В США проходит выставка, посвященная теме смерти и посмертной участи человека в средневековом искусстве
События

Экспозиция, носящая название «Небеса, ад и благая кончина: образ смерти в искусстве Средних веков» (Heaven, Hell, and Dying Well: Images of Death in the Middle Ages), включает средневековые книги с миниатюрами, витражи, скульптуры и картины,сообщает сайт музея.

Как известно, в Средние века в христианском богословии и повседневной религиозности значительное место уделялось теме смерти и посмертной участи каждого человека, в результате чего огромное количество произведений искусства наполнены сценами насильственной смерти, похорон, моровых язв, которые несет людям смерть, олицетворенная часто в виде скелета с косой.

Так, на миниатюре «Дениз Поншер перед лицом Смерти» (Часослов Поншер, XV в.) юная владелица манускрипта изображена в коленопреклоненной позе с молитвенником в руках, созерцающей жуткую сцену: скелетообразная смерть посекает косами трех молодых родственников Дениз. Эта иллюстрация к тексту молитв должна была, видимо, служить ярким напоминанием о том, что смерть человека может наступить в любой день и час.  

Многие богослужебные книги, представленные в экспозиции, изобилуют такого рода миниатюрами и орнаментными рисунками, призванными постоянно сосредотачивать внимание читающего на теме смерти и загробного воздаяния. Немало (хотя гораздо меньше, чем «адских картин», если не считать портретных изображений святых) произведений религиозного искусства Средних веков изображает пребывание праведных душ в раю.

Одним из самых распространенных наряду с уже указанными сюжетами в Средние века был мотив загробного (или посмертного) путешествия главного героя миниатюр или литературных произведений. Кроме прославленной «Божественной комедии» Данте, в средневековой Европе имело широкое распространение повествование о загробных видениях рыцаря Тондаля.

Изначально созданный примерно в 1100 г. этот текст описывает мистическое путешествие ирландского рыцаря в сопровождении ангела по различным «этажам» ада (по количеству смертных грехов) и по райским обителям с целью привести его душу к покаянию. Эта история многократно переводилась, переписывалась и иллюстрировалась вплоть до позднего Средневековья.

Однако до сегодняшнего дня сохранился только один манускрипт (французский перевод 2-й пол. XV в.), целиком  содержащий текст «Видений», который и экспонируется на выставке. Он снабжен иллюстрациями известного фламандского художника Симона Мармиона.

В рамках выставки специалисты по культуре Средних веков из Музея Пола Гетта прочитали несколько открытых лекций, посвященных средневековым представлениям о потустороннем мире. Также прошел показ художественных фильмов по тематике выставки (экранизации «Божественной комедии» Данте Алигьери начала XX и XXI вв.).

Седмица.Ru


Другие публикации на портале:

Еще 9