Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
   
Золотой фонд
Новое в справочном разделе
Комментарии читателей rss

Алаверди, или несколько впечатлений о грузинском православии

10 июня 2012 г.

Говорят, бутерброд соседа всегда вкуснее. И только потому, что он – не твой. Во время поездки в Грузию я постоянно старался это объяснять самому себе, но с каждым днём это получалось всё труднее. 

Первое сильное впечатление – от группы взрослых людей в Троицком кафедральном соборе Тбилиси, оживлённо обсуждавших проблему понимания любви в христианском богословии. Человек сорок, разного возраста, от двадцати лет до почти стариков – обсуждали с батюшкой вопрос: надо ли учить любви, или же она есть исключительно дар? Поводом послужила книга Эриха Фромма «Искусство любви». В чем же интрига, спросит читатель? Да в том, что этот огромный помпезный собор, с бесконечным множеством приделов, помещений, лестничных маршей, этажей, этим подчёркнутым благолепием, весь в камне и золоте, с дорогими иконами – вдруг разом ожил, перестал быть заповедником православия и музеем благочестивых преданий седой старины. Если здесь люди о таких вопросах и так горячо спорят – значит, у них еще не атрофировался интеллектуальный мускул, значит, им, пользуясь терминологией Розанова, "надо". Причем таких групп в храме мы встретили две, примерно одинаковых по численности. Занятно, что вторая на занятиях вообще сидела без освещения, в полумраке, что придавало еще большую интимность и теплоту.  

В главном приделе – огромная икона всех грузинских святых, выполненная в технике перегородчатой эмали. Несколько квадратных метров шедевра веры. Символ единения народов Грузии. И неважно, сколько там килограммов золота. Но то, что они дорожат своими святыми, налицо. А где сокровище – там и сердце.  Надо быть каменным истуканом, чтобы не ощутить, как здесь на самом деле любят  свою Поместную Церковь.

Но всё это оказалось лишь прелюдией к тому, что мы увидели в Тбилисской духовной академии. В конце концов, ну и что такого в том, что у них огромное здание, где вскоре будет располагаться академия, за полгода поднятое из руин – полностью за счет государства? Уже в этом году здесь будут слушать лекции две с половиной тысячи студентов. Мы ведь тоже котлован для семинарского общежития на болоте уже выкопали. Правда, за три года. Ну подумаешь – у них государственная аккредитация духовного образования и 100% финансирование семинарий и академий опять-таки со стороны государства.  Так ведь и мы не лыком шиты – у нас тоже теперь есть ФГОС «Теология». Удачно перелившим старое церковное вино в свежеизготовленные государственные мехи – можно ставить памятник при жизни. А то, что у них, у грузин, условием получения аккредитации, жёстко поставленным Церковью перед министерством образования, было полное невмешательство в учебный процесс по богословским предметам, впрочем, как и сохранение всего уклада жизни духовной школы в неприкосновенности – так ведь подобную роскошь мы-то не можем себе позволить! У нас-то мультиконфессионально-полинациональное государство, на всех один блин не испечешь. Тем более, если этот блин – православный.

Академию в Тбилиси возглавляет замечательный священник, отец Георгий Звиададзе, единственный протопресвитер в Грузинской Церкви, ближайший к Святейшему Патриарху Илии человек. Когда нам рассказывали о том, что конкурс в семинарию сегодня – от 10 до 15 человек на место, при том, что пару лет назад Патриарх благословил взять всех, подавших документы – а таковых оказалось полторы тысячи – я снова и снова повторял мантру про соседский бутерброд. Помогало. Но вот когда на всенощной в Сионском храме я увидел, что церковь до отказа забита людьми – и не увядающими представительницами прекрасного пола, а мужчинами в расцвете лет, молодёжью и юношами – спасительная мантра перестала действовать. А когда мы узнали, что у каждого третьего ребёнка в семье крёстным отцом становится сам Патриарх Илия – чтобы таким образом поддержать естественный прирост населения – стало совсем хорошо. Просто порадовался за 14 тысяч младенцев, у которых в крёстных теперь Предстоятель Церкви. Порадовался, потому что Церковь вдруг открылась своей неожиданной стороной – человечности.

Вот чего сегодня катастрофически не хватает – искреннего интереса к человеку. И это не продавить никаким распоряжением. Этому надо целенаправленно учить – чтобы получить как дар – и благословение – и крест. Учить прежде всего в семинариях, где сама обстановка должна буквально на всех углах кричать: Вы нужны нам! Мы вас ищем! Мы бьемся с вами и об вас, чтобы хотя бы немного разогреть подостывшее сердце, отягощенное земными попечениями, замороченное дурманом мира сего. Только когда семинарии станут такими живыми, заразительно живыми организмами – можно надеяться и на качественное улучшение общего климата на приходах и в целом в Церкви. Все иные попытки обречены превращаться в фарс и лишь мешать вызреванию этого очень сокровенного, интимного процесса очеловечивания Церкви – по образу Истинного Человека и Бога – Спасителя Христа. 

Честно говоря, я не ожидал, что у грузин такое величественное православие. 

Очевидно, что у грузинского богословия, да и в целом у духовного образования, есть будущее. За них можно только порадоваться. Потому что Грузинской Церкви это надо. У них ректор Академии – главный после Патриарха человек в Церкви. Потому что в его руках – будущее Церкви. И для них – это не красивые слова за рюмкой вина, а ежедневный, кропотливый, муторный труд всей Церкви. Она на самом деле просто хочет быть лучше. Ближе ко Христу и Его народу. И активно работает над этим. Молитвой и трудом. За полгода поднять из руин огромное здание Академии. Две с половиной тысячи студентов. Конкурс в семинарию, как у нас – в МГУ. Полностью государственное финансирование и признание – без вмешательства во внутренние дела духовного образования. Для нас – чужая и невероятная сказка. Для них – трудовые будни. Подкрепи их, Господи! И нам помоги...

 PS.  Кстати, «Алавέрди», как нам объяснили в одноименном монастыре, означает «Бог дал». Хороший ответ на вопрос: откуда всё это?...

Ключевые слова:
См.также:
Подписаться на ленту комментариев к этой публикации

Комментарии (22)

Написать комментарий
#
9.09.2012 в 15:29
"...перестал быть заповедником православия и музеем благочестивых преданий седой старины. Если здесь люди о таких вопросах и так горячо спорят – значит, у них еще не атрофировался интеллектуальный мускул, значит, им, пользуясь терминологией Розанова, "надо"...

Печально это читать, когда подобное ставится в пример для подражания. Не может собственный "интектуальный мускул" привести к смирению, а значит и ко спасению.
Ответить

#
9.09.2012 в 14:07

Грузинов всего 3 миллиона. Поэтому Патриарх Илия может себе позволить быть крестным у каждого третьего ребенка. Потом, грузины свою церковь считают частью национальной идентичности, отсюда такое отношение. Третье - у них абсолютно моноконфессиональное и моноэтническое государство. В четвертых, у них абсолютно патриотические СМИ. Такие вещи, какие пишут и говорят наши либеральные СМИ, у них не возможны в принципе. При таком раскладе Грузинская церковь очень скоро воцерковит всех грузин. Дай Бог, это очень хорошо. Но вот о чем грустит автор статьи: о государственной поддержке, о медленно строящихся храмах и учебных корпусах, об отсутствии интереса к людям. Забыл автор поговорки русского народа: "каков поп, таков и приход", "на Бога надйся, а сам не плошай". Не надо ждать от государства полного финансирования, не будет этого. Не надо думать о всеохватной миссии среди русского населения. Не будет этого никогда уже. Надо, наконец, признаться себе в этом - русский народ перестал быть верующих во Христа народом. И, исходя из этого, строить дальше свою христианскую жизнь, которая должна служить примером для окружающих. Надо вернуться к общинной христианской жизни, прекратить за деньги венчать, крестить и отпевать, преподавать таинства только верным членам Церкви. Надо спасать малое стадо.

Ответить

#
9.09.2012 в 18:31
Согласен! Голосую "за" всеми четырямя лапами :-) Да, по размерам страны у нас Патриарх никак не может быть таким крестным. Но почему бы не принять на себя такую почётную долю епархиальным архиереям?..
Ответить

#
Альвиан Тхелидзе, Россия, Волгоград, Сергиев Посад.
13.06.2012 в 15:29
Интересно, каков уровень богословской науки в Грузии?
Есть ли серьёзные исследования, исследователи?
Может, в срочном порядке взяться за изучение грузинского языка?
Ответить

#
Альвиан Тхелидзе, Россия, Волгоград, Сергиев Посад.
13.06.2012 в 14:57
Спаси Вас Господи, отец Павел!
Ответить

#
12.06.2012 в 01:36
Всё зависит от конечной цели. Куда направишь стопы свои, там и будешь в итоге. За людей приятно,порадовали,чем-то удивили, а вот за Державу - обидно.
Ответить

#
10.08.2012 в 20:45
Да, за державу действительно обидно. Аж до слёз.
Ответить

#
11.06.2012 в 18:46
Спасибо, отче. Хотя бы от Вашей статьи на душе теплее стало.
Ответить

#
Александр Блуд, Киев
11.06.2012 в 17:16

Невозможно не увидеть, что о.Павел душой болеет за наше православие. Побольше бы таких священников, и ситуация с Божьей помощью измениться. Да, церковь должна быть ближе ко Христу и к народу, не замыкаться в самоуспокоенности, а гореть подвижническим духом.

Ответить

#
11.06.2012 в 15:36

Статья замечательная, я бы сказал - крик души! Но, что же мы не можем, кричать об этом, когда к вам в ТСЛ приезжают те, от кого многое зависит? А по моему, всем так удобно, нет, не богословы нам нужны, да и не просто добрые пастыри, а смиренные, забитые люди, которые бы за поступление в семинарию батрачат, как проклятущие на стройки домов у проректоров, а потом им говорят мол ах, простите вы не соответствуете духу наших "духовных" школ! Хотим так же? А что мы для этого делаем? Меняем название, специалитет на магистратуру, а что внутри, колония строгого режима или колхоз? Делать нужно каждому на месте то, что возможно, а не смотреть по сторонам! Всю Европу объездили, все опыт смотрели и, что в итоге? А ровным счетом ничего! Названия поменяли!
Ответить

#
13.06.2012 в 10:21
Простите, задам Вам нескромный вопрос: а вы учились в МПДА???
Ответить

#
14.06.2012 в 13:26
Слава Богу, нет!)
Ответить

#
15.06.2012 в 09:11
Тогда зачем говорить о том, чего не знаете?
Ответить

#
15.06.2012 в 12:02
Поверьте знаю и не понаслышке, седьмой год в системе духовного образования! И не когда не имел привычки говорить о том чего не знаю!
Ответить

#
15.06.2012 в 20:47
Интересно получается, говорите, что не учились в Лавре и не имеете привычки говорить того, чего не знаете, но при этом говорите, что в Лавре все плохо...ловко, причем это ваше знание "не понаслышке". Как это получается?) Ясно, что логика мысли нарушена. Получается, что знаете по слухам, но это знание далеко неискомо (я это могу утверждать, т.к. учусь в Лавре, и учусь однозначно не понаслышке). Сразу же вспоминаются слова апостола Павла: "бабьих басен удаляйся...".
Ответить

#
26.08.2012 в 15:00
Артемий, при всем уважении, я не могу не согласиться с Сергием... Я учился в Духовной Семинарии, правда, не в лавре, но свидетельствую - это больше похоже на колонию строгого режима. Когда учился, невольно возникал вопрос: "Это за какие провинности ко мне такое отношение?..", а старшекурсники отвечали: "За то, что захотел стать батюшкой!"
Неспроста появилась семинарская шутка: "Смиренным можешь ты не быть, но ближнего смирить обязан")
Не буду произносить названий, но обозначу факт, как минимум две семинарии, готовящие духовенство для г. Москвы, имеют такой внутренний уклад жизни, при котором семинарист - ничто и никто, даже почти и не личность...
Ответить

#
Александр, Россия, Кашира
11.06.2012 в 12:39

Действительно отличная статья, а главное актуальная!!!

Ответить

#
Дунаев А.Г., Россия, Сергиев Посад - Москва
11.06.2012 в 10:03
Так там государство! А у нас Церковь такая нищая, что даже на МДАиС ничего не дает.
Ответить

#
11.06.2012 в 10:41
Мне кажется, у РПЦ находятся спонсоры и деньги на строительство зданий. Последнее заседание Синода - тому подтверждение. Просто приоритеты другие.
Ответить

#
Сергей Мазаев, Россия, Москва
11.06.2012 в 09:54
Отличная статья, отец Павел! Быстро и точно обрисованы главные ориентиры. Действительно, человека надо ставить во главу угла: "кадры решают все".
Ответить

#
11.06.2012 в 01:03
Понравилось. Я когда-то был на богослужении в грузинском храме - росписи поразили.
Ответить

#
иманқұл, Леонид, Россия, Дубна, Моск. обл., мирянин
11.06.2012 в 01:00
Как здорово! Теперь за грузинский народ души не может сильно переживать... успокоили Вы меня..

А для нас возможный путь и такой http://www.proza.ru/2012/06/10/169 - милосердие, как ключ

Дай Бог
Ответить

Написать комментарий

Правила о комментариях

Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается.

Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет.

Вместе с тем мы готовы рассмотреть вопрос о взаимном сотрудничестве, если таковые предложения поступят.

Прим.: Адрес электронной почты опубликован не будет и будет виден лишь модераторам.

 *
Введите текст, написанный на картинке:
captcha
Загрузить другую картинку

добавить на Яндекс добавить на Яндекс