Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
   
Золотой фонд
Новое в справочном разделе
Комментарии читателей rss

«Будущее Православия зависит от верности церковному Преданию». Интервью с митрополитом Иларионом (Алфеевым)

13 февраля 2012 г.
В интервью порталу «Богослов.Ru» председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата и глава Синодальной библейско-богословской комиссии митрополит Иларион (Алфеев), отвечая на вопросы главного редактора портала, говорит о своем видении роли и места возглавляемой им Комиссии в современной жизни Церкви, о богословских проблемах, стоящих перед Православной Церковью сегодня. Также затрагивается вопрос подготовки и созыва Всеправославного собора. Ряд обсуждаемых тем этими вопросами не исчерпывается.

Протоиерей Павел Великанов: Ваше Высокопреосвященство, 5 октября 2011 года вы были назначены на должность председателя Синодальной библейско-богословской комиссии. Высшее руководство Русской Православной Церкви избрало именно вас для того, чтобы поручить очень тонкую и многогранную задачу, – руководить деятельностью Церкви в области богословия. Хотелось бы узнать о вашем видении роли и места Комиссии в современной жизни Церкви. Планируется ли развитие Комиссии в некое подобие «головного научно-исследовательского института», «экспертного совета», или же ее функции останутся неизменными?

Митрополит Иларион (Алфеев): Прежде всего, хотел бы подчеркнуть, что перед Синодальной богословской комиссией и, соответственно, ее председателем никогда не ставилась задача «руководить деятельностью Церкви в области богословия». В отличие, скажем, от епископского служения, которое является прежде всего служением управления (1 Кор 12:26-29), но также и сохранения вероучительного и канонического Предания, богословское служение есть особое призвание. Для его исполнения требуются, помимо верности Церкви, соответствующая компетентность и способность к богословскому мышлению. Сегодня перед нами стоит задача не «управления богословием», а создания условий для того, чтобы у нового поколения православных богословов развивались эти качества.

Комиссия по определению не является научно-богословским учреждением и выполняет функции именно экспертного совета, который по поручению Святейшего Патриарха и Священного Синода работает над конкретными темами, коллегиально формулируя ответы на поставленные вопросы. В этом и состоит ее главная задача.

Что касается иных форм и направлений деятельности Комиссии, то мы предполагаем обсудить их на предстоящем пленарном заседании.

Прот. П.В.: Владыка, вы являетесь богословом, по праву признанным и отечественным, и зарубежным научным сообществом. На ваш взгляд, какие богословские проблемы сегодня стоят наиболее остро перед Православной Церковью в целом? Есть ли такие вопросы, от решения которых действительно зависит будущее Православия?

Митр. Иларион: Современная Православная Церковь сохраняет преемство с апостольской христианской общиной и в этом смысле является прежде всего Церковью Предания. Будущее Православия зависит от верности церковному Преданию – той верности, которая сохраняла Церковь в самых разных исторических условиях на протяжении столетий.

В отличие от некоторых либерально настроенных христианских сообществ, Православная Церковь не нуждается в каком-либо переосмыслении или перетолковании своего веро- и нравоучения. И когда церковные ученые – патрологи, историки, литургисты и представители иных дисциплин – в ходе своих исследований сталкиваются с какими-то проблемами, они касаются не вероучения как такового, а частных, специальных вопросов, возникающих в любой серьезной науке.

Однако есть одна действительно острая, актуальная проблема, которая является вполне богословской, – современная церковная миссия. В данном случае речь идет не о содержании церковного благовестия, не о том, что Церковь проповедует, а о том, что нужно сделать для того, чтобы церковная проповедь в современных условиях была внятной и действенной. Ведь богословие – это не только углубление в смысл догматического и нравственного учения Церкви. Это еще и провозвестие, особый способ возвещать миру, доносить до людей истины веры, используя самые разные средства. Недаром известный защитник иконопочитания Патриарх Константинопольский Никифор употреблял выражение «мелодия богословия».

Сегодня перед нами стоит задача находить такие способы выражения церковного учения, которые позволят дать ответ в нашем уповании окружающим нас людям, пока еще далеким от Церкви или находящимся на пути к ней.

Выполнению этой задачи служит, в частности, и работа над Катехизисом, которая ныне осуществляется в рамках деятельности Синодальной библейско-богословской комиссии.

Прот. П.В.: В последнее время активно обсуждается вопрос подготовки и созыва Всеправославного собора. Насколько активно идет процесс подготовки? Какой видится Вам роль Библейско-богословской комиссии в подготовке этого значимого для всех Поместных Церквей собора, – ведь есть целый ряд вопросов, в частности, проблема первенства, которые неоднозначно решаются именно по причине расхождения «путей богословия»?

Митр. Иларион: Мне уже приходилось не раз останавливаться на вопросах, связанных с подготовкой Всеправославного собора. Такая подготовка ведется уже полвека, она то активизировалась, то замирала. Были согласованы позиции Поместных Православных Церквей по ряду вопросов повестки дня. Сегодня мы вновь вернулись к обсуждению того, каким должен быть Собор, в ходе межправославного диалога. И надо сказать, что это обсуждение является частью соборного процесса, который сам Собор сможет увенчать.

Быть может, некоторые спорные вопросы, по которым еще не достигнут консенсус, стоит не выносить на собор, а оставить на будущее. Это касается и вопроса о первенстве в Православной Церкви, а также связанных с ним вопросов о предоставлении автокефалии и о диптихах.

Что касается вопроса о первенстве, то в рамках деятельности Синодальной библейско-богословской комиссии ведется серьезная исследовательская работа на эту тему. На основании исторического, канонического и богословского анализа будет составлен документ, в котором, после его одобрения Высшей церковной властью, найдет свое выражение позиция нашей Церкви.

Прот. П.В.: Библейско-богословская комиссия по отношению к российским богословским школам является, по сути, «заказчиком» кадров и проектов. На ваш взгляд, в каких областях богословских наук наиболее остро ощущается сегодня дефицит специалистов?

Митр. Иларион: Членами Синодальной библейско-богословской комиссии являются авторитетные и компетентные богословы и церковные ученые, но по мере необходимости мы привлекаем экспертов в различных областях, в том числе представителей молодого поколения богословов.

Среди исследователей и специалистов у нас довольно много людей, которые занимаются патристикой, восточной и западной. Это направление необходимо развивать, поскольку опора на святоотеческое наследие является важной и сильной стороной современного православного богословия. Однако этого недостаточно.

У нас все еще мало высококвалифицированных специалистов по каноническому праву – той области, в которой русская церковная наука была на высоте в дореволюционный период.

Лучше обстоят дела с библеистикой. В рамках Комиссии создана библейская группа, которую составляют как члены Комиссии, так и привлеченные эксперты. Но православная библеистика требует развития, для которого нужно не только консолидировать силы, но и воспитывать новое поколение ученых.

И конечно, есть еще одна потребность – в богословах-систематиках. Удовлетворить ее непросто, так как для этого нужны специалисты не только с громадной эрудицией, причем не только богословской, но и философской, общекультурной, но и с действительно системным мышлением, которые к тому же обладали бы и некоторым литературным даром. Нам еще предстоит на современном этапе достичь уровня таких русских догматистов, как митрополит Макарий (Булгаков). Надеюсь, что постепенное развитие различных богословских дисциплин послужит появлению людей, способных предложить богословские труды систематического характера.

Прот. П.В.: Духовные академии и теологические кафедры светских университетов – каким вам видится призвание каждой из этих научных школ, структурно и административно сильно отличающихся друг от друга?

Митр. Иларион: Духовно-академическая традиция – это неотъемлемая часть русского высшего богословского образования. Она составляет его ядро и прочную основу. Главная задача духовной академии заключается в воспитании высокообразованных священнослужителей, иерархов и пастырей. И здесь мы тоже пока не достигли дореволюционного уровня, потому что тогда академическое образование имело сильную общенаучную и общегуманитарную составляющую.

Теологические подразделения – кафедры, отделения и факультеты в светских вузах – это новый опыт, но их появление диктуется прежде всего духовно-просветительскими и миссионерскими задачами, которые стоят сегодня перед Церковью. Эти подразделения нужно развивать, используя то преимущество, которым они обладают по своему статусу, то есть их включенность в университет. Такая включенность не только позволяет восстанавливать и утверждать богословие в качестве законной и неотъемлемой части образования и культуры – она также позволяет богословию вступать в диалог и взаимодействовать со светскими науками, прежде всего гуманитарного цикла. Это будет способствовать развитию и обогащению нашего богословия, обретению им способности говорить с миром. При этом, конечно, необходимо, чтобы так называемая «светская теология» не утрачивала живой связи с жизнью Церкви. Такая опасность существует, и надо всегда о ней помнить. Потому что православное богословие вне богослужения и духовной жизни обречено на выхолащивание.

Прот. П.В.: Синодальная библейско-богословская комиссия получила известность благодаря организации богословских конференций Русской Православной Церкви, которые собирали лучших ученых-богословов со всего мира. Получит ли продолжение традиция проведения подобных конференций, или же формат данных конференций изменится?

Митр. Иларион: Традиция проведения международных общецерковных богословских конференций, безусловно, будет продолжена. Материалы прошедших конференций являются важным вкладом в наше богословие и отражают динамику его развития. Сейчас в печати находится сборник материалов последней конференции «Жизнь во Христе: христианская нравственность, аскетическое предание Церкви и вызовы современной эпохи», которая состоялась в ноябре 2010 года.

Что же касается формата конференций и их тематической структуры, то здесь возможны и изменения. Этот вопрос мы также будем обсуждать на пленарном заседании нашей Комиссии.

Прот. П.В.: И в завершение позвольте, Владыка, услышать от вас пожелание редакции, авторам и читателям портала «Богослов.Ru» – именно как от Председателя Синодальной Библейско-богословской комиссии.

Митр. Иларион: Желаю редакции и авторам портала «Богослов.Ru» всегда помнить об ответственности, которая лежит на том, кто обращается с богословским словом к столь обширной аудитории, и неуклонно повышать научно-богословский уровень публикуемых материалов. А читателям желаю, чтобы знакомство с материалами портала послужило не только расширению их богословского горизонта, но и утверждению в православной вере.

Ключевые слова:
См.также:
Подписаться на ленту комментариев к этой публикации

Комментарии (5)

Написать комментарий
#
Александр, Россия, Кашира
14.02.2012 в 17:57

\«Мелодия богословия»\ На мой взгляд, ярко выражена в Откровении Иоанна Богослова, не помню, кто сказал, но замечательно:

Откровение - это не литература, а повествование о невыразимом, хотя и ищущем для себя выражения на человеческом языке. И для каждого из этих повествований находится своя небесная музыка, которая соответствует им по возвышенности и вдохновленности. При этом различие это не только не устраняет сродство предметов, но его предполагает, хотя в отдельных случаях они и излагаются, но по-разному.

О \трудах систематического характера\

Стержнем или вертикалью богословия является Триадология, Литургика и Дух мистический – исихазм, в исихазме мы наблюдаем, что преемственность от учителя к ученику есть основание столпа вертикали. Видимо всем известным богословам восточной традиции, можно взять за пример вышеприведенное наблюдение для передачи (преемственности) накопленного опыта. Приобщая, например отдельных учеников из академий богословия, монашества, философии. А для последних, как верно подчеркнул Владыка важно не отпадать от Литургического единства. Добавлю от сути или сущности, если будет угодно. Или полноты церковной жизни.

Что относится к систематизации богословских трудов, уже горизонтали, можно предложить один из вариантов, например следующее: О внимании богословия навечно живущих «младших сестер» соответственно:

«мини эскизный проект»

1. Литургическое богословие

2. Апологетическое (основное) богословие

3. Догматическое богословие

4. Нравственное богословие

5. Вероучение Восточно-христианских (нехалкидонских) Церквей

6. Сравнительное богословие

7. Патрология

1.Философию религиозною

2. Мистику

3. Символический аспект Писания

4. Аллегорию Писания

5. Метафизику

6. Космологию

7. Числа и пророчества

Желательно, на мой взгляд, также уделить внимание богословской, научной и философской мысли на спорт, как на культуру, а не отдельно взятый вид в исследовании.


Ответить

#
Александр, Россия, Кашира
14.02.2012 в 12:07

Раиса!

В богословии мы находим три известных имени с добавлением слова богослов, это Иоанн, Григорий и Симеон, известны и их ученики и по сей день принимается и предается по Писанию, Преданию и устно.

В науке мы находим Пифагор, Ломоносов …

Также и в философии Юстин, Татиан, Бердяев, Соловьев …

И также в Пророках....

Не могли бы вы привести аналогичный «набросок» только с использованием женских имен???

Ответить

#
13.02.2012 в 21:58

Церковно-славянский это язык любви, язык скорби, язык боли, язык радости, язык надежды. Это песенный язык к Богу. Даже единственное современное русское слово изменяет мелодию этой песни. О чем речь? Я в 50 лет пришла к Богу, у меня появилось желание познакомиться с этим языком. Через словари через молитвословы,через курсы в патриархии Господь позволил мне приблизиться немножко к этой святыни. То что непонятно доходит потом по смыслу для тех, кто хочет понять язык своих святых праотцев. Сейчас я чтец. Горько, конечно, что в храме чтецы женщины, но что поделать, если мужчин мало. Как чтец, чувствую на себе, что даже транскрипция церковно-славянского в богослужебных текстах читается тяжелее и жестче и нет той песни, о которой говорит пророк "пою Богу моему дондеже есмъ".

Ответить

#
13.02.2012 в 20:53
Любопытно. По поводу "мелодии богословия" - книга с таким названием есть и у Ярослава Пеликана.
Ответить

#
Дмитрий, USA, South Canaan, PA
13.02.2012 в 12:27
"В отличие, скажем, от епископского служения, которое является прежде всего служением управления (1 Кор 12:26-29)..."
Прошу прощения, конечно, но..! Вот силился увидеть хоть намек, в данных строчках Послания, на епископское служение - как служение управления, но так и не смог. Может нужно привычку иметь как-то "по-особенному" читать Писание, чтобы уметь разглядывать то, чего там нет?!
Ответить

Написать комментарий

Правила о комментариях

Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается.

Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет.

Вместе с тем мы готовы рассмотреть вопрос о взаимном сотрудничестве, если таковые предложения поступят.

Прим.: Адрес электронной почты опубликован не будет и будет виден лишь модераторам.

 *
Введите текст, написанный на картинке:
captcha
Загрузить другую картинку

добавить на Яндекс добавить на Яндекс