Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
   
Золотой фонд
Новое в справочном разделе
Комментарии читателей rss

Проект документа «Основы экологической концепции Русской Православной Церкви»

31 мая 2012 г.
Данный проект направляется в епархии Русской Православной Церкви для получения отзывов, публикуется с целью дискуссии на Официальном сайте Межсоборного присутствия, на портале «Богослов.ru» и в официальном блоге Межсоборного присутствия. Возможность оставлять свои комментарии предоставляется всем желающим. Первоначальный проект данного документа был составлен комиссией Межсоборного присутствияпо вопросам взаимодействия Церкви, государства и общества, а затем был переработан редакционной комиссией Межсоборного присутствия под председательством Патриарха.

Все человечество несет ответственность за состояние природы - творения Божия. Истощение ресурсов и загрязнение окружающей среды на фоне роста населения планеты с особой остротой ставят вопрос о солидарных усилиях всех народов для сохранения многообразия жизни, о рачительном использовании природных ресурсов и предотвращении катаклизмов, спровоцированных человеческой деятельностью.

Главные положения позиции Русской Православной Церкви по экологии содержатся в Основах социальной концепции в разделе XIII «Церковь и проблемы экологии» и Основах учения о достоинстве, свободе и правах человека в разделе III.5.

Руководствуясь заповедью Божией о хранении тварного мира (Быт. 2, 15) и заботясь о духовном и физическом здоровье человека, Русская Православная Церковь считает своим долгом и далее участвовать в обсуждении вопросов экологии, а также трудиться на этом поприще в соработничестве со всеми, кто озабочен состоянием окружающей среды.

 

1. Богословское осмысление вопросов экологии.

Экология - это область знания и деятельности, позволяющих сохранить среду обитания человека и других живых существ. Русская Православная Церковь, исповедуя библейские принципы об отношениях человека и тварного мира, готова вносить свой вклад в осмысление мировоззренческих оснований экологических исследований и экологической деятельности.

Слово Божие учит, что окружающий мир является домом, который создал Господь и в котором Он поселил человека (Быт. 1, 28). Поэтому человек является домоправителем сотворенного мира и призван поклоняться не природе, а единому Творцу (Рим. 1, 25). Доброе и благоговейное отношение человека к природе основывается на глубоком осознании того, что Бог создал мир и все живое в нем хорошим (Быт. 1, 8-25). Вместе со святым пророком Давидом каждый человек может воскликнуть: «Ты возвеселил меня, Господи, творением Твоим: я восхищаюсь делами рук Твоих» (Пс. 91,5).

В свете Священного Писания экологическая деятельность понимается как заповеданное Господом обращение человека с тварным миром. Бог благословил человеку пользоваться материальными благами для поддержания его телесной жизни (Быт. 1, 29). Книга Бытия также свидетельствует, что Господь открыл человеку возможность познавать и изучать творение, так как обладать и владычествовать над ним (Быт. 1, 28) в соответствии с замыслом Божиим невозможно без знания законов природы. Люди призваны к творческому участию в бытии творения, его защите и сохранении: «Взял Господь Бог человека, [которого создал] и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его» (Быт. 2, 15).

Одним из последствий грехопадения первых людей явилось нарушение богоустановленных отношений между ними и природой. Человек стал руководствоваться прежде всего эгоистическими и потребительскими побуждениями. Поэтому экологическая деятельность не достигнет желаемых результатов, если люди не будут стремиться преодолеть свое отчуждение от Бога и жить по Его заповедям. Святой апостол Павел говорит, что такие усилия непосредственно влияют на судьбу творения Божия: «Тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих» (Рим. 8, 19-20).

Учитывая важность вопросов экологии, необходимо развивать в высших церковных учебных заведениях богословские исследования о взаимосвязях человека и тварного мира, а также рассматривать экологическую тематику на церковных научно-практических форумах. Следует вести богословское обсуждение проблем экологии с братскими Поместными Православными Церквами, а также обмениваться опытом в этой области в межхристианском и межрелигиозном диалогах. Обращаясь к экологическим вопросам, Церковь сопоставляет богословское учение с современными научными данными о мире, учитывает подходы научных дисциплин экологического профиля и общественное мнение.

 

2. Литургическая жизнь Церкви и экология.

При начале любого дела верующие обращаются ко Господу, испрашивая благословения и помощи. Литургическая традиция Православной Церкви обладает богатым потенциалом для поддержки развития экологической мысли и деятельности.

Представляется важным издавать существующие и вновь разрабатываемые молебные чины с призыванием помощи Божией на сельскохозяйственную деятельность, на должное пользование природными ресурсами, а также на различные труды, направленные на сбережение окружающей среды. При этом важно, чтобы подобные чины учитывали как нужды сельских жителей, так и духовные чаяния жителей городов, в значительной степени страдающих от проблем экологии.

 

3. Экологическое воспитание.

Возрастающему потреблению природных ресурсов и загрязнению окружающей среды содействует господство потребительской психологии. Православная традиция вносит существенный вклад в воспитание ответственности за творение, в развитие бережного пользования природными ресурсами и умеренности в их потреблении. Необходимо, чтобы при пользовании дарами природы люди осознавали, какое влияние на труд и его плоды оказывает духовное состояние человека. Для этого необходимо возрождать и воспитывать рачительное отношение к природному миру, основанное на православной традиции.

Следует поощрять приобщение священнослужителей к изучению основ экологии как науки и законов функционирования биосферы. Для воспитания детей и молодежи в духе ответственности за состояние природы представляется необходимым целенаправленно вводить темы христианской экологической этики в церковные, а по возможности и в светские программы образования и воспитания, содействовать введению экологической тематики в круг научно-педагогической деятельности высших духовных учебных заведений, а также в дополнительное духовное образование и курсы переподготовки кадров. Желательна и организация специальных церковных курсов и образовательных программ, раскрывающих православное видение экологической проблематики для студенческой и научной общественности, а также регулярные теоретические и практические экологические занятия для детей и взрослых.

 

4. Церковное участие в экологической деятельности.

Священнослужители и  миряне призываются к активной деятельности, направленной на защиту природы и окружающей среды.

Православные верующие призываются содействовать разработке и внедрению технологий и способов управления хозяйством, ориентированных на защиту окружающей среды, а также принимать участие в государственных и общественных экологических инициативах, оказывать поддержку экологически ориентированным программам, проектам и разработкам, содействовать их популяризации, внедрению и применению.

Видится полезным создание специализированной коллегиальной церковной структуры, которая на систематической основе займется вопросами экологической работы, оказанием консультационной, экспертной, информационной, организационной и координационной поддержки экологическим церковным инициативам и проектам, а также будет способствовать обмену экологическим опытом между различными региональными и местными церковными организациями. Экологическая программа может быть выделена как особое направление епархиальной и приходской работы.

Тема экологии должна стать компонентом миссии и пастырских трудов. Важно оказывать практическую поддержку волонтерским акциям, в частности - по уборке мусора на общественных территориях, очистке водоемов, озеленении улиц, площадей, парков, скверов и лесопарковых зон. Целесообразно организовывать экологические конкурсы и поддерживать их победителей в реализации представленных предложений.

Большим потенциалом для практической реализации православного подхода к экологии обладают монастыри и приходы, которые включают в жизнь общины заботу о природе. Развитие в монастырях и на сельских приходах экологически безопасного аграрного производства должно быть примером рационального природопользования для окружающих хозяйств.

Епархии, благочиния и приходы могут подписывать соглашения о сотрудничестве с региональными и местными структурами, деятельность которых направлена на сохранение окружающей среды.

 

5. Соработничество с общественными, государственными и международными институтами в сфере экологии.

В трудах по защите природы Русская Православная Церковь открыта к диалогу и соработничеству с общественными, государственными и международными институтами. При этом Церковь подчеркивает, что вопросами экологии нельзя манипулировать, используя эту тему как инструмент в конкурентной борьбе или как способ удовлетворения страстей и корыстных интересов отдельных лиц и общественных групп. Церковь также оставляет за собой право давать критическую оценку действиям государственных властей, общественных организаций и научных структур, которые могут иметь негативное воздействие на здоровье человека и природу.

Особую важность имеет диалог Церкви со специалистами и руководителями, от которых зависит принятие решений о стратегии городского, сельскохозяйственного, промышленного и добывающего развития, а также поддержка исследований в области экономии ресурсов, разработки и внедрения экологически чистых технологий, сохранения средообразующих функций природных систем.

В рамках соработничества с государством и обществом по вопросам экологии Церковь готова:

· обсуждать и осуществлять совместные меры по защите окружающей среды;

· участвовать в форумах, конференциях и встречах экологической направленности, знакомить все заинтересованные стороны со своим  пониманием экологических проблем и имеющимся опытом их разрешения;

· осуществлять совместные проекты с общественными, государственными и международными структурами;

· активно развивать церковное присутствие в общественной и научной экологической работе на международном, национальном и региональном уровнях.

 

В диалоге с представителями общества, государства, международных организаций Русская Православная Церковь считает долгом содействовать укреплению в людях, принадлежащих к разным социальным, этнокультурным, возрастным и профессиональным общностям, чувства солидарной ответственности за сохранность Божиего творения и поддерживать их труды в этом направлении.

Ключевые слова:
См.также:
Подписаться на ленту комментариев к этой публикации

Комментарии (23)

Написать комментарий
#
3.02.2017 в 23:29
С вашего позволения, хотел бы предложить, в рамках года экологии, установить на каждой автомобильной парковке при храме колонки для заряда электромобилей. Так как процесс зарядки автомобиля довольно продолжительный, то прихожане могли бы проводить больше времени в храме, а так же, разумеется, будет дополнительный инфраструкткрный стимул к покупке экологичного автотранспорта.
Ответить

#
31.01.2013 в 23:30
Очень содержательная и грамотная экологическая концепция. В дополение к нашему экологическому законодательству или в оглавление оного. Порадовал коментарий господина Василия из Чёрмоза ибо он как предисловие к экологической концепции - "Прошли времена когда русский человек землю нашу величал Кормилицей, Матушкой целовал её благодаря Создателя за скромные дары её. И наступил век глумления над землёй нашей - свалки, карьеры, стройки. Макдональдсы травят наших детей, уничтожают наше будущее. В городах лёгкие наших детей, как миллионы воздушных фильтров... И церковь защитница наша пытается открыть Василиям и еже с ними глаза на это... Или вам всё равно?"
За десять лет на страже госохраны природы мне не приходилось слышать проповеди священослужителей о бережном отношении к природе. Значит даже у церкви чаша терпения переполнилась от творящийся вокруг вакханалии. Кто смог замучить щенка не пожалеет целые народы...
Ответить

#
чтец Василий, Россия, Моcква
12.12.2012 в 00:03
+ Господи благослови +

Боюсь, что Церковь начинает увлекаться не свойственными Ей занятиями. Она должна спасать души людей, а не погрязать в мирских заботах.

Призывание помощи Божией на сельскохозяйственную деятельность, на должное пользование природными ресурсами, а также на различные труды, направленные на сбережение окружающей среды и на духовные чаяния жителей городов, напоминает магические заклинание колдунов и знахарок.

Христос Спаситель говорит: "Не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний [сам] будет заботиться о своем: довольно для [каждого] дня своей заботы" (Матф.6:31-34).

Православную Церковь саму можно вполне справедливо упрекнуть в неэкологичности и небезопасности. Недавно главный санитарный врач России Геннадий Онищенко указал, что в православных храмах большая скученность, духота - благоприятная среда для распространения инфекций и эпидемий - люди причащаются из одной чаши с одной лжицы, при запивке не меняется посуда, вкушаются просфоры, из которых вынимаются частицы нестерильными руками священников, и т.д. Можно придраться и к к тому, что дым от ладана, угольных таблеток, свечей и лампадного масла далеко не безвреден. Ещё больше претензий может быть к многочасовому стоянию в храме, из-за которого происходит отёк ног, приводящий к тяжелейшим заболеваниям.

Если нанесение вреда экологии признать тяжким грехом, то нужно признать грехом пользование автотранспортом, электричеством, всеми плодами цивилизации, и даже то, что мы дышим и едим - людоедская философия.
Ответить

#
8.09.2012 в 14:05

Параграф 5.1-й абзац В трудах по защите природы Русская Православная Церковь открыта к диалогу и соработничеству с общественными, государственными и международными институтами. При этом Церковь подчеркивает, что вопросами экологии нельзя манипулировать, используя эту тему как инструмент в конкурентной борьбе или как способ удовлетворения страстей и корыстных интересов отдельных лиц и общественных групп. Церковь также оставляет за собой право давать критическую оценку действиям государственных властей, общественных организаций и научных структур, которые могут иметь негативное воздействие на здоровье человека и природу.
Предлагаю
В трудах по защите природы Русская Православная Церковь открыта к диалогу и соработничеству с общественными, государственными и международными институтами. При этом Церковь подчеркивает, что вопросами экологии нельзя манипулировать, используя эту тему как инструмент в конкурентной борьбе или как способ удовлетворения страстей и корыстных интересов отдельных лиц и общественных групп или государств. В такого рода случаях Церковь оставляет за собой право воздерживаться от сотрудничества в экологических и других проектах без объяснения причин. Церковь также оставляет за собой право давать критическую оценку решениям и действиям государственных властей, общественных организаций и научных структур, которые могут иметь негативное воздействие на природу, здоровье и жизнь человека.

Параграф 5.3-й абзац. В рамках соработничества с государством и обществом по вопросам экологии Церковь готова:
• обсуждать и осуществлять совместные меры по защите окружающей среды;
• участвовать в форумах, конференциях и встречах экологической направленности, знакомить все заинтересованные стороны со своим пониманием экологических проблем и имеющимся опытом их разрешения;
• осуществлять совместные проекты с общественными, государственными и международными структурами;
• активно развивать церковное присутствие в общественной и научной экологической работе на международном, национальном и региональном уровнях.
Предлагаю
В рамках соработничества с государством и обществом по вопросам экологии Церковь готова:
• обсуждать, разрабатывать и сопровождать действия по защите окружающей среды, проекты с общественными, государственными и международными структурами;;
• участвовать в форумах, конференциях и встречах экологической направленности, знакомить все заинтересованные стороны со своим пониманием экологических проблем и имеющимся опытом их разрешения;

• активно развивать церковное присутствие в общественной и научной экологической работе на международном, национальном и региональном уровнях.
- предлагать, участвовать в обсуждении, разработке осуществлении информационных, образовательных и воспитательных программ, имеющих экологическую составляющую.

Ответить

#
8.09.2012 в 14:03

Параграф 4. 1-й абзац. Священнослужители и миряне призываются к активной деятельности, направленной на защиту природы и окружающей среды.
Предлагаю
Православные люди призываются к активной деятельности, направленной на защиту природы и окружающей среды. Эта деятельность в первую очередь должна быть направлена на свидетельствование того, что лишь воздержанность, уважение к другим и ответственность в каждом человеке, основанные на сознательном исполнении заповедей Божиих, позволят человечеству преодолеть возникшие экологические проблемы.

Параграф 4.2-й абзац. Православные верующие призываются содействовать разработке и внедрению технологий и способов управления хозяйством, ориентированных на защиту окружающей среды,…
Предлагаю
Православные верующие призываются содействовать разработке и внедрению технологий и способов управления хозяйством, ориентированных на возможно более бережное отношение к окружающей среде, /далее по тексту/

Параграф 4.3-й абзац. Видится полезным создание специализированной коллегиальной церковной структуры, которая на систематической основе займется вопросами экологической работы, …
Предлагаю
- исключить весь абзац. / «Видится не полезным» - это была бы первая церковная структура в Церкви, нацеленная на решение совершенно не Церковных вопросов, прецендент организационного обмирщвления Церкви. Этого допускать нельзя. А координатора можно, при необходимости, в любой синодальный отдел посадить./

Параграф 4.Конец 3-его абзаца. Экологическая программа может быть выделена как особое направление епархиальной и приходской работы.
Предлагаю
- исключить. /Ретивые царедворцы нагрузят все храмы еще одной стопкой отчетов./

Параграф 4. 4-й абзац. Тема экологии должна стать компонентом миссии и пастырских трудов.
Предлагаю
Тема экологии должна рассматриваться как компонент миссии и пастырских трудов.

Параграф 4. 5-й абзац. Большим потенциалом для практической реализации православного подхода к экологии обладают монастыри и приходы, которые включают в жизнь общины заботу о природе. Развитие в монастырях и на сельских приходах экологически безопасного аграрного производства должно быть примером рационального природопользования для окружающих хозяйств.
Предлагаю
Монастыри и приходы в своей деятельности должны стараться быть примером православного отношения к окружающему нас миру, примером рационального природопользования, должны избегать использования экологически небезопасных технологий.

Параграф 4. 6-й абзац. Епархии, благочиния и приходы могут подписывать соглашения о сотрудничестве с региональными и местными структурами, деятельность, которых направлена на сохранение окружающей среды
Предлагаю
Епархии, благочиния и приходы могут подписывать соглашения с региональными и местными структурами о сотрудничестве в целях сохранения окружающей среды.

Ответить

#
8.09.2012 в 13:55

Параграф 2. 2. Литургическая жизнь Церкви и экология.
…… страдающих от проблем экологии. 2.…
…страдающих от неблагоприятных условий жизни.
Предлагаю
-все исключить. /Если кому-то захочется и он сочинит молитву на установку фильтров на цементные печи или на экономию печного топлива, то он может обратиться в Богослужебную комиссию… Достаточно молебна на всякое доброе дело./

Параграф 3. 1й абзац.
Возрастающему потреблению природных ресурсов и загрязнению окружающей среды содействует господство потребительской психологии. Православная традиция вносит существенный вклад в воспитание ответственности за творение, в развитие бережного пользования природными ресурсами и умеренности в их потреблении. Необходимо, чтобы при пользовании дарами природы люди осознавали, какое влияние на труд и его плоды оказывает духовное состояние человека. Для этого необходимо возрождать и воспитывать рачительное отношение к природному миру, основанное на православной традиции.
Предлагаю
Загрязнение окружающей среды и истощение природных ресурсов вызвано в первую очередь потребительской психологией и жаждой наживы, враждой между людьми. Православие учит воспитывать в людях умеренность и воздержанность в удовлетворении жизненных потребностей, ответственность за свои действия, отказ от излишеств, уважение к потребностям других людей, понимание существенной важности духовных ценностей для каждого человека. Это является единственно верной и надежной основой для правильного природопользования. Необходимо, чтобы люди осознавали, какое влияние на труд и его плоды оказывает духовное состояние человека. На этой основе необходимо возрождать и воспитывать в обществе рачительное отношение к окружающему миру.

Параграф 3. 1й абзац.
содействовать введению экологической тематики в круг научно-педагогической деятельности высших духовных учебных заведений, а также в дополнительное духовное образование и курсы переподготовки кадров. Желательна и организация специальных церковных курсов и образовательных программ, раскрывающих православное видение экологической проблематики для студенческой и научной общественности, а также регулярные теоретические и практические экологические занятия для детей и взрослых.
Предлагаю
содействовать введению экологической тематики в круг научно-педагогической деятельности высших учебных заведений.

- все остальное исключить, все хорошо в меру.

Ответить

#
8.09.2012 в 13:41

Введение 1-й абзац.Намисано
Все человечество несет ответственность за состояние природы – творения Божия. Все человечество несет ответственность за состояние природы – творения Божия.
Предлагаю
Данное нам от Бога состояние природы есть внешние условия нормальной жизни человека, необходимые условия достижения человеком счастья (в мере возможной на земле), эти внешние условия способствуют правильной духовной жизни людей.
/далее по тексту/

Введение Конец 3-его абзаца.Намисано
… в соработничестве со всеми, кто озабочен состоянием окружающей среды. … Предлагаю
в соработничестве со всеми, кто озабочен состоянием окружающей среды ради сохранения здоровья и нормальной жизни людей.

Параграф 1. 2-й абзац. Намисано
… Доброе и благоговейное отношение человека к природе основывается на глубоком осознании того, что Бог создал мир и все живое в нем хорошим. (Быт.1,8-25). …
Предлагаю
…Доброе и благоговейное отношение человека к природе основывается на глубоком осознании того, что Бог создал мир и все в нем хорошим. (Быт.1,8-25). Это значит: соответствующим человеку и достаточным для всех людей.
/далее по тексту/

Параграф 1. 4-й абзац.Намисано
Святой апостол Павел говорит, что такие усилия непосредственно влияют на судьбу творения Божия: «Тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих» (Рим. 8, 19-20)
Предлагаю
/ ап. Павел явно имел ввиду другое, см. предыдущюю фразу: «…с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться…» (Рим. 8, 17-18) / - это надо исключать, ложное цитирование.

Параграф 1. 5-й абзац.Намисано
Учитывая важность вопросов экологии, необходимо развивать в высших церковных учебных заведениях богословские исследования о взаимосвязях человека и тварного мира, а также рассматривать экологическую тематику на церковных научно-практических форумах. Следует вести богословское обсуждение проблем экологии с братскими Поместными Православными Церквами, а также обмениваться опытом в этой области в межхристианском и межрелигиозном диалогах. Обращаясь к экологическим вопросам, Церковь сопоставляет богословское учение с современными научными данными о мире, учитывает подходы научных дисциплин экологического профиля и общественное мнение.
Предлагаю
Учитывая важность вопросов экологии, желательно предусмотреть в высших церковных учебных заведениях богословские исследования о взаимосвязях человека и тварного мира.
/Неужели нам больше не о чем поговорить с братскими Поместными Церквами?А проведение научных исследований подразумевает и диалоги и диспуты с другими учеными./ Обращаясь к экологическим вопросам, Церковь сопоставляет богословское учение с современными научными данными о мире, учитывает подходы научных дисциплин экологического профиля и общественное мнение.

Ответить

#
20.07.2012 в 04:07

Введение

нет комментариев.

1. Богословское осмысление вопросов экологии

Из данного раздела остается непонятной богословская позиция касательно определения греха в области экологии/окружающей среды. Что является грехом в контексте богословского осмысления экологического вопроса? Выбрасывание мусора в лесу? Расточительное отношение к природным ресурсам в бытовом аспекте? Использование технологий, приводящих к токсичным выбросам? Использование токсичных материалов в товарах широкого потребления (например, токсичные красители в игрушках)? Потребительский образ жизни? Является ли все это грехом или нет?

2. Литургическая жизнь Церкви и экология

Не очень понятно почему сельскохозяйственная деятельность в данном контексте отнесена к экологии и по сути выделена в качестве одного из основных объектов.

3. Экологическое воспитание

Православная традиция вносит существенный вклад в воспитание ответственности за творение, в развитие бережного пользования природными ресурсами и умеренности в их потреблении. Необходимо, чтобы при пользовании дарами природы люди осознавали, какое влияние на труд и его плоды оказывает духовное состояние человека.

Не очень понятна логика во втором предложении.

Следует поощрять приобщение священнослужителей к изучению основ экологии как науки и законов функционирования биосферы.

В данном контексте речь должна идти скорее о приобщении священнослужителей к изучению основ устойчивого развития, чем к экологии как науке (которая занимается изучением взаимоотношений видов в природе).

Для воспитания детей и молодежи в духе ответственности за состояние природы представляется необходимым целенаправленно вводить темы христианской экологической этики в церковные, а по возможности и в светские программы образования и воспитания, содействовать введению экологической тематики в круг научно-педагогической деятельности высших духовных учебных заведений, а также в дополнительное духовное образование и курсы переподготовки кадров. Желательна и организация специальных церковных курсов и образовательных программ, раскрывающих православное видение экологической проблематики для студенческой и научной общественности, а также регулярные теоретические и практические экологические занятия для детей и взрослых.

Предлагается также добавить воскресные школы и детские православные летние лагеря в качестве мест для организации экологических образовательных программ.

4. Церковное участие в экологической деятельности

Священнослужители и миряне призываются к активной деятельности, направленной на защиту природы и окружающей среды.

Православные верующие призываются содействовать разработке и внедрению технологий и способов управления хозяйством, ориентированных на защиту окружающей среды, а также принимать участие в государственных и общественных экологических инициативах, оказывать поддержку экологически ориентированным программам, проектам и разработкам, содействовать их популяризации, внедрению и применению.

Этот абзац выглядит достаточно общим, он не отвечает на вопрос, что должно делать обычному мирянину, заинтересованному в решении экологических проблем.

Нам кажется, что в первую очередь необходимо подчеркнуть важность личного примера христианина в продвижении экологически дружественного образа жизни. А для этого специализированная коллегиальная церковная структура (о которой идет речь в следующем абзаце) могла бы сформулировать основные положения того, что можно было бы делать в повседневной жизни.

Также важно упомянуть про необходимость разработки общих позиций по наиболее актуальным экологическим вопросам по аналогии с позициям по социальным вопросам.

К наиболее актуальным вопросам можно отнести:

Изменение климата;

Неустойчивое потребление;

Уменьшение биоразнообразия;

Окружающая среда и справедливость;

Использование генетически-модифицированных организмов;

Стремительное внедрение новых технологий, без учета степени риска для окружающей среды;

Стремительное расширение количества используемых синтетических химических веществ.

В контексте обсуждения тех или иных технологий, ориентированных на защиту окружающей среды представляется важным также высказывание церковного отношения по отношению к ряду из общеэкологических принципов, таких как:

· “Загрязнитель платит” (предполагающий обязательную ответственность загрязнителя окружающей среды)

· “Экологическая справедливость” (предполагающий равноправие всех категорий населения в контексте доступа к природным благам и разделения тяготы последствий экологического кризиса, например, размещения экологически опасного предприятия);

· “Принцип предосторожности” (предполагающий внедрение того или иного технологического процесса или производства товара/продукта только после того, как получено доказательство его безопасности для окружающей среды).

Видится полезным создание специализированной коллегиальной церковной структуры, которая на систематической основе займется вопросами экологической работы, оказанием консультационной, экспертной, информационной, организационной и координационной поддержки экологическим церковным инициативам и проектам, а также будет способствовать обмену экологическим опытом между различными региональными и местными церковными организациями. Экологическая программа может быть выделена как особое направление епархиальной и приходской работы.

Также было бы важно подчеркнуть важность демонстрационных приходских проектов. Если прихожане видят в приходе раздельный сбор отходов, то это повышает вероятность того, что они начнут собирать отходы раздельно.

Тема экологии должна стать компонентом миссии и пастырских трудов. Важно оказывать практическую поддержку волонтерским акциям, в частности — по уборке мусора на общественных территориях, очистке водоемов, озеленении улиц, площадей, парков, скверов и лесопарковых зон.

Оказание поддержки волонтерским акциям является важным, но не принципиальным, если мы пытаемся решать саму проблему, а не ликвидировать наиболее легкие последствия. Важно подчеркивать важность решения экологических проблем на стадии предотвращения их образования – например, актуализация использования многоразовой упаковки (пакетов) вместо одноразовой, которая потом и становится мусором на вышеперечисленных территориях.

Целесообразно организовывать экологические конкурсы и поддерживать их победителей в реализации представленных предложений.

Большим потенциалом для практической реализации православного подхода к экологии обладают монастыри и приходы, которые включают в жизнь общины заботу о природе. Развитие в монастырях и на сельских приходах экологически безопасного аграрного производства должно быть примером рационального природопользования для окружающих хозяйств.

Епархии, благочиния и приходы могут подписывать соглашения о сотрудничестве с региональными и местными структурами, деятельность которых направлена на сохранение окружающей среды.

Очень важно отметить молодежные братства и молодежные приходские группы, как очень важные церковные группы, которые могут заниматься экологическими вопросами внутри церкви.

5. Соработничество с общественными, государственными и международными институтами в сфере экологии

Особую важность имеет диалог Церкви со специалистами и руководителями, от которых зависит принятие решений о стратегии городского, сельскохозяйственного, промышленного и добывающего развития, а также поддержка исследований в области экономии ресурсов, разработки и внедрения экологически чистых технологий, сохранения средообразующих функций природных систем.

Перечисление отраслей развития выглядит достаточно странным. «Добывающее развитие» вообще термин, который не является общеупотребительным.

Ответить

#
свящ. Алексей Шляпин, РПЦ, Московская епархия, Можайское благочиние
17.07.2012 в 18:56


Цитата: «...о рачительном использовании природных ресурсов...»



Цитата: «...рачительное отношение к природному миру...»





Неверное словоупотребление.
«Рачительный», «рачение» - от греч. слова «эроти» (страстная любовь, страстное
желание). К данному контексту никак не подходит. Использование природных
ресурсов и отношение к природному миру должно быть бережным, а не «рачительным».





Цитата: «В диалоге с представителями общества, государства, международных
организаций Русская Православная Церковь считает долгом...»





«Долгом» перед кем??



Не надо в церковных документах
безапеляционно бросаться такими словами. Если употреблять слово «долг», тогда надо и указать конкретно, перед кем этот долг? Со ссылкой на конкретную
заповедь. Не забывая при этом, что Бог – единственный, Кто может вменить Церкви
какой-либо долг.

Ответить

#
свящ. Алексей Шляпин, РПЦ, Московская епархия, Можайское благочиние
17.07.2012 в 18:56


Цитата: «Представляется важным издавать существующие и вновь разрабатываемые
молебные чины с призыванием помощи Божией на сельскохозяйственную деятельность,
на должное пользование природными ресурсами, а также на различные труды,
направленные на сбережение окружающей среды. При этом важно, чтобы подобные
чины учитывали как нужды сельских жителей, так и духовные чаяния жителей
городов, в значительной степени страдающих от проблем экологии.»





Ну сколько можно заставлять
Церковь «служить земле»?! Требник и так переполнен такими чинами, так что
приобрёл вид «пособия по сельскому хозяйству». Русский народ и так исторически
страдает языческим отношением к Церкви. Зачем ещё культивировать такое
отношение?! Ведь, именно этого хочет от нас мир сей,- чтобы мы освящали стены,
машины, участки, заботились о земном. Но, разве этого хочет от нас Христос?!
Разве Христос пошёл на Крест и основал Церковь для того, чтобы она заботилась
об экологии, о сельском хозяйстве, молилась об урожае, освящала стены, машины,
участки?! Дело Церкви – заботиться о вечном спасении людей. А все эти
сельскохозяйственные и бытовые чины не соответствуют чести и цели Церкви.



Напротив, нужно максимально
очистить Требник от них. Оставив только самое основное в максимально кратком и
универсальном виде. Церковь – это корабль в небо, а не духовная оправа для
земного.

Ответить

#
свящ. Алексей Шляпин, РПЦ, Московская епархия, Можайское благочиние
17.07.2012 в 18:55


Проблемы экологии – это
всего-лишь следствие проблемы
отношения с Творцом, т. е. греха. Поэтому, разговоры собственно о проблемах
экологии – это борьба с сорняками при помощи косы, борьба со следствием вместо
причины.





Забота об экологии – не дело Церкви. Это подмена её подлинного
служения, рассеивание внимания на неотносящееся к спасению. Дело Церкви –
забота о покаянии, о вечном спасении людей. А «земля и все дела на ней сгорят» (2
Пет. 3, 10). Христиан не должны беспокоить проблемы экологии. Поскольку мы
ожидаем «новое небо и новую землю»
(Откр. 21, 1). Мы ожидаем и желаем скорого Пришествия Господа: «Ей, гряди, Господи Иисусе!» (Откр. 22,
20). Беспокоиться об экологии свойственно тем, чьё сердце здесь, кто хочет
подольше пожить на этой земле. Так пусть мир сей сам заботится о мирском, пусть
сам решает экологические проблемы, которые сам же и создаёт. Тем более, мир
действительно заботится об этих проблемах, поскольку обеспокоен ими. Так зачем
Церкви тратить время и внимание на то, о чём мир и сам позаботится?!



Есть множество других проблем,
действительно проблем греха, о
которых мир не собирается заботиться. Например, аборты, распространение
порнографии, разврат, неверие и т. д. Вот о них Церкви и следует заботиться. А
беспокойства мира сего оставим миру.



Итак, Церкви не нужна
экологическая концепция
.





Единственно, это явно варварское
загрязнение и уродование природы и окружающего мира Церкви следует осуждать и
обличать, как направленное против жизни и здоровья людей, т. е. против Заповеди
«Не убивай» (Исх. 20, 13), и против
замысла Творца о мире. Но это обличение и осуждение должно носить адресный
характер. Т. е. против конкретных
предприятий, загрязняющих природу; против конкретных
научных разработок и проектов, конкретных
областей науки, грубо вторгающихся в творение Божие (как то: генная инженерия).



Например, генную инженерию
следует осудить как богопротивную науку, искажающую творение Божие. Также,
добычу урановой руды, на которой медленно убивают заключённых, чтобы потом
обратить это на убийство ещё большего количества людей. Также, космические
разработки, проекты и полёты, движимые гордыней учёных и государств, на которую
уходят огромные средства, при том, что храмы стоят разрушенные, а многие семьи
– в бедности. И т. д.



Т. е., дело Церкви – обличать и
осуждать именно грехи, а не просто
проблемы мира сего.





А тратить священнослужителям время,
внимание и силы на изучение экологии, экологические программы и т. д., разбавлять
Христианское воспитание экологическим, засорять программы духовных учебных
заведений предметами по экологии – это диавольская уловка, отвлечение внимания,
подмена проповеди Христа проповедью
о земных проблемах мира сего.





Более того, в данном случае мы
ожидаем удара не с той стороны. Дело в том, что борьба за экологию в мире уже
приобрела языческий характер. Обожествление
природы, поклонение природе, реконструкция языческих традиций и практик,
стремление поставить человека в подчинённое и служебное положение относительно
природы (что противоречит Библии) – всё это проводится или может быть проведено
в сознание общества под лозунгом «охраны природы». Вот это и есть реальная
опасность, реальный грех, которую общество не осознаёт и вряд ли захочет
признать. Поэтому Церковь именно это должна обличать, то, что действительно
является грехом. Именно с этой стороны чётко обозначить границу допустимого. А
не то, что мир и так понимает и пытается исправить, и что является, собственно,
не грехом, а следствием греха.

Ответить

#
Сергей, Россия, Москва (Moscow)
18.07.2012 в 21:14
Почти любое действие на земле приводит ко греху. Если без Бога. Тем более - когда искажается образ безгрешной природы, этого пятого Евангелия. И защитить эту святыню - обязанность каждого православного. Чтобы не было обмерщания. необходимо правильно расставить акценты. На первом месте вера, на втором - дела. Вера без дел мертва...
В сентябре ряд поместных Православных церквей отмечает день экологии. РПЦ будет, по-моему, отмечать второй или третий год. Но что-то плодов пока не видно, кроме этого документа..
Ответить

#
Сергей, Россия, Москва (Moscow)
16.07.2012 в 17:41
Очень нужный документ!
Его реализация поможет миссии Церкви в обществе в момент его глубочайшего кризиса.
Церковь обладает всеми возможностями для успешной работы - дело за малым - начать работу.
Ответить

#
Сергей, Россия, Москва (Moscow)
15.07.2012 в 22:05
Очень нужный документ! Особенно, если рассматривать его с точки зрения миссии Церкви в обществе. Сама природа уже говорит человеку: "Хватит потреблять. Всему есть предел! Задумайся о своей душе, о душе ближнего, о личном и всеобщем Спасении".
Мы подошли к моменту истины в наших взамоотношениях с Богом и природой. И здесь должен прозвучать голос Церкви.
Буду рад помочь в разработке необходимых документов на добровольной основе.
Ответить

#
18.06.2012 в 23:36
Мне кажется современное экологическое
направление может быть не совсем доброе
и незаметно влиять как в хорошую так и
плохую сторону. Поддерживать их на
церковном уровне может быть вредно.
Взаимодействовать и как-то направлять
их деятельность, если это возможно,
наверное нужное дело.


Элементы бережного отношения к природе
обязательно должны быть в нашей жизни
и нужны в курсах профессионально
утвержденных общеобразовательных
программ, приходской церковной жизни.
Но к сожалению по сути, изменить
экологическую ситуацию они не способны.




Ну что мы, простые смертные, можем сделать
для улучшения экологии? Когда в реки
сливают промышленные отходы, из-за
автомобилей дышать невыносимо особенно
в Москве, хвойный лес вокруг Зеленограда
стоит на 70% мертвый (дерево ест какой-то
жучок, раньше леса опрыскивали, убирали
поваленные деревья, работали лесники,
а сейчас этого нет), все упаковывается
в полиэтилен, всюду пластмасса в том
числе и ядовитая, пользуемся бытовой
химией и многое-многое другое.




Улучшить ситуацию можно только на
государственном уровне, а так это в
большей степени демагогия.




Извините за эмоциональность,
просто наболело.

Ответить

#
Сергей, Россия, Москва (Moscow)
16.07.2012 в 18:03
Здравствуйте, Ирина!
Ситуация сложная, но не безвыходная. Идти проторенными путями типа экологического просвещения, борьбы с вырубками и пр. - одни нервы. У нас есть прекрасное достояние - Православная Церковь. Почитайте, например, злесь : http://spassky-hram.ru/stati/item/984-blagotvornoe-vlijanie-molitvy-i-krestnogo-znamenija-na-cheloveka.html
Через духовное преображение - к внешему. Мне так кажется.
Ответить

#
17.06.2012 в 12:49

Действительно рад "экологическому" проекту, опубликованному патриархией http://www.patriarchia.ru/db/text/2255572.html Это то, чем я занимаюсь 20 лет, и то, что у нас осуществлялось в проекте, а во многом и в практике, уже 12 лет. Я специально закончил, (будучи священником) Российскую Международную Академию Туризма и являюсь специалистом по созданию рекреационных программ, для того, что бы при приходах и монастырях, профессионально создавать и реализовывать такие программы. Программа "Родниковое кольцо", которая существует уже 12 лет, https://sites.google.com/site/rodnikovoekolco/home
полностью на это направлена и давно бы все "реализовала", если бы на нашелся один дурак в ивановской епархии, который в этом ничего не понимает и все разрушил. Теперь, мы опять начали реализацию программы, но под большим вопросом участие в ней Церкви. Патриархийный "экологический" проект, кажется все возвращает на свои места, но у меня вопрос - кто отменит решение церковного суда на котором меня обвинили в "отвлечении от Церковной деятельности, за то, что я занимался "экологическими" проектами? Я говорил на Общецерковном суде, (где недоуменно слушали мой рассказ о строительстве эко - санатория и курорта) что такие программы прямая и необходимая деятельность приходов и монастырей. Не поверили! И вот: "Большим потенциалом для практической реализации православного подхода к экологии обладают монастыри и приходы, которые включают в жизнь общины заботу о природе. Развитие в монастырях и на сельских приходах экологически безопасного аграрного производства должно быть примером рационального природопользования для окружающих хозяйств."
Я с этим не только согласен, но и утверждаю это последний десяток лет. Согласен и с тем, что при патриархии должна появиться специальная структура, которая занимается эко - проектами на профессиональном уровне, налаживает взаимосвязь в них с государствами и частными лицами. Эко - потенциал в стране огромный, и именно православным, понимающим ценность Божественного творения, можно эффективно его использовать. Но... в проекте не отражены несколько "трудностей" о который я пишу -пишу, а воз и ныне там. Страна вот -вот войдет в ВТО, где этих "трудностей" прибавится десятикратно, а церковь, не сдвинулась со своего места, в преодолении их, ни на шаг. Перечислю то, что сейчас мешает созданию и реализации эко -программ при Церкви:
1. Безграмотность епископата и клира в этих вопросах.
2. Полная "беззаконность" в бухгалтерских вопросах (работа через черную кассу)
3. Сама экономическая система церкви, которая в гос.реестре числится как "предприятие". Создание при приходах и монастырях производственных структур и предприятий с самостоятельной экономикой при ней, не возможна, так как совершенно не рентабельна. Любое "фермерство" или "частное предпринимательство", во много раз выгоднее, чем работа со счетом открытым при приходе или монастыре. Патриархии давно нужно было озаботится о том, что бы внести изменения в гос.законы о налогах и соц. сборах соответственные изменения, но ни кто этим так и не занялся. А без этого, использовать земли монастырей и имущество храмов эффективно не удастся.
4. Проспали в экологически чистых местах и земли и имущество. Теперь каждый клочок и каждый кирпич у кого -то в собственности. Есть огромный запас земель в банках, ( который они сейчас начнут сбрасывать) было бы хорошо, что бы патриархия "договорилась" с ними и с правительством получить часть этих земель для создания на них церковных сельскохозяйственных эко - предприятий.
5. Невозможность (по церковному уставу) передачи церковного имущества в залог, для получения кредитов. Без залога их никто сейчас не дает.
6. Нацеленность на "дешевые", а значит мало эффективные формы использования экологических возможностей. Самой "выгодной" формой использования экологического потенциала, является "медицинская". Но монастыри, находящиеся в самых выгодных экологических местах, предпочли выращивать там картошку (дедовскими способами) и пасти коров, вместо создания, высокотехнологичных богаделен с медицинскими возможностями. Это прямое "проедание" и средств и экологии. И если в патриархии не поймут, что Церкви нужно не картошку растить, а людям помогать - то вся эко - программа, так -же будет бесполезна и малоэффективна. Бог в помощь!
Протоиерей Михаил Махов.
Ответить

#
13.06.2012 в 14:17
Посылаю еще добавление к своему прошлому комментарию (в качестве иллюстрации). В этой статье: http://www.tampabay.com/news/perspective/toward-a-natural-religion/1056081 (название можно перевести название так: "К религии природы") говорится о том, как в связи с растущим экологическим движением в мире формируется "новая" "светская религия", свободная от "нетерпимости", "исключительности" и т.п. Главным "отцом-основателем" этой "религии" считают Дарвина (хотя он сам никогда не собирался создавать никакой "новой религиии"). В основе этой "религии" лежит "чувство причастности ко всему живому", "взаимосвязь со всеми живыми существами", "единство с Матерью-Землей" ("культ Геи") и т.п. Мир уже отмечает "сакральные праздники" этой "новой религии" - например, День Земли. Ссылку на эту статью я нашла на англоязычном сайте, который называется "Христианская экология" (http://www.christianecology.org/Stewardship.html) (наверное, сайт - протестантский). И еще одно добавление: В этом году в преддверии празднования "Дня Земли" американская экологическая организация "Центр "За биологическое разннообразие" (Centre for Biological Diversity) произвела большую партию презервативов (100 000 штук) с изображением исчезающих видов животных для раздачи студентам университетов в США. Эта акция - призыв к сокращению рождаемости ради "сохранения экологии". Вот ссылка:
http://www.biologicaldiversity.org/news/press_releases/2012/endangered-species-condoms-04-19-2012.html
В программах "планирования cемьи" приносятся миллионные жерты этой новой "мирной" религии (аборты, абортивная контрацепция, развращение детей и молодежи). Огромная просьба к составителям проекта экологической концепции: пожалуйста, обратите внимание на эти мрачные стороны современного экологического движения!
Ответить

#
11.06.2012 в 14:54

Мне кажется, есть одна большая проблема с экологическим образованием и вообще современным экологическим движением. Оно очень сильно пронизано неомальтузианской и неоевгенической идеологий. Концепция "устойчивого развития", продвигаемая на уровне ООН предполагает "стабилизацию", то есть, проще говоря сокращение роста населения путем методов контроля рождаемости ("безопасных абортов", контрацепции, секспросвета и т.п.). Кроме того, экологическое движение и экологическое образование (также продвигаемое на уровне ООН) весьма сильно заражено идеологией Нью Эйдж (неоязычества). В современных российских учебниках по экологии для школьников и студентов им "деликатно" объясняют, что христианство (выделяющее человека из мира живых существ) - это не самая "экологическая" религия. Якобы значительно "полезнее" с "экологической точки зрения" языческие культы природы, "Матери Земли" и т.п. Хотелось бы чтобы Церковная концепция дистанцировалась от этих идеологических течений, которые имеют мало отношения собственно к охране природы, но составляют очень важную часть того, что сегодня именуется "экологией" и "экологическим" образованием.

Ответить

#
6.06.2012 в 23:36
Патриарх Кирилл в одном из своих выступлений говорил что загрязнение окружающей среды грех.
В основах экологической концепции РПЦ будет написано что загрязнение окружающей среды грех?
Еще ученые установили что более половины заболеваний и смертей из-за загрязнение окружающей среды а более 80% загрязнений приходится на автомобильный транспорт.
Как связи с этим можно освящять автомобили - то что медленно убивает человека .
Ответить

#
5.06.2012 в 14:06







В 2012 г. на факультете
дополнительного образования Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного
университета была защищена аттестационная работа «Христианский
взгляд на проблемы экологии (к созданию учебной дисциплины «Христианская
экология»)».



Цель работы - создание основ
учебной дисциплины «Христианская экология» на стыке христианского богословия и
экологии. Для достижения указанной цели
были поставлены следующие задачи: показать становление экологии как
междисциплинарной науки, ее связь с другими дисциплинами; дать обзор глобальных экологических проблем
на рубеже XX-XXI веков; обозначить современную христианскую позицию по
отношению к экологическим проблемам; определить пути взаимодействия
экологической науки и христианского вероучения; разработать основы учебной
дисциплины «Христианская экология».



По мнению автора, учебная
дисциплина, включающая определенные разделы экологической и богословской наук, в
силу комплексного рассмотрения проблем, будет востребована экологами, географами, краеведами и пр. Авторские
наработки также помогут священникам и преподавателям основ православной
культуры получить дополнительные сведения о взаимосвязи науки, богословия и
христианской практики в сфере защиты окружающей среды и воспитания бережного
отношения к ней.



Отдельно в работе говорится о
становлении христианского экологического образования в России. В качестве примера приведен
проект-победитель конкурса Национальной Экологической Премии «ЭкоМир» 2010 г. «Свято-Алексиевская
Пустынь – экология макросоциума».
Следует
отметить, что на сегодняшний день существуют проблемы информирования населения. Эта задача – комплексный мониторинг экологической
активности православного общества, – решаема с помощью экологической и
православной журналистики и может быть предложена в качестве практики для
студентов естественных и богословских факультетов.

Автор аттестационной работы -
геоэколог (географический ф-т СПБГУ, 1994 г.), выпускник ФДО ПСТГУ Лукина Елена
Алексеевна

Ответить

#
1.06.2012 в 15:22
Довольно формальный документ.
Основной вопрос экологии - формирование экологичного мировоззрения.
Человек с экологичным мировоззрением будет умерять свои материальные потребности.
Например, ездить на экологичном транспорте (велосипеде, общественном транспорте, да и пешком просто ходить) вместо пользования личным автомобилем.
В городе более половины всех выбросов - от автомобильного транспорта.
Почему про это в документе не сказано?
Было бы больше пользы, если бы священники и иерархи показали пример умерения материальных потребностей - чаще ходили пешком, на велосипедах, в метро, автобусах. Это бы оказывало огромное воспитательное воздействие на людей.
Также нужно организовывать паломничества пешком, на велосипедах, самокатах.
Эта бы деятельность церкви произвела переворот в сознании людей. И укрепила бы ее авторитет.
Ответить

#
Александр, Россия, Кашира
1.06.2012 в 13:12

\Важно оказывать практическую поддержку волонтерским акциям, в частности - по уборке мусора на общественных территориях, очистке водоемов, озеленении улиц, площадей, парков, скверов и лесопарковых зон.\


Помощь - акция в преодолении муниципального бюджетного кризиса? Существует много городов, где с проблемами вышеперечисленных объектов отлично справляются. Не проще ли там где дело обстоит неважно попросить от лица благочинных, например, поучаствовать чиновников ответственных за «уборку вверенных им территорий» в данном диалоге, узнать так, сказать проблему изнутри?


А вот на космическую свалку трудно послать волонтеров, а угроза исходящая сверху всегда опасней. Оἶκος —λόγος , понятиям нравственности противостоит сила хаоса, вот где корень, формула если угодно.


Что касается крупных катастроф, атомные станции, разливы вредных и токсичных веществ и т. д. относящиеся к глобальным, тогда в богословском осмыслении видимо стоит рассмотреть вопрос в свете Откровения и через призму будущего взглянуть на прошлое, например на дни Ноя. Не соблюдение заповедей ведет не только к гибели Образа и Подобия, но к гибели тварной природы. Микро и макро космы взаимосвязаны.


\Видится полезным создание специализированной коллегиальной церковной структуры, которая на систематической основе займется вопросами экологической работы, оказанием консультационной, экспертной, информационной, организационной и координационной поддержки экологическим церковным инициативам и проектам, а также будет способствовать обмену экологическим опытом между различными региональными и местными церковными организациями.\


Отлично и актуально! Только вот спец - систематической, значит расход финн - средств, чьих и кто будет распределять?? А штатные единицы будут – доверенные – родственные лица? Без нравственного подхода к проблеме, создаться еще один «ручеек» для «своих» естественно в тех районах, где и сейчас сплошные свалки и сливы, и сбросы и т. д.


И насколько серьезна проблема необратимого изменения природных комплексов, в чем убежденны многие ученные, в том числе и экологи?

Ответить

Написать комментарий

Правила о комментариях

Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается.

Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет.

Вместе с тем мы готовы рассмотреть вопрос о взаимном сотрудничестве, если таковые предложения поступят.

Прим.: Адрес электронной почты опубликован не будет и будет виден лишь модераторам.

 *
Введите текст, написанный на картинке:
captcha
Загрузить другую картинку

добавить на Яндекс добавить на Яндекс