Представители Московского Патриархата и Евангелической Церкви в Германии обсудили проблему прав человека
В Лютерштадте-Виттенберге прошли очередные богословские собеседования между Евангелической Церковью в Германии и Русской Православной Церковью, посвященные христианскому осмыслению прав человека.
Статья

С 22 по 28 февраля 2008 года в городе Лютерштадт-Виттенберг (Германия)  проходили 24-е двусторонние богословские собеседования между Евангелической Церковью в Германии и Русской Православной Церковью («Бад-Урах V»). Диалог между двумя Церквами был открыт в 1959 году. Современная фаза диалога началась в 1992 году (после объединения Германии) в городе Бад-Урах, по названию которого принято именовать собеседования. Ныне встречи делегаций двух Церквей проходят один раз в три года. В новом тысячелетии на этих форумах затрагиваются, главным образом, актуальные вопросы современной церковной и социальной жизни. Так, например, в 2003 году главными темами собеседований были:  «Религиозное образование и воспитание» и «Межцерковные отношения: современная ситуация и актуальные документы». В 2005 году — «Вызовы нашего времени и понимание христианских ценностей в протестантских церквах в Германии и в Русской Православной Церкви» и «Вторая мировая война и мир после нее». Тема нынешних собеседований была сформулирована следующим образом: «Свобода и ответственность с христианской точки зрения». Форум в Виттенберге продолжил дискуссию о христианском понимании прав человека, инициированную несколько лет назад Русской Православной Церковью.

Со стороны Евангелической Церкви в Германии в собеседовании принимали участие: вице-президент Церковного управления, руководитель главного отдела по экуменизму и служению за рубежом Евангелической Церкви в Германии епископ Мартин Шиндехютте — глава делегации (Ганновер); вице-епископ Евангелической Церкви в Рейнланде Петра Боссе-Хубер (Дюссельдорф); пастор профессор доктор Кристоф Гестрих (Берлин); оберкирхенрат пастор Михаэль Хюбнер (Ганновер); викарный епископ пробст Зигфрид Т. Каспарик (Лютерштадт-Виттенберг); пастор доктор Ариане Б. Шнайдер (Ганновер); пастор пробст профессор доктор Мартин Тамке (Геттинген); пастор профессор почетный доктор Рейнгард Тьоле (Бенсгайм); оберкирхенрат пастор доктор Йоганн Шнайдер (Ганновер). В состав делегации Русской Православной Церкви по решению Священного Синода были включены: архиепископ Самарский и Сызранский Сергий — глава делегации; секретарь по межхристианским отношениям Отдела внешних церковных связей священник Игорь Выжанов; священник Георгий Рябых, и.о. секретаря по взаимоотношениям Церкви и общества Отдела внешних церковных связей; проректор Московской Духовной Академии, секретарь Синодальной богословской комиссии священник Владимир Шмалий; заведующий кафедрой сравнительного богословия Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета священник Валентин Васечко; сотрудник Киевской Митрополии Украинской Православной Церкви, преподаватель Киевской Духовной Академии игумен Кирилл (Говорун); клирик Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви священник Владимир Хулап; преподаватель Московской Духовной Академии Владимир Бурега; сотрудник Отдела внешних церковных связей, преподаватель Московской Духовной Академии Елена Сперанская; сотрудник Отдела внешних церковных связей Вахтанг Кипшидзе. В качестве гостей на собеседованиях присутствовали: пастор Андреас Гамбург (Евангелическая Лютеранская Церковь в Украине) и Катарина Юликэнньо (Евангелическо-Лютеранская Церковь Финляндии).

Во время заседаний поочередно председательствовали архиепископ Самарский и Сызранский Сергий и епископ Мартин Шиндехютте.

В ходе собеседований было представлено четыре доклада: «Свобода и ответственность в Церкви и обществе: библейско-богословские основания и герменевтическая рефлексия» (проф. д-р Христоф Гестрих); «Православный подход к правам человека» (священник Георгий Рябых); «Два значения свободы в восточной святоотеческой традиции» (игумен Кирилл (Говорун); «Свобода и ответственность – права человека как христианское обязательство» (епископ Мартин Шиндехютте). После каждого доклада проводились дискуссии. Один из дней собеседований был посвящен размышлениям над Посланием апостола Павла к Галатам (Гал. 5: 1-15).

В воскресенье 24 февраля за евангелическим богослужением в городской церкви города Виттенберга, где в свое время проповедовал Мартин Лютер, присутствовала делегация Московского Патриархата. По его окончании архиепископ Сергий обратился с приветственным словом к евангелической общине. Во второй половине дня состоялись экскурсии в музеи Меланхтона и Лютера, в ходе которых делегации ознакомились с историей Реформации. Вечером того же дня по приглашению евангелической церковной провинции Саксонии и Евангелической Церкви в Германии обе делегации и представители общественных и церковных кругов Виттенберга присутствовали на приеме в трапезной дома-музея Лютера. В среду 27 февраля архиепископ Самарский и Сызранский Сергий в сослужении членов делегации Московского Патриархата в священном сане совершил божественную литургию в русской церкви в честь святителя Алексия, митрополита Московского в Лейпциге. На литургии присутствовала немецкая делегация. По окончании богослужения епископ Мартин Шиндехютте обратился к собравшимся за богослужением с приветственным словом. После этого делегации осмотрели лейпцигские евангелические храмы святого Петра и святого Фомы.

Вечером 27 февраля в конференц-зале гостиницы «Лютер» главы делегаций торжественно подписали коммюнике, в котором отражены основные аспекты состоявшихся дискуссий.В результате собеседований стороны пришли к единодушному выводу, что такие понятия как свобода, ответственность, достоинство и права человека должны рассматриваться на основании библейской и церковной традиции. Говоря о понятии свободы, участники констатировали, что она представляет собой основополагающую антропологическую категорию. При этом понятие свободы имеет множество смыслов. Это и присущая человеческому естеству способность выбирать, в том числе между добром и злом, и недетерминируемость человеческих поступков, это также свобода от зла и свобода для любви, это несвязанность узами греха и страстей — та свобода во Христе, о которой говорит апостол Павел (Гал. 5: 1).Важным итогом собеседований стало единодушное признание того факта, что как в православной, так и в евангелической традиции свобода не мыслится в отрыве от ответственности. Категория свободы также связана с категорией воли. Посредством воли человек реализует свою свободу совершать выбор. Между тем, воля человека поражена грехом и нуждается в спасении через Христа. Поэтому полноценной реализации человеком присущей ему свободы невозможно достичь, оставаясь под властью закона греха, не получив освобождения в Господе Иисусе Христе. Свобода не является самоцелью существования человека, но инструментом его духовно-нравственного совершенствования. Участники диалога согласились, что доминирующее в современном мире секулярное понимание свободы как максимальной множественности выбора, а также максимально возможного отсутствия внешних ограничений на реализацию индивидом его желаний является недостаточным, а иногда напрямую противоречит христианскому пониманию свободы.

Практическое воплощение свобода и достоинство человека находят в том числе в институте прав человека. Однако эти сложные и многогранные понятия не сводятся лишь к набору правовых возможностей. В европейской истории права человека всегда были связаны с христианской моралью. Ограниченность свободы человека нравственными установлениями до последнего времени находила отражение во многих документах по правам человека. Однако мораль далеко не всегда может быть облечена в форму права. Поэтому государство призвано сотрудничать с религиозными общинами в деле утверждения в обществе стандартов морального поведения. Важнейшими сферами этого сотрудничества являются образование, воспитание и средства массовой информации.

Православные и лютеране согласились, что отказ общества от нравственных ориентиров при реализации прав человека угрожает достоинству личности, приводит к порабощению людей страстям и греху. Это делает необходимым сотрудничество и диалог религиозных общин с государством и гражданским обществом в целях продвижения такого понимания и применения прав человека, которое не противоречило бы христианской совести.

Партнеры по диалогу подчеркнули, что перед Церквами стоит задача в духе христианской веры и любви противодействовать злоупотреблению такими понятиями, как свобода и права человека.

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9