Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
   
Золотой фонд
Истина26 июня 2017 г.
Страх7 июня 2017 г.
Тело17 июня 2017 г.
Церковь29 июня 2017 г.
Новое в справочном разделе
Комментарии читателей rss

«Что такое богословие?»

1 августа 2012 г.
Доклад одного из ведущих представителей современной православной патристики, французского философа и богослова Ж.-К. Ларше, прочитанный им в рамках научно-методологического семинара «Богословие в системе научного знания: традиции - современность - перспективы» Богословского факультета ПСТГУ 27 апреля 2012 года. Публикуется с сокращениями. Полная текстовая версия - см. Вестник ПСТГУ 2012, 3.
Подписаться на ленту комментариев к этой публикации

Комментарии (1)

Написать комментарий
#
3.08.2012 в 12:20
Спасибо за лекцию. Очень хорошая лекция о богословии. Очень доходчиво, понятное и грамотное изложение. Хотелось бы немного добавить к этим рассуждениям, дополняя, а не исправляя.

О христианском просвещении и богословии.

Необходимость христианского просвещения и богословия для человека исходит из необходимости познания человеком Бога и Божественной Истины для правильного своего развития и устроения жизни. Ибо Богом определены человеку пути жизни и развития соответственно образа и подобия его Богу (Быт.1.26,27). И если образ Божий в человека уже заложен Богом и есть его свобода воли, разумность, духовность и самостоятельность в деятельности, то подобие Божие человеку надо выращивать в себе через воспитание и образование в Божественной истине и заповедях Божиих. Через христианское просвещение, богословие и воспитание себя в заповедях Божиих, обучаясь жизни ради Бога, человек подготавливает себя для будущей жизни в Царствии Небесном Бога-Отца. В этом жизненная необходимость для человека в христианском просвещении и занятиях богословием.

Христианское просвещение и богословие имеют общие корни, исходящие из познания Божественной истины и богопознания. Они есть неотъемлемая часть жизни ради Бога и являются для человека путеводной звездой, ставящей на правильный путь жизни ради Бога и спасения души.

Христианское просвещение – это начало жизни ради Бога и без него нельзя начать правильно жить христианской жизнью.

Без личного христианского просвещения духовной жизни человек научиться не может, т.к. только знание Божественной истины ставит человека на правильные пути жизни, научает духовному мышлению и приводит через развитие богомыслия и богопознание к единению с Богом в истине.

В наше время христианское просвещение стали называть богословием. Однако же христианское просвещение и богословие хоть и имеют один корень, но это не одно и тоже. Христианское просвещение – это первоначальные знания о Божественной Истине и есть первоначальная стадия богословия. Оно ставит человека на пути жизни ради Бога, указывает пути покаяния, показывает истину о грехе и страстях и открывает человеку его падшесть и греховность, указывает пути исправления себя. Даёт знание о Боге, о Божественной истине и раскрывает истину жизни человека, но не развивает богомыслия и не делает душу Христианкой, т.к. богомыслие и духовность души развиваются только через образ жизни, посвящённый Богу, т.е. через опыт жизни ради спасения души. Христианское просвещение даёт теорию и знание, но не даёт опыт жизни, а без опыта духовной жизни богословствование невозможно.

Богословие – это высшее и более глубокое познание Божественной истины и Бога. Это путь к духовному знанию и дорога к достижению ведения Истины. Богословие означает преподавать учение о Боге. Богословие (по свт. Григорию Богослову) означает любомудрие о Боге (любовь к знаниям о Боге и мудрости Божественной).

Богословие не существует отдельно, т.е. самостоятельно, вне жизни ради Бога, но есть составная и неотъемлемая часть христианской жизни, т.к. занятие богословием формирует человека в христианской истине.

Богословие – это не абстрактная и умозрительная наука, а познание Бога Живого, Его Бытия и основ жизни человека, исходящих из Божественной Истины. Занятие богословием обновляет ум человека и делает его христианским, развивает богомыслие и приводит человека к организации христианского образа жизни. Оно берёт своё начало из изучения Боговдохновенных Писаний, т.е. из Священного Писания и Евангелия. Богословие – это не теория, а знания, необходимые человеку для духовного развития. Наряду с молитвенной жизнью богословие делает ум духовным и развивает духовную жизнь в человеке (но без очищения сердца от страстей это невозможно). Развитие богомыслия и есть начало духовной жизни для человека.

Только занятие богословием формирует человека в Истине и даёт жизнь ради Бога.

Богословие – это исследование («Исследуйте Писания...» (Иоан.5,39)), изучение и познание Божественной Истины, чтобы познать истину жизни и научиться ею жить (христианское просвещение даёт лишь первоначальные знания об истине жизни, но не учит ею жить).

Богословие означает говорить слова Божии и исходить из них в своих рассуждениях и мышлении. Только богословское мышление даёт правильное богословие человеку. Богословское мышление – это мышление, исходящее из Божественной истины, из слов Евангелия, из слов Священного Писания. Потому что слова Божии изложены только в Священном Писании, только в Евангелии. В богословии нужно исходить из того, что только Священное Писание и Евангелие есть непререкаемый и безошибочный источник знаний о Божественной истине, не требующий подтверждений истинности.

Истинное богословие – это развитие богомыслия, процесс Богопознания и Богообщение (именно с большой буквы, потому что происходит общение Бога с человеком по слову Его: «И будут все научены Богом»(Иоан.6,45), когда Бог Сам просвещает человека). Но Богообщение, когда Бог Сам говорит человеку слова о Божественной истине (отсюда и название Бого – словие), возможно лишь только тогда, когда человек достигает бесстрастия, ведения Истины и пребывает в полном мироотречении, проводя жизнь в безмолвии и созерцании Истины. Поэтому истинным богословом может считаться только тот человек, который сам живёт по слову Божию, посвящая жизнь свою Богу, и который в своих размышлениях отталкивается только от Священного Писания, делая его в своих рассуждениях началом и непререкаемым фундаментом в собственных богословских построениях, не трактуя слова Божии на свой лад и манер. Человек, изучающий богословские труды, но сам не живущий словом Божиим (не посвящающий жизнь Евангельским заповедям Христовым, ибо Евангелие – это истинное слово Божие, которым и обязан жить человек, посвящающий себя Богу,), всего лишь христианский теоретик, а не богослов в той мере, которую даёт исполнение заповеди Божией: «И будут все научены Богом...»(Иоан.6,45). Бог же никогда не учит человека, если он не посвящает свою жизнь спасению души: «И кто не берёт креста своего и следует за Мною, тот не достоин меня»(Мф.10,38).

Слово Божие первично, истинно и непременяемо. И только Священное Писание и Евангелие являются первоисточником слов Божиих, и больше никакой другой источник знаний об Истине. Поэтому слова Божии, содержащиеся в Священном Писании, необходимо принимать такими, как они есть, и не подменять их словами и смыслами человеческими, ибо слово человеческое вторично по отношению к слову Божию и правильным может считаться лишь тогда, когда оно полностью совпадает со словами Священного Писания, или Евангелия, т.е. со словом Божиим. Поэтому при изучении богословских трудов других людей, чтобы обогатить свои познания об Истине, необходимо быть внимательным и если богословские суждения другого человека не совпадают со словами Священного Писания и Евангелия, то такие посторонние суждения не принимать, т.е. то, что не совпадает со Священным Писание, не принимать, а исходить только из слов Священного Писания и Евангелия.

При изучении Божественной истины человеком для личного христианского просвещения и занятий богословием, человек должен исходить из понимания, что слово Божие для человека первично и не подлежит каким-то иным толкованиям и смыслам, чем тем, которые уже заложены в слова Богом. Это относится и к литературному прочтению слов Священного Писания, чтобы воспринимать значение их в том смысле, в котором написаны, и не искажать их абстракциями и надуманными смыслами, которые искажают содержание слова. Например, слова Божии: «Душа согрешающая, она умрёт»(Иез.18,4) означают, что душа умрёт. Ибо если бы было сказано, что человек согрешающий, он умрёт, то тогда было бы сказано о человеке, а не о душе. И если сказано, что «умрёт», то действительно умрёт, а не угроза звучит только. Ибо слово «смерть» не означает ничего другого, кроме смерти. И никаких иных смыслов слова Священного Писания не содержат, ибо другой смысл будет звучать либо как обман со стороны Бога, что никак невозможно, либо как неверное прочтение (литературное) слов, ибо слова «брошен в озеро огненное» никак не означают помилования, а слова «душа согрешающая, она умрёт» возвещают о смерти души и только. И слова: «Не пощажу их...» по звучанию своему говорят не о помиловании и даже не для того, чтобы испугать, произносятся, а говорят о неотвратимом наказании грешника смертью. Современные богословы свои заблуждения выдают за труды Св. Отцов.

Святым человек становится не за собственное богословие. Св. пр. Сергий Радонежский не был богословом, но стал святым, которого Сам Бог прославил. Св. пр. Иоанн Лествичник не занимался богословием, но имел глубокий духовный опыт жизни, который мы используем и сейчас. И таких очень много святых. Человек становится святым не через богословские занятия (хотя все святые были очень глубокими богословами), а через жизнь по заповедям Евангелия и точное исполнение всех слов Божиих о спасении души. Они жили по заповеди Христовой: «Отвергнись себя и возьми крест свои, и следуй за Мною»(Мф.16,24). К этим словам Божиим не относится богословие, ибо таким богословом, как Бог, человеку быть невозможно. Поэтому по отношению к Святым Отцам нужно подходит с точки зрения их правоты по отношению к слову Божиему, т.е. к Священному Писанию и Евангелию. Если их слова не совпадают со словами Священного Писания, то не принимать их по слову Апостола: «Удивляюсь, что вы... так скоро переходите к иному благовествованию, которое впрочем не иное, а только есть люди, смущающие вас... Но если бы мы даже, или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема... Кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема»(Гал.1,6-9). А за истину принимать только слова Священного Писания: «Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины»(1 Тим.2,15). Всё, что совпадает со словами Священного Писания и Евангелия, то принимать для себя.

Объяснение здесь одно: если бы Бог Сам открывал святым, то их слова всегда соответствовали бы Священному Писанию, ибо Бог никогда никого не обманывает. Поэтому то, что сказано в Священном Писании есть абсолютная правда и не подлежит перетолковыванию и изменению смыслов человеком. Святые, конечно же, заслужили, чтобы доверять им, но их учение вторично по отношению к слову Божиему. И Апостол Пётр не соглашался с Апостолом Павлом: «Как и возлюбленный брат наш Павел,.. написал вам, как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное»(2 Пет.3.15,16). Мы же должны исходить из слов Божиих, чтобы познавать Истину и учиться ей, а труды Святых использовать себе в помощь. Но только там, где они совпадают со словом Божиим, ибо не зря сказано Господом Иисусом Христом: «А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос»(Мф.23,8). Из этого и нужно исходить. Нужно верить Священному Писанию, не искажать смысл слов Божиих и не толковать их по своему, ибо это есть грех, искажать слова Священного Писания.

Ответить

Написать комментарий

Правила о комментариях

Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается.

Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет.

Вместе с тем мы готовы рассмотреть вопрос о взаимном сотрудничестве, если таковые предложения поступят.

Прим.: Адрес электронной почты опубликован не будет и будет виден лишь модераторам.

 *
Введите текст, написанный на картинке:
captcha
Загрузить другую картинку

добавить на Яндекс добавить на Яндекс