Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
   
Золотой фонд
Новое в справочном разделе
Комментарии читателей rss

Слово (как форма проповеди)

1 апреля 2008 г.

Слово — синтетико-тематическая искусственная форма проповеди. В отличие от других форм проповеди (поучения и беседы) слово характеризуется наибольшей развитостью своей формально-логической структуры. Как писал протоиерей Назарий Фаворов, «слово есть такое поучение церковное, в котором один какой-нибудь предмет исследуется с надлежащей полнотой и точностью». Таким образом, главными отличительными чертами слова являются внутреннее единство, полнота и методичность раскрытия темы. В основе слова лежит, как правило, одна последовательно раскрываемая тема (отсюда его определение как синтетико-тематической формы). Искусственность слова выражается в том, что проповедник, избирая эту форму проповеди, должен строго следовать структуре слова. Эта структура выглядит следующим образом:

 

1. Текст.

2. Вступление (или приступ).

3. Предложение.

4. Разделение.

5. Изложение (или исследование).

6. Приложение (или нравственное приложение).

7. Заключение.

 

Русские названия частей слова являются кальками с соответствующих латинских терминов: textus (текст), exordium (вступление), propositio (предложение), partitio (разделение), narratio (изложение), exegesis (исследование), additio (приложение), conclusio (заключение).

Текст, строго говоря, не является частью проповеди. Он представляет собой изречение из Священного Писания, святоотеческих творений или богослужебных текстов, которое содержит в себе указание на тему проповеди. Текст является отправной точкой для проповедника. Он, как правило, не произносится. Тем не менее, в печатном варианте проповеди текст всегда указывается.

Двумя другими частями, составляющими особенность слова, являются предложение и разделение. В предложении обозначается тема проповеди. Эта тема должна быть одна. Соответственно в предложении, как правило, обозначается одно понятие. Если таких понятий два, то они должны быть тесно взаимосвязаны. Например, они могут составлять пару противоположностей (добродетель и противоположная ей страсть и т.п.). В разделении указывается план раскрытия заявленной темы, то есть здесь тема разделяется на части, которые затем будут рассмотрены в проповеди одна за другой.

Двумя главными частями слова являются изложение и приложение. В изложении последовательно раскрывается тема, заявленная в предложении, в соответствие с планом, указанным в разделении. Приложение (или нравственное приложение) должно установить связь между темой проповеди и аудиторией, к которой обращается проповедник. В этой части указывается, какие выводы нравственно-практического характера слушатели должны сделать из услышанного. В приложении проповедник должен побудить слушателей к конкретным действиям, направленным на духовное совершенствование. Таким образом, именно нравственное приложение делает произносимую речь проповедью. В случае отсутствия в проповеди этой части, она фактически становится лекцией на церковную тему.

В современной практике предложение и разделение как самостоятельные части проповеди встречаются редко. Как правило, тема формулируется прямо во вступлении. А разделение ее на составные части не всегда бывает уместным. Также далеко не всегда в основу проповеди полагается библейское или святоотеческое изречение (текст). Таким образом, в современной практике нормативной является четырехчастная структура проповеди:

 

1. Вступление.

2. Изложение.

3. Нравственное приложение.

4. Заключение.

 

Такая форма проповеди может быть названа сокращенным или неполным словом.

Написать комментарий

Правила о комментариях

Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается.

Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет.

Вместе с тем мы готовы рассмотреть вопрос о взаимном сотрудничестве, если таковые предложения поступят.

Прим.: Адрес электронной почты опубликован не будет и будет виден лишь модераторам.

 *
Введите текст, написанный на картинке:
captcha
Загрузить другую картинку

добавить на Яндекс добавить на Яндекс