Использование данных гуманитарных наук для доказательства истинности православного учения на примере творчества епископа Варнавы (Беляева)
2-3 мая 2011 г. в Московской православной духовной академии состоялась Межвузовская студенческая конференция «Актуальные проблемы современной богословской науки». Читателям предлагается текст доклада выпускника МДА Максима Савельева, представленного в рамках конференции.
Статья

Многих людей интересуют такие вопросы: есть ли Бог? Каков Он? Как можно узнать или познать, какой Он? Как можно узнать, истинно ли православное учение или нет? Конечно, на все эти вопросы в рамках данного доклада ответить не удастся, но я постараюсь дать хоть какие-то сведения, которые могли бы проторить дорогу к ответу на данные вопросы. Для этого в соответствии с заявленной темой будут использованы данные гуманитарных наук, а точнее истории, психологии, филологии, философии и некоторых других. К сожалению, использование данных только гуманитарных наук значительно сужает возможности ответа на данные вопросы, но тем не менее для ищущего человека и этого может быть достаточно, чтобы прийти к правильному выводу. Надо заметить, что данный доклад — не какое-то новое изыскание в рассматриваемой области. Об этом уже писали многие и, в частности, известный духовный писатель епископ Варнава (Беляев), который жил при советской власти, и творения которого только в недавнее время стали известны миру и до сих пор не все опубликованы. В своем докладе я постараюсь представить некоторые его мысли и слова, которые могли бы отчасти ответить на поставленные выше вопросы.

Рассмотрение данной темы начну с замечания о том, что название одной из гуманитарных наук психиатрии происходит от греческих слов: ψυχη — душа и ιατρεια — лечение, так что хотя бы формально признается, что область изучаемого отчасти совпадает с тем, о чем учит Церковь. И вообще, области изучения гуманитарных наук во многом совпадают с областью церковного учения, в особенности церковного учения о человеке. Но перейдем к конкретным фактам. Для доказательства истинности православного учения могут быть использованы следующие данные гуманитарных наук.

Во-первых, епископ Варнава отмечает, что если психологи, философы и другие ученые повнимательнее присмотрятся к устроению человека, то увидят, как он необычайно разумно и прекрасно устроен, что говорит о том, что человек был сотворен разумным существом — Богом[i]. По этому поводу он приводит следующие слова проф. Московского Университета Михаила Петровича Погодина (+1875 г.): «Каким образом слепые силы могут дойти до того, чтоб сочинить голод и жажду в человеке, и подготовить средства их утоления, и устроить желудок с беспрестанными требованиями (которых удовлетворение, прибавим кстати, и должно составить внешнее содержание, рамку всей истории человеческого рода), разделить род человеческий на два пола, мужской и женский, сообщить им такую-то наружность, снабдив один пол красотою, другой — силою, со взаимными нуждами и вожделениями, которыми обеспечивалось бы продолжение, то есть существование человеческого рода!»[ii] Здесь проф. М.П. Погодин приводит по большей части сведения из естественных наук, но есть тут над чем подумать и философам, и психологам. Конечно, данный пункт не может человека привести к ответу на вопрос, существует ли Бог или нет, но зато заставляет поразмыслить над вопросом, заявленным в теме доклада.

Следующим доказательством существования Бога является наличие совести у человека, изучение проявлений которой должно быть близко психологии. Тот же проф. Погодин пишет о ней: «А совесть! Это еще что такое? Какой закон или какая сила ухитрилась поселить в человеке такое странное, антиматериальное чувство?»[iii] Проявления совести известны всем, ее голос незаглушим в человеке, хотя некоторые его, к сожалению, почти не замечают.

Также можно использовать данные гуманитарных наук (философии, психологии, логики, этики, истории, филологии и прочих) для уяснения смысла Библии и доказательства содержащихся в Ней истин. Например, данные истории очень хорошо подтверждают верность евангельской истории[iv].

Можно привести и такое доказательство истинности христианства. Бывает так, что в некоторых гуманитарных науках (в частности, психологии) ставится только проблема, но не дается ее решение, тогда как в христианстве ее решение известно. Из этого можно заключить о глубине познания истины в последнем, которая дает возможность ответить на вопросы науки или разрешить ее проблемы. Например, владыка Варнава пишет об одном из новейших в его время заключений психологической науки, сформулированном проф. Иваном Алексеевичем Сикорским: «“Несмотря на свою важность и обширность, этот вид мышления стал известен в психологии лишь в самое недавнее время — менее десяти лет назад. Природа новых фактов еще далеко не выяснена и не поддается краткой формулировке... Все психологи ( Marbe, Messer, Buhler, Watt, Erdmann), занимавшиеся вопросом, единогласно утверждают, что высшее мышление совершается без посредства "слов" и "образов" — это мышление бессловное и почти бесплотное (безматериальное); оно также не сопровождается процессом ассоциаций»[v]. Таким образом, столь поздно открытая новая сторона в рассудочной деятельности человека с первых же дней своего существования начинает уже колебать устои государственности в материалистически поставленной за последнее время науке. Ученым вместо материи приходится признавать существование «бесплотного» духа, «не поддающегося», как говорил — на этот раз совершенно верно — ученый профессор, «психометрическим расчетам и, вероятно, стоящего вне границ их”[vi] »[vii]. Конечно, исследования И.А. Сикорского несколько устарели в настоящее время, но интересно другое, а именно то, что это утверждение профессора подтверждается и объясняется опытом Православной Церкви, приобретенным Ею задолго до этого, о котором владыка Варнава пишет, что здесь «дело идет о мышлении не только без слов, но и против всякой логики. Разумеется земной, плотской логики (включая и «научную»). Но не против истинной. Это особое, и то не постоянное, мышление святых, не сравнимое с нашим дискурсивным и даже интуитивным познанием; оно превыше всякого земного понятия»[viii]. Чтобы понять, что это за мышление, владыка приводит фразу Климента Александрийского: «Нам кажется, что в картинах живопись охватывает все поле зрения, видимое в представляемых сценах. Но, на самом деле, она дает ложное изображение вида, действуя согласно правилам искусства и употребляя средства, вытекающие из условий линий видения. При помощи этих способов сохраняется отношение высших и низших точек вида и точек, лежащих посредине; и этим же достигается, что некоторые предметы кажутся стоящими на переднем плане, и другие на заднем, и третьи в стороне, — и все это на ровной и гладкой поверхности. Точно так же и философы изображают истину по образу живописи»[ix]. И приводит к ней следующий комментарий Петра Успенского: «Климент Александрийский указывает здесь на очень важную сторону истины, именно на ее невыразимость в словах и на условность всех философских систем и формулировок. Диалектически истина изображается только в перспективе, то есть неизбежно в искаженном виде»[x]. Конечно, понять это несколько тяжеловато. Подробнее об этом можно почитать творения святых отцов.

Также к проблемам, которые стоят перед наукой, можно отнести и лечение больных, за излечение которых психиатрия зачастую даже не берется, а если и берется, то, как правило, не добивается результата. Лечение таких больных возможно с использованием благодатных средств (вплоть до отчитывания — обряда изгнания бесов), которые дает нам Православная Церковь[xi]. В связи с этим приведу пример из современной жизни. Так, недавно к нам в Московскую духовную академию приезжал заместитель главы ФСИН генерал-лейтенант Алексей Михайлович Величко. На встрече со студентами он отмечал, что психологи, которые работают в тюрьмах, могут снять депрессию, озлобленность, но принципиально изменить и переделать человека они, к сожалению, зачастую не способны. И поэтому руководство ФСИН обратилось к Русской Православной Церкви, чтобы она выделила священников для окормления заключенных в тюрьме. Результат, как свидетельствуют они сами, налицо. После относительно непродолжительного срока такого окормления в местах лишения свободы значительно снижается количество преступлений, отношения между заключенными и персоналом этих мест становятся гораздо более спокойными, доброжелательными и вообще более соответствующими отношениям в нормальном человеческом обществе. Об этом же написано и у владыки Варнавы (Беляева), что с помощью только светских наук невозможно избавить человека от его страстей, особенно если его страсти сильно укоренились[xii]. С другой стороны, он пишет, что Церковь располагает такими средствами, с помощью которых можно избавить человека от страстей[xiii].

В-пятых, используя данные истории можно заметить некое соответствие событий человеческой истории и того, что было написано в книгах Библии задолго до этих событий. Так как таких событий было немало, то упомяну лишь о некоторых. А точнее о Рождестве Иисуса Христа, о котором еще задолго в подробностях было предсказано пророками[xiv]. И о том, что, как отмечает владыка Варнава (Беляев), общий ход современной истории соответствует написанному в Библии. Например, он пишет о том, что то, что происходит в мире, все больше и больше соответствует написанному в Священном Писании о последних временах (умножение беззаконий, охлаждение любви и т.д.): «Хотя и нельзя еще говорить об антихристе, но и нельзя отрицать, что времена, признаки и пророчества раз от разу становятся резче и яснее»[xv].

Вообще перечислять различные доказательства существования Бога, которые дают нам гуманитарные науки, можно еще долго, но, к сожалению, мы ограничены временными рамками. Поэтому позволю себе подвести итоги этого доклада. Итак, следующие данные гуманитарных наук могут быть использованы для доказательства (нестрогого, конечно) существования Бога: 1) данные, говорящие о том, что наш мир создан разумным существом; 2) существование совести; 3) данные, помогающие понять смысл Священного Писания; 4) исторические данные, свидетельствующие о том, что сбывались и сбываются пророчества Библии; 5) даже проблемы, с которыми сталкиваются гуманитарные науки и которые имеют решение в христианстве, говорят о глубине и истинности православного учения и, следовательно, существовании Бога.

                                                                                  

Библиография:

1.  Варнава (Беляев), еп. Основы искусства святости. Опыт изложения православной аскетики. В 4 томах. Н. Новг.: Изд-во братства во имя св. кн. Александра Невского, 1995-1998.

2.  Варнава (Беляев), еп. «Дядя Коля» против... Записные книжки. Н. Новг.: «Христианская библиотека», 2010.

3.  М. П. Погодин, проф.Простая речь о мудреных вещах. М., 1884.

4.  И. А. Сикорский, проф. Всеобщая психология с физиогномикой в иллюстрированном изложении. Киев, 1912.



[i]    См.: Варнава (Беляев), еп . Основы искусства святости. Т. 1. Н. Новг.: Изд-во братства во имя св. кн. Александра Невского, 1995. Отд. I. Гл. 1. § 1. С. 49-50.

[ii]    Погодин М. П., проф. Простая речь о мудреных вещах. М., 1884. С. 20.

[iii]   Погодин М. П., проф. Простая речь о мудреных вещах. М., 1884. С. 25.

[iv]   См.: Варнава (Беляев), еп . Основы искусства святости. Т. 1. Н. Новг.: Изд-во братства во имя св. кн. Александра Невского, 1995. Отд. I. Гл. 2. § 2. С. 126.

[v]    Сикорский И. А., проф. Всеобщая психология с физиогномикой в иллюстрированном изложении. Киев, 1912. Гл. Мышление психическими директивами (высшее мышление). С. 316.

[vi]   Там же.

[vii]   Варнава (Беляев), еп . Основы искусства святости. Т. 1. Н. Новг.: Изд-во братства во имя св. кн. Александра Невского, 1995. Отд. III. Гл. 1. § 2. С. 260-261.

[viii]  Варнава (Беляев), еп . Основы искусства святости. Т. 1. Н. Новг.: Изд-во братства во имя св. кн. Александра Невского, 1995. Т. 1. Отд. III. Гл. 1. § 2. С. 261.

[ix]   Цит. по: Успенский П. Д . Tertium Organum. СПб., 1911; Варнава (Беляев), еп. Основы искусства святости. Т. 1. Н. Новг.: Изд-во братства во имя св. кн. Александра Невского, 1995. Отд. III. Гл. 1. § 2. С. 262.

[x]    УспенскийП. Д . Tertium Organum. СПб., 1911; цит. по: Варнава (Беляев), еп. Основы искусства святости. Т. 1. Н. Новг.: Изд-во братства во имя св. кн. Александра Невского, 1995. Отд. III. Гл. 1. § 2. С. 263.

[xi]   См.: Варнава (Беляев), еп . Основы искусства святости. Т. 3. Н. Новг.: Изд-во братства во имя св. кн. Александра Невского, 1997. Отд. III. Гл. 7. § 5. С. 348.

[xii]   См.: Варнава (Беляев), еп. Основы искусства святости. Т. 2. Н. Новг.: Изд-во братства во имя св. кн. Александра Невского, 1996. Отд. III. Гл. 2-4. С. 98-314.

[xiii]  См.: Варнава (Беляев), еп. Основы искусства святости. Т. 1-4. Н. Новг.: Изд-во братства во имя св. кн. Александра Невского, 1995-1998.

[xiv]  Напр., см.: Дан. 9, 23-27; Агг. 2, 6-9; Зах. 9, 9; Мал. 3, 1; 4, 5.

[xv]   Варнава (Беляев), еп . «Дядя Коля» против... Записные книжки. Н. Новг.: «Христианская библиотека», 2010. 1951. № 46. С. 176; ср.: Мф. 24, 4-51; 2 Сол. 2, 3-12. Вообще, в указанных «Записных книжках» епископа Варнавы он много немало об умножении беззаконий, охлаждении любви в мире и других приметах близости Второго пришествия.

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9