[Обзор книги:] Ладлоу Моруэнна. Григорий Нисский: древность и (пост)модерн. (Ludlow, Morwenna. Gregory of Nyssa, Ancient and (Post)modern. OUP. 2007. 336 pp. ISBN-13: 978-0-19-928076-6)
Мыслитель IV века св. Григорий Нисский на протяжении последних пятидесяти лет был предметом огромного разнообразия интерпретаций со стороны историков, богословов и философов. Это исследование посвящено анализу недавних прочтений св. Григория Нисского, и ставит вопрос о том, что они могут сказать в отношении модернистских и постмодернистских интерпретаций христианского прошлого? Что они говорят о природе сочинений Григория?
Статья

Мыслитель IV века св. Св. Григорий Нисский на протяжении последних пятидесяти лет был предметом огромного разнообразия интерпретаций со стороны историков, богословов и философов. Это исследование посвящено анализу недавних прочтений св. Св. Григория Нисского, и ставит вопрос о том, что они могут сказать в отношении модернистских и постмодернистских интерпретаций христианского прошлого? Что они говорят о природе сочинений Св. Григория? Рассматривая тематически современные исследования в области тринитарного богословия, христологии, духовности, феминизма и постмодернистской герменевтики, книга развивает подход к прочтению Отцов Церкви, который соединяет ценность традиционной церковно-исторической науки с рецепцией истории и богословия.

Об авторе: Моуренна Ладлоу - преподаватель патристики университета Эксетер, графство Девоншир, Англия.

 

Содержание

Предисловие

Введение: ускользающий Григорий

         Вводная глава начинается с портрета св. Св. Григория Нисского. Затем она рассматривает причины популярности св. Св. Григория Нисского у современных авторов. Здесь также представлен обзор четырех частей книги.

    

Часть I Доктрина Троицы

  • 1. Исторический и концептуальный фон

Эта глава представляет обзор четырех различных интерпретаций доктрины Троицы, обсуждаемых в двух последующих главах, включенных в первую часть книги. Все интерпретации опираются на сочинения св. Св. Григория Нисского; некоторые фокусируются на нем более детально. Авторы делятся на две пары, каждая представляет специфическую интерпретацию трудов Св. Григория, то есть Св. Григория как философа и Св. Григория как (прото-) «социального Тринитария».

  • 2. Философия и Евангелие

Эта глава рассматривает три связанных утверждения, сделанные Торрансом, и показывает способ, которым они могут быть отнесены к его фундаментальным утверждениям об отношении между ранним христианством и эллинистической философией, а также то, чем Св. Григорий Назианзин отличается от других двух Каппадокийцев. Первое утверждение заключается в том, что Св. Григорий Назианзин рассматривает три Божественные Лица как «субстантивные отношения», в то время как другие два каппадокийца рассматривают их как «модусы бытия» (tropoi huparxeōs). Второй тезис заключается в том, что для Василия и Св. Григория Нисского ousia является «абстрактной» и «безличной» концепцией. В-третьих, Торранс описывает как «достаточно дуалистичное» отличие, изображать которое между трансцендентным непознаваемым «Бытием Бога» и «нетварными энергиями его само-откровения» имеют тенденцию св. Василий и Св. Григорий Нисский. Глава также рассматривает и другие факторы, которые повлияли на прочтение Торрансом Св. Григория Нисского, особенно его прочтение каппадокийских аналогий и его ответ на споры в современной теологии о доктрине Троицы.

    

  • 3. Социальная доктрина Троицы

Эта глава фокусируется на двух богословах, которые особенно склонны к каппадокийцам как источникам, хотя и используют их по разному. Иоанн Зизиулас, в частности, обращает мало внимания на Св. Григория Нисского, но также является важным. Его интерпретация ранней восточной тринитарной теологии с большим акцентом на революционных достижениях каппадокийцев имела огромное влияние на современное англо-американское прочтение их сочинений. Дэвид Браун представил одно из наиболее детальных исследований, посвященных специально Св. Григорию Нисскому. Его исследование стало отметкой для оценки тринитарной теологии, в котором аналитическое исследование источников играет важную роль в поиске согласованной и убедительной доктрины.

    

  • 4. Прочтение Тринитарной теологии Григория Нисского

Эта глава представляет некоторые предположения о представленных четырех прочтениях Св. Григория Нисского, указывающих на то, каким образом теперь необходимо понимать Св. Григория; в какой степени эти прочтения отражают развитие современного тринитарного богословия, и в какой степени они отражают неоднозначность собственной мысли Св. Григория. Утверждается, что 4 богослова (Торранс, Дженсон, Зизиулас и Браун) отличаются в той степени, в которой они мыслят различие между востоком и западом либо как просто одну из перспектив, либо как более существенное различие в богословских концепциях.

 

Часть II Бог стал человеком ради нашего спасения

  • 5. Христология

Здесь изучаются вопросы христологии, сотериологии, эсхатологии, этики и духовности (или мистицизма) Св. Григория Нисского в целом. Из фундаментального факта воплощения Христа возникает его понимание спасения; это спасение, следовательно, должно рассматриваться через призму его следствий для нашей практической повседневной жизни - в частности, наших отношений с ближними (этика) и с Богом (духовность) - и в его эсхатологических следствиях. Эта глава исследует вопрос о том, как христология Св. Григория включена в историю христианской доктрины.

    

6. Спасение

         Эта глава посвящена исследованию критики и защиты сотериологии Св. Григория, которая менее тесно связана с его христологией, и которая в то же время является предметом некоторых противоречий: специфически принадлежащая Св. Григорию концепция «рыболовного крючка», концепция содействия (sunergia), и его идея универсального спасения (apokatastasis).

         Дискуссия о теме рыболовного «крючка» сконцентрирована на сотериологической идее, представленной Св. Григорием в повествовательной форме в его «Огласительном слове». Принимая как данное, что человечество было под властью дьявола  склонно к падению, и что справедливость Божия требовала, что Бог должен изъять человечество назад через выкуп (Христа), нежели чем вернуть назад силой, Св. Григорий затем объясняет, как диавол был обманут принятием жертвы искупления, которой он не мог удержать.

    

  • 6. Духовность: вечное совершенствование в добре

Эта глава начинается с дискуссии о том, что духовные сочинения Св. Григория Нисского очень редко были предметом обширной и систематической богословской рефлексии на английском и то, что они должны быть значимы для тех, кто интересуется духовностью с более практической точки зрения. Причина последнего заключается в том, что в отличие от многих средневековых мистиков, Св. Григорий не дает представления о своем собственном духовном опыте, не представляет какого-либо описания, которое могло бы быть названо непосредственным описанием духовного опыта в современном смысле (как определенное, например, У.Джеймсом или Р. Отто). Утверждалось, что рефлексия Св. Григория на духовности возникает из глубокой веры в преображение людей во всех их отношениях (как друг с другом, так и с Богом) в результате сложной взаимосвязи между благодатью и человеком, который стремится изменить себя.

    

  • 7. Христианская жизнь: этика

Св. Григорий исходит в своих советах благочестивой жизни из концепций воплощения и спасения. Если Св. Григорий полагает, что во Христе человек не уничтожается, но преображается, и если в спасении человеческая природа вообще также не уничтожается, но преображается, следовательно должно ожидать, что его этика также будет нацелена на преображение, а не на отрицание, подавление или наказание материальных аспектов жизни. Эта глава исследует то, как некоторые современные комментаторы понимают эти вопросы, а также рассматривает некоторые частные практические вопросы богословия Св. Григория, на которые обращают внимание авторы исследований, особенно на вопросы аскетической жизни, паломничества и этических следствий его доктрины творения и Троицы. Затем глава рассматривает то, что можно назвать эсхатологическим осуществлением этих идей.

 

  • 8. Прочтение Григория Нисского в отношении вопросов о Христе, спасении и преображении человека.

Эта глава предлагает некоторые размышления о том, как понимать Св. Григория, в какой степени эти прочтения отражают развитие в современной теологии и исследовании патристики, и в какой степени они отражают неоднозначность собственной мысли Св. Григория. Хотя вопросы являются отражением того, что было рассмотрено в конце I части, здесь показывается, что некоторые ответы демонстрируют те же примеры прочтения, другие ответы, совершенно отличные.

    

Часть III Секс, пол и воплощение

  • 9. Феминизм и отцы.

Эта глава начинается с дискуссии об антропологии Св. Григория Нисского: идея о том, что означает быть человеком - мужчиной и женщиной, которая привлекает внимание феминистских богословов. Здесь представлен краткий обзор третьей части книги.

    

  • 10. Творение по образу Божию.

Эта глава фокусируется на рассмотрении творения человека у Св. Григория Нисского и том, почему это привлекает внимание феминистов. Св. Григорий Нисский утверждает, что человеческая природа как целое была создана по образу Бога, но что люди были также созданы как индивиды, мужчина и женщина, и что эта сексуальная дифференциация не находит отражения в Боге. Эта теория привлекает внимание феминистов вследствие утверждения, что мужчины и женщины были созданы одновременно, что является весьма интересным отклонением от нормы ранней церкви, акцентировавшей внимание на последовательном и иерархичном создании Адама и Евы (Быт. 2); вследствие этого существует большая неясность в том, подразумевал ли Св. Григорий то, что половое различие проистекает некоторым образом как следствие падения из первоначального, идеального состояния человечества.

    

12. Что есть девственность?

Эта глава показывает, как различные прочтения трактата Св. Григория «О девстве» порождают различные утверждения о том, что он подразумевал под девством. Большинство согласно в том, что он не внушал отвращения к сексуальной активности как таковой, но существует значительное разногласие в том, что отвергал Св. Григорий. Обсуждаемая тема включает девство, определяемое телом, девство, определяемое социально и духовно, и девственное тело.

    

13. Макрина - в жизни и в письмах.

Связь между Св. Григорием Нисским и его сестрой, Макриной, как представленная в трактатах «О душе и воскресении» и в «Жизни Макрины», используется некоторыми современными авторами как вид теста, чтобы проверить, имел ли Св. Григорий в своей жизни отношение к женщинам, исходящее из защищавшегося им теоретически равенства. Другие современные авторы подходят к этим текстам с большим недоверием - видя в этих текстах свидетельство лживости Св. Григория или андроцентризма, когда в этих картинах внутренней женской жизни женщина продолжает оставаться конструктом, и ей не позволяется говорить самой. Эта глава рассматривает широкий диапазон подходов, начиная с более прямолинейных, которые используют тексты как историческое свидетельство жизни аскетичной женщины 4 века и ее отношений с ее братом. Обсуждаются проблемы таких исторических прочтений и различные альтернативы.

    

14. Прочтение Св. Григория о сексе, поле и воплощении

Эта глава представляет некоторые рефлексии в отношении феминистского прочтения Св. Григория. Существует отход от того, что можно назвать относительно прямолинейным или поверхностным прочтением Св. Григория - которое, например, принято в отношении трактата о девстве, где единственная мотивация Св. Григория является защита целибатной монашеской жизни, или утверждение, что состояние первого творения было историческим, предшествовавшим времени второго творения, в котором мужчины и женщины были наделены сексуальными характеристиками.

    

Часть IV. Богословие

15. Апофатическое богословие как «достижение того, что лежит за пределами».

         Эта глава представляет обзор Части IV книги, который касается дискуссии о концепции epektasis Св. Григория Нисского, которая начата в гл. 7. С перспективы богословов конца 20 и начала 21 веков, которые часто задают вопросы о природе теологии и ее отношении к современной культуре, сочинения Св. Григория являются очень интересными и привлекательными: он не только пишет о природе Бога и трудности богопознания, но также пишет о природе языка (и религиозного и нерелигиозного) и следствиях этого для теологии. Более того, он вместе с другими отцами-каппадокийцами совершенно ясно в своих сочинениях пытается говорить о месте христианской теологии в позднеантичном мире: он развивает различные жанры богословских сочинений, и думает об областях богословской рефлексии и христианском действии (монастырях и повседневной жизни). Для него вопросы о том, чем является теология и как она должна быть осуществлена, являются очень жизненными. Главы этой части книги фокусируются на двух прочтениях Св. Григория (Скота Дугласа и Джона Милбанка), которые сопоставляют его с такими авторами как Хайдеггер, Деррида и Жан-Люк Марион.

 

16. Бог и бытие: вещи и язык

 

Эта глава имеет дело с рассмотрением апофатизма Св. Григория, который главным образом фокусируется на его философии языка. В его интерпретации Скот Дугласс опирается на работы патрологов, таких как Мариэтта Кан'ивет, Эккерхард Мюленберг и Алден Моссхаммер; он также использует в своем анализе постхайдеггеровскую философию и его подход свидетельствует, что Св. Григорий говорит весьма глубокие и интересные вещи о природе и цели богословия. В этой главе сначала делается обзор философии языка Св. Григория. Затем показывается, как Дугласс проводит связи между философией языка и остальной теологией Св. Григория, в частности концепцией божественного присутствия в откровении и воплощении. Дается комментарий связи, которую проводит Дугласс между богословием Св. Григория и Хайдеггером, Дерридой и Марионом.

 

17. Дар, взаимность и слово

Джон Милбанк не интересовался анализом каппадокийского богословия ради него самого. Скорее он более интересовался тем, каким образом Св. Григорий попадает в широкий спектр христианских авторов, и в какой степени эти авторы могут ответить на вопросы, поставленные современным контекстом. Эта глава показывает, что хотя вопросы о происхождении и природе языка встречаются в анализе Милбанка, его основной интерес в отношении Св. Григория вращается вокруг более существенных вопросов о богословии языка - как возможно говорить о том, что иное? - и особенно онтологии - каким образом люди относятся к тому, что иное? Для того, чтобы ответить на эти вопросы, Милбанк обращается к понятию дара. Это объясняет его акцент на различных элементах богословия Св. Григория (слава, порождение, рост, воплощение), которые, как он полагает, характеризуются особым понятием взаимности.

    

18. Возвращение к Троице

Эта глава пытается исследовать то, как общие интерпретации богословия Св. Григория - которые находятся среди наиболее утонченных вопросов этой работы - повлияли на их прочтение тринитарной теологии Св. Григория.

    

19. Прочтение Св. Григория Нисского в отношении вопроса о языке, богословии и языке богословия

Глава утверждает, что соединение вместе прочтений Скота Дугласа, Джона Милбанка и Сары Кокли поднимает вопрос о влиянии современной и постмодернистской философии, так как они, очевидно, находятся под довольно различным влиянием постмодернизма. Скот Дуглас особенно интересуется взаимодействием между богословием, литературой и философией. Джон Милбанк выступает против различных ошибок современности. Прочтение Св. Григория Сарой Кокли несет в себе некоторое сходство Милбанком в симпатии к платонизму Св. Григория, и ее надежде, что богословие Св. Григория обеспечит моделью для разрушения «модернизма».

    

20. Заключение

Заключительная глава соединяет вместе некоторые наиболее общие ответы на вопрос о том, почему Св. Григорий интерпретируется столь различными способами, во-первых, с перспективы читателей Св. Григория, и во-вторых, посредством фокусирования на самом Св. Григории как писателе. Это предполагает, что большинство подходов к христианскому богословию имплицитно ссылаются на одну из трех широких историографических моделей. Первая - статическая модель, которая рассматривает теологию и Церковь как существенно неизменные, и, таким образом, также имеет тенденцию видеть развитие доктрины в терминах разработки логических следствий первых откровений истины о Боге. Вторая - «реформационная» модель, которая вместе со статической моделью высоко оценивает первоначальное откровение божественной истины, но в отличие от нее полагает, что в некоторой точке первоначальное откровение деградирует до такой степени, что его более не придерживается никакая христианская группа. Третья модель «адаптивная» - христианство также изменяется с течением времени, но не в согласии с образом первоначальной истины, падения и реформы.

    

Библиография

Индекс

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9