Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
   
Золотой фонд
Новое в справочном разделе
Комментарии читателей rss

Проект документа «О деятельности Русской Православной Церкви по реабилитации наркозависимых»

31 мая 2012 г.
Данный проект направляется в епархии Русской Православной Церкви для получения отзывов, публикуется с целью дискуссии на Официальном сайте Межсоборного присутствия, на портале «Богослов.ru» и в официальном блоге Межсоборного присутствия. Возможность оставлять свои комментарии предоставляется всем желающим. Первоначальный проект данного документа был составлен комиссией Межсоборного присутствия по вопросам организации церковной социальной деятельности и благотворительности, а затем был переработан редакционной комиссией Межсоборного присутствия под председательством Святейшего Патриарха.

«С пастырским состраданием относясь к жертвам пьянства и наркомании, Церковь предлагает им духовную поддержку в преодолении порока. Не отрицая необходимости медицинской помощи на острых стадиях наркомании, Церковь уделяет особое внимание профилактике и реабилитации, наиболее эффективных при сознательном вовлечении страждущих в евхаристическую и общинную жизнь» (Основы социальной концепции Русской Православной Церкви).

I. Наркомания: грех и болезнь

Наркотические вещества не являются злом сами по себе, некоторые из них используются в медицине для лечения ряда заболеваний и анестезии. Однако немедицинское употребление наркотиков противозаконно, губительно для здоровья и греховно. С одной стороны наркомания — это хроническое, прогрессирующее, трудно поддающееся лечению заболевание, проявляющееся на биологическом, психологическом, социальном и духовном уровнях. Для того чтобы вывести наркозависимого в устойчивую ремиссию, требуется, прежде всего, его собственное желание и усилия, а также компетентная комплексная помощь специалистов: медиков, психологов, социальных работников и священнослужителей. С другой стороны, употребление наркотика является осознанным грехом, направленным на разрушение собственной богозданной природы (Быт. 1, 27). Человек, начавший употреблять наркотики, в большей или меньшей степени сознает, что злоупотребление психоактивными средствами может иметь для его жизни трагические последствия. Прежде всего, это нарушение нормального функционирования организма, развитие пагубной болезни - наркотической зависимости, разрушение социальных связей. Греховным является и стремление достичь с помощью психоактивных веществ «измененного сознания»: ухода от реальности для получения удовольствия, «просветления» или «разрешения» духовно-нравственных проблем. Формирующаяся зависимость толкает человека на совершение все более тяжких греховных деяний: распространение наркотиков, мошенничество, воровство, разбой, проституцию, нанесение увечий ближнему, вплоть до убийства. Нередко наркозависимый завершает жизнь тяжким грехом — самоубийством. В периоды употребления наркотиков человек совершает преступные деяния, на которые в обычном состоянии никогда не решится. Человек, приобретающий наркотики с целью употребления, вступает в связь с криминальными структурами и становится замыкающим звеном в цепочке преступного бизнеса. На любой стадии зависимости человек с помощью Божией может прекратить наркотизацию. Нежелание или отсутствие решимости отказаться от того, что разрушает его жизнь и жизнь близких, также является грехом. Наркомания – это проблема не только отдельного человека, но и его близких. Зачастую наркомания является следствием разобщенности членов семьи, нарушения эмоциональных связей, пренебрежения важнейшими основами семейной жизни, такими как взаимное уважение, забота, любовь и верность. В то же время, члены семьи наркомана, как правило, сами становятся созависимыми[1], приспосабливаясь к патологической деформации в межличностных отношениях, и нуждаются в помощи специалистов. Эпидемия наркомании является следствием духовного неблагополучия всего общества – усиливающегося эгоизма и отчуждения между людьми, утраты фундаментальных духовных ценностей и нравственных ориентиров.  

II. Отношение Церкви к людям, попавшим в наркотическую зависимость.

Потребитель наркотиков является грешником, но вместе с тем - это больной человек, попавший в беду. Он не в меньшей степени, чем остальные, может надеяться на милосердие Бога, «Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2, 4). «Нет воли Отца… Небесного, чтобы погиб один из малых сих» (Мф. 18, 12-17). Любой человек способен изменить свой греховный образ жизни и встать на путь спасения. Служители Церкви могут и должны оказать помощь решившемуся прекратить наркотизацию человеку, участвуя в реабилитационном процессе в качестве соработников Божиих. Как всякая борьба с грехом начинается с намерения человека, так и для выхода из наркотической зависимости необходимо стремление наркозависимого к исцелению. Добровольное желание зависимого человека прекратить наркотизацию и согласиться на реабилитацию есть необходимое условием успеха реабилитационного процесса. Вне зависимости от тяжести и срока наркотической зависимости, Господь силен излечить страждущего данным недугом при малейшем желании последнего. Зависимый человек должен быть активным и сознательным участником реабилитации, готовым приложить усилия и понести труды для преодоления зависимости. Памятуя предупреждение апостола Павла: «Не обманывайтесь: пьяницы Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6, 9-10), что в равной мере справедливо для людей зависимых от наркотиков, Церковь не одобряет применение заместительной терапии (использование метадона или других аналогичных препаратов). Данный способ является одним из вариантов снижения социального вреда, связанного с наркоманией, однако он препятствует решению главной, с точки зрения Церкви, задачи человека – исцелению, преображению его души для вечной жизни в Царствии Божием. Церковь также категорически выступает против легализации любых видов немедицинского употребления наркотических веществ, в том числе так называемых «легких» наркотиков. Русская Православная Церковь в лице священнослужителей и мирян с середины 90-х годов ХХ века принимает участие в помощи наркозависимым и их родственникам. Сегодня во многих епархиях существуют различные формы реабилитационной деятельности. Помимо собственных оригинальных программ реабилитации наркозависимых Русская Православная Церковь допускает использование методик, заимствованных из опыта государственной наркологии, форм и методов, разработанных в различных странах. Церковь считает приоритетным развитие церковной системы реабилитации, включающей в себя в том числе и оригинальные программы, направленные на предотвращение наркотической угрозы. Все вновь создаваемые методики церковной реабилитации должны находиться в согласии с православной антропологией, опираться на аскетическую традицию Православной Церкви.  

III. Основные принципы церковной реабилитации наркозависимых

Под реабилитацией или лечебно-реабилитаци­онным процессом в наркологии понимается медико-социальная си­стема, направленная на восстановление физического, психического и духовного здоровья наркологического больного, его личностного и со­циального статуса. Для достижения этой цели используется комплекс меди­цинских, психологических, психотерапевтических, воспитательных, тру­довых, социальных мер и технологий. Церковь, не отрицая подхода наркологии к реабилитации больных и используя технологии, выработанные профессиональным сообществом, в своей деятельности делает акцент на духовной составляющей реабилитационного процесса. Выход наркозависимого человека в устойчивую ремиссию, восстановление его социального статуса не рассматривается Церковью в качестве единственной задачи. Конечной целью для Церкви является приготовление людей к вечной жизни, к которой Бог призывает всех. Для попавшего в наркотический плен человека, отозвавшегося на призыв Спасителя, преодоление зависимости становится необходимым шагом на пути спасения. Таким образом, церковная реабилитация есть обращение (возвращение) на путь спасения, ведущий к вечной жизни, людей, попавших в зависимость от психоактивных веществ. Церковная реабилитация начинается с преодоления зависимости и восстановления социальных навыков при органичном включении реабилитационного процесса в жизнь церковной общины. Члены общины, проводящие реабилитацию, призваны быть соработниками Божиими, помогающими зависимым преодолевать приобретенную страсть, приобщающими их к внутрицерковной жизни. Показателем успеха церковной реабилитации наряду с устойчивой ремиссией зависимого является сформировавшаяся христианская ценностная мотивация в повседневной жизни. Можно выделить три основных принципа церковной реабилитации:

Принцип 1. Церковная реабилитация есть, в первую очередь, результат действия Божественной благодати, являемой в церковных Таинствах.

Господь, Целитель душевных и телесных недугов, силой Своей, освобождает плененного наркозависимостью в ответ на его усилия и желание, в ответ на соработничество с Ним его служителей, осуществляющих милосержную помощь больному. В церковной реабилитации особая миссия возлагается на православного священника, как служителя Таинств, пастыря, духовника и молитвенника. Основной этап реабилитации выстраивается с опорой на священника. Он, как ответственный за все происходящее в общине, высказывает решающее мнение при формировании коллектива специалистов. Группа проходящих реабилитацию людей также сознает его руководящую роль в реабилитации.

Принцип 2. Включение реабилитационного процесса в жизнь церковной общины.

Основной этап реабилитации осуществляется в приходских и монашеских общинах, а также в созданных или патронируемых Церковью учреждениях. В церковной реабилитации особое значение придается жизни реабилитантов среди членов церковной общины. Спаситель благовествовал Своим последователям: «Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком» (Ин. 10, 10). Отличительным, видимым признаком новой благодатной жизни, являются любовь и забота друг о друге последователей Господа: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13, 35). Реабилитант, вошедший в жизнь церковной общины, члены которой стремятся жить по закону любви, попадает в особо благоприятную для исцеления души среду. Церковная реабилитация предусматривает не механическое вхождение в Церковь, но поэтапное освоение азов духовной жизни и постепенное приобщение к участию в Таинствах Церкви. Степень и сроки воцерковления и вовлечение в жизнь общины определяются желанием каждого проходящего лечение.

Принцип 3. Компетентность (профессионализм) членов церковной общины, участвующих в реабилитации.

Компетентность составляют понимание духовной и физической природы зависимости, необходимые знания и владение навыками, обладание информацией о методиках, используемых в государственных реабилитационных учреждениях. В процессе реабилитации помогающий должен вооружить реабилитантов всеми необходимыми знаниями о зависимости и о возможных путях ее преодоления. Желательно привлекать к участию в церковной реабилитации специалистов: наркологов, медиков, психологов, социальных работников. Однако профессионалы могут допускаться к участию в реабилитационном процессе, организованном в православной общине, при условии, что они являются воцерковленными людьми или, как минимум, принимают христианскую систему ценностей. Единство мировоззрения основных деятелей реабилитационного процесса является необходимым условием внутренней непротиворечивости реабилитационного процесса и органичного совмещения реабилитации с жизнью церковной общины.  

IV. Организация реабилитационного процесса

Реабилитационный процесс в Церкви включает в себя:
  • первичное консультирование, которое проводится в кабинетах первичного приема или заочно – по телефону доверия;
  • дезинтоксикацию, проводимую в медицинских учреждениях;
  • мотивационный период, проводимый в мотивационных центрах;
  • основной период церковный реабилитации, который предполагает участие реабилитанта в церковной жизни и проводится внутри приходских или монастырских церковных общин, желательно в значительном удалении от крупных городов;
  • ресоциализацию, которая проводится в центре, расположенном в каком-либо из крупных городов, и в ходе которой прошедшему реабилитацию человеку бесплатно или с частичной оплатой предоставляется жилье, оказывается помощь в трудоустройстве, дается возможность получить консультативную помощь специалиста и пастырское окормление священника;
  • постреабилитационное сопровождение, которое осуществляется с согласия прошедшего реабилитацию человека и включает поддержание связи с проводившей реабилитацию церковной общиной;
  • работу с родственниками наркозависимых: помощь семье наркозависимого в выходе из состояния созависимости, в разрешении проблем, которые провоцируют одного из членов семейства на наркотизацию; в отдельных случаях, наркозависимому может быть рекомендовано по окончании реабилитации жить отдельно от семьи, иногда на значительном расстоянии.

Начиная с мотивационного периода, церковная реабилитация включает участие реабилитантов в Таинствах, молитву церковную и домашнюю, пост, трудовое послушание индивидуальное духовное руководство. В процессе реабилитации следует заниматься также культурным развитием наркозависимых. При работе с родственниками наркозависимых людей достижению благоприятного результата содействуют индивидуальные консультации, групповая работа и беседы с духовниками.

V. Задачи организации церковной реабилитации наркозависимых

1. Общецерковный уровень

Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению призван, непосредственно или посредством создаваемых им специальных структур:
  • осуществлять постоянный мониторинг деятельности по противодействию наркомании в епархиях;
  • создавать и постоянно обновлять базу данных;
  • осуществлять взаимодействие с епархиальными центрами противодействия наркомании, а также с учрежденными при участии Церкви некоммерческим организациям (НКО), координировать взаимодействие между епархиями;
  • обеспечивать подготовку сотрудников и волонтеров для работы с наркозависимыми в церковных общинах;
  • содействовать созданию ресурсных центров на базе церковных общин, успешно осуществляющих реабилитацию наркозависимых, где могли бы проходить обучающие семинары, осуществляться стажировка духовенства и церковных работников;
  • на общецерковном уровне осуществлять взаимодействие с государственными структурами, в сферу компетенции которых входит профилактика наркозависимости;
  • взаимодействовать с авторитетными представителями научного сообщества в области развития реабилитации наркозависимых;
  • информировать общество о деятельности Русской Православной Церкви по работе с наркозависимыми через СМИ, в частности, через Интернет и телевидение.
Также, в сотрудничестве с Учебным комитетом, представляется необходимым ввести в соответствующие учебные курсы духовных школ разделы, посвященные проблемам зависимости от психоактивных веществ и работе с людьми, попавшими в такую зависимость.

2. Епархиальный уровень

В епархиях Русской Православной Церкви могут создаваться епархиальные структуры по противодействию наркомании, работающие по следующим направлениям:
  • координация профилактической, реабилитационной и постреабилитационной деятельности церковных организаций;
  • организация и проведение семинаров для клириков и церковных социальных работников с целью повышения их компетентности в вопросах наркозависимости;
  • осуществление на региональном уровне связи с общественными организациями и государственными структурами в деле противостояния наркотической угрозе;
  • осуществление связи с структурами, занимающимися противодействием наркотической угрозе в других епархиях.
В случаях, когда специальные структуры епархиями не создаются, деятельность по этим направлениям поручается епархиальным отделам социальной направленности.   Также на епархиальном уровне могут быть приняты следующие меры:
  • открытие в крупных городах кабинетов для первичного приема наркозависимых и создание службы телефонов доверия;
  • основание церковных мотивационных центров вблизи от больших городов[2];
  • оказание поддержки приходам и монастырям, которые начинают заниматься реабилитацией наркозависимых;
  • создание центров ресоциализации (социальные гостиницы, «дома на полпути», адаптационные квартиры), где прошедшие реабилитацию люди могут некоторое время жить под контролем специалистов и под окормлением священника;
  • поддержание связи и взаимодействие с учреждениями государственной наркологии, СПИД-центрами, медицинскими учреждениями, помощь которых может потребоваться при работе с наркозависимыми.
 

VI. Взаимодействие Церкви с государственными структурами и обществом в деятельности по реабилитации

В сфере церковно-государственного сотрудничества в области профилактики наркомании и оказания помощи людям, попавшим в наркотическую зависимость, Русская Православная Церковь признает приоритетным сотрудничество с министерствами и ведомствами, их структурными подразделениями. Развивая социальное служение в этой сфере, Русская Православная Церковь считает необходимым свое участие в работе межведомственных советов и иных организаций по выработке и реализации государственной политики в сфере противодействия наркотической угрозе, а также сотрудничество с соответствующими общественными организациями. Во взаимодействии с государственными структурами и общественными организациями Русская Православная Церковь может, в частности, решать следующие задачи:

  • развитие сети учреждений по реабилитации больных наркоманией, созданных Русской Православной Церковью и ее каноническими подразделениями либо с их участием;
  • поддержка церковно-общественных проектов на местах по созданию консультационных служб и телефонов доверия по проблемам наркомании;
  • профессиональная подготовка и переподготовка сотрудников реабилитационных центров, медиков, психологов, педагогов и специалистов социальной сферы для работы с наркозависимыми, разработка и реализация образовательных программ и программ повышения квалификации в этой области;
  • подготовка и издание печатных материалов, информации, размещаемой на сайтах органов исполнительной власти, организаций Русской Православной Церкви, общественных организаций по проблемам противодействия наркомании и помощи людям, попавшим в наркотическую зависимость;
  • организация совместной информационно-просветительской деятельности среди подростков и молодежи, направленной на духовно-нравственное становление личности и профилактику девиантного поведения;
  • работа с наркозависимыми заключенными в заведениях пенитенциарной системы;
  • создание благотворительных фондов с целью обеспечения финансовой поддержки проводимых Церковью мероприятий по профилактике употребления наркотиков и реабилитации наркозависимых лиц;
  • проведение общенациональных благотворительных акций антинаркотической направленности с привлечением к участию в них предприятий и организаций, в том числе коммерческих;
  • реализация мероприятий, посвященных проведению Всемирного дня борьбы с наркотиками.
  • создание координационных и совещательных органов (советов, комиссий, групп, коллегий), осуществляющих деятельность на постоянной или временной основе в рамках реализации соглашений в этой сфере между Русской Православной Церковью, государственными структурами и общественными организациями, участие в совместной деятельности в уже существующих аналогичных органах;
  • создание рабочих групп в целях разработки представляющих взаимный интерес проектов законов и иных нормативно-правовых актов, касающихся проблемы противодействия наркотической угрозе.
 

VII. Взаимодействие Церкви и СМИ в реабилитации наркозависимых

Средства массовой информации, особенно телевидение и Интернет, могут играть важную роль в борьбе с наркотической угрозой. С их помощью можно дать надежду людям, попавшим в наркотический плен, и их отчаявшимся родственникам, рассказать о существующих методиках реабилитации, в том числе о церковной реабилитации, на примере конкретных жизненных историй людей, сумевших преодолеть зависимость, вдохновить наркозависимых на преодоление недуга и на возвращение к здоровому образу жизни. Информационные кампании по профилактике наркомании и помощи лицам, попавшим в наркотическую зависимость, чтобы быть эффективными, должны опираться на прочный этический базис и содействовать формированию духовно и физически здорового образа жизни.

 
[1] Под созависимостью понимается неадекватная болезненная вовлеченность родственников или близких зависимого человека в разрешение проблем, связанных с его наркотизацией. Такая вовлеченность может приводить к разрушительным последствиям для здоровья и жизни этих людей. Созависимый человек поглощен тем, чтобы управлять поведением другого человека, и перестает заботиться об удовлетворении своих собственных жизненно важных потребностей.
[2] В некоторых регионах можно иметь один мотивационный центр на несколько епархий.
Ключевые слова:
См.также:
Подписаться на ленту комментариев к этой публикации

Комментарии (49)

Написать комментарий
#
17.06.2013 в 09:06
Поздравляю, оказывается данный документ был принят 26. 12. 12. Кто ни будь заметил разницу до принятия и после?
Ответить

#
5.06.2013 в 13:15
Я прошел вебинар, причем с удовольствием. Наш Центр "Анастасис" еще в декабре получил статус центра Белорусского Экзархата (см. http://anastasis.ortox.ru/glavnaya/). Правда, кроме заполнения бумаг, это ничего почти не изменило. Финансация от церковных структур совершенно недостаточная как была, так и осталась. Спасибо Жировичскому монастырю - без него центр не выжил бы вообще. Благотворителей нет. Ремонт здания очень затянулся. Нет приличного "бусика" для рабочих поездок, что есть - требует регулярных ремонтов. До сих пор нет системы пожарной безопасности - нет денег. Принимать бесплатно на реабилитацию - нет возможности, доводится рекомендовать пожертвовать с обозначением минимальной ожидаемой суммы. Среди православных мирян до сих пор не нашлось человека, который готов обучиться на консультанта (центр готов помочь пройти обучение) и работать в нашем центре - это требует определенного самоотвержения, при зарплате, достаточной только для минимума проживания - за отсутствием финансов. и не в городе, а в деревне. Так где ж православные христиане (не священнослужители - им доводится о своих храмах и приходах заботиться)? Похоже, им центр тоже не нужен на самом деле - кроме тех, кого беда зависимости в семье коснулась напрямую. Только у них денег на пожертвования немного - не всегда хватает своего близкого в центр устроить.
Так что проблема - в самом церковном сознании, а не "батюшек" и архиереев. Именно у самих христиан не хватает понимания проблемы.
Однако это нам не мешает продолжать наш труд, и я рад, что моя лепта в нем есть. И кого-то обвинять, унывать не собираюсь. Как и те, кто здесь уже трудится.
Кстати, если кто готов помочь нам материально, или найти благотворителей - мы не откажемся. Вот кому-то из мирян конкретный труд.
Ответить

#
7.06.2013 в 04:50

Так ведь то то и оно( Все держиться и двигается отдельными энтузиастами, а для церковных властей это третье (или пято) степенное дело. Отсюда и отношение прихожан. Мы же в русской Церкви привыкли, что все спускается сверху.

Ну а для чего был тогда опубликован данный проект документа, если все как было так и остается? Вот что интересно?

Ответить

#
2.06.2013 в 06:07
вот и год прошел. Будет какое то движение или все забыто?
Ответить

#
иманқұл, Леонид, Россия, Дубна, Моск. обл., мирянин
4.06.2013 в 22:20
Дорогой Евгений, прошёл год упорной учёбы и практики. Были специальные вебинары и семинары дъяконии.ру К концу года я видел на них успешными около 20-ти участников (в основном монахи). Они получат право заниматься делом, но трудности здесь как ни в одном другом деле, потому что наркомания - это самый опасный порок современного мiра...

Здесь, на портале Вы могла видеть динамику публикаций, которые подводят своеобразный итог. В мире есть Народ читающий, почитающий, чтящий и исследующий Библию. Этот Народ знает спасение от порока, поэтому Он победит. Это молодой этнос, который не имеет признаков принадлежности к государству, национальности и т.п., Он - Личность, духовная личность, которой наркотик не нужен, так как Народ этот СВОБОДЕН и освободил Его Христос. Аминь.
Ответить

#
5.06.2013 в 13:41
Ну, а данный документ будет принят к действию?
Ответить

#
иманқұл, Леонид, Россия, Дубна, Моск. обл., мирянин
6.06.2013 в 20:11
Дорогой Евгений, по моему документ ещё не прошёл обсуждение как следует. Лично моё участие в обсуждении проявится после фестиваля 8-10 июля в Москве по проблемам "Защиты семьи"... Смотри анонсы в дъяконии.ру
Ответить

#
3.11.2012 в 07:04

Братья и сестры, я так и не смог понять: для чего нужен этот документ? Что последует за принятием этого документа?

Я потихоньку впадаю в панику. Наркомания и алкоголизм убивает десятки (может и сотни) тысяч людей ежегодно. Хуже всего то, что гибнут и души алкоголиков и наркоманов. Это тотальная беда для России! А Церковь наша как будто отдала эту проблему на откуп разным сектам, знахарям.

Посмотрите сколько самых разных центров реабелитации? На этой беде зарабатывают себе деньги проходимцы, в этих центрах сектанты вербуют себе адептов из самих зависимых и их родных. В городах уже сложились целые общины секстанские из людей прошедших реабелитацию и их близких.

Сами попробуйте: забейте в поисковике слова "реабелитационный центр для наркоманов" и увидите, сколько там ссылок, и сколько из них православных. Например, на один православный центр в Красноярском крае приходится несколко десятков секстанских и прочих центров. А православный центр еще и платный, тогда как баптисты, пятидесятники и пр. берут в свои центры бесплатно.

Ну давайте же уже начнем движение, братья и сестры! Люди гибнут не только от дряни, но от лжеучений. Хватит спорить - обсуждать. Бог с нас спросит.

Ответить

#
4.11.2012 в 00:51
А что вы Евгений конкретно предлагаете?
Ответить

#
4.11.2012 в 11:16

Нужно что бы церковные власти обязали в каждой епархии РПЦ открыть ребцентр. Нужно под это дело целевым образом выделить деньги, установить сроки и назначить отвественных. Вот и все. Движение сразу начнется. Это нужно было делать еще вчера, но "лучше поздно, чем...".

Нужно, что бы наши центры были бесплатны или взималась минимальная плата, не более 100 (сто) рублей в день.

Вот и все.

Ответить

#
Черных Александр, Россия, Москва
4.11.2012 в 22:20
А где специалистов-то брать? На одном голом энтузиазме далеко не уедешь ... Специалисты он же имеют обыкновение требовать сообразно с уровнем своих знаний. Ввиду этого 100 рублями не отделаешься. Вариант тут может бы такой: пускай сами православные - будущие реабилитаторы получат соответствующее образование (ну или хотя бы ликбез), и пусть уже они (или мы) работают с позиции бессеребренничества.
Ответить

#
5.11.2012 в 06:54

Все бы вам специалистов подавай.

А мне представляется все просто: нужно собрать от каждой епархии в уже действуещем центре на месяц тех, кто желает трудиться в этом служении. В течении месяца или двух прочесть им курсы и все - на работу. И не должны это быть обязательно священнослужители, их и так в провинции не хватает. Православный энтузиаст - мирянин вполне справится. Главное условие работы ребцентра это то, что он обязательно должен находиться при Церкви. Потому что церковная реабелитация - это дело Божье.

Вам нужны специалисты? Так вот, Бог главный и лучший специалист.

и программы реабелитации могут быть разными, но главное и обязательное условие - участие в церковной жизни. Обязательное участие в каждой Литургии, обязательные молитвы, обязательное изучение Слова Божьего, обязательная исповедь и, конечно, обязательное Причащение. Бог Сам будет работать, мы лишь помошники Ему.

И я уверен, что найдутся люди, которые не за страх, не из корысти, а из любви к Богу и пропадающим людям пойдут служить в эти центры и результат будет.

И я обращаюся к власть имущим в Церкви: пора что то делать, люди гибнут.

Ответить

#
7.10.2012 в 03:06

Авторы настоящего документа не ориентируются в профессиональной терминологии, весьма приблизительно знакомы с такими понятиями, как наркотики (их виды), методами лечения тех или иных видов зависимостей, и как следствие, – реабилитации больных с разными видами наркоманий.. Ни разу не прозвучало слово токсикомания. Авторы проекта не знают, чем наркотики отличаются от психоактивных веществ (ПАВ), предикторов наркотиков и пр.

Неграмотно применяют психологическую терминологию.

Авторы «проекта» не знакомы с медицинским правом, уголовным, административным, работой медицинских учреждений, государственных институтов.

Очень плохо знают предмет о котором им очень хочется говорить, текст изобилует неологизмами. В результате рассуждения авторов документа, проект сваливается к бесплодному рассуждательству, почти резонерству.
Воспринимать данный проект, как руководство к действию, не следует ввиду очевидной некомпетентности их авторов.

Ответить

#
29.09.2012 в 05:46
Удивительно! Как только не тормошат эту Программу 12 Шагов. И секта, и подозрительные методы и отсутствие социальной активности - все что хочешь. А результат неупотребления есть. так может стоит задуматься? Нет социальной активности - создайте. Программа духовного роста. Помогите духовно вырасти. Что здесь непонятно? Пятидесятники знают как это сделать и делают, а мы православные знаем, но постоянно подвергаем сомнению. Может нам просто лень рукава закатать? Или мы будем ждать указания Сверху? Все просто и на ладони. Приезжайте к нам в реабилитационный центр в Сосновку (Беларусь) и увидите как идет работа.
Всем большое спасибо.
Ответить

#
27.09.2012 в 16:18
А кто скажет, почему проект анонимный?
Ответить

#
26.09.2012 в 08:37
Ув. Дмитрий. Я вижу в предложенном проекте отсутствие деятельной части, практики. Да, есть теория, объяснение болезней. Видно также правильное отношение церкви к существующей проблеме. Но, будет ли этот документ работать?!
Большинство ( с полной ответственностью заявляю) священников на приходах, а именно к ним обращаются те, кого эта беда коснулась, не знают как поступать в данной ситуации и традиционно - молитесь.Они молятся, а он пьет (колется). Поэтому я считаю, что работу со священниками в первую очередь надо проводить. Заинтересовать их. Такой документ найти, чтобы не было возможности отвертеться. А лучше всего включить его в данный проект, т.е конкретизировать. Плюс к тому - работа в духовных учебных заведениях. А что касается 12 Шаговой Программы, то только она опробирована на самых падших личностях, пришедших к Богу и нашедших место в церковной общине.
Теперь хочу изложить свое мнение относительно обществ трезвости. Да, согласен. Человек, прошедший курс реабилитации, уверенно ставший на ноги, обретя некий начальный духовный уровень мог бы вступать в такое общество, но сознательно, не в коем случае под давлением. Такое действие может вызвать со временем отторжение от церкви, ведь болезнь неизлечимая и симптомы могут проявиться вновь. Дать обет трезвости Богу - на мой взгляд что-то вроде как пообещать жить без греха.
В целом, с моей точки зрения, документ нужен. И Слава Богу, что проект уже есть. Важно, чтобы он работал.
Спаси, Господи!
Ответить

#
26.09.2012 в 16:13
Про обет трезвости хорошо сказали,поддерживаю!
Вот про документ не совсем понятно...
Ответить

#
26.09.2012 в 10:02

"Но, будет ли этот документ работать?!". К сожалению, приходится признать правоту Сергея. Работа с зависимыми на приходе дохода не даст (разве что "записки" на молебен, да и то их подают не зависимые, а их родственники), отдача - далеко не каждый будет выздоравливать, а трудов - немало. Да еще и обучаться надо, как с этими "наркоманами и алкоголиками" обращаться. А еще страх - а вдруг походят-походят, да и украдут что-нибудь. Большинство духовенства не испытывает желания работать с таким "трудным контингентом". Поэтому проект можно прекрасно доработать, но если сразу же не будут предложены механизмы воплощения его в жизнь, он останется только красивой декларацией, пользоваться которой будут только отдельные энтузиасты. А на энтузиазме далеко не уедешь... Может, вопрос ставить так: ладно, Вы не способны, или не Ваш талант, или не хотите работать в этой области. Тогда, во-первых, не мешайте другим (в благочинии, младшему священнику в соборе), а во-вторых, вместо работы Вы будете вносить определенные взносы в помощь тем, кто эту работу плодотворно ведет.

Еще один упущенный момент: есть тревожные симптомы, когда в храме вывешивается икона "Неупиваемая Чаша" или подобная, перед ней начинают служить молебны, создают "ползучую пропаганду" - и рождают высокую популярность этих молебнов, а, соответственно, большой приток поминальных записок о страждущих от зависимостей. Получается неплохой коммерческий проект (будем называть вещи своими именами), а у батюшки повышается рейтинг - какую полезную работу ведет! Не знаю где, но этот момент нельзя упускать. Наверное, действия таких священников, опять-таки, должны получать оценку у экспертной комиссии, а из нее епархиальное руководство должно делать "оргвыводы".

Хотелось бы, чтобы на все эти комментарии как-то отозвался автор(ы) проекта, чтобы и нам была дана "обратная связь". Иначе складывается впечатление, что пишешь в пустоту.


Ответить

#
25.09.2012 в 11:42
Здравствуйте. Прочитал документ, со многим согласен, я сам употреблял 13 лет тяжелые наркотики и по этому хочу обратить Ваше внимание на одну организацию, которая уже много лет занимается этой проблемой. Она многим известна, называется Анонимные Наркоманы или алкоголики. Эта организация работает по программе 12 шагов. Благодаря всем этим людям, Богу и вообще существованию этой прграммы я жив!! Я жив и трезв уже скоро 4 года, я перестал даже курить!! Я пришел в церковь, пришел к Богу....у меня есть семья, хорошая работа и уйма планов и идей.....и огромное желание жить и помогать людям!!!.....Я прошу обратить Ваше внимание на эту организацию, ведь там есть огромный , необходимый опыт для помощи наркозависимым! Причем концепция этой организации отвечает всем требованиям Русской Православной Церкви!!!....Спасибо за внимание, слава Богу!
Ответить

#
25.09.2012 в 21:19
Сергий,давайте называть вещи своими именами.
А.Н.-это сообщество(а не организация) и в этом есть существенная разница.
Зачем РПЦ обращать внимания на сообщество?Другое дело применять принципы 12 шагов в реабилитационных центрах.Главная терапевтическая ценность сообщества-помощь одного зависимого другому отвечает Православию.И тут я с вами согласен.
Нужно привлекать для работы в реабилитационные программы консультантов по хим.зависимости,которые воцерковлены или стремятся воцерковиться.Опыт показывет что это работает!!!
Ответить

#
26.09.2012 в 09:16
Может я не правильно выразился, признаю, но именно это я и имел ввиду, обратить внимание , потому, чтоу сообщества сгенерирован огромный запас опыта в сфере этой деятельности! Спасибо Дмитрий, вы смогли упростить мою мысль....
Ответить

#
25.09.2012 в 18:38

Об этом я и писал в комментариях: "считаю, что документ должен как-то отразить отношение к 12-тишаговой программе и другим альтернативным вариантам (обществам трезвости)". 12-тишаговая программа себя зарекомендовала положительно и вполне интегрируется в систему христианских координат. Хотя сами сообщества, работающие по этой программе, внеконфессиональны (и это, на мой взгляд, правильно), принятие Бога там стоит ребром (хотя и не навязчиво - но попробуйте сделать 11-ый Шаг, если в качестве "более могущесвенной Силы" понимать группу АА или АН). И важно, чтобы человек мог в своих поисках Его, мог обрести Церковь - как жизнь во Христе. Опыт нашего Центра показал успешность сочетания пастырской деятельности, которая, однако, не носит навязчивого характера, и работы по Шагам.

Ответить

#
27.09.2012 в 23:58
Про 11 шаг-подписываюсь,тоже не могу себе представить.
Ответить

#
22.09.2012 в 09:23
Уважаемые отцы и братья.
Прочитав внимательно Проект и все комментария к ним, решил написать сам.
Меня, как руководителя Православного реабилитационного центра "Анастасис" при Свято-Успенском Жировичском мужском монастыре, не столько затронули некоторые неточности в самом Проекте, сколько взгляды священнослужителей. В частности: "Церковь должна готовить христианина не для светской жизни, а для Царствия Небесного", а остальные вопросы Церковь касаться не должны. А пробовал ли кто-нибудь из вас (священники) только что вышедшего из запоя или в состоянии ломки наркомана, вовлечь в церковную общину или хотя-бы привлечь к интересам Церкви. Уверен - нет. Дело тонкое, трудоемкое и требующее ни одного дня работы. Человек, подавленный своей зависимостью, сломленный своей судьбой и, возможно, потерявший всю надежду на свою жизнь вряд-ли захочет с вами говорить. В лучшем случае - будет кивать вам в ответ. Для того, чтобы помочь человеку впустить Бога в душу не достаточно рассказать ему о православных традициях и таинствах. необходимо, с моей точки зрения, помочь человеку очистить свою душу от нечести не только на таинстве покаяния. Групповая терапия, на которой присутствуют такие же, как и он сам, вселяют в человека надежду, что он не один, их много и здесь очень важна работа священника, чтобы направить группу в "нужное русло". Этот процесс заложен в Минесотскую модель 12 Шаговой Программы Анонимных Алкоголиков и Наркоманов. Очень эффективный метод. Сам процесс длительный и лишь в свое время у человека появляется осознание того, что сам Бог участвует в процессе его выздоровления и только с Его помощью и, надеясь только на Его милосердие и всемогущество, отказавшись от своей воли, он может получать благодать. Сам на себе это испытал (алкоголизм). Буду рад если кто-то будет несогласен со мной.
с уважением. Сергий.
Ответить

#
28.09.2012 в 11:07
АА и АН с 12 шагами - весьма сомнительные способы реабилитации..Я уж молчу про то, что эти центры имеют все признаки секты. Но какова действительная эффективность этой методики? Больные люди часто собираются в одном месте и начинают друг другу вспоминать свою "жизнь"- полезно ли это? Кроме того, люди в этих группах не могут действительно социализироваться в обществе, иметь здоровые отношения с коллегами, близкими, - а на анонимных "собраниях" им там комфортно! Их "понимают", если нужно - погладят по головке. Но социальная активность людей из подобных организаций если не катастрофически низкая, то - нулевая. Такие вот реалии.
Давайте, как предлагает документ - соберем всех окрестных наркоманов (их может оказаться больше членов самой церковной общины) и предложим им такую вот ролевую игру в "духовность"... выводы делайте сами...
Ответить

#
28.09.2012 в 22:26
Кирилл, думаю, что здесь на самое удачное место для полемики, которую Вы, осознанно или неосознанно, провоцируете. Думаю, этого и не стоит делать. Могу только засвидетельствовать об опыте реабцентра, в котором я нередко бываю, в качестве священника. Этот опыт положителен однозначно. Но, перед тем, как я определился со своим отношением к АА я 1. Ознакомился с "синей книгой" АА; 2. Посетил не менее двух десятков открытых собраний АА; 3. Немало общался на бытовом уровне с теми, кто является членом АА. Вопрос - а насколько глубоко Вы ознакомились с этой программой - не только в теории, по какой-нибудь одной брошюрке, а изнутри? Если у Вас такого опыта нет, не спешите с выводами. Ведь если многие священники, психологи с православным мировоззрением относятся к программе достаточно спокойно, без протеста, может, все-таки это не из-за слепого доверия, а из какого-то знания? А еще - Вы забыли помянуть про широко известные сообщества Ал-Анон и Нар-Анон - они ведь тоже работают по этой программе. Вы можете предложить серьезную, доступную и работающую альтернативу этим последним упомянутым сообществам? Я - нет. Надеюсь, не обидитесь на ответ - мы на "личности" не переходим, а учимся высказывать и отстаивать свои убеждения, с сохранением уважения к личности оппнента.
Ответить

#
29.09.2012 в 12:46
Я нисколько не собирался и не собираюсь провоцировать кого либо на что-либо. Это место как раз для полемики..
Уважаемый Агапий, Вы просили не переходить на личности. Но не стоит обвинять меня в некомпетентности. я более чем информирован об организациях АА и АН, их истории, теоритической базе, практике и многом другом. У молодых психологов, молодых врачей психотерапевтов часто бытует мнение, что прочитав пару книжек с той или иной системой терапии, они теперь "владеют техникой", и потому могут "эффективно" лечить направо и налево.
Эффективность терапии (а реабилитационные мероприятия входят в лечебный процесс) зависит совсем не от этого.
К очень большому сожалению в нашей стране мы можем "потянуть" только на АА и АН, в силу бедности наших граждан, отсутствия заинтересованности государственных структур в финансировании социальных проектов, направленных на лечение и реабилитацию различных видов зависимостей. Альтернативы есть. У них нет особых названий и на территории нашей с Вами страны они не действуют ввиду вышеперечисленных причин.
Ответить

#
1.10.2012 в 16:56
Кирилл,и в чём же по вашему заключается эффективность терапии?Каковы критерии???И потрудитесь озвучить альтернативы,чтобы не быть голословным.Уж не про заместительную терапию(метадон)идёт речь?
Ответить

#
3.10.2012 в 22:38
Эффективность терапии оценивает только и исключительно врач, работу реаб.центров - врачебная комиссия. "Критерии" эффективности доступны лишь врачу, судить об этом человеку - неспециалисту, самое малое - неэтично и глупо. Про "заместительную терапию", а именно, то что Вы под ней понимаете, - речь не идет.
Хотите узнать какие альтернативы? Получайте соответствующее образование и посетите клиники Австрии, Германии, Испании...и пр..

P.S. Cвободно рассуждать на профессиональные темы, не имея никаких специальных знаний, в нашей стране - обычное дело...
Ответить

#
28.09.2012 в 18:24
Это о каких таких реалиях идёт речь???И каковы признаки секты???
Не социализированы...я вам обратное скажу,социализированы и даже очень.Во всех сферах(пожалуй только среди чиновников и учителей нету знакомых).Эта программа вообще универсальна,т.к.помогает выздоравливать не только хим.зависимым,но и другим разным видам зависимостей.
Ответить

#
29.09.2012 в 13:33
Со всем уважением к Вам, Димитрий, своим ответом Вы лишь подтверждаете мои слова.
А универсальных методов применимо к человеку - нет и не может быть. Каждый человек уникален, тем более больной человек..

"В какой мере уникальность человека определяет природу его болезни? Если говорить о болезнях тела, то наше сходство с животными настолько велико, что опыты над последними позволяют познать жизненно важные соматические функции человека - пусть даже применение результатов этих опытов представляет значительные трудности. Но понятие душевной болезни человека относится к совершенно иному измерению. Причиной болезни могут быть такие качества человеческого, как неполнота, открытость, свобода и бесконечное разнообразие возможностей. В противоположность животным человек не наделен врожденной. совершенной способностью к адаптации. Ему приходится самому искать путь в жизни. Человек не есть готовая форма, он формирует себя сам."

Карл Ясперс "Общая психопатология"
Ответить

#
24.09.2012 в 00:50
Поддерживаю Вас,знаю о зависимости не по наслышке
Ответить

#
19.09.2012 в 11:15

1. В части I нет четкого определения, что мы понимаем под термином "наркотические (или психоактивные) вещества". Можно предложить такой вариант: все химические вещества, изменяющие сознание, разрешённые легализированные и запрещённые, включая алкоголь (и табак).

2. Многие, наверное согласятся, что деление на понятия «лёгкие» и «тяжёлые» наркотики ложно. Можно высказать официальное несогласие с таким разделением, выгодное только наркобизнесу.

3. М. б., есть смысл дать более четкое определение, что мы понимаем под словами "грех", "страсть", "болезнь" (особенно, если учесть, что грех и является болезнью, поврежденностью естества).

4. Алкоголизм развит более, но отдельного проекта по нему, как понимаю, не ожидается. А тема более важна, чем наркомания. К тому же, алкоголь - тоже наркотический яд. Поэтому уже в заглавии можно поставить: Наркомания (алкоголизм): грех и болезнь. А далее, или в сноске, пояснить, что под наркотической понимается и алкогольная зависимость. И центры, о которых идет речь, должны заниматься обоими направлениями (создавать раздельные центры было бы идеально, но не реально).

5. во I I части: "прекратить наркотизацию" - неверное выражение. Правильней - прекратить употребление. "Для выхода из наркотической зависимости необходимо стремление наркозависимого к исцелению" - фраза нуждается в переработке. Выйти из зависимости полностью, в смысле на уровне биологическом - невозможно. И лучше не "к исцелению", а, наверное, к выздоровлению - поскольку опыт самих зависимых показывает, что процесс выздоровления продолжается всю жизнь. Да и в целом, дальнейший текст, верный по существу, очень "сырой". Если есть необходимость - сотрудники Координационного Совета БПЦ по противодействию наркомании и алкоголизму, членом которого и я являюсь, с удовольствием бы приняли участие в корректировке- если автор текста даст готов принять нашу помощь.(можно написать и на мой эл. адрес).

6. Ч.III ."Основной этап реабилитации осуществляется в приходских и монашеских общинах". Это - в идеале, но документ должен, наверное, основываться на реалиях. Ввиду расстроенности, а на приходах - и отстутствия общин, неготовности их к принятию зависимых, основной этап все-таки лучше проводить в специально устроенных центрах. В большинстве монастырей вся реабилитация сводится к "трудотерапии" (зависимые - источник бесплатного труда) и формальном участии в богослужениях. В результате - срываются или прямо в монастыре, или вскоре после выхода.

7.Дезинтоксикация не может являться частью реабилитационного процесса в Церкви - это задача медицинских учреждений, которых у нас нет. Этот пункт должен быть - но до приема на реабилитацию в церковную общину (центр).

8. В документе обязательно должен быть отмечен пункт, что процессом реабилитации и пастырского окормления зависимых должнен заниматься только подготовленный священник, прошедший курс обучения, и допущенный к данному служению экспертной комиссией (с выдачей сертификата)! Иначе может быть просто беда. Уже назрел вопрос о специальных стационарных курсах для священников и православных волонтеров (соцработников) по зависимости и созависимости, а также должны быть ежегодные семинары по повышеню квалификации и обмена опытом, а заодно - по реабилитации от эмоционального выгорания, которое нам тоже присуще, только мы не хотим его в себе замечать.

9. Считаю, что документ должен как-то отразить отношение к 12-тишаговой программе и другим альтернативным вариантам (обществам трезвости).

10. Собор должен четко определить источник финансирования центров, а не просто "из епархиальных средств" - это значит, что финансирование будет от единичных епархий. А одна епархия, может, маленькая, но где есть искренне заинтересованные и подготовленные священники и специалисты (консультанты, волонтеры), просто не потянет открытие и содержание центра. А соседние скажут - у нас работа идет при таком-то монастыре, и с нас хватит. Только работа там - номинальная, или поставленная непрофессионально. Пишу, исходя из практических наблюдений

11 Четче прописать право экспертной комиссии проводить ревизии центров (монастырей, приходов) где проводится реабилитация, декларируемая данной епархией, с правом ставить вопрос о придаче им общецерковного статуса или закрытия проекта, чтобы зря не распыляли средства, а направляли туда, где есть реальная отдача.

12. Стоит прописать пункт о профилактических мерах, их способах, их финансировании.

Иеромонах Агапий.

Ответить

#
29.09.2012 в 01:28
Золотые слова!
Ответить

#
27.08.2012 в 15:09
со дня публикации "проекта" прошло три месяца. такой вопрос к знающим людям: когда документ будет принят? и что последует? обязана ли будет КАЖДАЯ епархия РПЦ организовать ребцентр?
Ответить

#
24.08.2012 в 15:02

Отзыв


На проект документа


«О деятельности РПЦ по реабилитации наркозависимых»


Изучив проект документа, мы пришли к выводу, что документ в основной части может быть одобрен. Тем неменее у нас имеется ряд замечаний, которые с нашей точки зрения помогут качественно дополнить проект и исправить неточности формулировок.


В разделах I, III неоднократно используется медицинский термин «стойкая ремиссия». Однако Церковь не занимается медицинской, а осуществляет социальную реабилитацию. Кроме этого Церковь имеет свой понятийный аппарат. В данном случае медицинскому термину «стойкая ремиссия» соответствует (является синонимом) слово «трезвость». Исходя из этого считаем, что в данном документе наиболее целесообразно словосочетание «стойкая ремиссия», заменить на слово «трезвость», что вполне соответствует православной традиции. Причем словосочетание «стойкая ремиссия», с целью уточнения слова трезвость, может быть вынесена в скобках после слова трезвость.


Раздел I. Наркомания: грех и болезнь.


Наркомания – семейное заболевание. В связи с этим во втором абзаце данного раздела необходимо отразить участие семьи или ближайшего окружения в деле исцеления наркозависимого. Тогда последнее предложение абзаца будет в следующей редакции: «Для того что бы вывести наркозависимого в трезвость(устойчивую ремиссию), требуется, прежде всего, его собственное желание и усилия, участие семьи или ближайшего окружения, а так же компетентная комплексная помощь специалистов: медиков, психологов, социальных работников и священнослужителей».


Раздел II. Отношение Церкви к людям, попавшим в наркотическую зависимость.


Во втором абзаце заменить в предложении: «…Господь силен излечить…» на «…Господь силен исцелить…» и далее по тексту.


Кроме этого, в предпоследнем абзаце имеется историческая неточность. РПЦ в лице священнослужителей и мирян не с середины 90-х г., а с конца 80-х г. принимает участие в оказании помощи наркозависимым. Например, в это время в Эстонской Епархии (прот. Василий Борин) Храм пророка Илии, п. Васк – Нарва, в Московской Епархии (прот. Алексей Бабурин), д. Ромашково, Санкт-Петербургская Епархия (архим. Назарий Лавриненко ныне еп. Выборгский), уже активно и результативно занимались помощью наркозависимым и их родственникам.


Считаем необходимым в продолжение этого абзаца дополнить последнее предложение: «Помимо собственных оригинальных программ реабилитации наркозависимых РПЦ допускает использование методик, заимствованных из опыта государственной наркологии, форм и методов, разработанных в различных странах, если они не противоречат духовно-нравственному учению РПЦ и находятся в согласии с православной антропологией».


Судя по смыслу, составитель предполагает использование методик заимствованных из опыта различных реабилитационных программ в РПЦ. Это значит, что и на данные программы должно распространяться требование последнего абзаца данного раздела, который обязывает: «Все вновь создаваемые методики церковной реабилитации должны находиться в согласии с православной антропологией, опираться на аскетическую традицию Православной Церкви». Следовательно, не только новые, но и ранее созданные программы необходимо привести в соответствие с вышеуказанными требованиями настоящего Документа, что совершенно логично.


Если же по мысли составителя он вообще допускает существование различных методик, то это не может входить в компетенцию РПЦ и являться предметом настоящего обсуждения.



Раздел IV. Организация реабилитационного процесса.



По нашему мнению, последний абзац данного раздела необходимо дополнить. В предложение внести: «В процессе реабилитации следует заниматься культурным развитием, патриотическим воспитанием наркозависимых и обучать их санитарно-гигиеническим правилам».


Необходимость патриотического воспитания вряд ли нуждается в аргументации. Что касается санитарно-гигиенических правил, то общеизвестно, что каждый реабилитационный центр для лиц, зависимых от ПАВ, является специфическим временным коллективом людей, неблагополучных и весьма непростых в социальном, психологическом, психиатрическом и общемедицинском плане. Они отличаются обширным негативным жизненным опытом и ярко выраженным саморазрушающим стилем поведения. У них могут отсутствовать элементарные санитарные знания и гигиенические навыки, отчасти редуцирован инстинкт самосохранения, слабо выражено самостоятельное стремление к заботе о себе. За время наркотизации и алкоголизации мало кто из них обращал внимание на свое здоровье, многие приобрели хронические соматические заболевания. Кроме этого, меры медицинской безопасности, которые составляют основу данного компонента будут безусловно способствовать повышению качества социальной реабилитации любой реабилитационной программы.



Раздел V. Задачи организации церковной реабилитации наркозависимых.



1. Общецерковный уровень.



В данный пункт необходимо добавить: «осуществлять экспертные оценки».


Этот пункт необходимо ввести ввиду того, что данная функция уже определена Координационному совету по противодействию наркомании при Синодальном отделе по социальному служению. Кроме этого, именно этот орган должен будет проверять соответствие вновь создаваемых или внедряемых в РПЦ методик, которые согласно II разделу данного Документа, должны находиться в соответствии с православной антропологией.


К общецерковным задачам так же необходимо отнести функцию: «организовывать общецерковные научно-практические конференции».


Аналогичной функцией необходимо наделить и Епархиальный уровень.


Во втором случае это будет звучать так: «организовывать региональные и городские (областные)научно-практические конференции».


В рекомендациях мер, которые могут осуществляться на Епархиальном уровне, совершенно непонятно директивное установление, которое предписывает основание церковных мотивационных центров в близи от больших городов.


В настоящее время в РПЦ, довольно успешно, функционирует пока единственный мотивационный центр, который расположен как раз в крупном городе Федерального значения – это Санкт-Петербург. Считаем, что Епархии вправе сами определять, руководствуясь принципом целесообразности, место устроения таких центров. Поэтому предлагаем следующую редакцию: «основание церковных мотивационных центров».



Раздел VI. Взаимодействие Церкви с государственными структурами и обществом в деятельности по реабилитации.



В первом абзаце, данного отдела, допущена юридическая неточность: «…РПЦ считает необходимым свое участие в работе межведомственных советов…» правильно было бы написать: «…РПЦ считает необходимым свое участие в работе межведомственных комиссий» и далее по тексту.


Ввиду того, что органами межведомственного взаимодействия по противодействию наркомании в субъектах именуются не советами, а комиссиями.



Руководитель отдела по противодействию


наркомании и алкоголизму


Санкт-Петербургской Епархии


прот. Сергий Бельков




Ответить

#
19.07.2012 в 15:16
Мне думается, что с. Алексей Шляпин прав в отношении того, что Церковь должна заботиться прежле всего о СПАСЕНИИ. Но почему же не привлечь верующих, воцерковленых психологов и других специалистов? Не отказываемся же мы от помощи православных хирургов или стоматологов?
Ответить

#
свящ. Алексей Шляпин, РПЦ, Московская епархия, Можайское благочиние
17.07.2012 в 19:06


Цитата: «...В процессе реабилитации следует заниматься также культурным
развитием наркозависимых...»





Это зачем? Дело Церкви – готовить
человека для Царства Небесного, а не
для общества. Так что, достаточно духовного окормления. Зачем разбавлять?





Цитата: «...рассказать о существующих методиках реабилитации, в том числе о
церковной реабилитации...»





Церкви следует рассказывать только
о церковной реабилитации. Следует
всегда иметь ввиду , что цель Церкви – это вхождение
человека в Царство Небесное
. Только ради этой цели Церковь и занимается данной
проблемой.
А не ради социальной адаптации наркозависимых. Стоит называть
вещи своими именами, а не внушать обществу ложную «солидарность» с ним. Так
что, иные методики, которые не приводят к этой цели, и вообще всё, что не
приводит к этой цели, Церковь интересовать не должны.

Ответить

#
свящ. Алексей Шляпин, РПЦ, Московская епархия, Можайское благочиние
17.07.2012 в 19:05


Цитата: «Желательно привлекать к участию в церковной реабилитации специалистов:
наркологов, медиков, психологов, социальных работников...»





Привлечение психологов – излишне
и неоправданно. В современном церковном сознании возникла нехорошая тенденция
преувеличивать значение светской психологии. На самом деле, подлинная
психология – это ни что иное как православная
аскетика
. А все светские школы психологии не обладают подлинным знанием о
человеческой душе, неадекватно представляют реальность.



Церковь не нуждается в
светской психологии.
Собственно церковная традиция психологии (т. е.
православная аскетика) – самодостаточна.





Что может дать привлечение
социальных работников – непонятно.





Привлечение медиков и наркологов
– оправданно. Но, нужно чётко различить понятия: действующая страсть (т. е. душевная тяга ко греху) и болезнь (т. е. физико-химическая
зависимость от наркотика, сильная степень удобопреклонности ко греху).



Так вот, первична именно
действующая страсть. Которая является корнем проблемы. И избавление от которой
неподвластно медикам и наркологом. И эту заботу священники не должны разделять
ни с кем,- ни с медиками, ни с наркологами, ни тем более с психологами. Нельзя
подпускать к терапии души человека никого, кроме священника Церкви.



Медики и наркологи могут оказать
помощь только во второстепенном,- в исцелении от болезни, от удобопреклонности
к этому греху. Но, и здесь не в корне проблемы, а только в той мере, в которой
это касается физико-химических процессов организма. Поскольку, следует
понимать, что корень этой болезни, удобопреклонности, – это именно действующая
страсть. И именно с борьбы с ней начинается избавление от удобопреклонности.
Но, борьба со страстью – это компетенция только
священников
.

Ответить

#
свящ. Алексей Шляпин, РПЦ, Московская епархия, Можайское благочиние
17.07.2012 в 19:04


Цитата: «Наркотические вещества не являются злом сами по себе, некоторые из них
используются в медицине для лечения ряда заболеваний и анестезии...»





Неверное обоснование, не по сути.



Наркотические вещества не
являются злом сами по себе потому, что являются творением Божиим, «Ибо
всякое творение Божие хорошо»
(1 Тим. 4, 4), и «Нет ничего в себе самом нечистого» (Рим. 14, 14). А не потому, что
используются в медицине.

Ответить

#
свящ. Алексей Шляпин, РПЦ, Московская епархия, Можайское благочиние
17.07.2012 в 19:02


Необходимо более внятно,
отдельным пунктом, подчеркнуть, что цель Церкви в работе с наркозависимыми – не
социальная адаптация, а становление Христианина; что Церковь готовит этих людей
не для общества, а для Царства Небесного.





Следует подчеркнуть и то, что
избавление от этой страсти (как и от любой страсти) невозможно ради избавления
от страсти самого по себе, ради социальной адаптации. Но только ради Христа, ради Вечной Жизни и Царства
Небесного.



Успешной борьба со страстью может
быть только в контексте церковной жизни вообще. Но не в том случае, если
бороться только с этой страстью. Как сказал Господь: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам,
ища покоя, и не находит; тогда говорит:
возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою
семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека
того последнее хуже первого»
(Мф. 12, 43-45).





Необходимо внести ещё пункт о
том, что Церковь ни в коем случае не благословляет обращение к оккультным
средствам и нетрадиционным методам лечения наркомании в т. ч. О том, что никакие
методы духовного воздействия вне Церкви не допустимы
.

Ответить

#
17.07.2012 в 02:04
Хорошо бы а) заменить слова типа "реабилитант" на более "человечные" и б) в вводной части добавить параграф с осуждением причастных к наркоторговле.
Ответить

#
14.07.2012 в 12:17
Дело Церкви – помочь желающим осознать грехи, каковыми являются наркомания и пьянство, дать возможность принести покаяние, приступать к Таинствам, исцеляющим душу.
А лечением должна заниматься не Церковь, а профессиональные наркологи.
Ответить

#
27.09.2012 в 16:17
Не надо перекладывать задачи государства на плечи Церкви.
Ответить

#
14.07.2012 в 08:55
прошло два месяца, как опубликован данный проект. За два этих месяца 4 комментария ( Увы, это наглядно показывает то, что народ православный вовсе не интересует проблема наркомании в России. Не интересует эта проблема и священнослужителей. Все держится на отдельных энтузиастах, на одиночках. Это грустно.
Ответить

#
25.06.2012 в 14:54
Хороший проект, единственное уточнение: Химическая зависимость ( а это и алкоголизм и наркомания и токсикомания) признана ВОЗ заболеванием со следующими характеристиками хроническое, т.е. неизлечимое, а не трудноизлечимое!!!!!! прогрессирующее, т.е. при возобновлении употребления деградация усиливается и смертельное, т.е. если больной не прекращает употреблять он умирает по причинам, связанным с употреблением. Вроде мелочь, но она очень важна, ведь если признать возможность излечения, то получится, что излечившийся алкоголик сможет умеренно пить, а наркоман без опасений использовать наркотические медицинские препараты. А это не так и я подтверждаю это своим нелегким опытом жизни с этим заболеванием. Я уже долго остаюсь трезвым, но зависимым себя считаю и веду себя соответственно
Ответить

#
10.06.2012 в 14:31

Отличный проект!


Кто разумно служит больным, тот освобождается и от страстей, и от браней (авва Дорофей).

Ответить

#
2.06.2012 в 05:19
Проект хороший.
Ответить

#
1.06.2012 в 16:54
Слава Богу! Отличный проект! Люди гибнут от наркотиков, от алкоголя тысячами. И если они нам не нужны, то они ни кому не нужны. От без исходности зависимые попадают в центры к сектантам, а за ними и их родственики, т.е. из одной беды несчатсные оказываются в другой, и окончательно пропадают их души.
Ответить

Написать комментарий

Правила о комментариях

Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается.

Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет.

Вместе с тем мы готовы рассмотреть вопрос о взаимном сотрудничестве, если таковые предложения поступят.

Прим.: Адрес электронной почты опубликован не будет и будет виден лишь модераторам.

 *
Введите текст, написанный на картинке:
captcha
Загрузить другую картинку

добавить на Яндекс добавить на Яндекс