В недавно изданной (январь 2008 г.) монографии об Иларии Пиктавийском предлагается новое прочтение тринитарного богословия латинского епископа, активного участника тринитарных споров своего времени.
Статья

     После изгнания Илария Пиктавийского из своего родного города Пуатье в Галлии в Каппадокию, вся его богословская мысль изменилась. Латинский епископ, обученный в традиции Тертуллиана и Новациана, стал полнокровным участником тринитарных споров своего времени. Эта книга предлагает новое прочтение тринитарного богословия Илария, которое принимает в рассмотрение исторический контекст его мысли. Она впервые рассматривает этот контекст и особенности полемики Илария с оппонентами омианами. Книга обращается к ключевым темам богословия Илария, которые он разрабатывал в этом новом контексте. Данная работа помогает не только сделать более понятным богословие Илария, но также предлагает новое понимание тринитарных споров в целом. Книга адресована всем, кто интересуется развитием тринитарного богословия на Востоке и Западе, новыми историческими подходами к пониманию споров IV века, мысли и развитию Илария Пиктавийского, влияния Василия Анкирского и их оппозиции омианам.

Об авторе

Марк Уидмэн, Ph.D. (2004) в области религиозных исследований Маркетт университета, является профессором библейского и исторического богословия Кроссроад Колледжа. Он опубликовал несколько статей по тринитарным спорам IV века и занимается исследованиями в области истории латинского тринитарного богословия.

Обзор содержания книги

ВВЕДЕНИЕ

Введение включает

Часть 1: Развитие и контекст тринитарного богословия Илария

ГЛАВА 1: Латинский антимодализм в In Matthaeum.

Эта глава помещает первое сочинение Илария в контекст ранней латинской тринитарной полемики, показывая, как она вытекает из антимодалистской полемики Тертуллиана и Новациана. Она устанавливает стандарт, посредством которого мы можем судить о развитии позднейших тринитарных сочинений Илария.

ГЛАВА  2: Латинский Запад и начало омианского кризиса.

Глава 2 рассматривает первоначальный латинский ответ на омианский кризис, в особенности как он представлен в сочинениях Фебадия Агенского и Мария Викторина. Свидетельство этих двух богословов является важным, поскольку они открыли пространство, на котором велась борьба латинских богословов за то, чтобы дать традиционный ответ на омианскую угрозу.
ГЛАВА 3: Первая попытка Илария привлечь омиан.

В третьей главе автор обращается к рассмотрению первой попытки Илария вовлечь омиан в полемику в двух работах, написанных непосредственно после его изгнания, Liber adversus Valentem et Ursacium, и De Fide. Эти работы дают свидетельство того, что хотя Иларий и был увлечен полемикой, он не был столь наивен, чтобы не быть полностью осведомленным о всех ее подробностях.
ГЛАВА 4. Иларий, Василий Анкирский и Собор 357 г. в Сирмии.

Глава 4 рассматривает первую попытку Илария заявить о своем учении о Боге в работе De Synodis. Эта работа является важной, поскольку здесь он впервые начинает использовать перспективы и инструменты, которые он перенял из своего знакомства с Василием Анкирским.

 

Часть 2: Форма тринитарного богословия Илария

ГЛАВА 5: Экзегетика Писания

Автор заканчивает книгу четырьмя главами, которые посвящены исследованию «зрелой» мысли Илария в его главном сочинении De Trinitate. Автор начинает этот раздел с рассмотрения использования Иларием Писания в формулировке своей Тринитарной мысли. Экзегезис и богословие являются для Илария тесно связанными, и в этой главе автор показывает, как Иларий использует свою интерпретацию ключевых пассажей, особенно Филипп. 2.6-11 как «герменевтическое руководство», которое стоит в основе его экзегезиса других спорных фрагментов.

ГЛАВА 6. Имя и рождение Бога.

В шестой главе автор исследует доктрину Бога в 7 главе De Trinitate, фокусируясь на его использовании концепции «имени» и «рождения» для того, чтобы объяснить отношение между Отцом и Сыном. Это является ключевой категорией, которую Иларий заимствовал у Василия Анкирского, и это имеет глубокие корни и в традиционном греческом тринитарном богословии, и в спорах с омианами.

ГЛАВА 7: Воплощение и страдание Сына.

Эта глава рассматривает то, как «зрелая» христология Илария использует герменевтику Филипп. 2. Благодаря этой герменевтике Иларий способен предложить антиомианское рассмотрение страдания Сына посредством использования категорий forma servi - forma dei. Эта доктрина отмечает окончательный отход от христологии logo-sarx, которую он использовал в In Matthaeum.
ГЛАВА 8: Рождение Сына.

Иларий заканчивает De Trinitate обширным рассмотрением рождения Сына. Автор этой книги показывает, как Иларий применяет свою герменевтику Филипп. 2 к тексту Притч. 8 для того, чтобы развить свою доктрину рождения Сына. Как и в De Trinitate 10, мысль Илария в De Trinitate 12 представляет существенный отход от его латинского наследия.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ

 

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9