Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
   
Золотой фонд
Новое в справочном разделе
Комментарии читателей rss

Аристарх, епископ Кемеровский и Новокузнецкий, о проекте «Положения о монастырях и монашествующих»

20 июля 2012 г.
В продолжение дискуссии вокруг проекта  «Положения о монастырях и монашествующих», подготовленного Межсоборным присутствием РПЦ, публикуется отзыв епископа Кемеровского и Новокузнецкого Аристарха.

Данная концепция представляется нам весьма разумной, взвешенной и полезной для жизни и деятельности монашеских обителей Русской Православной Церкви. Во всех предложенных разделах на основании Священного Писания, богатого святоотеческого опыта и многовековых традиций монашеской жизни на Руси, действующего Устава Церкви представлен аргументированный  подход на прохождение иноческого подвига в наступившем тысячелетии.

Важно отметить, что «Положение о монастырях и монашествующих» не вносит диссонанса на сформировавшиеся устои монашеской жизни, а делает лишь необходимую корректировку курса в обозначенном направлении церковной деятельности. Отвечая тем, кто декларирует необходимость независимости монастырей от правящих архиереев, следует напомнить, что церковное Правило (от 451 года) Православной Церкви гласит: «Монашествующие же в каждом граде и стране да будут в подчинении у епископа, да соблюдают безмолвие, да подлежат только посту и молитве, безотлучно пребывая в тех местах, в которых отреклись от мира, да не вмешиваются ни в церковные, ни житейские дела, и да не приемлют в них участия, оставляя свои монастыри; разве только когда будет сие позволено епископом града по необходимой надобности».

Некоторые светские критики настаивают на необходимости выбора настоятелей и настоятельниц монастырей. Однако, при этом не учитывается тот факт, что монашеская жизнь в России на большей своей территории только возрождается после страшных репрессий, гонений и испытаний советского периода. В Сибирских и дальневосточных регионах некоторые монастыри впервые устраиваются. Если позволить братии или сестрам выбирать игумена (игумению) обители, в которой нет преемственности, и отсутствует монашеские традиции, то выборы могут осуществляться по принципу личной симпатии и панибратства, потворствуя человеческим слабостям и греховным наклонностям. В таких условиях выборы могли бы только закрепить существующие искажения монашеской жизни, сделать невозможным их исправление.

Сегодня на современное монашество, отмечает Святейший Патриарх Московский и всея Руси КИРИЛЛ, возлагается особая пастырская и миссионерская ответственность, ибо наши монастыри находятся в тесном соприкосновении с миром. Мир приходит к стенам обителей, пытаясь найти там духовную поддержку, и монастыри наши своим молитвенным подвигом и доброделанием созидают и исцеляют душу народа, вновь научая его благочестию.

Монастыри всегда были средоточием духовной жизни нашей Церкви и от состояния монастырей, от духовного состояния монашествующих во многом зависело духовное благополучие всей Церкви. Влияние монастырей на жизнь людей во многом формировало и образ благочестия. Величайшей силой, которую Церковь использовала, преображая мир, была сила благодати Божией и сила молитвы. Поэтому монастыри должны в полной мере вернуть себе былую славу и приумножить ее.

Сила монашества — в смирении, в исполнении Божиих законов, заповедей блаженства. Сила монашества — в молитве. Сила монашества — во внутреннем делании. Сердце монаха — это поле битвы, потому что в монашеском сердце и в монашеской голове происходят столкновения между помыслами, помыслами злыми, приходящими от дьявола, и помыслами добрыми, которые происходят от Бога. Великое искусство, которому учили нас святые отцы, заключается в том, чтобы помыслы отгонять в самый момент их появления. Человек, который научится этому искусству, не будет отвлекаться во время молитвы или во время богослужения, его ум будет сосредоточен на Боге и Божественных вещах, а все чуждое и страстное он будет отсекать. Это искусство не доступно очень многим людям, живущим в миру. Именно монахи есть многое, что сказать мирянам, находясь в монастыре, ведя монашеский образ жизни, преодолевая в самих себе страстное человеческое естество. Великое искусство монашеской жизни заключается в том, чтобы врачевать самого себя, чтобы врачевать свои недуги, и душевные, и телесные, чтобы работать над собой — над своим характером, над своим языком, над своей головой; чтобы не допускать в себя чуждых помыслов и чтобы, исцеляя самого себя, одновременно и параллельно исцелять тех людей, которые приходят в монастырь.

Сегодня каждый член Церкви, желающий послужить в иноческом чине, сможет познакомиться с «Положением о монастырях и монашествующих» и сопоставить свое видение о монашестве с тем, которое принимается всей церковной полнотой. Стало быть, после его принятия будут минимизированы нарушения в вопросах совершения монашеского пострига над кандидатами, представления которых расходится с традиционным взглядом на достойное прохождение монашеского поприща. Документ ценен и тем, что дает строго регламентированный подход по распределению административных обязанностей в монастырях и дисциплине насельников святых обителей.

На основании вышесказанного подтверждаем, что поддерживаем данный проект и считаем полезным принятие «Положения о монастырях и монашествующих» на общецерковном уровне.

Синодальный отдел по монастырям и монашеству

Ключевые слова:
См.также:
Подписаться на ленту комментариев к этой публикации

Комментарии (1)

Написать комментарий
#
30.07.2012 в 20:04
Дорогие архипастыри и пастыри, отцы и братия! Не сочтите за дерзость то, что я осмеливаюсь изложить некоторые свои недоумения, возникшие при чтении отзыва Преосвященного Аристарха на проект «Положения». Всё, что будет мной здесь сказано — лишь вопросы смиренного духовного чада одному из предстоятелей и отцов нашей Церкви.

Во всех предложенных разделах на основании Священного Писания, богатого святоотеческого опыта и многовековых традиций монашеской жизни на Руси, действующего Устава Церкви представлен аргументированный подход на прохождение иноческого подвига в наступившем тысячелетии.
Весь святоотеческий опыт (см. творения свт. Василия Великого, прп. Венедикта Нурсийского, прп. Феодора Студита, прп. Паисия Величковского и др.) и традиции монашеской жизни на Руси до XVII столетия свидетельствуют в частности в пользу того, что игумен должен избираться самой братией. Из житий многих угодников Божиих мы знаем, что они заботились сами или назначали братьев из своих обителей окормлять женские монастыри, и именно монашествующие, а не белое духовенство служили в женских обителях и окормляли их насельниц. Не игнорирует ли «Положение» как минимум эти два очевидных факта?

Важно отметить, что «Положение о монастырях и монашествующих» не вносит диссонанса на сформировавшиеся устои монашеской жизни, а делает лишь необходимую корректировку курса в обозначенном направлении церковной деятельности.
Да, действительно, «Положение» законодательно закрепляет те искажения в управлении монастырями, которые сформировались в синодальную и советскую эпоху. Может быть, стоит обсудить, как нам вернуться к реальным истокам монашества — святоотеческим?

Отвечая тем, кто декларирует необходимость независимости монастырей от правящих архиереев, следует напомнить, что церковное Правило (от 451 года) Православной Церкви гласит: «Монашествующие же в каждом граде и стране да будут в подчинении у епископа…».
На самом деле, декларировать независимость монастырей от правящих архиереев может только человек либо не здравомыслящий, либо совершенно не знающий церковной истории. Обитель не может существовать автономно от епископа, который является связующим звеном между монастырем и полнотой Кафолической Церкви. В то же самое время самим опытом Церкви монахолюбивые архиереи призываются предоставлять подвижникам свободу в их внутреннем духовном делании и не регламентировать внутреннюю жизнь монастыря. Нет ли необходимости, изучив святоотеческое предание, установить конкретно те права, которыми пользуется в монастыре правящий архиерей?

Некоторые светские критики настаивают на необходимости выбора настоятелей и настоятельниц монастырей.
Большинство из высказывавшихся на этом портале — не «светские критики», а монашествующие, которые долгое время прожили в монастыре и хотели бы видеть в игумене опытного духовного отца, которого они выбрали своим руководителем к вечности, а не администратора, который занимается преимущественно хозяйственными нуждами обители.

Если позволить братии или сестрам выбирать игумена (игумению) обители, в которой нет преемственности, и отсутствует монашеские традиции, то выборы могут осуществляться по принципу личной симпатии и панибратства, потворствуя человеческим слабостям и греховным наклонностям.
Здесь хорошо сказано о том, что именно обители без преемственности и традиций должны получать назначаемого игумена. Надо так и внести в Положение, закрепить это. Потому что сейчас закреплена другая норма – во всем монастыри настоятели назначаются. Надо указать в Положении, что если в монастыре нормальная духовная атмосфера – дать возможность братии самой выбирать себе отца. Кто может судить об атмосфере? Наверное, логично было бы поручить это членам Комиссии по делам монашества. Может быть, имеет смысл, чтобы они знакомились с духовной атмосферой в обители, беседовали с кандидатами на игуменство и тогда разрешал вопрос о выборах в ту или иную сторону? Только если в этот вопрос будут вникать, бережно относиться к мнению как архиерея, знающего монастырь, так и самих братий – тогда возможны добрые изменения.

Великое искусство монашеской жизни заключается в том, чтобы врачевать самого себя, работать над собой; чтобы не допускать в себя чуждых помыслов и чтобы, исцеляя самого себя, одновременно и параллельно исцелять тех людей, которые приходят в монастырь.
Как справедливы эти слова! Но всё же цель монаха в первую очередь в том, чтобы исцелить именно СВОЕ сердце. Он не задается целью врачевать ближних, иначе и к нему будут относиться слова: «Врачу, исцелися сам». Миру монах может помочь своей молитвой и примером своей ревностной иноческой жизни. Если же монах, а тем паче монахиня, поставят своей целью учительствовать среди мирян, которые приходят в монастырь, — они утратят это «великое искусство монашеской жизни». То же самое относится и к социальному и миссионерскому служению монаха. Не закрываем ли мы глаза на то, что к подобного рода деятельности способен далеко не каждый инок?

Сегодня каждый член Церкви, желающий послужить в иноческом чине, сможет познакомиться с «Положением о монастырях и монашествующих» и сопоставить свое видение о монашестве с тем, которое принимается всей церковной полнотой. На основании вышесказанного подтверждаем, что поддерживаем данный проект и считаем полезным принятие «Положения о монастырях и монашествующих» на общецерковном уровне.
К сожалению, в «Положении» присутствуют моменты, которые вызывают недоумения, а то и полемику, как показало обсуждение хотя бы на этом портале. Но зная наших архипастырей как людей истинно любящих монашество и могущих ныне способствовать его возрождению в истинно святоотеческом духе, мы можем надеяться, что они прислушаются к нашему голосу и наши недоумения будут разрешены.

Дорогие архипастыри, услышьте голос ваших смиренных духовных чад, которые видят в вас преемников апостолов, учеников святых отцов, своих наставников и покровителей. Дайте возможность монашеству вернуться к святоотеческим истокам и поддержите то духовное возрождение наших обителей, которое ныне начинается на качественно ином уровне.
Ответить

Написать комментарий

Правила о комментариях

Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается.

Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет.

Вместе с тем мы готовы рассмотреть вопрос о взаимном сотрудничестве, если таковые предложения поступят.

Прим.: Адрес электронной почты опубликован не будет и будет виден лишь модераторам.

 *
Введите текст, написанный на картинке:
captcha
Загрузить другую картинку

добавить на Яндекс добавить на Яндекс