Импровизация проповедническая
Тезаурус

Импровизация проповедническая — способ произнесения проповеди, при котором отсутствует тщательная предварительная ее подготовка. Импровизацией может именоваться и сама эта проповедь.

Слово импровизация происходит от латинского improvisus — неожиданный, внезапный. В современной науке под импровизацией принято понимать создание художественного произведения непосредственно в процессе его исполнения. Поэтому сегодня импровизация признается возможной, прежде всего, в поэзии, музыке, танце и театральном искусстве. Истоки импровизации в искусстве восходят к народному творчеству. В профессиональном искусстве наибольшее развитие получили поэтические и музыкальные импровизации.

В гомилетике термин импровизация имеет свои смысловые особенности. Импровизированная проповедь не исключает полностью процесса подготовки. Как писал митрополит Николая (Ярушевич), подлинная проповедническая импровизация имеет место в том случае, когда проповедник «знает то, что он скажет, и не знает того, как он скажет» (Ярушевич Б. О проповеднической импровизации. Чернигов, 1913. С. 1). Проповедник заранее избирает тему проповеди, продумывает ее план, читает необходимую для раскрытия темы литературу. Однако сам текст проповеди предварительно не составляется. Он рождается непосредственно в момент произнесения проповеди на амвоне. Именно наличие предварительной подготовки отличает импровизацию от проповеднического экспромта.

В первые века христианства импровизация являлась нормативным способом произнесения проповеди. Церковная проповедь не воспринималась как литературное произведение и считалась живым словом, обращенным к конкретным людям, присутствующим на богослужении. Поэтому проповеди не записывались и не тиражировались. Начиная с Оригена, отношение к проповеди меняется. Ее начинают воспринимать как произведение искусства, которое требует тщательного предварительного обдумывания и обработки внешней формы. Свойствами проповеди, по Оригену, должны быть обилие содержания и изящество внешней формы. В результате к IV веку импровизация на амвоне перестала быть нормой. Хотя она никогда и не отвергалась полностью, но все же считалась доступной лишь особо одаренным пастырям. Для рядовых проповедников признавалась необходимой тщательная подготовка проповеди. Об этом писали святитель Иоанн Златоуст, блаженный Августин, святитель Григорий Двоеслов. Тем не менее импровизированная проповедь никогда не исчезала из церковной жизни. Тот же святитель Иоанн Златоуст, призывавший пастырей тщательно готовить и записывать проповеди, сам был ярким импровизатором.

В России в Синодальную эпоху нормативной считалась проповедь, текст которой заранее написан и утвержден церковными властями. Импровизация являлась исключением. Например, святитель Филарет (Дроздов) почти никогда не произносил импровизаций и подвергал  строгим внушениям тех священников, которые выступали на этом поприще. Столь известные проповедники как архиепископы Димитрий (Муретов) и Никанор (Бровкович) никогда не произносили не записанных предварительно поучений. Точно также и в отечественной гомилетической науке импровизация рассматривалась как исключение, которое может быть мотивировано лишь какими-то особенными обстоятельствами. Это мнение оставалось общепринятым вплоть до второй половины XIX века. Одним из первых, кто попытался реабилитировать в церковном сознании проповедническую импровизацию стал архиепископ Харьковский и Ахтырский Амвросий (Ключарев). Он был принципиальным защитником живого проповеднического слова. Владыка Амвросий выпустил в свет книгу «Живое слово», представляющую собой практическое пособие по проповеднической импровизации.

Мысли, высказанные архиепископом Амвросием, не нашли однозначной поддержки среди церковных ученых. Так, например, если профессор МДА М. М. Тареев был вполне солидарен с автором «Живого слова», то профессор КДА В. Ф. Певницкий высказал ряд критических замечаний в адрес этой книги.

Сегодня, когда утратили актуальность излишне строгие требования, предъявлявшиеся к подготовке проповедей в Синодальную эпоху, импровизация является наиболее распространенным способом произнесения проповеди в Русской Православной Церкви.

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9