Украинская Православная Церковь определяет стратегические задачи
Богослов.Ru публикует статью преподавателя Московской духовной академии В.В. Буреги, в которой дается аналитический обзор прошедшего 21 декабря 2007 года Архиерейского собора Украинской Православной Церкви и принятых Собором решений
Статья

21 декабря 2007 года в Киево-Печерской Лавре состоялся Собор епископов Украинской Православной Церкви, в работе которого приняли участие пятьдесят архиереев. Следует отметить, что это уже третий по счету Архиерейский Собор УПЦ, проведенный в 2007 году. Знакомство с материалами Собора позволяет сделать вывод, что этот форум стал одним из наиболее значимых церковных событий уходящего года. Но обо всем по порядку.

Перед началом Соборного заседания Блаженнейший Владимир, Митрополит Киевский и всея Украины отслужил молебен в храме в честь Всех преподобных Печерских. После этого участники Собора собрались в Актовом зале Киево-Печерской Лавры. Собор открыл Предстоятель Украинской Православной Церкви. В своем программном докладе Его Блаженство обозначил приоритеты деятельности УПЦ на ближайшее будущее. Этот доклад заслуживает нашего пристального внимания.

Доклад Предстоятеля

Главной задачей Украинской Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Владимир назвал ее внутреннюю миссию. «Этот вид миссии предполагает постоянное свидетельство о Христе и Его истинном учении перед теми нашими соотечественниками, которые, хотя и принадлежат формально Церкви и являются христианами по имени, но не живут церковной жизнью и не осознают, что значит быть христианином», - сказал Блаженнейший Владыка. Он также подчеркнул, что сегодня Церковь, чтобы донести свое спасительное учение как можно большему кругу людей, должна активно использовать средства массовой информации, причем не только церковные, но и светские. Но все же, подчеркнул Блаженнейший Митрополит, в еще большей мере Церковь в своей миссии должна опираться на пастырское служение клириков. Православный священник, чтобы ответить на вызов, который ставит перед ним современность, должен иметь качественное образование.

Говоря о духовном образовании, Владыка Митрополит подчеркнул, что сегодня перед православными духовными школами Украины стоит задача коренного реформирования, то есть «перехода на такую схему, когда семинария должна давать высшее богословское образование, а Академия, благодаря своей специализации, создавать возможность проводить научно-исследовательскую деятельность, готовить преподавателей и исследователей высокого уровня». Блаженнейший Владыка позитивно оценил первые шаги, предпринятые в этом направлении ректором Киевской Духовной Академии епископом Бориспольским Антонием.

Следующей важной темой, которую Предстоятель затронул в своем докладе, была проблема духовного окормления украинской православной диаспоры. Он отметил, что по официальной статистике с начала 1990-х годов более семи миллионов граждан Украины выехали заграницу. Большинство этих людей исповедуют православную веру, а также «связывают себя с украинской культурой и считают своим первым языком украинский». Поэтому предпочтительным следует признать служение заграницей в местах проживания новой украинской диаспоры именно украинских священников. Блаженнейший Владыка отметил, что «над решением этой пастырской проблемы Украинская Православная Церковь работает вместе с Отделом внешних церковных связей Московского Патриархата». Также Предстоятель выразил надежду, что в этой деятельности Церкви будет оказана поддержка со стороны государства и дипломатических представительств Украины за рубежом.

Блаженнейший Владимир также отметил, что сегодня более ясно очерченными становятся принципы, на которых строятся церковно-государственные отношения. Сотрудничество Православной Церкви и Украинского государства должно строиться не на персональных симпатиях или антипатиях, не на эмоциях, а на правовых нормах, что соответствует в том числе и европейскому опыту, на который ориентируется Украина. Предстоятель высказал надежду, что Украинская Церковь получит статус юридического лица, а также, что государство проведет реституцию церковного имущества, конфискованного советской властью.

Особое внимание в докладе Блаженнейшего Митрополита было обращено на деятельность православных братств и околоцерковных общественных организаций, которые «политизируют церковную жизнь и выступают по политическим вопросам от имени Украинской Православной Церкви, не имея на это соответствующих полномочий». Предстоятель подчеркнул, что современные церковно-общественные организации далеко не всегда соответствуют идеалам православных братств, которые действовали в Украине в XVII веке. Тогда деятельность братств была «борьбой за веру, а не за политические лозунги». Блаженнейший Владыка квалифицировал деятельность общественных организаций, создающих так называемое «политическое православие», как «очень опасное явление, которое уводит людей от Православия».

Еще одна злободневная тема, затронутая Блаженнейшим Митрополитом - это продолжающийся раскол в Украинском Православии. Предстоятель признал, что преодоление раскола остается одной из наиболее актуальных задач Украинской Православной Церкви. Он также признал, что в этом процессе шаги навстречу «должна делать не только одна сторона... Нам вместе необходимо искать пути к преодолению раскола». Блаженнейший Владыка сообщил, что в последнее время заметно активизировался диалог с Украинской Автокефальной Православной Церковью (УАПЦ), начатый по инициативе этой конфессии. Он также выразил надежду «на возвращение тех наших братьев и сестер, которые находятся в Киевском Патриархате».

Обзор соборных решений

Одним из главных решений Собора епископов стало принятие новой редакции Устава об управлении Украинской Православной Церковью. Следует особо подчеркнуть, что речь идет не о новом Уставе Церкви, а лишь о новой редакции ныне действующего Устава, который не подвергался редактированию с 1992 года. За минувшие 15 лет Украинская Церковь прошла довольно сложный исторический путь. Заметно эволюционировало и Украинское государство. Устав же остался неизменным. Достаточно отметить, что Устав этот создавался еще до распада Советского Союза и потому был ориентирован на совершенно иные социально-политические реалии. Поэтому необходимость внесения в него изменений и дополнений является очевидной. При этом члены Собора специально подчеркнули, что внесенные в Устав поправки «не касаются статуса Украинской Православной Церкви, как автономной составляющей исторической Русской Православной Церкви». Новая редакция Устава опубликована на официальном сайте Украинской Православной Церкви.

Также в решениях Собора нашли отражение некоторые из актуальных вопросов, затронутых в программном докладе Блаженнейшего Владимира.

Предстоятель сообщил членам Собора об обращениях, направленных в его адрес епископатом УАПЦ и УПЦ КП. Важно отметить, что обращение от епископата УПЦ КП, принятое 14 декабря 2007 года, было передано Блаженнейшему Митрополиту Владимиру лично архиепископом Димитрием (Рудюком), ректором Киевской Духовной Академии Киевского Патриархата. Он был принят Блаженнейшим Владимиром в четверг 20 декабря 2007 года в резиденции Предстоятеля в Киево-Печерской Лавре. Со стороны УПЦ в этой встрече также принимали участие епископ Переяслав-Хмельницкий Александр (Драбинко) и сотрудник Киевской митрополии священник Сергий Говорун. Архиепископа Димитрия сопровождал пресс-секретарь Киевской Патриархии архимандрит Евстафий (Зоря). Знакомство с текстом указанных обращений дает основания надеяться, что в диалоге УПЦ с конфессиями, остающимися вне общения с Вселенским Православием, начался новый этап. Интересно отметить, что в обращении епископата УПЦ КП упоминается совершившееся в текущем году восстановление канонического общения между Московским Патриархатом и Русской Православной Церковью Заграницей. Это событие расценено как пример, которому должны следовать в своем стремлении к восстановлению единства и украинские конфессии: «Пример решения проблемы разделения в Русской Церкви должен быть поучительным и для Церкви Украинской».

Собор епископов УПЦ не высказал пока своего мнения по поводу упомянутых обращений, поручив предварительно рассмотреть и проанализировать их Комиссии по восстановлению единства Православия в Украине.

Собор также принял специальную резолюцию о деятельности общественной организации «Союз православных граждан Украины» и ее главы - Валерия Каурова. Резолюция гласит, что деятельность указанной организации «не имеет отношения к Украинской Православной Церкви. Глава этой организации, господин Валерий Кауров, не имеет права представлять позицию Украинской Православной Церкви и высказываться от ее имени по каким бы то ни было вопросам». Собор также засвидетельствовал, что отдельные действия и высказывания В. Каурова «направлены против Украинской Православной Церкви и вредят ее спасительной миссии в обществе». Резолюция также признала деструктивным вмешательство в церковную жизнь Украины «политических и околоцерковных общественно-политических организаций, в том числе и заграничных, которые поддерживают деятельность господина Валерия Каурова и его сторонников».

Цитированная резолюция является недвусмысленным свидетельством того, что епископат Украинской Православной Церкви дистанцировался от крайне правого политического лагеря. Резолюцию следует признать весьма мудрым и своевременным решением. В. Кауров и возглавляемые им общественные организации имеют устойчивую скандальную репутацию и явно маргинальную окраску. Достаточно вспомнить, что В. Кауров неоднократно проводил совместные акции с Прогрессивной социалистической партией Наталии Витренко - одной из наиболее одиозных украинских политических сил. В последнее время Союз православных граждан Украины обнародовал ряд заявлений с прямой критикой священноначалия Украинской Православной Церкви. При этом В. Кауров и возглавляемые им организации претендуют на то, что являются выразителями официальной позиции Церкви и нередко воспринимаются в обществе в качестве таковых. Резолюция Собора епископов УПЦ дала жесткую оценку деятельности Союза и, хочется верить, положила начало деполитизации церковной жизни на Украине.

В связи с указанной резолюцией важно обратить внимание на еще одно решение, принятое 21 декабря в Киеве. Собор подтвердил решение Священного Синода УПЦ от 14 декабря 2007 года об освобождении епископа Ипполита (Хилько) от управления Хустской епархией и о почислении его за штат. Имя епископа Ипполита довольно часто упоминается в последнее время в околоцерковных СМИ в связи с тем, что он высказал прямую поддержку епископу Чукотскому Диомиду, опубликовавшему ряд обращений с критикой в адрес священноначалия Русской Православной Церкви. Епископ Ипполит имеет репутацию одного из лидеров крайне правого крыла в епископате УПЦ. Его деятельность привела к серьезным нестроениям в Хустской епархии, что и заставило Священный Синод освободить его от занимаемой должности. Собор епископов признал деятельность Преосвященного Ипполита «деструктивной и нарушающей канонические основания Церкви». Пересмотр принятого решения признан возможным лишь в случае принесения епископом Ипполитом «полного покаяния». Это соборное решение еще раз подтверждает стремление Украинской Православной Церкви дистанцироваться от радикальных политических сил и не давать более повода отождествлять одну из политических идеологий с официальной позицией Церкви.

Выводы

Итак, Собор епископов Украинской Православной Церкви Московского Патриархата принял ряд знаковых решений. Предстоятель УПЦ также сделал несколько заявлений принципиальной важности.

Во-первых, одобрив новую редакцию Устава об управлении Украинской Православной Церковью, Собор постарался привести главный каноническо-правовой документ УПЦ в соответствие с современными реалиями жизни Церкви в независимом Украинском государстве.

Во-вторых, осудив деятельность епископа Ипполита (Хилько) и Союза православных граждан Украины во главе с В. Кауровым, Собор нейтрализовал попытки навязать Украинской Церкви крайне правую идеологию как ее официальную позицию.

В-третьих, Собор наметил новые пути диалога с конфессиями, находящимися вне общения с Вселенским Православием (УАПЦ и УПЦ КП). Хотя по этому поводу не было принято каких-то конкретных решений, все же сам характер соборной дискуссии позволяет надеяться на то, что диалог этот сдвинется с мертвой точки.

В-четвертых, Собор подтвердил единство Украинской и Русской Православной Церкви.

В-пятых, Блаженнейший Митрополит признал приоритетными направлениями деятельности Украинской Церкви окормление украинской православной диаспоры и проведение реформы духовного образования. Здесь следует отметить, что совершившаяся в Русской Православной Церкви реформа духовных школ пока что никак не задела Украину. Здесь сохраняется старая система духовного образования, предполагающая четырехлетний курс обучения в семинарии и четырехлетний в Академии. При этом специализация в Академии отсутствует.

Важно отметить, что в речи Блаженнейшего Митрополита разнообразные направления церковной деятельности рассматриваются как подчиненные единой цели - осуществлению спасительной миссии Церкви в современном мире. Именно миссионерскими задачами обусловлено стремление не допустить политизации церковной жизни, необходимость проведения реформы духовного образования и преодоления церковного раскола.

В своем обращении к верным чадам Украинской Православной Церкви Собор епископов призвал паству «объединяться вокруг своих епископов», предостерег от политиканства и призвал избегать нетерпимости по отношению к братьям и сестрам, находящимся в расколе.

Вполне очевидна масштабность задач, которые поставила перед собой Украинская Православная Церковь. Хочется верить, что у нее хватит сил для движения по намеченному курсу.

В.В. Бурега
преподаватель МДАиС

 Фото: Официальный сайт Украинской Православной Церкви

Комментарии ():
Написать комментарий: