В Тбилиси готовится к изданию книга «Осетинские мифы и ритуалы»
События

Ученый представил вниманию публики готовящуюся к изданию книгу «Осетинские мифы и ритуалы». Предлагаемая книга является составной частью объемного труда «Мифы народов Кавказа» и представляет собой энциклопедическое описание мифотворчества и ритуальной практики осетинского народа.

«Книга будет издана в начале осени при поддержке Тбилисского государственного университета имени И. Джавахишвили», — сообщил Нугзар Антелава.

«Несмотря на индоевропейское, в частности, северо-иранское происхождение аланов-осетин, являющихся носителями двух великих религий — христианства (большинство) и ислама (около 20 %), в их сознании в ходе длительного проживания на Кавказе осели и были восприняты ныне истершиеся из памяти коренных жителей региона такие мировоззренческие пласты, которые приобретают бесценное значение при изучении древнейшей духовной культуры Кавказа», — отметил Антелава.

В книге ученого широко представлены фрагменты древнеиранской (дозороастрийской), а также скифско-сарматской мифологии, собран и проанализирован богатый материал, связанный с осетинскими мифологическими образами и сюжетами, народными верованиями и представлениями, обычаями и обрядами. Вместе с тем, автор посчитал целесообразным обогатить книгу примерами из традиционного народного быта и культуры, которые дают читателю больше информации об этнической самобытности осетин.

Тираж книги — 500 экземпляров, часть будет передана в библиотеки, часть можно будет приобрести в книжных сетях. Структурную основу книги составляет цикл статей, расположенных в алфавитном порядке.

«Я выбрал форму словаря, чтобы читателям было легче ориентироваться в материале. Книга написано в научно-популярном стиле и будет понятна широкому кругу читателей», — сказал Антелава.

По его словам, в труде также представлены биографии ученых, занимавшихся исследованием осетинских мифов и ритуалов.

Фрагмент предисловия книги на русском языке: «Кочующий с первого тысячелетия до нашей эры по необъятным просторам Евразии беспокойный скифско-сарматский ген дал о себе знать на Кавказе в лице ираноязычных аланов-осетин, обосновавшихся поначалу в предгорьях, а с XIII-XIV веков в горах Центрального Кавказа. Этот народ, в формировании этнической плоти которого значительную роль сыграли и местные племена — в первую очередь, носители позднебронзовой кобанской культуры, вот уже более двух тысячелетий обитает на Кавказе, и если б не язык и древнеиранские культурные парадигмы, ярко вкрапленные в мифологию и фольклор (преимущественно в нартовский эпос), его трудно было бы отличить от древнейшего населения этих мест. Можно смело говорить о том, что в результате интенсивных взаимоотношений с соседями и длительного сосуществования в едином социокультурном пространстве осетины с антропологической, культурной и психологической точек зрения давно стали типичными кавказцами. Как Кавказ сегодня не мыслится без осетин, так и ни один осетин не станет идентифицировать себя иначе, как кавказец. Осетинский народ — органическая часть самобытной кавказской социокультурной общности, и его историческая судьба рассматривается в единстве с историческими судьбами соседних народов. А принадлежность к кавказцам в самосознании коренных жителей региона такая же неустранимая константа, как, скажем, к европейцам у англичан, французов или испанцев. Как бы ни отличали себя друг от друга кавказские народы, в основе их поведения, в основе их социальных структур лежит один и тот же архетип, на базе которого возник единый кавказский тип культуры».

При этом главный вопрос, который задает ученый при исследовании осетинских мифов и ритуалов: какой из компонентов — кавказский или северо-иранский — выполнил роль доминанты в этногенезе осетинского народа?

«Более поздняя доминантная роль кавказского субстрата, которая ни в коей мере не эфемерна, полагаю, есть явление вторичное, и потому признать кавказский компонент в качестве первоочередного фактора в процессе этногенеза осетинского народа было бы ошибкой. С учетом имеющихся на сегодняшний день данных можно с уверенностью заключить, что осетины являются прямыми потомками аланов. «Аланы» в византийских источниках, «ясы» в русских летописях и «овсы», «осы» в грузинских — обозначают один и тот же народ. Этот вопрос не вызывает сомнений, как, например, не вызывает сомнений грузинское происхождение иберов, упоминаемых в древнегреческих источниках», — считает Нугзар Антелава.

Нугзар Антелава занимается исследованием проблем этнологии народов Грузии и Кавказа. В 2005 году он приступил к изданию исторических материалов под рубрикой «Этюды грузино-кавказской этнологии». В следующем году планируется издание большого труда о мифологии и особенностях ритуалов всех кавказских народов. При поддержке Министерства культуры в скором времени будут изданы книги о вайнахских и черкесских мифах и ритуалах. Ранее Нугзаром Антелава была написана и издана книга «Абхазские мифы и ритуалы».

Благовест-Инфо


Другие публикации на портале:

Еще 9