В КЦ «Покровские ворота» обсуждали проблему христианско-мусульманского диалога
События

Герой картины — о. Мишель де Жигор, католический священник из Франции, провел более двадцати лет на острове Минданао (Филиппины), где мусульмане составляют 97 %. Будучи инициатором множества начинаний, приглашающих христиан и мусульман вместе трудиться для мира, он рассказывает в этом фильме о радостях и трудностях межрелигиозного диалога, а также говорит о педагогике такого диалога, об истинной встрече с другим человеком и о любви к нему, несмотря на все отличия.

Эта позиция далась о.Мишелю непросто: поначалу, признается он в фильме, мусульмане сильно раздражали его, в результате чего он оказался «в глубоком противоречии со своей сущностью христианина и священника». «Я не мог проповедовать о любви, не мог любить мусульман» — этот кризис заставил его «отважиться на большое приключение — встречу с исламом». «Приключение» оказалось крайне опасным: будучи духовником маленькой католической общины в одном из местных университетов, он боролся с тотальной коррупцией и произволом мощного клана «хозяев». В фильме упоминается, что в 1980-е гг. в г. Марави на острове Минданао было крайне враждебное отношение к христианам: каждую неделю убивали двух-трех христиан. В результате, после многих угроз, о.Мишеля дважды похищали вооруженные люди, он пережил многое, но мог с полным правом сказать: «Я за диалог — любой ценой, включая страх и страдания».

Дело в том, что к тому времени священник активно искал пути диалога с мусульманами, и первым шагом было «познание другого». «Я жил, как они, не покидая университет, переживая те же страдания, посещал мусульманские семьи», — рассказывает о.Мишель в фильме, добавляя, что даже не пользовался машиной, чтобы не противопоставлять себя мусульманам, которые жили в этом университете почти как в концлагере.

Как можно понять из фильма, познание другого и погружение в его жизнь являются основными условиями диалога, причем не только межрелигиозного. Однако этого недостаточно, необходима глубокая молитва, укорененность в своей вере, подлинная духовная жизнь того, кто стремится к диалогу, основанному на справедливости и истине. Тогда возможен результат, о котором говорит о.Мишель: «Другие люди, принадлежащие к другим религиям и культурам, могут научить меня многим вещам, необходимым для моей христианской веры».

Священник, открывший для себя «педагогику диалога» и осуществивший ее, стал со временем секретарем епископальной комиссии по межрелигиозному диалогу на Филиппинах и выступил инициатором множества начинаний: сессий и групп по межрелигиозному в разных городах архипелага, Недели мира и т.д.

В обсуждении фильма принял участие человек, который имеет самое непосредственное отношение к его теме: представитель католической общины св.Иоанна, иеромонах Лаврентий Флиши месте с тремя своими собратьями окормляет небольшую католическую общину в Кабардино-Балкарии, где 70 % населения составляют мусульмане. О.Лаврентий ничего не знал ни о российских католиках, ни о Северном Кавказе, отправляясь туда из Франции. До этого у него был опыт только диалога с православными, когда в 1990-е гг. он несколько раз приезжал в Россию с группами французских студентов, чтобы помочь в восстановлении храмов. Что касается мусульман, то «официального» диалога в Нальчике не сложилось, рассказал монах, но личные доброжелательные отношения с мусульманами возникают. Этому способствуют кавказские традиции гостеприимства: почти никого не возмущает присутствие католических монахов в Кабардино-Балкарии. Более того, некоторые мусульмане готовы помочь. Например, владелец большого табуна Ибрагим дал монахам 4 лошадей, чтобы они могли заниматься основами джигитовки с детьми из католических семей (во Франции об этом снят фильм «Монахи-всадники»). «Мы стали хорошими друзьями», — сказал о.Лаврентий об Ибрагиме, добавив, что сам не отказывает в конных занятиях и детям из мусульманских семей. Его также трогает особая благодарность нескольких семей, которые, благодаря католическим монахам, смогли послать своих студентов на обучение во Францию. Кроме четырех монахов из Общины св.Иоанна, в Нальчике работают четыре сестры из Ордена милосердия матери Терезы, которые устроили маленький приют для бездомных, и эта деятельность также способствует наведению мостов между представителями разных исповеданий, причем богословские вопросы не являются центральными в этом общении.

«У нас нет какого-то специального межрелигиозного диалога, но я часто встречаюсь с мусульманами. Мы живем вместе с ними, в тех же условиях. Правда, в отличие от о.Мишеля, у нас все-таки есть машина (смеется). Каждый год в начале Рамазана я стараюсь посетить имама Нальчика, чтобы поздравить с праздником и передать письмо от Папского совета по межрелигиозному диалогу. У нас есть смешанные семьи, где один супруг — католик, а другой — мусульманин, мы все вместе сидим за одним столом», — рассказывал о.Лаврентий, подчеркивая, что «наши дела — это капля в море, нам нечем гордиться».

Комментируя фильм об о.Мишеле, о.Лаврентий поделился своим опытом межрелигиозного общения: «В диалоге мы получаем больше, чем даем. Что мы можем дать? Только свидетельство любви для всех, ведь мы призваны свидетельствовать о том, что Бог есть любовь… Живя в другой культуре, мы страдаем — кругом все не наше, чужое. Но чтобы принять других, нужна серьезная духовная жизнь, сильная молитва». Таким образом, он подчеркнул, что цель межрелигиозного общения далека от прозелитизма, что такой диалог может стать плодотворным при условии укрепления каждого участника в своей собственной вере.

Фильм об о. Мишеле де Жигор в русском переводе легко найти на сайте «Net for God» по названию «Le glaive de la parole».

Благовест-Инфо


Другие публикации на портале:

Еще 9