Трир. 500 лет паломничеству к святому одеянию Иисуса Христа. Часть II
В заключительной части статьи, посвященной паломничеству к хитону Иисуса Христа, Анатолий Холодюк повествует об истории одеяния Спасителя, а также рассказывает о событиях, сопровождавших поклонение святыне в этом году.
Статья

Накануне 13 апреля 2012 года великая христианская святыня была извлечена из часовни-сокровищницы и в горизонтальном положении помещена в специально приготовленный реликварий из кедрового дерева, установленный перед главным алтарем кафедрального собора. Из Ватикана по случаю начала паломничества к священному хитону Господню Папа Римский Бенедикт XVI направил специальное послание епископу Трира Штефану Аккерманну. Текст начинается с воспоминания главного исторического события, произошедшего ровно пять столетий назад благодаря усилиям архиепископа Рихарда фон Грайфенклау, который воплотил желание императора Максимилиана I. Понтифик сообщил, что он мысленно присоединяется ко множеству паломников, которые будут прибывать для почитания святыни и преподал им свое благословение.

Само паломничество началось во второй половине дня с торжественного богослужения, возглавляемого префектом Конгрегации по делам Епископов кардиналом Марком Уэлле – специальным посланником Папы Римского Бенедикта XVI в Трире. В мессе принимали участие епископ Штефан Аккерман, апостольский нунций в Германии Жан-Клод Периссе, бывший епископ Трира, а ныне кардинал Рейнхард Маркс, архиепископ Мюнхена и кардинал Иоахим Мейснер, архиепископ Кельна. Как известно, хитон Господа Иисуса Христа упоминается в Евангелии в контексте самых драматических моментов земной жизни Спасителя – Его распятия на Кресте. Во время богослужения под сводами собора зачитали текст евангелиста Иоанна: «Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху» (Ин. 19, 23). Эта христианская реликвия, отметил в своей проповеди кардинал Марк Уэлле, «позволяет нам смотреть с верой на Тайну спасения. Солдаты, делящие по римскому обычаю отобранные вещи, не разделяют между собой хитон Распятого, он был несшитым и остаётся целым. Отцы Церкви видят в этом символ единства Церкви, основанной как единственная и нераздельная община любви Христа. Священный Хитон стремится сделать таинственное видимым. Он, будучи несшитым, олицетворяет Церковь как творенье Божье, а не человеческое».

В германской прессе хранящееся в Трире святое одеяние называют хитоном и туникой. Слово «туника» – латинского происхождения; оно означает древнеримскую нижнюю одежду, сшитую на плечах и опоясываемую. Этот род рубахи носился обычно под тогой, но только римские граждане имели право надевать тогу (2, с. 227). В новозаветные времена мужчины и женщины носили одежду одинакового покроя, причем мужская одежда отличалась сдержанностью расцветки. Основными видами одежды были туника и плащ. Нижняя туника, поверх нее – полотняная или шерстяная накидка с бахромой. Туника как вид мужской одежды у древних греков называлась хитон – широкая свободная рубашка с рукавами из льна или шерсти (до колен или ниже). Греческая одежда была часто без рукавов, шире и свободнее. Если она и была с рукавом, то имела прорезь на сгибе руки, а на плечах застегивалась фибулами. При необходимости ее подворачивали и стягивали на талии поясом. В VIII–II вв. до Р.Х. в Древней Греции и во времена земной жизни Спасителя эта нижняя мужская одежда имела очень простой покрой: длинный кусок материи складывался вдвое и сшивался по краям. Наверху оставляли отверстия для рук и делали разрез для головы. Цельное одеяние ткали на достаточно широком станке, рукава делались короткими или длинными. Работая над цельным одеянием, ткач начинал работу с одного рукава и заканчивал другим, оставляя отверстие для головы (там же, с. 226). Если во время работы требовалась свобода движений, мужскую рубаху укорачивали, подтыкая ее края под пояс, что называлось «препоясать чресла» и означало готовность к действию.

Драматические события прошлого Трира и неблагоприятные условия хранения святого одеяния в соборе привели к тому, что структура и состояние ткани очень сильно изменились, несмотря на неоднократно предпринимаемые попытки реставрации. Служители собора с сожалением констатируют, что из-за длительного и часто неправильного хранения хитон Иисуса Христа стал очень ветхим: в некоторых местах, особенно на многочисленных складках, ослабли или разошлись нити.

«На вопрос о достоверности хитона нельзя ответить однозначно», – писалось в распространяемых собором и организаторами паломничества информационных материалах. Верующие люди едва ли нуждаются в материальном подтверждении своей веры. Однако вопрос о подлинности трирского хитона неоднократно поднимался во время паломничества. Хранители святыни утверждают, что установить это в наши дни, спустя столько столетий, практически не представляется возможным, хотя ученые и специалисты, изучавшие в разные годы хитон, сходятся во мнении, что его возраст относится к I веку.

Исследования, проводившиеся в 1890–1891 годах, свидетельствуют о том, что одеяние Иисуса Христа «выполнено из льняной (хлопковой) ткани коричневого цвета, и на одеянии не имеется шва. Оно прошито золотыми нитями из Китая». Эти нити специально были доставлены в Трир для починки святыни. Другая экспертиза показала, что на хитоне обнаружен тот же состав растительной пыльцы, который встречается на известной Туринской плащанице. Радиоуглеродный анализ хитона до сегодняшнего дня не проводился. Для верующих трирская реликвия «символизирует антропогенез Христа, события Его земной жизни до распятия и смерти», подчеркивали в своих проповедях католические иерархи. «Неделимый и бесшовный хитон является знаком неделимости христианского мира и напоминает о соединяющей силе Господа, как это выражено в молитве паломника: “Иисус Христос, наш Спаситель и Избавитель, помилуй нас и весь мир. Помни о христианах всего мира и воссоедини то, что разобщено. Аминь”» [3].

Почитание христианских реликвий имеет древнее происхождение и ведет свое начало от самых первых веков христианской истории. В Западной Церкви такой объект религиозного почитания, как святые мощи, принято называть реликвиями (от лат. reliquiae). Во все времена верующими благочестиво сохранялись и почитались любые останки святых, а также соприкасавшиеся с их телом одежда, личные предметы, орудия мученичества, т. е. «контактные реликвии».

Косвенной иллюстрацией поклонения первых христиан святыням может служить и хранящийся в ризнице кафедрального собора уникальный экспонат – пластина из слоновой кости (Византия, V или VI в.) с изображением процессии с реликварием. Вера христиан в то, что реликвии имеют силу, передаваемую людям от соприкосновения или близости к ним, возникла на германских землях в районе Трира еще в IV столетии. Наибольшего расцвета понимание того, что христианские реликвии являются носителями благодатных сил, которые могут через них подаваться Богом для верующих, достигло в XII и XIII столетиях, когда паломничества в Западной Европе стали массовым явлением, а крестоносцы в большом количестве привозили из Святой Земли ценные реликвии.Хождение верующих к святым местам на поклонение святыням известно ещё с глубокой древности, и его истоки отражены в текстах Священного Писания: «И будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы. И пойдут многие народы и скажут: придите и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям и будем ходить по стезям Его…» (Ис. 2, 3). В немецком языке понятие «паломничество» обозначается словом «Wallfahrt» (лат. peregrinatio religiosa) и понимается как «волновое движение» пилигримов (пильгеров), устремленных к святыням, причем пешком, как это было в библейские времена.

«Молиться ногами», – издавна говорят немецкие паломники, предпочитающие по давней традиции последние 40 или 20 километров продвигаться к знаменитой святыне пешком. В наши дни многие молодые люди приезжают на велосипеде. Пожилые и люди более старшего возраста прибывают в Трир на поездах, автобусах или личных автомобилях.

Замечено что, если для европейских протестантов паломничества и реликвии не имеют религиозного значения, то для верующих Католической Церкви святое одеяние в Трире – «символ Спасителя», поклонение которому позволяет им почувствовать близость Бога.

Справа от алтаря Иоанна Крестителя находится лестница, ступени которой ведут паломника к капелле – хранилищу святого хитона и сокровищнице кафедрального собора, построенной в 1450 г. и перестроенной в 1900 г. Здесь хранятся мощи св. апостола Матфия, мощи св. апостола Петра (зуб), два неполных звена цепи апостола Петра и древний ключ с вкрапленной в него частицей цепей апостола Петра. Среди других уникальных экспонатов ризницы – кадильница, изготовленная в Трире в 1100 г.

Шедевром церковного ювелирного искусства является переносной алтарь-реликвaрий св. апостола Андрея Первозванного, изготовленный мастерами под руководством архиепископа Эгберта между 977 и 993 гг. На алтаре – позолоченная правая стопа, которая в нескольких местах перетянута тонкими изящными ремешками, украшенными драгоценными камнями. Издали создается впечатление стопы, обутой в сандалию, но, присмотревшись, можно увидеть, что стопа перетянута лишь ремешками от сандалии, а подошва отсутствует. Этот переносной алтарь хранит не сандалию, а лишь часть ремешка от сандалии св. апостола Андрея. Сама сандалия хранилась замурованной в каменной стене, но время ее не сохранило: от нее осталась лишь часть ремешка. Этому же переносному алтарю принадлежат чехол от посоха св. апостола Петра и гвоздь-реликварий (выполнен в 993 г.), где хранится святой гвоздь.

По преданию, сандалию с правой ноги св. апостола Андрея Первозванного и другие хранящиеся в сокровищнице собора реликвии привезла в Трир святая царица Елена.

Ее лик (предполагаемо) изображен на поверхности обнаруженной археологами древней шкатулки с римскими украшениями (320 г.), которую они откопали под фундаментом собора. После реставрации на крышке шкатулки проявилось изображение увенчанной лавровым венком женской головы с нимбом над ней. По мнению трирских ученых, это прижизненный портрет самой царицы Елены. Ее лик можно рассмотреть и на камее из сардоникса, украшающей обложку так называемого «семейного императорского» Евангелия (Ada-Evangeliar), хранящегося ныне в сокровищнице Трирской городской библиотеки.

В современном Трире жива память о святой царице Елене – покровительнице Церкви, хранительницы христианских реликвий. В Трире ее имя окружено любовью и уважением всех христиан. В 1883 и 1908 гг. две трирские улицы получили ее имя – Helenenstrasse и St.-Helena-Strasse [4]. В городе имеется действующая старинная церковь во имя святой Елены (Helena-Patrozinium). В самом центре города, на его площади Главный рынок, можно видеть старинное здание, украшенное скульптурными изображениями святой Елены. Большое скульптурное изображение царицы можно видеть в Епископском саду, а несколько трирских церквей имеют мозаичные панно и витражи, рассказывающие о житии святой Елены, доставившей в город святое одеяние Спасителя. Ежедневно христиане из разных стран приезжают поклониться этой реликвии и честной главе святой царицы Елены, «основательницы Божьего дома» в Трире.

Паломники не ограничиваются только пребыванием в кафедральном соборе и готической церкви Либфрауэнкирхе (1235–1260 гг.), но и осматривают памятники римского Трира времен царицы Елены, сохранившиеся здесь и по сей день: это монументальные городские ворота (Porta Nigra), тронный зал императора Константина Великого (Basilika, или Аула Палатина, 310 г.), императорские термы (Kaiserthermen, первая четверть IV в.), амфитеатр (около 100 г.), римский мост (71 г.) [1].

Во время изучения паломниками современного города не обходится и без казусов. Так, к началу массового паломничества в витрине одного трирского магазина, расположенного рядом с местным домом-музеем Карла Маркса, атеисты открыли провокационную выставку сомнительной «реликвии», якобы принадлежавшей основателю коммунизма. Художник Хельмут Швикерат разложил в окружении женских портретов на трехстворчатом средневековом алтаре желто-коричневое белье Карла Маркса. В интервью германским СМИ Швикерат объяснил смысл своего кощунства так: «Исподнее Маркса должно служить провоцирующим ответом на демонстрацию хитона Иисуса Христа». По словам автора кощунственной инсталляции, она представляет собой «триптих» из кальсон Маркса, размещенного слева от них портрета экономки автора «Капитала» Хелены Демут и выставленного справа портрета политика от левой партии Германии, ярого критика капитализма Сары Вагенкнехт. В 1996 г. подобная «антиреликвия» Маркса уже выставлялась в Трире, но заметного внимания к себе не привлекла, как, впрочем, и в нынешнем году.

13 мая 2012 года был последним воскресным днем «Великого паломничества» в Трир к святому одеянию. После вечернего богослужения католический епископ Трира Штефан Аккерман на встрече с журналистами сообщил, что паломничество завершилось. Великой реликвии поклонились верующие из Германии и соседних стран, а также из таких отдаленных государств, как Грузия, Бразилия, Боливия и др. Утром другого дня германские СМИ информировали, что в трирском паломничестве, проходившем с 13 апреля по 13 мая, участвовало около 550 тысяч человек. Святой хитон Спасителя перенесли на постоянное место его пребывания и хранения – в часовню-святилище кафедрального собора.

 Трир – Мюнхен

Литература :

1. Heinz S., Tacke A., Weiner A. Trier 1512 – Heiliger Rock 2012. IMHOF-Kulturgeschichte. - Petersberg, 2011.

2.Библейская энциклопедия. Путеводитель по Библии. – Российское Библейское Общество, M., 1998.

3. Pilger Buch.2012. - Trier: «Paulin», 2012.

4. Kann H.-J. Auf den Spuren von Konstantin und Helena. Trier, 2007.

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9