Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
   
Золотой фонд
Честь21 июня 2017 г.
Икона27 июня 2017 г.
Свобода как эсхатологическая реальность5 января 2012 г.
Судьба12 июня 2017 г.
Новое в справочном разделе
Комментарии читателей rss

Сила в немощи

18 сентября 2012 г.

Кто верит в случай – тот не верит в Бога. Эти хлёсткие слова отца Александра Ельчанинова приобретают особый смысл, когда дело касается приходящих скорбей – будут ли они личными, общецерковными или даже имеющими мировой масштаб.

Когда приходит беда – отворяй ворота. Не отворишь – и остального забора лишишься. Но отворять можно очень по-разному.

Пока человек юн, он живёт будущим, перед ним расстилается безграничное поле возможностей и надежд – и вот он уже весь устремлён вперед и ввысь, и от одного переживания этой перспективы ему становится светло и радостно. А неприятности – ерунда, проскочим на скорости к «прекрасному далеку».

Но совершенно по-иному человек начинает ощущать себя, когда однажды приходит осознание, что жизнь-то уже включила свой обратный отсчет: упущенного не вернуть никогда, лишения невосполнимы, место близких и дорогих людей не сможет занять никто другой, а душевных сил для новых знакомств и дружбы с каждым годом становится всё меньше и меньше. Словно из крепкой, но уже рассохшейся бочки мало по-малу сочится вода, оставляя под собой бесполезное грязное мокрое пятно – вместо прежней чистой родниковой воды...

Только не надо бросаться утешать или, напротив, активно возмущаться таким «упадническим» настроением. На самом деле, в этой позиции нет ни уныния, ни какой-то безысходности: напротив, ясное осознание того, что жизнь всего лишь открывает свои новые, настоящие, подлинные грани.

Когда-то давно меня потрясли слова Ивана Ильина, что страдание – это главный способ приобщения к реальному бытию. Это утверждение показалось тогда удивительно глубоким и красивым, но в то же самое время – ригористически-бесполезным в приложении к обычной жизни. Более того – не вполне христианским: кому придёт в голову сказать тому, на чью голову обрушилась беда, что «вот теперь-то, любезный брат во Христе, ты и понял вкус настоящей жизни!»  Это не только жестоко, но и неправильно по сути: нам вовсе не «радоваться с плачущими» заповедано, а напротив, разделять любое горе и скорбь...

И в то же самое время, когда не где-то там у кого-то, а конкретно у тебя самого вдруг начинает тикать над ухом этот обратный отсчет, очень многие вещи начинают разительно меняться.

Первое, что происходит, я бы назвал структурированием жизненного пространства.  И это вполне объяснимо: пока перед взором – бескрайние горизонты, очень трудно,  да и неприятно в общем-то, думать о вполне прозаических и будничных вещах. Но как только в твоей жизни появляются чёткие демаркационные линии, очерченные не тобой самим, а Божественным перстом – волей-неволей прежний вдохновенный взор начинает постепенно возвращаться, но уже не чтобы заглядывать за ставший теперь неприступным горизонт, а смотреть внимательно на вполне доступные и в общем-то знакомые и понятные вещи, ранее валявшиеся в небрежении под ногами.

Вместо прежнего ожидания чего-то великого, замечательного и славного впереди, взор вдруг начинают  радовать какие-то совершенно простые, рядовые в общем-то события и вещи, которые ранее только просматривались, проглядывались, пробегались. Истина каждого момента начинает становится почти слышимой ушами и очень конкретной: и в этом состоянии будничной правды неожиданно вдруг возникает благодарение Богу за то, Он тебе даёт ещё и этот, такой замечательный, день бытия.

Второе, о чем хотелось бы сказать – резонанс. Когда человек бежит по вокзалу и расталкивает окружающих локтями, чтобы успеть до отправления поезда, ему в общем-то почти безразлично, что кому-то он помешал или даже сделал больно. Всё это – на периферии сознания, ведь ясно, что скорее всего никогда в жизни он с этими людьми больше не встретится. И совсем другое дело, когда ты находишься на рейде в подводной лодке – где любое твоё некорректное, нелюбовное движение по отношению к окружающим неизбежно вернётся к тебе, как правило, в самом худшем и непредсказуемом варианте. Такая жизненная ситуация прививает навык сдержанности – даже тогда, когда ты безусловно прав; а также бережному отношению к любому, кто сейчас оказался рядом с тобой. Ведь резонанс – страшная вещь, особенно когда ты сам первым сдвинул маятник. Худой мир лучше доброй ссоры.

И последнее, третье, наблюдение: самое устойчивое положение – лежачее. Чем больше соблазн всё «взять в свои руки» – тем интенсивнее струится вода сквозь щели в бочке. В том самый желанный момент, когда, казалось бы, и действительно всё сосредоточилось в твоих руках – вдруг становится очевидным, что это не более, чем веревочки... от самого же себя и на процессы реального управления они никак не влияют. Смирение не падает только потому, что оно никогда не может стоять с высоко поднятой головой. Чем меньше места твоего присутствия тобой же самим отводится в окружающей жизни – тем эта жизнь идёт ровнее, гармоничнее и почему-то вдруг без особых ухабов.

...Вы, наверное, подумали, что автор пишет о себе самом? Да нет, речь идёт  прежде всего о нашей христианской жизни как таковой. И нет никакой разницы, кто активировал этот обратный отсчет, не это важно. Главное то, что этот «тик-так» в ушах людей церковных может – и должен! – стать ключевым поворотным моментом в жизни, моментом истины, моментом  зрелости. Не пора ли нам повзрослеть и перестать жить юношескими мечтами о третьих Римах, новых Византиях и всегаллактическом влиянии истинной веры? Как это не грустно и не прозаично, наверное, всё-таки придётся закончить романтические прогулки под луной с соловьем и бесконечные женихания на чужой стороне.  Не нужны мы там никому, всё равно будем оставаться чужими и нежеланными. Или  у нас своей семьи нет? Вот и пришла пора ей по-взрослому заниматься, со всей ответственностью. То, какие дискуссии идут сейчас вокруг проектов Межсоборного присутствия – особенно о монашестве – яркий индикатор того, что нам есть что и чем копать в своём огороде. Пока есть время. Быть может, времени только для этого и осталось? 

 «Ей, гряди, Господи Иисусе! Ибо Царство Твое – не от мира сего!»...

Подписаться на ленту комментариев к этой публикации

Комментарии (8)

Написать комментарий
#
Александр Блуд, Киев
24.11.2012 в 15:49
Хорошо написано. Действительно, мы жизнью постоянно недовольны, все не так, как нам хочется. И есть пустая надежда, что в будущем может будет все, так как надо. Но такие пустые проекты уводят от реальной жизни здесь и сейчас. Память о смерти обрубает пустые мечты и вводит в здешнее. Увидеть близкое и близких с вниманием. Увидеть душу свою с вниманием. Бога призвать со вниманием. И тогда здешнее может по благодати осветится Присутствием, и тогда понимаешь, что на этом фундаменте надо строить жизнь, а не на мечтах и иллюзиях.
Ответить

#
4.10.2012 в 20:44
СпасиБОГ.
Ответить

#
22.09.2012 в 06:11
Дорогой отче, с праздником Вас Рождества Пресвятой Богородицы! Действительно статья замечательная и все наблюдения верны и глубоки. Единственно думается, что утешительно и полезно скорбящему было бы вспомнить слова из письма о. Иоанна Крестьянкина о том, что какими бы грозными и неодолимыми ни казались нам тучи, но все же за ними всегда - солнышко.
И еще нечто. Может быть, я не понял вполне смысла Вами написанного, но мне кажется, что Третий Рим и новая Византия - вовсе не юношеские мечтания, а вполне свершившаяся историческая и духовная реальность (проходит ли она или еще возсияет ярче и по-новому - это еще предстоит увидеть; многие пророчества, однако, говорят скорее о втором). Необходимость личного смирения, добровольного ли в силу подвига или вынужденного вследствие хорошо описанных Вами обстоятельств, никак, думаю, не противоречит этому факту избрания Божьего. А что, разве "Приидите и мы, весь Новый Израиль, яже от язык Церковь..." - это тоже юношеские мечтания? Простите, однако, если я Вас не понял и Вы имели в виду иное.
Ответить

#
21.09.2012 в 13:56
Дорогой отец Павел, спасибо за Вашу замечательную статью!
Ответить

#
20.09.2012 в 15:42
Спаси Господи, дорогой отец Павел! Ты хорошо сказал. Бог всем нам в помощь!
Ответить

#
20.09.2012 в 14:43


«momento mori»… «помни о смерти»… Отец Павел, как всё верно, что Вы сказали! «Как это не грустно и не прозаично, наверное, всё-таки
придётся закончить романтические прогулки под луной с соловьем и бесконечные
женихания на чужой стороне. Не нужны мы там никому, всё равно будем
оставаться чужими и нежеланными. Или у нас своей семьи нет? Вот и пришла
пора ей по-взрослому заниматься, со всей ответственностью» сказали! Да, очень часто (и в мирской жизни) видишь,
как наши люди жалуются на жизнь: и в подъездах-то грязно, и на дорогах-то
пробки, и в магазинах-то обсчитывают и обманывают, и взятки-то вымогают… и при этом не замечают, что именно ОНИ САМИ
выбросили фантик от конфеты на ступени лестницы подъезда (ведь чисто не там,
где убираются, а там, где не мусорят), не замечают своего хамского поведения на дорогах («подрезать», как чашку
чая испить, на дорогах никто никого не
уважает: ни водители пешеходов на «зебрах», ни пешеходы водителей, переходя
дороги где угодно), не замечают, что сами на своей работе обманывают других:
начальника, коллег, посетителей… Вот
так все и живем – «с широко закрытыми глазами»… Нет ответственности ни за себя, ни за свою
жизнь, ни за свою душу, ни за свой дом, ни за свою землю… Как будто черновик жизни пишем. А на самом-то
деле вся жизнь проходит набело! И мимо…

Ответить

#
Дунаев А.Г., Россия, Сергиев Посад - Москва
20.09.2012 в 20:49
В данном случае mEmento в самом деле в высшей степени коррелирует с mOmento :) :(
Ответить

#
Черных Александр, Россия, Москва
20.09.2012 в 18:57
Соглашусь с вами. Людям стало абсолютно все равно на то что творится вокруг них, кем творится и когда творится. Наверное, отчасти это связано с осознанием того, что в жизни люди сталкиваются с двойственностью реальности: с одной стороны - никто даже пальцем пошевелить ради другого зачастую не готов, зато у каждого свои интересы и заботы, которые ты (внезапно) просто обязан понимать и принимать. А с другой стороны это порождает чувство бессилия перед власть имущими, а потому и терпят все эти бытовые и житейские безобразия. И, что самое печальное, забывают, что мы, на самом деле, едины своей верой в Господа. Увы, вновь наступают времена, когда один "Петров", другой "Аполлосов", а вот про то что все мы "Христовы" - звучит все реже и реже.
Ответить

Написать комментарий

Правила о комментариях

Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается.

Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет.

Вместе с тем мы готовы рассмотреть вопрос о взаимном сотрудничестве, если таковые предложения поступят.

Прим.: Адрес электронной почты опубликован не будет и будет виден лишь модераторам.

 *
Введите текст, написанный на картинке:
captcha
Загрузить другую картинку

добавить на Яндекс добавить на Яндекс