Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
   
Золотой фонд
Новое в справочном разделе
Комментарии читателей rss

Ответ архим. Ефрема порталу "Богослов.Ru" в связи с обсуждением проекта документа "Положение о монастырях и монашествующих"

28 сентября 2012 г.
Учитывая особую значимость дискуссии вокруг проекта "Положения о монастырях и монашестве", мы обратились к настоятелю Ватопедского монастыря Святой Горы Афон игумену Ефрему с просьбой поделиться своими размышлениями как об актуальных проблемах российского монашества в целом, так и в связи с вышеупомянутым документом.

В Ватопеде 6/19 сентября 2012
№ исх. 388
№ прот. 818 / 5.1.1 

Досточтимому
Протоиерею о. Павлу Великанову,
Проректору Московской Духовной Академии,
Главному Редактору портала "Богослов.Ru"

Досточтимый отец Павел, братски во Христе приветствуем Вас! 

Настоящим письмом отзываемся на Вашу просьбу выразить наше мнение о проекте «Положения о монастырях и монашествующих», который опубликован на Вашем сайте для обсуждения. К сожалению, у нас не было возможности наблюдать за дискуссией и может быть то, что мы написали будет повторением уже сказанного другими.

Кроме Вашей просьбы и нашей любви к Русской Церкви, подвигает нас к этому и тот факт, что мы, несмотря на скудость наших сил и наше недостоинство, подвизаемся в месте, которое является вселенским центром православного монашества и где более тысячи лет неугасимо горит лампада деятельного благочестия нашей непорочной веры.

Принимая в виду и тот факт, что русское монашество только несколько лет назад начало вставать на ноги после безбожного урагана семидесятилетного коммунистического режима, мы постарались не останавливаться на второстепенном, а обратить Ваше внимание на самое, как мы посчитали, важное.

Игумен (игумения) назначается Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом по представлению епархиального архиерея по возможности из числа насельников монастыря.

Игумен монастыря – в первую очередь, духовный отец братии. Духовное руководство монахов – его главное служение. Если он со всеми другими обязанностями справляется хорошо, но духовно окормлять братию не может, то должен просить освобождения от несения послушания игумена. Духовное единство братии возможно только при «духовной монархии» в монастыре. Иначе трудно, чтобы не сказать невозможно, избежать разделения насельников на партии и группы.

Духовники (исповедующие священники) монастыря предназначаются, в основном, для паломников и гостей. Помогают же духовники игумену в духовном руководстве братии только в отсутсвии последнего или в случаях его чрезмерной занятости. Причем, если иеромонах несет послушание духовника, то этим он никак не освобождается от духовной зависимости и послушания игумену, как единоличному духовному отцу монастыря.

Для того, чтобы игумен смог духовно окормлять монахов, они должны принимать его, как своего духовного отца. Этого трудно добиться в случае, если игумен не выходит из числа братии, а назначается или переводится из другого места. Тогда существует опасность, что он станет только управляющим-администратором монастырских дел, а не духовным пастырем словесных овец. Идеальным решением вопроса является избрание братией одного из монахов монастыря в игумены (священнический сан не является догматическим предусловием для того, чтобы кто-нибудь стал игуменом).

Традиция избирать игумена братией из числа братии наблюдается во всей истории киновиального монашества. Немаловажен и тот факт, что на Святой Горе, единственном монашеском государстве, хранительнице подлинной и неподдельной православной духовности, эта традиция сохранилась, как единственный способ поставления игумена (причем, избирается он пожизненно). Священный Афон издревле был исторической колыбелью и центром равнения русского монашества. И великие родоначальники общежительного монашества на Руси не упускали из внимания этот важный момент при духовной организации русских обителей. Бытующая в Русской Церкви практика разделения обязанностей между игуменом и духовниками (первому административные, а последним духовные) – есть икономия, которую, также как и идиоритмический (особножительный) вид монашества, уместно применять только в чрезвычайных обстоятельствах. Ныне же, когда Русская Церковь свободно шествует по своему духовному пути, полезнее применять акривию, то есть точность соблюдения монашеских преданий. 

Следуя древней церковной традиции, запечатленной в постановлениях многочисленных Соборов, не допускается служение монахов в женских обителях. Согласно определению Юбилейного Архиерейского Собора 2000 года «исключения могут делаться только для пастырей, имеющих богатый духовный опыт и находящихся в преклонных годах»... Священнослужители, несущие послушание в женских монастырях, определяются епархиальным архиереем....

В женских монастырях духовник назначается епархиальным архиереем из числа священнослужителей, совершающих богослужения в обители.

Монашество – особенный, можно сказать, сверхъестественный образ жизни, который во многом отличается от простого мирского благочестия. Монашеству не научиться по книгам. Если человек сам опытно не живет монашеством, он не может ни сам понять его, ни научить ему других. Как понять, а тем более вдохновить монахинь-девственниц, самому не подвизаясь в девстве? Как научить других отсекать свою волю, никогда не быв послушником? Как научить умной молитве, самому не занимаясь ею?

«Свет монахам ангелы, а свет мирянам монашеское жительство» – говорит святой Иоанн Лествичник. История Церкви показывает, что мирские клирики чаще сами учатся у монашествующих, чем преподают им. Единственное служение, несомое женатыми клириками в монастырях, в основном женских, это совершение таинства Божественной Евхаристии и, реже, других таинств. Этим, однако, не умаляется их значение для Церкви – у них другое служение.

Духовный руководитель женской обители – игумения. Она принимает исповеди помыслов сестёр. Духовник, опытный иеромонах – ее помощник. Но исповедь, как таинство покаяния и отпущения грехов, совершает только он.

Гарантом духовной безопастности присутствия священника в обители является не наличие у него семьи, ни даже его возраст, а его духовный подвиг, чистота жизни и правильная духовная зависимость.

Женские монашеские общины преуспевали, в основном, при наличии духовной опоры в виде старца, опытного (иеро)монаха. Причина же необходимого присутствия духовного мужа вблизи [монашеского] парфенона – в немощи женской природы.

Кроме вышеупомянутого, считаем нужным подчеркнуть важность правильного и систематического духовного сотрудничества между правящим архиереем и братией в лице игумена обители. Этим обеспечивается, с одной стороны, необходимая автономность монастыря, а с другой – должное почтение к церковным началам.

Монашеский опыт братии отдельно взятой обители формируется в течении многих лет. На пути становления будут выявляться как проблемы, так и их решения. В этом процессе большую помощь может оказать живая связь с теми монашескими центрами, где духовная преемственность не прерывалась.

Верим, что благодатью Божьею и молитвами Пресвятой Богородицы, Честного Предтечи и всех святых, русское монашество найдет свой путь и вернется к духу великих старцев и христоносных отцов Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Александра Свирского и многих других великих святых Русской Церкви.

Пребывая в любви к Вашей Досточтимости, испрашиваем Ваших святых молитв.

Игумен

Священной и Честной Великой Обители

Ватопед

 

(Архимандрит Ефрем)

 

и иже со мною во Христе братья

Ключевые слова:
См.также:
Подписаться на ленту комментариев к этой публикации

Комментарии (30)

Написать комментарий
#
26.10.2012 в 14:28

В первую очередь хочу отметить, что данный документ чрезвычайно важен для нас, вносит четкость, ясность и порядок во внутренний строй монастырей. Сестры в основном лишены духовного руководства, из-за чего испытывают скорби. Очень часто в монастырях между настоятельницей и духовником монастыря существуют разногласия, которые сказываются на внутреннем климате монастыря: происходят разделения и распри. По моему мнению, гарантом мира в монастыре, благообразной гармонии и успешного восхождения по лествице добродетелей является единое духовное руководство, которое должно осуществляться настоятельницей монастыря.

В данном Положении встречается противоречие: глава IV «Внутренняя жизнь монастыря», пункт f «Духовное руководство» гласит: «В женских монастырях духовник назначается епархиальным архиереем из числа священнослужителей, совершающих Богослужение в обители». Глава d «Священнослужители в монастырях», последний абзац нам говорит о том, что не допускается служение монашествующих в женских монастырях. Следовательно, духовниками женских монастырей должны быть мирские священники, не имеющие понятие о монашеской жизни.

Мы с сестрами не согласны с этим, так как считаем, что исповедь и духовное руководство – понятия разные. Назначенный для исповеди священник может принимать исповедь, а духовное руководство сестер предоставить их духовной матери, которая отвечает за них и здесь, и в будущей жизни.

С целью разрешения более сложных вопросов касательно духовной жизни сестер и ради духовного усовершенствования было бы очень хорошо, если бы в согласии с настоятельницей монастыря в помощь ей был назначен епархиальным архиереем опытный в преклонных летах священнослужитель из монашествующих, живущий отдельно от монастыря, может быть, из числа насельников одного из мужских монастырей, к которому можно было бы обратиться сестрам по необходимости.

Практика показывает, что мирские священнослужители не способны оказать помощь сестрам монастыря в качестве духовного окормления, так как сами они живут другой жизнью. У нас в монастыре как раз в этом плане был негативный опыт.

Я очень благодарна Богу, что пришло время сказать свое слово с надеждой на разрешение наболевших вопросов, существующих в женских обителях.
Игумения Еротиида, Настоятельница Николо-Сольбинского женского монастыря с сестрами
Ответить

#
9.10.2012 в 09:06
//Идеальным решением вопроса является избрание братией одного из монахов монастыря в игумены//
О. Ефрем и многие другие не учли одной очень простой вещи. Он знает русское монашество только в самых хороших его проявлениях. Но ведь сейчас наше монашество находится в таком плачевном состоянии, что большинство монастырей просто не готовы к выборам своих игуменов. В идеале, конечно, монастыри должны быть самостоятельными с выборностью не только игуменов, но и всего духовенства. Но сейчас братия большиства монастырей представляет собой такое, что упаси Бог дать им какую-то независимость....Весьма странная братия даже у многих известных и больших обителей. Например, Оптина Пустынь или Почаевская Лавра. Неужели не понятно, какого рода настоятеля там изберут? Женских монастырей это тоже касается. Все эти ИННы, экуменизмы, модернизмы, неообновленчества, глобализации, цари-искупители... Основной рассадник всего этого - монастыри. И это не из-за отсутсвия независимости, а ровно наоборот... Не говоря уже о моральных проблемах. Чего только стоит недавний скандал в Санаксарском монастыре с монахом Серапионом. Проблемы такого же характера есть и при служении иеромонаха в женском монастыре, и, кстати, при пребывании монахинь и мирских женщин в мужских монастырях, что есть абсолютно в каждом монастыре. Это тоже надо как можно больше минимизировать.
Поэтому лучше сейчас архиереям только усилить контроль над монастырями.
P.S. Если уж делать выборы, то, безусловно, с архиерейским "фильтром", и то только некоторым монастырям можно дать такое право.
Ответить

#
10.10.2012 в 11:06
Кажется, прот. Валентин Асмус предлагает из этого положения наилучший выход: перед выборами игумена в монастырь приезжает специальная комиссия, которая оценивает духовную обстановку в монастыре и уже решает, способна ли братия избрать для себя "отца и учителя", или знакомится с предлагаемым кандидатом. Это реальный выход.
Монашество сейчас, конечно, в плачевном состоянии - это, что называется, и слепому видно. Но когда-то же надо начать его оздоравливать, хотя бы понемногу - иначе мы никогда не увидим и его возрождения. Более того, если сейчас принципиально отказаться от выборов и только "усилить контроль над монастырями", то это не решит проблем, которые Вы перечислили (экуменизмы, модернизмы, ИННы и иже с ними). Любые внешние нестроения происходят прежде всего от нестроений внутренних, от того, что в монастыре нет монашеской жизни в полном смысле этого слова.
И назначение игуменов отнюдь не всегда помогает решить главную и основную проблему, то есть
наладить в обители внутреннюю жизнь.
В неблагоустроенную обитель назначить игумена можно, а иногда даже необходимо - но именно такого и для того, чтобы он привел монастырь в правильное состояние, при котором следующие настоятели избирались бы самой братией.
А иначе это порочный круг.
Ответить

#
12.10.2012 в 14:31
Как это не прискорбно, сейчас только первая стадия - приведение монастырей в правильное состояние. Комиссия, которую предлагает о. Валентин, в 95% случаях будет только зря тратить время. До этой стадии еще надо дорасти, и чтобы это произошло как можно быстрее, покаархиереям нужно уделять больше времени и внимания для духовного руководства монастырями, и без контроля тут не обойтись. Только пройдя все испытания можно достичь возрождения. Но духовно выздоровевшим монастырям (а их очень мало) уже, конечно, можно и нужно предоставить право выбирать игумена/игуменью.
Ответить

#
Irina, СНГ
13.10.2012 в 16:34



«Преосвященные, являясь настоятелями обителей, зачастую не имеют
внимания и времени, а также монашеского опыта для полноценного руководства
обителью.



В настоящее время всё большее распространение
получает практика возведения настоятелей (игуменов) некоторых крупных
монастырей в епископский сан, либо назначение епископов настоятелями. Эта мера
должна оставаться исключением, поскольку она нарушает основной
экклесиологический принцип: епископ является предстоятелем христианской общины
региона (области) и не может одновременно быть предстоятелем обители, так как
эти две должности являются разными по иерархической степени. Даже епископ,
поставленный на кафедру из обители и являющийся ее священноархимандритом
(игуменом), в силу епархиальных забот со временем «теряет квалификацию» и монастырские вопросы считает второстепенными.
Об этом косвенно свидетельствует и сравнительно небольшое участие преосвященных
в обсуждении «Положения».
В подавляющем большинстве случаев епископский сан
становится началом отчуждения игумена и братии, что плохо сказывается на жизни
обители»
.



Вениамин
(Тупеко), епископ Борисовский http://www.bogoslov.ru/text/2841198.html#comment2852908



«Епископ наблюдает за
тем, чтобы монастырь пребывал в православной вере, в нем точно соблюдался
канонический и литургический порядок и сохранялось Священное Предание
Православной Церкви. При этом монастырь пользуется свободой в своей внутренней
жизни, которую определяет устав обители и правила ее внутреннего распорядка».



«В те монастыри, где
нет преемственности традиций
, могут направляться представители
Комиссии по вопросам монашества и монастырей, которые знакомятся с духовной
атмосферой в обители и беседуют с кандидатом на игуменство. В том случае, если
члены Комиссии не находят среди братии достойного воспринять игуменский сан,
для возрождения духовной жизни в монастыре может быть назначен духовно опытный
монах из другой обители»
.



Отзыв
Преосвященного Кирилла, митрополита Еекатеринбургского и Верхотурского http://monasterium.ru/actual/1627/

Ответить

#
сестра, Россия
9.10.2012 в 21:33
И это не из-за отсутствия независимости, а ровно наоборот..



Все это- если и имеет место быть- исключительно от невежества, а не от "независимости".
О. Ефрем, много раз посещавший Россию, имеющий при себе русскоговорящих братий, встречающийся регулярно с представителями нашего монашества- конечно, же знает о положении русского монашества не поверхностно, а настолько глубоко, насколько это вообще возможно для человека такой духовной величины, то есть, гораздо глубже, чем его можем постичь мы, живущие с этими проблемами. Видела видеозапись беседы о.Ефрема с сестрами одной русской обители, где задавались различные вопросы. Уже по уровню этих вопросов даже поверхностному человеку можно было понять многое.... тут даже говорить не о чем. Именно поэтому он дает именно такие советы- это единственное лекарство.
Ответить

#
5.10.2012 в 12:13

Благодарю о.Ефрема за отзыв.
Господи, да будет услышан глас его благого совета!
Ответить

#
2.10.2012 в 00:37

Человек не понимает,в область чего проникает.Словесная шелуха и помпа.Упаси Бог Русское монашество от подобных советников.Не понимая проблеммы на вскидку нельзя предпринимать таких решений.Игнатий Брянчанинов нужно читать.

Ответить

#
3.10.2012 в 15:52
Что-то
я сомневаюсь, что архимандрит Ефрем Ватопедский, настоятель одного из
крупнейших монастырей Афона, хорошо знающий русское монашество, не раз
бывавший в русских монастырях – и не понимает, в область чего проникает.
Он-то как раз всё понимает! У него, между прочим, некоторые наши
игумены окормляются, ездят к нему, игумении - звонят, советов просят. Он
духовные, трезвые и мудрые слова говорит. Когда он приезжал в Россию,
его с почтением слушали архимандриты, епископы, митрополиты… Я бы на
Вашем месте остерегся охуждать духовного человека, к которому вся
православная Россия относится с благоговением.
Ответить

#
Виталий, Россия
3.10.2012 в 17:08
Подводных камней много,просто о.Ефрему нужно тоньше вникнуть в казус.Эти на вооружение взяли слог,метод спасения,живи не тужи,ни кого не осуждай,не кому не досаждай и почтение в след,1) Возлюби Бога,2) возлюби ближнего,пропало кудато.Как бы,как всегда не вышло.
Ответить

#
4.10.2012 в 11:26

Виталий,
это Вы так в сжатой форме изложили отзыв отца Ефрема? "Оригинально".Вы статью отца Ефрема полностью прочли, или писали комментарий, только
прочитав название? Мне кажется, что отец Ефрем говорит совсем о другом.
Разбирать его статью я бы Вам советовала под другим ракурсом и с применением
других "фильтров" : 1.преставьте, что это писал не грек (по
национальности), а просто монах - игумен монастыря с многолетним стажем
монашеской жизни(нам действительно сложно смириться с тем, что нас "великий
свободный русский народ" пытаются учить уму разуму "какие-то" греки, которые
ещё сравнительно недавно были под турецким игом); 2. определитесь, что
подразумеваете под понятиями "шелуха и помпа"; 3.определитесь со
своими взглядами на монашескую жизнь и взглядами св. Отцов и потом уже ищите
огрехи. Краткость-сестра
таланта, но, кажется, на Ваш комментарий это не распространяется. Как -то
бессвязно и не взвешенно Вы пишете. Если уж Вы выступи в качестве критика статьи
отца Ефрема, а не занимаетесь откровенным
троллингом(дабы развлечься), будьте добры соответствовать.



"Эти на
вооружение взяли.
. "-
кто "эти" ? "просто о.Ефрему нужно тоньше вникнуть в
казус
"? - в какой "казус"? "Как бы,как всегда не вышло"?
- "как всегда" это как? Вы прямо изображаете из себя
восточного мудреца, говорящего такими таинственными притчами, что и самому
трудно бывает понять, о чем говорит.







Ответить

#
Виталий, Россия
5.10.2012 в 15:54

Я к Грекам отлично отношусь,у меня учителя Иоан Синаит,Григорий Палама,Петр Дамаскин.Я за святоотеческую традицию.Просто сложно у нас на Руси все.

Ответить

#
сестра, Россия
5.10.2012 в 20:52
Просто сложно у нас на Руси все.


Тут еще дело в переводе. Он всегда звучит немного неестественно. Разные обороты речи в каждом языке. Нам кажется- странно выражаются- а для греков это обычно и никакой вычурности. И еще- пример из личного опыта- однажды нам пришлось советоваться с греческим священником по ситуации в монастыре. Он сказал: "идите к Архиерею и скажите ему- то и то!!!"- нам было очень странно и даже смешно немного- несерьезно как-то))))- как сестры -простые смертные- могут пойти к Архиерею и что-то говорить)))- ведь у нас так не принято, да и просто невозможно. В свое время, однако, пришлось более близко столкнуться с греческой культурой, и увидеть воочию, что, на самом деле- для Греции- это был совершенно естественный совет- пойти к Архиерею и сказать ему о проблеме, это нормально. Но ведь это в самом деле нормально!!!- тем более, если Архиереи борются за право называться Духовными отцами обителей- они ими должны быть по сути. У нас же на Руси "все сложно", и за этими сложностями мы зачастую не видим сути, поэтому человеку со стороны, не обремененному ментальностью, знаниями о "порядках" и "традициях", ушедших по сути от святоотеческих, гораздо легче вникнуть в суть, увидеть ее.
Ответить

#
2.10.2012 в 20:51
Ну, Виталий, как же можно так? У него, поди, монашеского-то опыта поболее, чем у нас с Вами!
Словеса у отца Ефрема, и вправду, непривычные для нашего неизощренного слуха, но вовсе не пустые.
А что Вы увидели в его словах противоречащее свт.Игнатию?
Да и вообще - Вы серьезно? Или Вы троллик?
Ответить

#
2.10.2012 в 19:49

Уважаемый Виталий, а Вы могли бы конкретнее обозначить - что именно Вы имеете в виду? Странно очень выглядит Ваш комментарий. Все же отец Ефрем очень уважаемый монах не только в Греции и в России, но и далеко за пределами этих стран. 30 лет он возглавляет Ватопедский монастырь(согласитесь, немалый срок). Учитывая хотя бы это, да и просто по- человечески из уважения к его сану, возрасту и многолетнему опыту монашеской жизни, надо полагать, было бы логичнее не просто писать, что все "шелуха и помпа", а аргументировано изложить свои взгляды. И это бы придало (возможно) некой убедительности Вашим словам.Я согласна с тем, что мы не можем перенять слепо и буквально уставы греческих монастырей - нужна большая осторожность и рассуждение, но я убеждена, что следовать духу святогорской традиции нам было бы очень полезно. А святителя Игнатия Брянчанинова, должна Вам сказать, греческое монашество очень уважает и читает (те книги, которые переведены на греческий язык).

На мой взгляд, такие определения как «шелуха и помпа» очень хорошо подошли бы для описания нашей «традиции», где игумены и игуменьи разъезжают на мерсах; кресты на их груди переливаются многоцветными дорогими каменьями; шелковые рясы своим шелестом, а отполированные туфли своим дорогим брендом особо подчеркивают «духовность» ; посуде и столу позавидовали бы и придворные чины …а в их обителях тем временем методично и безжалостно идут в «расход» люди, сотворенные Господом уж явно не для того, чтобы в 30 лет становиться инвалидами «за послушание», которое «превыше поста и молитвы». Мне кажется, что если кто-то попытался бы подсчитать – сколько людей «полегло» от нашей славной «традиции» за 20 лет, цифра была бы ужасающей. Когда начинаю делать подобный подсчет только в некоторых известных мне монастырях, делается дурно и меркнут все радости … А сколько ещё поляжет? Процесс ведь идёт: дровоколы работают, «лес» рубят, щепки летят… Сможет ли кто-либо остановить этот «лесоповал», или так и будем с упоеньем воспевать «нашу традицию»,составлять епархиальные отчёты, а на всех искренне желающих нам помочь навешивать ярлыки и «молиться», чтобы «упас Бог Русское монашество от подобных советников» ?

Ответить

#
1.10.2012 в 16:47
Спаси Господи!
Отзыв архимандрита Ефрема поражает глубиной мыслей. Наверное, таким и должно быть слово духовных людей. Про выборы игумена из числа братии сказано так емко, ясно, что, кажется, к его словам уже нечего будет добавить. Как было бы хорошо, если наше монашество вернулось бы к древним святоотеческим традициям, принятым во всех благоустроенных монастырях Восточной Церкви – на Афоне, в Греции, в Сербии, в других странах. Там, где традиция эта не прерывалась. Мнение старца Ефрема, думается, авторитетно не только для нас, простых монахов, но и для священноначалия. Остается только молиться, чтоб к его словам прислушались.
Ответить

#
1.10.2012 в 07:48
Низкий поклон редакции портала «Богослов.ру» и лично о. Павлу Великанову за обращение к архимандриту Ефрему Ватопедскому и за публикацию его отзыва! Хотя в его отзыве, как и сам он оговаривается, повторяются мысли, уже прозвучавшие на дискуссии, – но этот-то повтор как раз и ценен! Важно, что авторитетные участники дискуссии говорят одно и то же! Святителя Игнатия (Брянчанинова) в свое время больше всего поразило в учении православных восточных отцов именно их дивное согласие друг с другом. И здесь, в важнейших вопросах монашеской жизни мы видим у авторитетных духовных лиц согласие! И немудрено. Ведь оно истекает из того же святоотеческого источника.
Еще показались очень важными слова о. Ефрема: «Ныне, когда Русская Церковь свободно шествует по своему духовному пути, полезнее применять акривию, то есть точность соблюдения монашеских преданий». Очень вдохновляющее звучит. Ведь действительно Церковь теперь уже не в таких условиях, как в 90-е годы или тем паче при советской власти. Есть уже силы и возможности для того, чтобы в точности следовать Преданию и нормально развиваться, а не только преодолевать постсоветскую разруху. Так хочется, чтобы Положение в этом смысле стало новой качественной ступенью. Верю, что так и будет.
Ответить

#
Irina, СНГ
30.09.2012 в 15:51

В свой приезд к нам отвечая на вопросы о. Ефрем сказал, что
бороться с помыслом это означает, иметь мужество не обращать внимания на
помыслы – это мне понятно. Также понятно, что означает исповедь у духовника. Но
какие помыслы открывать игуменье и как не впасть в болезненную мнительность (если
весь день, вместо того чтобы стараться быть в покаянном настроении, держать
молитву, человек будет копаться в своих глупых помыслах), как самой игуменье,
так и тому кто будет открывать свои помыслы? И зная нашу женскую природу,
напрашивается вопрос - как игуменье удержаться в разумных пределах (ведь
главный наш грех любопытство), и не начать (вместо откровения помыслов) допросы
с пристрастием. Допустим скажешь – «я осудила сестру», что делать если игуменья
начнёт спрашивать – какую сестру, а что она сделала и т. д. и т. п., и получится
вместо откровения помыслов – рассказы шпиона. Или скажешь – «были помыслы
против вас, осуждающие», не всякая игуменья сможет выслушать такое бесстрастно
(где гарантия, что она потом не станет избавляться, от чрезмерно откровенных?).
Как однажды, я по простоте сказала на исповеди одному священнику, что
разозлилась на него… как он изменился в лице… и думаю, что пробудила в нём неприязнь
к себе на всю жизнь. Некоторые священники считают исповедь, чуть подлиннее (с
откровением помыслов), делом гордыни и ересью, и очень за это раздражаются.



Дорогой отец Павел
Великанов. Есть ли возможность передать о. Ефрему наши «записки» с вопросами?

Ответить

#
30.09.2012 в 15:39
Отец Павел, обратитесь, пожалуйста, к о. Ефрему, чтобы он прокомментировал пункт Положения
g "о послушании и труде в монастыре". В частности цитату: "Несение послушаний, какова бы ни была их сложность, не может служить оправданием неисправной духовной жизни".
Согласен ли он с тем, что действительно трудность послушания не является опраданием для неисправности духовной жизни монаха. Соответствует ли это святоотеческой традиции. Спаси Господи!
Ответить

#
30.09.2012 в 13:18
Спаси, Бог ,отца Ефрема с братией !!! Помощи Божией отцу Павлу Великанову со чады и сродниками и всем сотрудникам портала и большое СПАСИ ГОСПОДИ за деятельную заботу о монашестве!
Ответить

#
30.09.2012 в 12:18
Спаси Господи отца Ефрема с братией за мудрое и веское слово!
Важно видеть и знать живую традицию.
Ответить

#
30.09.2012 в 10:11
СПАСИ ГОСПОДИ!
Поклон и о.Ефрему, и о.Павлу! Так утешительно!

Только не поняла последних слов в этой фразе:
Гарантом духовной безопастности присутствия священника в обители является не наличие у него семьи, ни даже его возраст, а его духовный подвиг, чистота жизни и правильная духовная зависимость.

о.Клеопа, может, Вы мне поясните?
Ответить

#
Иеромонах Клеопа, Греция, монастырь Петрас.
30.09.2012 в 17:53
Мне кажется речь о том, что некоторые думают, что наличие у священника матушки избавляет его от блудных искушений, а для иеромонаха существует бОльший соблазн, и поэтому не стоит ставить иеромонахи духовником в женский монастырь.
Ответить

#
Irina, СНГ
29.09.2012 в 22:35



Да, наконец-то!!! Слава Господу!!!



В душе родилось столько вопросов. Ах, если бы можно было
задать их старцу Ефрему. Вот дорогой Старец говорит:



«Духовный руководитель женской обители – игумения. Она принимает
исповеди помыслов сестёр. Духовник, опытный иеромонах – ее помощник. Но исповедь,
как таинство покаяния и отпущения грехов, совершает только он».



Где же нам несчастным взять таких игумений, которые смогут
не только принимать исповеди помыслов сестёр, но и давать именно те лекарства,
которые будут способствовать излечению от страстей??? Как сможет, сестра
которую избрали игуменьей, принимать наши грешные помыслы, когда у неё самой
нет никакого опыта открытия помыслов перед старцем или игуменьей? Что нам
делать, когда нет живой приемственности? Ведь у нас нет ничего кроме книг и негативного опыта.



Здесь уже писала м. Иннокентия: «Но давайте посмотрим правде в глаза, проанализируем наше сегодняшнее
положение. Да, возможно где-то в Греции
и есть духовные матушки-игумении, но есть ли они у нас в России в достаточном
на все монастыри количестве? Если священник объективно получает благодать при
рукоположении, то игумения должна заработать ее своим личным подвигом. Но много ли таких игумений,
которые прошли школу послушания у преуспевших духовников и вынесли из нее уроки
духовной рассудительности? А «слепец слепца аще водит, оба в яму впадетася».Что
подтверждают многие печальные и трагические истории, расказанные монахинями на этом форуме».
«И вот так «сами» довели до того, что у нас
сейчас нет нормальных женских монастырей, куда бы опытный духовник мог
благословить свое чадо».



Если бы устроить масштабный обмен опытом с женскими греческими
монастырями. Наших монахинь отправлять за опытом, или приглашать к нам матушек
из Ормилии.



От всей души хочется
поблагодарить отца Павла Великанова, за его внимание, терпение и любовь к нам
грешным.

Ответить

#
Иеромонах Клеопа, Греция, монастырь Петрас.
30.09.2012 в 18:32
"Если бы устроить масштабный обмен опытом с женскими греческими

Наших монахинь отправлять за опытом..."

И попадёте в число "предателей Матери-Церкви", как назвал нас митрополит Ювеналий.

Ответить

#
Иеромонах Клеопа, Греция, монастырь Петрас.
30.09.2012 в 18:00
Благодать священства также нисколько не гарантирует духовную опытность в исповеди и откровении помыслов.
Ответить

#
Irina, СНГ
1.10.2012 в 14:00



«Благодать священства также нисколько не гарантирует духовную опытность
в исповеди и откровении помыслов».



А что же тогда делать?! Откуда взять нашим матушкам, такую
необходимую духовную опытность в откровении помыслов?



Я глубоко убеждена,
что откровение помыслов человеку неуравновешенному, нервному,
нерассудительному, властолюбивому, чёрствому и самое главное неопытному (сколько
бы ни было, ему лет), может принести пагубные плоды. Я понимаю, что во внешних
делах, можно подчинять свою волю любому начальнику, будь то – директор тюрьмы,
игуменья, жестокий старец, как например у Акакия из Лествицы. Но пускать в свою
душу человека поверхностного, неблагоговейного, или просто не умеющего держать
язык за зубами… это страшно. Я этого нахлебалась, досыта.

Ответить

#
посл. Анастасия, Россия
29.09.2012 в 20:47
Выражаем сердечную благодарность отцу архимандриту за его слово и надеемся, что его взгляд на монашество будет ещё одним ориентиром для комиссии межсоборного присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашества при правке настоящего Положения.
Надеемся, что состав комиссии будет несколько откорректирован по просьбам участников дискуссии, а наши голоса будут услышаны.
+
Молимся за её настоящих членов:
архиепископ Сергиево-Посадский ФЕОГНОСТ — председатель
игумения ИУЛИАНИЯ (Каледа) — секретарь
митрополит Саранский и Мордовский ВАРСОНОФИЙ
митрополит Черновицкий и Буковинский ОНУФРИЙ
митрополит Новосибирский и Бердский ТИХОН
архиепископ Костромской и Галичский АЛЕКСИЙ
митрополит Вышгородский и Чернобыльский ПАВЕЛ
митрополит Ростовский и Новочеркасский МЕРКУРИЙ
епископ Троицкий ПАНКРАТИЙ
епископ Нарвский и Причудский ЛАЗАРЬ
архимандрит ВАРФОЛОМЕЙ (Калугин)
схиархимандрит ИЛИЙ (Ноздрин)
архимандрит АЛЕКСИЙ (Поликарпов)
архимандрит ИЛИЯ (Рейзмир)
архимандрит ПОРФИРИЙ (Шутов)
архимандрит САВВА (Фатеев)
архимандрит ТИХОН (Шевкунов)
игумения ЕЛИСАВЕТА (Жегалова)
игумения МОИСЕЯ (Бубнова)
игумения СЕРГИЯ (Конкова)
игумения ФЕОФИЛА (Лепешинская)
игумения СЕРАФИМА (Шевчик)
монахиня ФОТИНИЯ (Братченко)

Господи, благослови и помилуй.
Ответить

#
Иеромонах Клеопа, Греция, монастырь Петрас.
29.09.2012 в 17:23
Наконец-то! Очень рад, что о. Ефрем нашёл возможность выступить здесь.
Ответить

#
29.09.2012 в 16:37
Спаси Господи , дорогой батюшка, игумен монастыря, архимандрит Ефрем. Слава Богу. Благодарны Вам за ответ. Благословие.
Также благодарность выражаем протоиерею Павлу. Спаси Вас Господи. Каждый комментарий у вас во внимании и вы неравнодушны, болезнуете с нами как пастырь Христов.
Отец Ефрем, благодарны, что основные пункты такие как выборность игумена, отношения с епископом созвучны с пониманием большенства. А вы естественно не от себя лично все это сказали, а опирались на опыт , Предание и каноны.
Если это возможно и этично, учитывая то что монахи в идеале в своем служении Богу не должны делиться по национальному признаку, пожалуйста приглашаем Вас участвовать в дискуссии и благословить прослеживать вашей братии. Послужите России и русскому монашеству - очень важен ваш опыт. Надеемся, что от Вас могут быть дополнения в отзыве на предложенный Проект для обсуждения.
Ответить

Написать комментарий

Правила о комментариях

Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается.

Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет.

Вместе с тем мы готовы рассмотреть вопрос о взаимном сотрудничестве, если таковые предложения поступят.

Прим.: Адрес электронной почты опубликован не будет и будет виден лишь модераторам.

 *
Введите текст, написанный на картинке:
captcha
Загрузить другую картинку

добавить на Яндекс добавить на Яндекс