Актуальные вопросы регистрации религиозных организаций при их создании
Референт Московского епархиального управления иеромонах Лазарь (Беломоин) в публикуемой статье раскрывает подробности действующих правовых норм в сфере регистрации религиозных организаций при их создании и связанной с ними практике взаимодействия Московской епархии и Управления Министерства юстиции РФ по Московской области.
Статья

Вопросы практического применения современного законодательства о государственной регистрации религиозных организаций относятся к компетенции прежде всего руководителей данных юридических лиц (епархиальных архиереев, настоятелей монастырей и храмов, ректоров духовных учебных заведений, председателей братств и сестричеств), а также их сотрудников, в обязанности которых входят оформление соответствующей документации и контакты с уполномоченными государственными органами. Руководителям и ответственным сотрудникам православных религиозных организаций важно разбираться в действующих правовых нормах в сфере регистрации религиозных организаций при их создании и связанной с ними практике взаимодействия Московской епархии и Управления Министерства юстиции РФ по Московской области.

 

Государственная регистрация религиозных организаций при их создании

Законодательству известно несколько способов создания юридических лиц. Сущность распорядительного способа состоит в том, что решение об образовании юридического лица исходит извне, от компетентных органов, как правило, собственников имущества, закрепляемого за юридическим лицом. Разрешительный способ создания юридических лиц связан с необходимостью получения предварительного разрешения (согласия) от органов государственной власти на создание соответствующего юридического лица[i]. Вначале будущие члены организации принимают решение о создании организации, после этого необходимо обратиться в компетентный орган за разрешением на такое образование. Это разрешение дается в каждом конкретном случае, оно является актом применения нормы права и относится не к группе организаций, а к конкретной организации.

В условиях рыночной экономики основным становится явочно-нормативныйспособ создания юридических лиц. Основное разрешение на образование организации дается здесь заранее и в общем виде. Остальная часть контроля за ее созданием осуществляется при регистрации данной организации. При этом проверяется лишь законность ее образования. Вопрос о целесообразности создания данной организации не должен решаться, так как он уже решен в нормативном порядке[ii].

В соответствии с п.1 ст.3 Федерального закона «О некоммерческих организациях» (далее – Закон о некоммерческих организациях), который в настоящее время имеет наибольшее практическое значение в вопросах государственной регистрации религиозных организаций, некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо смомента ее государственной регистрации в установленном законом порядке.

Согласно п.2 ст.51 Гражданского кодекса РФ, юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ).

Кто же на практике вносит такую запись? Каковы процедуры оформления необходимых документов?

В соответствии со ст.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», государственной регистрацией юридического лица является актфедерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о создании, реорганизации или ликвидации юридического лица, а также иных сведений о юридическом лице в соответствии с Законом. Таким федеральным органом исполнительной власти является Федеральная налоговая служба.

Закон о некоммерческих организациях был дополнен 10 января 2006 г. (Федеральный закон №18-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации») статьей 13.1.Данной нормой предусмотрено, что некоммерческая организация подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с учетом установленного настоящим Федеральным законом порядка государственной регистрации некоммерческих организаций[iii].

Согласно указанному порядку, решениео государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) некоммерческой организации принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере регистрации некоммерческих организаций (Министерством юстиции РФ), или его территориальным органом (региональным управлением Министерства юстиции РФ). В тексте Закона Министерство юстиции РФ кратко называется уполномоченным органом[iv].

Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании некоммерческой организации осуществляется уполномоченным в соответствии со ст.2 Федерального закона от 08.08.2001 г. №129-ФЗ«О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» федеральным органом исполнительной власти (Федеральной налоговой службой) на основании принимаемого уполномоченным органом или его территориальным органом решения о государственной регистрации. Для краткости в тексте Закона Федеральная налоговая служба именуется регистрирующим органом[v].

В статье 13.1.Закона о некоммерческих организациях определены перечень представляемых для государственной регистрации документов и основания для отказа в государственной регистрации[vi].

В соответствии с п.5 ст. 13.1.Закона о некоммерческих организациях, для государственной регистрации некоммерческой (в т.ч. религиозной) организации при ее создании в уполномоченный орган или его территориальный орган (т.е. в органыМинистерства юстиции РФ) представляются следующие документы (приводим сокращенный перечень, актуальный для религиозной организации):

1)  заявление, подписанное уполномоченным лицом (далее – заявитель), с указанием его фамилии, имени, отчества, места жительства и контактных телефонов;

2) учредительные документы некоммерческой организации в трех экземплярах;

3) решение о создании некоммерческой организации и об утверждении ее учредительных документов с указанием состава избранных (назначенных) органов в двух экземплярах;

4) сведения об учредителях в двух экземплярах;

5) документ об уплате государственной пошлины;

6) сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего органа некоммерческой организации, по которому осуществляется связь с некоммерческой организацией.

Рассмотрим данные документы в контексте процесса создания религиозной организации. Формы документов, необходимых для соответствующей государственной регистрации, определяются Правительством Российской Федерации[vii].

Постановлением Правительства РФ№ 212 от15 апреля 2006 г. были утверждены формы документов, необходимых для государственной регистрации некоммерческой организации при ее создании (приложение №1 Постановления). Данное приложение имеет строго формализованный вид и включает формы документов, необходимых для государственной регистрации всех некоммерческих организаций, поэтому некоторые пункты не имеют непосредственного отношения к регистрируемым религиозным организациям и в связи с этим не заполняются. Образцы заполнения форм по указанному приложению разработаны в Московском епархиальном управлении и разосланы благочинным Московской епархии как приложение к циркуляру Управляющего епархией № 2107 от 4 августа 2006 г.

 

Создание местной религиозной организации

Список документов, указанный в п.5 ст. 13.1. Закона о некоммерческих организациях, конкретизируется для местной религиозной организации в п.5 ст.11 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» (далее –Закон о свободе совести), согласно которому для государственной регистрации местной религиозной организации учредители представляют в соответствующий территориальный орган федерального органа государственной регистрации:

·  заявление о регистрации;

·  список лиц, создающих религиозную организацию, с указанием гражданства, места жительства, даты рождения;

·  устав религиозной организации;

·  протокол учредительного собрания;

·  документ, подтверждающий существование религиозной группы на данной территории на протяжении не менее пятнадцати лет, выданный органом местного самоуправления, или подтверждающий ее вхождение в централизованную религиозную организацию, выданный ее руководящим центром;

·  сведения об основах вероучения и соответствующей ему практики, в том числе об истории возникновения религии и данного объединения, о формах и методах его деятельности, об отношении к семье и браку, к образованию, об особенностях отношения к здоровью последователей данной религии, ограничениях для членов и служителей организации в отношении их гражданских прав и обязанностей;

·  сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа создаваемой религиозной организации, по которому осуществляется связь с религиозной организацией;

·  документ об уплате государственной пошлины.

Действующее российское законодательство не определяет понятие «учредитель», хотя устанавливает его права и обязанности по созданию юридического лица. Учредители принимают устав юридического лица, избирают руководящие органы, совершают иные фактические и юридические действия, необходимые для государственной регистрации юридического лица и обеспечения его нормального функционирования (ст.52 Гражданского кодекса РФ).

После государственной регистрации юридического лица его учредители автоматически становятся участниками (членами) данной организации, приобретая все права и обязанности, возникающие из этого участия (членства). Дальнейшие перемены в составе участников организации не означают, что новых членов следует рассматривать как ее учредителей, ибо к моменту их принятия юридическое лицо уже было создано (зарегистрировано).

Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод, что в тесном смысле слова учредителями являются только субъекты, которые были указаны в качестве учредителей в документах юридического лица на момент его первичной государственной регистрации в ЕГРЮЛ[viii].

В связи с вышеизложенным следует отметить, что сведения о прихожанах, явившихся учредителями местной религиозной организации православного прихода, навсегда остаются в информации об этой религиозной организации, содержащейся в ЕГРЮЛ, даже в случаях прекращения их деятельности в составе прихода. Новые участники (члены) данной организации принимаются в качестве таковых в соответствии с действующим уставом, но сведения о них уже не вносятся в ЕГРЮЛ.

Согласно п.1 ст. 15 Закона о некоммерческих организациях, учредителями некоммерческой организации могут выступать полностью дееспособные граждане. В соответствии с п.1.2. ст.15 того же Закона, не может быть учредителем некоммерческой организации, в частности:

1. лицо, включенное в перечень в соответствии с п.2 ст.6 Федерального закона от 7 августа 2001 года №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) денежных средств, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», – физическое лицо, в отношении которого имеются сведения о причастности к экстремистской деятельности или терроризму;

2. лицо, в отношении которого вступившим в законную силу решением суда установлено, что в его действиях содержатся признаки экстремистской деятельности;

3. лицо, которое не соответствует предъявляемым к учредителям (участникам, членам) некоммерческой организации требованиям федеральных законов, определяющих правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций отдельных видов.

В соответствии с п.3 ст.8 Закона о свободе совести, местной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая не менее чем из десятиучастников, достигших возраста восемнадцати лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении. Таким образом, категорично определяется круг возможных учредителей по территориальному признаку и устанавливается возрастной ценз для них.

Число учредителей некоммерческой организации не ограничено, если иное не установлено федеральным законом[ix]. В соответствии с п.1 ст.9 Закона о свободе совести, учредителями местнойрелигиозной организации могут быть не менее десяти граждан Российской Федерации, объединенных в религиозную группу.

Понятие «список лиц, создающих религиозную организацию», упомянутое в п.5 ст.11 Закона о свободе совести, подразумевает наличие данного списка учредителей в протоколе учредительного собрания местной религиозной организации, а также заполнение формы №РН0001 (лист Б) на каждого учредителя (по приложению №1 Постановления № 212). Лист Б данной формы содержит следующие сведения об учредителе – физическом лице: фамилию, имя и отчество, дату и место рождения, указание на гражданство РФ, паспортные данные, адрес постоянного места жительства, контактный телефон. Адрес места жительства по постоянной регистрации должен подтверждать постоянное проживание в данной местности, согласно п.3 ст.8 Закона о свободе совести.

Особенностью форм приложения № 1 является необходимость подписания каждой из них заявителем – лицом, которое от имени религиозной группы (учредителей) вносит данные в упомянутые формы. При этом заявителем должен быть, по смыслу Закона о свободе совести, один из учредителей. Как правило, при регистрации местной религиозной организации заявителем выступает настоятель храма, назначенный указом епархиального архиерея.

Именно заявитель подписывает в присутствии нотариуса, в соответствии со ст.80 Основ законодательства РФ о нотариате, «Заявление о государственной регистрации некоммерческой организации при ее создании», где указываются: организационно-правовая форма и полное наименование местной религиозной организации, вероисповедание и принадлежность к централизованной религиозной организации, адрес (место нахождения) местной религиозной организации, которым является адрес постоянно действующего руководящего органа либо лица, имеющего право действовать от ее имени без доверенности, и контактный телефон. Кроме того, в заявлении прописываются: дата принятия решения о создании организации, т.е. дата протокола учредительного собрания, количество учредителей, соответствующее числу указанному в протоколе и числу листов Б формы № РН0001, заполненных на каждого учредителя.

Также в заявлении указывается количество лиц, имеющих право без доверенности действовать от имени некоммерческой организации (полная информация о таком лице помещается в листе Е формы № РН0001). В практике той части Московской епархии[x], которая находится в канонической юрисдикции митрополита Крутицкого и Коломенского, как правило, такое лицо одно это настоятель прихода (он же, в соответствии с типовым уставом прихода от 10 октября 2009 года, является председателем приходского совета), сведения о котором вносятся в лист Е.

В пункт 8 заявления вносится информация о количестве видов экономической деятельности, которой занимается приход (данным сведениям, вносимым в соответствии с Постановлением Госстандарта РФ от 06.11.2001 №454-ст «О принятии и введении в действие ОКВЭД»,посвящён лист Ж формы №РН0001). В практике Московской епархии указывается один вид экономической деятельности, который присущ всем религиозным организациям,  «деятельность религиозных организаций».

Пункт 9 заявления посвящен непосредственно сведениям о заявителе, как правило, настоятеле прихода. В практике взаимодействия Московского епархиального управления и Управления Министерства юстиции РФ по Московской области обстоятельством, препятствующим тому, чтобы настоятель выступал заявителем при создании прихода, является отсутствие у настоятеля постоянной регистрации в органах Федеральной миграционной службы на территории Московской области. Это обусловлено невозможностью для настоятеля в данном случае быть учредителем местной религиозной организации[xi]. Подпункты пункта 9 заявления сообщают об имени, отчестве, фамилии, ИНН, паспортных данных, месте жительства и контактном телефоне заявителя.

Обговорим специфику оформления устава местной религиозной организации. Вопросы государственной регистрации юридических лиц и общие требования к их уставам содержатся в ст.51 и 52 Гражданского кодекса РФ. Устав является учредительным документом. Согласно п.1 ст.10Закона о свободе совести, религиозная организация действует на основании устава, который утверждается ее учредителями и должен отвечать требованиям гражданского законодательства Российской Федерации. В соответствии с п.2. указанной статьи, в уставе религиозной организации указываются:

·  наименование, место нахождения, вид религиозной организации, вероисповедание и, в случае принадлежности к существующей централизованной религиозной организации, ее наименование;

·  цели, задачи и основные формы деятельности;

·  порядок создания и прекращения деятельности;

·  структура организации, ее органы управления, порядок их формирования и компетенция;

·  источники образования денежных средств и иного имущества организации;

·  порядок внесения изменений и дополнений в устав;

·  порядок распоряжения имуществом в случае прекращения деятельности;

·  другие сведения, относящиеся к особенностям деятельности данной религиозной организации.

В соответствии с п.8 ст.8 Закона о свободе совести, наименование религиозной организации должно включать в себя сведения о ее принадлежности к определенному вероисповеданию. Местом нахождения религиозной организации является ее фактический адрес (адрес нахождения постоянно действующего руководящего органа либо лица, имеющего право действовать от ее имени без доверенности). Устав должен отражать цели, задачи и основные формы деятельностирелигиозной организации, регулируемые внутренними установлениями. Их изложение должно быть развернутым настолько, чтобы имелась возможность оценить их соответствие требованиям, установленным Законом. Порядок создания и прекращения деятельности организации тоже указывается в уставе. Должна быть освещена и внутренняя структура данной религиозной организации.Необходимо указать методы принятия решений в организации, которые касаются гражданско-правовых отношений. Кроме того, в устав необходимо включать порядок внесения изменений и дополнений в устав, порядок распоряжения имуществом в случае прекращения деятельности[xii].

Ныне действующий типовой устав местной религиозной организации православного прихода принят Священным Синодом Русской Православной Церкви 10 октября 2009 года. На практике необходимо лишь внести в текст устава регистрируемого прихода его полное наименование и место нахождения, а также год образования прихода и его воссоздания, если храм закрывался в атеистическую эпоху гонений. Титульный лист устава предусматривает указание на дату учредительного собрания прихода, совпадающую с датой протокола этого собрания, а также заверение подписью руководителя централизованной религиозной организации – епархии, т.е. епархиального архиерея.

В соответствии с п.41 Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденного Приказом Министерства юстиции РФ от 30.12.2011 № 455 (далее – Административный регламент), устав религиозной организации представляется в трех подлинных экземплярах (один хранится в управлении Минюста России, один – в управлении Федеральной налоговой службы и один – на приходе). Согласно п.41 Административного регламента, страницы устава должны быть пронумерованы и прошиты.

Согласно п.45 Административного регламента, сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего органа некоммерческой организации, по которому осуществляется связь с некоммерческой организацией, указываются в заявлении, подписанном уполномоченным лицом. Подтверждение заявителем указанных сведений иными документами не требуется.

В соответствии с п.42 Административного регламента, протокол учредительного собрания местной религиозной организации, содержащий решение о ее создании, должен содержать:

·  дату и место проведения собрания;

·  список учредителей – участников собрания;

·  сведения о количественном и персональном составе (фамилия, имя, отчество) рабочих органов (президиума, секретариата и иных);

·  существо принятых решений и результаты голосования по ним;

·  сведения (фамилия, имя, отчество) об избранных (назначенных) членах руководящих и контрольно-ревизионных органов;

·  фамилию, инициалы и личную подпись председателя и секретаря собрания, ответственных за составление протокола.

Московским епархиальным управлением разработан примерный образец протокола учредительного собрания прихода, отражающий специфику требований типового устава прихода.

Важен п.4 ст.13.1. Закона о некоммерческих организациях, где говорится, что документы, необходимые для государственной регистрации некоммерческой организации, представляются в уполномоченный орган или его территориальный орган не позднее чем через три месяца со дня принятия решения о создании такой организации. Это означает, что со дня проведенияучредительного собрания (даты протоколаучредительного собрания) прихода и до дня сдачи всех документов на регистрацию в управление Минюста должно пройти не более трех месяцев.

В списке необходимых документов, находящемся в п.5 ст.13.1. Закона о некоммерческих организациях, присутствует и «документ, …подтверждающий ее (религиозной группы) вхождение в централизованную религиозную организацию, выданный ее руководящим центром». В практике Московского епархиального управления этот документ – официальное письмо Управляющего Московской епархией митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, оформленное на бланке и заверенное печатью.

«Сведения об основах вероучения и соответствующей ему практики, в том числе об истории возникновения религии и данного объединения, о формах и методах его деятельности, об отношении к семье и браку, к образованию, особенностях отношения к здоровью последователей данной религии, ограничениях для членов и служителей организации в отношении их гражданских прав и обязанностей»[xiii] представляются при создании местной религиозной организации в виде приложения к уставам православных религиозных организаций Русской Православной Церкви при их государственной регистрации и перерегистрации в качестве юридических лиц под названием «Основы вероучения и практики православных религиозных организаций Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)».

Согласно пп.1 п.1 статья 333.33. части 2 Налогового кодекса РФ, государственная пошлина за государственную регистрацию юридического лица, за исключением государственной регистрации ликвидации юридических лиц, государственной регистрации политических партий и региональных отделений политических партий, государственной регистрации общероссийских общественных организаций инвалидов и отделений, являющихся их структурными подразделениями, уплачивается в размере 4000 рублей.

Согласно п. 44 Административного регламента, платежное поручение или иной документ об уплате в соответствующий бюджет государственной пошлины за государственную регистрацию религиозной организации представляется в подлиннике.

Административный регламент в п.39 предусматривает, что все документы на государственную регистрацию представляются на русском языке, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно п.41 Административного регламента, все документы, кроме документов, представляемых в электронной форме, и учредительных документов организации, представляются на государственную регистрацию в двух экземплярах, один из которых должен быть подлинником.

Интересен п.38 Административного регламента, который гласит: «При предоставлении государственной услуги не допускается:

- истребование от заявителя документов, предоставление которых не предусмотрено нормативными актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги;

- истребование от заявителя документов, находящихся в распоряжении Минюста России и его территориальных органов, а также в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций».

В соответствии с п.10 ст.11 Закона о свободе совести, территориальный орган федерального органа государственной регистрации (Министерства юстиции РФ) после принятия решения о государственной регистрации местной религиозной организации направляет в уполномоченный регистрирующий орган (территориальное управление Федеральной налоговой службы) сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц.

На основании принятого территориальным органом Министерства юстиции РФ решения о государственной регистрации религиозной организации и представленных им необходимых сведений и документов территориальное управление Федеральной налоговой службы в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения необходимых сведений и документов вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения указанной записи, сообщает об этом в орган, принявший решение о государственной регистрации религиозной организации[xiv].

Территориальный орган Министерства юстиции РФ не позднее трех рабочих дней со дня получения от территориального управления Федеральной налоговой службы информации о внесенной в единый государственный реестр юридических лиц записи о религиозной организации выдает заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи о религиозной организации в единый государственный реестр юридических лиц[xv].

С другой стороны, Закон №18-ФЗ от 10.01.2006 г., которым был дополнен Закон о некоммерческих организациях, предусматривает увеличение срока рассмотрения документов, представленных на регистрацию некоммерческой организации. Если раньше процедура регистрации некоммерческих организаций занимала пять рабочих дней с момента подачи документов, то после вступления Закона №18-ФЗ в силу максимальный срок рассмотрения документов может составить 23 рабочих дня[xvi].

В частности, согласно п.8 ст.13.1. Закона о некоммерческих организациях, территориальный орган Министерства юстиции РФ при отсутствии оснований для отказа в государственной регистрации некоммерческой организации не позднее чем через четырнадцать рабочих дней со дня получения необходимых документов принимает решение о государственной регистрации некоммерческой организации и направляет в регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления регистрирующим органом функций по ведению ЕГРЮЛ. На основании указанного решения и представленных уполномоченным органом (территориальным управлением Министерства юстиции РФ) сведений и документов регистрирующий орган (территориальное управление Федеральной налоговой службы) в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения этих сведений и документов вносит в ЕГРЮЛ соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения такой записи, сообщает об этом в орган, принявший решение о государственной регистрации некоммерческой организации. Орган, принявший решение о государственной регистрации некоммерческой организации (территориальное управление Министерства юстиции РФ), не позднее трех рабочих дней со дня получения от регистрирующего органа информации о внесении в ЕГРЮЛ о некоммерческой организации выдает заявителю свидетельство о государственной регистрации[xvii].

Таким образом, сталкиваемся с коллизией между специальным законом в сфере деятельности религиозных организаций – Законом о свободе совести – и Законом о некоммерческих организациях. П.10 ст.11 Закона о свободе совести, изложенный в редакции Федерального закона от 29.06.2004 г. № 58-ФЗ, не приведён в соответствие с более поздним Законом от 10.01.2006 г. №18-ФЗ.

Свидетельство о государственной регистрации, выдаваемое заявителю территориальным управлением Министерства юстиции РФ, оформляется в соответствии с Приказом Минюста России от 3 августа 2009 г. № 244 «Об утверждении формы свидетельства о государственной регистрации некоммерческой организации».

В соответствии с п.9 ст.11 Закона о свободе совести, в случае несоблюдения заявителем требований, указанных в данной статье и связанных с предоставлением необходимых документов, орган, принимающий решение о государственной регистрации религиозной организации, вправе оставить заявление без рассмотрения с уведомлением об этом заявителя.

Статья 12 Закона о свободе совести посвящена случаям отказа в государственной регистрации религиозной организации. Согласно п.1 данной статьи, религиозной организации может быть отказано в государственной регистрации в случаях, если:

·  цели и деятельность религиозной организации противоречат Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации – со ссылкой на конкретные статьи законов;

·  создаваемая организация не признана в качестве религиозной;

·  устав и другие представленные документы не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации или содержащиеся в них сведения не достоверны;

·  в едином государственном реестре юридических лиц ранее зарегистрирована организация с тем же наименованием;

·  учредитель (учредители) неправомочен.

В соответствии с п.2 ст.12 Закона о свободе совести, в случае отказа в государственной регистрации религиозной организации о принятом решении в письменной форме сообщается заявителю с указанием оснований отказа. Согласно этому пункту, отказ регистрирующего органа в государственной регистрации религиозной организации, а также его уклонение от такой регистрации могут быть обжалованы в суд.

 

Создание религиозной организации, образуемой централизованной религиозной организацией

В соответствии с п.4 ст.11 Закона о свободе совести, решения о государственной регистрации религиозных организаций, образуемых централизованной религиозной организацией, принимаются органом, принявшим решение о государственной регистрации соответствующей централизованной религиозной организации. В случае если организация (например, какое-либо общецерковное учреждение) создается централизованной,зарегистрированной в Министерстве юстиции РФ (Русской Православной Церковью), она будет также зарегистрирована в Министерстве юстиции РФ.

Согласно п.2 ст.18 Закона о свободе совести, для реализации своих уставных целей и задач религиозные организации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право создавать культурно-просветительские организации, образовательные и другие учреждения, а также учреждать средства массовой информации.

В соответствии со ст.19 указанного Закона, религиозные организации имеют исключительное право создавать учреждения профессионального религиозного образования (духовные образовательные учреждения) для подготовки служителей и религиозного персонала. Учреждения профессионального религиозного образования подлежат регистрации в качестве религиозных организаций и получают государственную лицензию на право осуществления образовательной деятельности.

Религиозные организации вправе осуществлять, например, благотворительную деятельность путем учрежденияблаготворительных организаций. Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» дает перечень видов деятельности, признаваемых благотворительной (ст.2).

Однако наиболее распространенной и актуальной является регистрация ставропигиальных и епархиальных монастырей, патриарших, архиерейских и монастырских подворий.

Отметим документальные особенности государственной регистрации религиозных организаций,образуемых централизованными религиозными организациями(Русской Православной Церковью, епархиями).

В соответствии с п.7 ст.11 Закона о свободе совести, основаниями для государственной регистрации организаций, образуемых централизованными религиозными организациями, являются:

·  заявление о регистрации;

·  список учредителей религиозной организации;

·  устав создаваемой религиозной организации, утвержденный ее учредителем (учредителями);

·  сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа создаваемой религиозной организации, по которому осуществляется связь с религиозной организацией;

·  нотариально удостоверенные копии устава и документа о государственной регистрации учредителя (учредителей);

·  соответствующее решение правомочного органа учредителя (учредителей);

·  документ об уплате государственной пошлины.

Требования по оформлению и представлению документов для государственной регистрации религиозных организаций, образуемых централизованной религиозной организацией, подобны требованиям, установленным для регистрации местных религиозных организаций.

Учредителем епархиальных монастырей и монастырских подворий в той части Московской епархии, которая находится в канонической юрисдикции митрополита Крутицкого и Коломенского, является Православная религиозная организация Московская епархия Русской Православной Церкви. Нотариально оформляемое заявление о регистрации епархиального монастыря или монастырского подворья при создании подписывается Управляющим Московской епархией митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием. Решением о создании епархиального монастыря является соответствующее постановление Священного Синода Русской Православной Церкви, а монастырского подворья – указ епархиального архиерея.

Согласно п.8 ст.11 Закона о свободе совести, заявление о государственной регистрации религиозной организации, создаваемой централизованной религиозной организацией, рассматривается в месячный срок со дня представления всех предусмотренных документов.

Процедуры взаимодействия уполномоченного и регистрирующего государственных органов при регистрации религиозной организации, создаваемой централизованной религиозной организацией, аналогичны процессу работы этих органов при регистрации местной религиозной организации. Решение об отказе в государственной регистрации таким религиозным организациям выносится по тем же причинам, что и в случаях с местными религиозными организациями[xviii].



[i] Бурмистрова Т., Мартыненко Г. Методы и практика антимонопольного регулирования действий исполнительных органов власти // Право и экономика. 2000. №2. С. 19.

[ii] Братановский С.Н., Злобина Е.А. Комментарий к ФЗ от 12 января 1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» // Правов. сист. «Консультант Плюс», разд. «Комментарии законодательства».

[iii] Мкртумян А.Р. Консультация эксперта, Роснедвижимость, 2006 // Правов. сист. «Консультант Плюс», разд. «Финансовые консультации».

[iv] П.2 ст.13.1. ФЗ «О некоммерческих организациях».

[v] П.3 ст.13.1. ФЗ «О некоммерческих организациях».

[vi] Гладилин С.В. Консультация эксперта, ФНС РФ, 2006 // Правов. сист. «Консультант Плюс», разд. «Финансовые консультации».

[vii] П.3 ст.13.1. Федерального закона "О некоммерческих организациях".

[viii] Козлова Н.В. Правосубъектность юридического лица. «Статут», 2005 // Правов. сист. «Консультант Плюс», разд. «Комментарии законодательства».

[ix] П.2 ст.15 ФЗ "О некоммерческих организациях".

[x] Согласно Уставу Русской Православной Церкви (п.9 гл.IV) и Уставу Православной религиозной организации Московской епархии Русской Православной Церкви (п.1), каноническая территория Московской епархии включает город Москву и Московскую область, «…в пределах Московской области на правах Епархиального архиерея управляет митрополит Крутицкий и Коломенский» (п.23 Устава Православной религиозной организации Московской епархии Русской Православной Церкви).

[xi] См. п.3 ст.8 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».

[xii] Себенцов А. Комментарий к ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях». М.,1997. С. 35.

[xiii] См. п.5 ст.13.1. ФЗ «О некоммерческих организациях».

[xiv] См. п.10 ст.11 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».

[xv] См. п.10 ст.11 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».

[xvi] Лапшина Д.В. Комментарий к ФЗ от 10.01.2006 г. №18-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ» // Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров. 2006. № 5 (опубл. в правов. сист. «Консультант Плюс», разд. «Финансовые консультации»).

[xvii] Мкртумян А.Р. Указ. соч. // Правов. сист. «Консультант Плюс», разд. «Финансовые консультации».

[xviii] «Московские епархиальные ведомости», №5-6 за 2012 год.

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9