "девятки", чтобы потом оттюниговать их и устраивать стритрейсерские заезды у меня под окном. А ведь садятся за руль, по сути недорогой машины. Так что человек в первую очередь сам решает, что для него автомобиль: роскошь или средство передвижения.
Ответить

#
Черных Александр, Россия, Москва
10.12.2012 в 22:42
"Соблазн, который постоянно маячит перед глазами человека глубоко воцерковленного – почувствовать себя уже свободным от греха – и взирать вокруг праведными очами. Ну а праведнику, якоже в Священных книгах писано бысть, закон не лежит"
Воистину. Аминь.

"Не халтурить на работе. Не забывать исполнять обещанного. Не врать. Не лицемерить перед вышестоящими. Не гнобить тех, кто под тобой. Что, уже много? Слишком много для ведущего активную духовную жизнь? А может, всё-таки стоит попробовать?"
Что вы, о. Павел, что вы?! Как же снизойти до этих самых недоучек, которые и свечки не той рукой передают, и в Дивеево больше чем раз в году не бывают, а что самое страшное - читают всякую "антиправославную ересь" в виде трудов "продавшихся" на Западе иудео-католико-масонам прот. А. Шмемана, о. И. Мейендорфа, прот. С. Булгакова и иже с ними?! Это же вызов всей нашей уникальности и идентичности, которой мы так гордимся, в противовес этому падшему миру в лице окружающих людей: от скупого начальника до надоевшего соседа сверху. Но это все каламбур, а на самом деле я согласен с вашим мнением. Знаю, мои слова могут показаться чрезмерной дерзостью по отношению к более взрослым и "опытным" комментаторам Богослова.ру, но может мирянам (значит и мне в том числе) пора вспомнить 64 правило Трулльского собора: "Не подобает мирянину пред народом произносить слово, или учить, и тако брать на себя учительское достоинство, но повиноваться преданному от Господа чину, отверзать ухо приявшим благодать учительского слова, и от них поучаться Божественному" Наверное действительно пора прекратить поучать всех вокруг себя и не стремиться доказать лишний раз свое превосходство, а в кои-то веки прислушаться к собственным иерархам (причем не только к тем, которые наиболее всего импонируют, но и к тем которые наименее) и действовать в рамках того места, которое нам в Церкви отведено Богом.
Спаси Господи!
Ответить

#
иманқұл, Леонид, Россия, Дубна, Моск. обл., мирянин
11.12.2012 в 21:56
Спаси, Боже! "которое нам в Церкви отведено Богом"... Спасибо, Александр! А я то грешный думал, что перед Богом мы все равны...

Слава Богу, можно положиться на авторитет (каламбур)...

Спаси, Боже!
Ответить

#
Черных Александр, Россия, Москва
12.12.2012 в 12:37
"Спасибо, Александр! А я то грешный думал, что перед Богом мы все равны"
Не за что, уважаемый Леонид. Равны-то мы равны, кто же спорит. Только вот отрицать, что все же в Церкви у каждого есть свое место - это нелогично. Диакон же, хоть и является священнослужителем, но не благословляет, потому что это - дело священников, которым дано право благословлять. Священник же не может рукоположить другого священника, ибо это - дело епископа, которым дано право "вязать и решить". Уверяю вас - я не имел ввиду какого-то решительного размежевания "клира от мира". Ибо сказано в Писании: "А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель - Христос, все же вы - братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник - Христос. Больший из вас да будет вам слуга: ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится». (Матф.23:8-12)" И еще: «Иисус же подозвал их (учеников) и сказал: - Вы знаете, что правители народов господствуют над ними, и их знать ими владеет, но среди вас пусть этого не будет. Наоборот, кто хочет стать самым великим, тот должен быть слугой остальным, и кто хочет стать первым, должен быть вам слугой. Ведь и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить другим и отдать свою жизнь ради искупления многих.». (Матф.20:25-28). Но с другой стороны: «И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова». (Еф.4:11-12). Так что мое понимание фразы "У каждого в Церкви свое место" несет в себе не понимание жесткой оторванности одного от другого (каждый из нас может при желании пойти в семинарию), но осознание своей роли в деле служения Христу и, следовательно, почтение к тем, чьи обязанности предопределены Христом в деле свершения Таинств и ведения народа к Господу.
Ответить

#
Александр Блуд, Киев
11.12.2012 в 20:23
"Это же вызов всей нашей уникальности и идентичности, которой мы так гордимся, в противовес этому падшему миру"
В нашей заботе о нашей уникальности и идентичности есть опасность забыть о Христовых заповедях, прежде всего о заповеди любви к ближнему. А "падший мир", который нам неприятен, так ведь Христос пришел именно к грешникам, чтобы Своей жертвой преобразить и искупить этот падший мир.
Ответить

#
Черных Александр, Россия, Москва
11.12.2012 в 22:46
"А "падший мир", который нам неприятен, так ведь Христос пришел именно к грешникам, чтобы Своей жертвой преобразить и искупить этот падший мир".
Я согласен с вами, Александр. Увы, но слова Христа из Евангелия о том, что он пришел в этот мир "спасти грешников, а не праведников" забываются. В своей гордыне мы забываем о том, что мы - суть прах. Из праха взяты и в прах вернемся. К чему же нам тогда выискивать людей в вере нашей нерадивых или врагов её, когда мы сами подчастую враги себе?
Ответить

#
Александр Блуд, Киев
12.12.2012 в 23:48
Да, нет худшего врага, чем мы сами, наша грешная природа. И следует вести с ней войну, как отцы исихасты. А когда выискиваем врагов вокруг, о своей вере можно и не думать и не пытаться возрастать в вере.
Ответить

#
иманқұл, Леонид, Россия, Дубна, Моск. обл., мирянин
8.12.2012 в 05:36
Недовоцерковлённые
08.12.2012 01:38

Спасительная тяга к истине о Боге

Нам, из атеистов советского прошлого второго или третьего поколения, важно то, что мы слишком поздно "воцерковляемся". Жизнь прожита в грехах и надежды на спасения мало. Хотя, как разбойник благоразумный, каждый из на по особому решению Господа может войти в Царствие Небесное.

Воцерковиться - мечта каждого из нас, но может ли человек воистину воцерковиться? По моему это спорный вопрос. Удостоиться благодати Духа Святого однако может каждый из нас и это уже не мало для того, чтобы спокойно отойти в вечность, так как даёт уверенность в избранном пути.

Путь этот у каждого свой и, конечно, очень узкий, так как часто и очень даже часто каждый из нас отождествляет свои понятия о Боге с Самим Богом. Путь отождествления однако приводит нас к упомянутой благодати и, если совершается соборное отождествление, то это есть Земная Церковь, которая есть отражение Истины в сердцах верующих, т.е. это такая Церковь, которая из Невесты Христа стала плотью, воплощением Земным.

Нынешние фарисеи и книжники от Церкви и миряне, желающие спасения, могут быть согласны между собой, если удостаиваются благодати Духа Святого, но это согласие не есть свидетельство воцерковления, так как может входить в противоречие, не быть соборным, происходить не в лоне Земной Церкви. Однако противоречие это только грех той или иной стороны, а значит истинное воцерковление происходит только в Небесной Церкви. Иначе сказать, участь каждого из нас быть недовоцерковлёнными в этом мире.

Изложенное выше позволяет считать, что расцерковление, о котором порой говорят, или апостасия, как отсупление от веры или ересь, есть вещь надуманная. Только одному Богу известно о том, кто воцерковлённый. Мы, грешные, можем считать себя православными или в русской церковной традиции, как кому заблагорассудится, но это не одно и то же, что воцерковление, которому мы придаём смысл благодатный, и которому сподобились может быть только мученики за Христа и некоторые святые.

Понимать сказанное важно тогда, когда мы ведём разговор об участи всего человечества или, например, России. Поэтому мы говорим о недовоцерковлении, которое законное и не может просто быть в забвении, как сказано у Луки 16,17. Христос сделал нас свободными, но осознать нашу свободу мы должны вместе с ответственностью, которую свобода предполагает как закон. Мы ответсвенные перед законом. Иначе, наше спасение есть дело индивидуальное и не совершится никогда, так как противоречит Святому Писанию. Святое же Писание не может быть утрачено, как и Святое Придание. Как говорят, "рукописи не горят". Но...

Нам, из "Бедной религии" и из Догмата, должно быть ясно, что наше встречное движение есть путь к Богу, а противоречие - к Дъяволу, как абсолютное добро и относительное зло, которые задуманы от сотворения мира Богом и существуют с Ним вечно.

Таким образом, всё Евангелие может быть усвоено каждым из нас, если понятно в Нём всё, в том числе и от Луки (16, 1-17), которое относят к самому неясному Его месту. Аминь.

02:36


© Copyright: Кайыр Жунусов, 2012
Свидетельство о публикации №212120800259
Ответить

#
Александр Блуд, Киев
7.12.2012 в 20:08
Автор прав - спуститься с небес воображаемой духовности, нетварных енергий, в реальность элементарных человеческих отношений и попытаться исполнить хотя бы эту апостольскую заповедь - "не делать другим того, чего себе не хотите" (Деян 15, 29)
Ответить

#
иманқұл, Леонид, Россия, Дубна, Моск. обл., мирянин
6.12.2012 в 20:37
Слава Тебе, Боже... Есть в Евангелии одно место от Луки 16,17 - "Но скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадёт", это надо помнить в том самом неясном месте Евангелия. Оно то и даёт ключ к тому, что дело не в фарисеях и книжниках, а в элементарном уважении закона. Ибо иначе не будет ясно "праведникам" - почему они недостойны Царства, если считают себя уже свободными, забывая об ответственности за свободу, которая подразумевалась в приведённой ссылке от Луки...

Спаси Боже, грешный Твой раб неключимый..., Леонид
Ответить

Написать комментарий

Правила о комментариях

Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается.

Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет.

Вместе с тем мы готовы рассмотреть вопрос о взаимном сотрудничестве, если таковые предложения поступят.

Прим.: Адрес электронной почты опубликован не будет и будет виден лишь модераторам.

 *
Введите текст, написанный на картинке:
captcha
Загрузить другую картинку

добавить на Яндекс добавить на Яндекс