12 апреля. Москва, ВШЭ. Коллоквиум «Христианство и ислам в истории Средиземноморья и европейского Востока. Средние века ― Новое время».
События

Коллоквиум проводится в рамках исследовательского проекта, цель которого в том, чтобы внести вклад в научную разработку ряда спорных аспектов взаимодействия религий и культур в зонах распространения ислама и христианства.

Одна из разрабатываемых гипотез предполагает наличие существенных различий между восточно-христианскими и западно-христианскими традициями в их отношении к мусульманам и исламу. Соответственно, поставленная задача выражается в том, чтобы увидеть, насколько значимые и какие именно результаты может, предположительно, принести последовательно сравнительный подход в изучении исторического опыта взаимодействия восточного христианства и ислама. Под сравнительным подходом в данном случае подразумевается разработка гипотезы, что некоторые конститутивные и именно специфически конфессиональные особенности восточнохристианских религиозных традиций позволяли обществам этого византийского цивилизационного круга строить отношения с исламом и мусульманским миром иначе, чем это происходило на «латинском» Западе. Не исключено также, что эта традиция была структурным явлением (structure de longue durée, если опереться на понятия, подходы и исследовательскую методологию, разработанные Фернаном Броделем и Жоржем Гурвичем), которая оказала существенное влияние на практику отношений Российской империи и Русской православной церкви с исламом в XVIII-начале XX веков.

Вторая гипотеза состоит в том, что динамика развития моделей терпимости/нетерпимости, религиозно-культурного плюрализма и accommodating cultural differences объясняется не столько конфессиональными особенностями восточного и западного христианства или ислама, сколько плотностью социальных связей. Поэтому, возможно, на Востоке, где сеть социальных связей была очень плотной, были выработаны свои механизмы снятия религиозно-культурных противоречий, отличающиеся от западных ― и они находили выражение и в религиозных доктринах различных конфессий, и в праве (например, мусульманском), и в повседневной практике. Среди прочего, своеобразной «лакмусовой бумажкой» может служить историческая динамика талмудического права и раввинистической этики, в рамках которых отношения к «иноверцам», проблемам диаспоры, гетто и пр. менялось в зависимости от жесткости социального контекста.

Представляется, что эта гипотеза в какой-то может объяснить и то, почему в новое и новейшее время уровень терпимости и тенденция к смягчению религиозных противоречий на Западе стали расти, а мусульманский Восток становился всё более и более «фанатичным». Возможно, что Европа и Северная Америка, ставшие центром экономической, политической и культурной жизни мир-системы, становились одновременно и пространством наиболее тесного взаимодействия разных по культуре сообществ и, соответственно, выработали новые (внерелигиозные) механизмы снятия противоречий между ними. В механизмах построения моделей религиозного плюрализма в этом случае играют свою роль и конфессиональные особенности, но учитывать их нужно, видимо, под особым углом зрения, а именно с точки зрения того, как конфессиональные особенности и традиции той или иной религии влияют на общий объективный процесс выработки механизмов адаптации культурных противоречий.

Первая гипотеза, которая разрабатывается в этом проекте, сложилась в ходе осуществления в 1993–2011 гг. международной исследовательской программы «Влияние православия и западного христианства на общества. Сравнительный подход» (информация об этой программе ― на сайте Центра украинистики и белорусистики Истфака МГУ http://www.hist.msu.ru/Labs/UkrBel).

Вторая была предложена во время семинаров, организованных фондом Марджани и Центром украинистики и белорусистики Истфака МГУ в октябре и декабре 2011 года.

Практически-прикладные аспекты проекта являются продолжением работ, начатых в 2008-2011 гг. проектом «Сравнительная история европейских религиозных традиций: христианство, ислам, иудаизм» (Regional seminar for excellence in teaching ― на сайте Центра украинистики и белорусистики Истфака МГУ http:// www.hist.msu.ru/Labs/UkrBel).

Программа коллоквиума прилагается к электронной версии рассылки.

Место проведения: факультет истории Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».
Москва, ул. Петровка, д. 12, комната 208.
Начало: 10.оо

При входе необходимо предъявить паспорт. Заказ пропусков у Марии Александровны Александровой (эл. адрес: malexandrova@hse.ru ).

medieval.hse.ru


Другие публикации на портале:

Еще 9