Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
   
Золотой фонд
Новое в справочном разделе
Комментарии читателей rss

Иди туда, не знаю, куда, или есть ли выход из лабиринта Рождественских чтений?

29 января 2012 г.

Рождественские чтения давно перестали быть событием исключительно в области церковного образования. Но что получится, если попробовать абстрагироваться от сросшихся с Чтениями ярлыков и оценить со стороны внешнего наблюдателя это событие как явление жизни Церкви? Рождаются вопросы, и даже недоумения.

Прежде всего, Чтения – это своеобразный «церковный парад», проводимый один раз в год. Парад не просто как декларация мощи Православия перед лицом секулярного мира, но прежде всего как своеобразные «смотрины» друг друга: кто чем живёт сегодня, какими новостями, достижениями или неудачами был отмечен минувший год. Масштабность мероприятия неизбежно влечёт за собой его несоизмеримость физической ограниченности конкретной человеческой личности и невозможность параллельного присутствия на десятке секций по причине отсутствия церковного благословения на клонирование. Например, в этом году были организованы самостоятельные секции по темам, совершенно новым для церковного сообщества: создание православной цифровой библиотеки, принятие этического кодекса врача, образовательная деятельность как миссионерское служение, а также конференции по старообрядчеству, почитанию святых и многое многое другое. И всё это было бы просто замечательно, если не очевидное наличие пресловутой ложки с дёгтем, которая разом может превратить в несъедобый продукт эту замечательную благоухающую бочку с мёдом церковной деятельности самоотверженных труженников на широких просторах Матери Церкви.

Чтения как мероприятие поистине огромно. И вполне понятна позиция ОРОИКа, который в этом году мудрым ходом перераспределил административную, финансовую и другие виды ответственности между всеми синодальными отделами и другими церковными структурами. Однако почему это не привело к созданию хотя бы самого простого, но единого сайта Чтений – где бы каждый отдел мог размещать актуальную информацию о своих секциях – для меня большая загадка. Едва ли требуется гениальное озарение, чтобы дать авторизованный доступ каждому ответственному лицу для публикаций на этом едином сайте: ведь это позволило бы избежать отчаянных блужданий участников чтений, которые, как выяснилось, обладали не самой свежей информацией о месте и времени проведения конкретной секции. То же самое касается и самих организаторов: простой регистрации на сайте было бы достаточно, чтобы представлять количество участников и выступающих в каждой секции. А это, между прочим, не только места в залах и аудиториях, но и питание, информационное обеспечение и многое другое. В этом направлении единственная секция, где не только всё вышеизложенное было мастерски реализовано, но и обеспечена прямая видеотрасляция, а затем выложены все материалы – это секция «Информационные технологии, Интернет и мультимедиа на службе Церкви и религиозного образования» (http://www.orthonet.ru/2012/). За что сугубая благодарность организаторам и Российскому православному университету.

Второй вопрос, выходящий уже за рамки технических пожеланий и затрагивающий самое существо события – каков «сухой остаток» Чтений каждый год? Если не считать «парада» и «декларации благих намерений» – где публикации докладов и сообщений предыдущих Чтений? Избранные печатные материалы? Аудио и видеоматериалы? Кто осуществляет сбор тезисов, анализ опыта и предложений выступающих в каждой конкретной секции? Насколько мне известно, так задача даже и не ставилась. Но неужели Чтения для нашей Церкви – лишь только клапан для выпуска пара от бурной деятельности на местах, и только? Или у нас настолько всё и везде хорошо, что единственное, на что мы способны – торжествовать с высоко поднятой головой, рапортуя наверх о том, что «догнали и перегнали»? Что-то мне это уж больно начинает напоминать из времён не столь отдалённых...

Мне кажется, это поистине броуновское движение участников Рождественских чтений крайне остро ставит вопрос о необходимости глубокого пересмотра как самого формата мероприятия, так и организационных вопросов. Если мы не вполне понимаем, как обращаться с тем, что уже сделано, мы просто свидетельствуем о собственной небрежности, невнимательности к тем, кто рядом с нами трудится на ниве Церковной. Если для нас наша же история – это «минувшее вчера», значит, мы обрекаем себя на самоуничтожение. Если участники и их вклад – «частное дело», а не общецерковная забота – значит, мы безумно расточительные и небережливые, небрежные домоправители, а значит – непотребные и повинные суду Божьему. 

И последнее. К сожалению, сегодня нередко приходится слышать, что отсутствие «приоритета православия» несомненно должно быть отождествлено с христианофобией. Но мне почему-то всегда представлялось, что христианство – это вовсе не элитарный бренд, наличием или отсутствием какового можно щеголять перед публикой. Совсем другая цена – если вспомнить апостола Павла – заплачена за дерзновение именовать Бога – Отцом, а Сына – Спасителем. Термин «христианофобия» последнее время стал очень удобной универсальной прихваткой, через которую можно ловко ущипнуть едва ли не любое живое и актуальное событие из области политики, культуры и образования. Только никогда нельзя забывать, что реальными христианофобами на нашей земле оказались вовсе не невежды в области начального, среднего и высшего религиозного образования. Сама по себе образованность – вещь полезная, но не она спасает от безнравственности, а личная готовность оставить грех и следовать за Христом – когда перед глазами есть живые, а не хрестоматийные примеры веры, любви и жертвенного служения Богу и ближним.

Ключевые слова:
См.также:
Подписаться на ленту комментариев к этой публикации

Комментарии (8)

Написать комментарий
#
18.02.2012 в 19:02
Есть такая вот новость: "...в соответствии с поручением Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви участники совещания обсудили возможности реструктуризации формата Международных Рождественских образовательных чтений". Но само поручение и детели его обсуждения, видимо, покоятся в месте тайном с грифом "совершенно секретно":-)
Ответить

#
Дунаев А.Г., Россия, Сергиев Посад - Москва
15.02.2012 в 00:35
Редактор Портала задает сколь правильные, столь и всем очевидные вопросы, скорее риторические. Беда, однако, не в том, что Рожд. чтения стали пиаром (почему-то этого столь модного ныне слова я не нашел в статье), причем наихудшего советского толка (чем больше, тем лучше). Беда в том, что последняя Междун. богословская конференция РПЦ стала походить по формату проведения на Рожд. чтения.
При этом замечу похвальную тенденцию ПСТГУ: они отделили зимнюю общую сессию от осенней, преимущественно богословско-патрологической. Понимая, что российская наука находится на низком уровне, ПСТГУ половину и даже более докладчиков приглашает из-за рубежа (оставшуюся часть дополняя ради саморекламы из числа сотрудников ПСТГУ), и потом там же "за кордоном" печатает в пер. на иностр. языки прозвучавшие доклады. Вот это, на мой взгляд, правильный и грамотный "пиар": меньше, да лучше.
Добавлю еще, что сначала материалы Рожд.конференций публиковались, хоть и не в полном объеме. Но качество подавляющего большинства докладов таково, что лучше бы и не издавали это убожество: жаль потраченных денег и бумаги. Но вот идею публикации в Интернете поддерживаю: это ничего не стоит, зато будет наглядно.
Ответить

#
А. Рогозянский
14.02.2012 в 23:16
Так это ж понятно. Церковное образование не состоялось, вот и Образовательные чтения потеряли направление, "ушли туда, не знаю куда". В 90-е годы была жёсткая установка - при каждом приходе иметь воскресную школу. 14 тыс. воскресных школ для детей и взрослых, если мне память не изменяет,были созданы и работали одно время. Форма оказалась не очень удачной, большинство ВШ прекратили работу. Интересно знать, сколько их теперь.
Духовное образование - тема, достаточно специальная для того, чтобы выноситься на общецерковную аудиторию. Учреждения призрения, приюты - все знают, какая сложная ситуация с приютами. Масштабного сотрудничества государства и Церкви по теме социальной педагогики не получилось. Общеобразовательные школы, в свою очередь, оказались очень сложным предприятием, не уровня отдельного прихода. Епархии это дело поддерживали слабо, от Патриархии не было однозначной установки на развитие конфессионального образования. Спонсоры приходили и уходили, по поправкам в Закон об образовании 1999 г. с негосударственных школ было снято гос. финансирование, ужесточились взаимоотношения с Департаментами образования. Некоторые из школ перешли в МОУ и практически забыли о себе как о православных учебных заведениях. Сегодня на всю РПЦ примерно 120 школ. Большинство - это Москва плюс парадные, образцово-показательные заведения при епархиях. Многие школы платные и сильно платные, поэтому de facto являются школами для богатых, с православным антуражем. Даже в Петербурге православному родителю сложно рассчитывать на место в церковной школе для своего чада. Тематика общего образования на Рождественских чтениях находится в загоне. Идея конфессионального образования не пользуется популярностью в последнее время, в связи с антигетто-концепцией и установкой на открытость и социализацию.
Наконец, тематика сотрудничества Церкви и светского образования, о которой было сказано столько слов, имела единственным продолжением ОПК. Которые реализует Минобр, вежливо отказавшись от контроля и помощи со стороны Церкви. Не хочу сказать плохого про ОПК, но факт заслуживает внимания: с момента начала эксперимента по ОПК свёрнуты абсолютно все другие программы, такие как, например, "Истоки", кои состояли в ведении Церкви и коих было немало на региональном уровне. Там, где священник раньше приходил в школу и работал с детьми, в допуске было отказано. Категорическая установка Минобра: "ОПК и - чтобы никаких попов в классах".
Что остаётся в такой ситуации Рождественским чтениям? Естественно, они лишились предмета. Но это не проблема Чтений как таковых, а симптом более общего упадка.
Ответить

#
30.01.2012 в 09:36
Хотелось бы пожелать уважаемому научному порталу большего внимания к слову. Например, вот выражение «по нашей уже ставшей “старой доброй традиции” Чтений». Ведь «по ставшей традиции» — так не говорят, не правда ли? А вот еще: «прихваткой, через которую можно ловко ущипнуть» — более чем спорное употребление слова «прихватка».
Неужели автор этой статьи серьезно полагает, что в школе номер 1248, которую задела лихим словом радиожурналистка, не знают о «дерзновении именовать Бога – Отцом, а Сына – Спасителем», что не преподносят детям «примеры веры, любви и жертвенного служения Богу и ближним»? «Истоки» — курс очень интересный и перспективный в школьном деле. Журналистку, которой, конечно, было бы интереснее, чтобы ничего религиозного в школе не преподавали, приласкали и внимание выказали, а школу, где трудятся люди, и мероприятие школьное задели… Это для чего?
В конце концов, монахи высказали свои пожелания не при детях, думаю, а во взрослом коллективе. Да мало ли что говорят в школе! И педагоги уже давно приучены со спокойным видом разное выслушивать. Надо было рот монахам заткнуть, так? По нашей «старой доброй традиции», к сожалению, уже устоявшейся…
Ответить

#
протоиерей Алексий Шевчук, Россия, Тверская обл.
30.01.2012 в 07:25
Активно участвовал в первых 15-ти Чтениях. В последние пять лет активность снизилась до посещения конференций которые проходят в ИФРАНе. В этом году послушал выступления на конференции «Богословие и гуманитарные науки». Всё как всегда. На уровне деклараций о намерениях. Такое ощущение что стоишь уперевшись лбом в глухую стену.
Ответить

#
30.01.2012 в 05:22

Признаюсь, что ни разу не был на Рождественских чтениях. Но по опыту участиях в конференциях "моей" научной области давно сделал вывод: чем более мероприятие "заточено" под конкретное направление работы (и, следовательно, чем меньше число участников), тем более полезным получается участие.

Если вижу, что в конференции будет 500-1000 человек с 10-ю параллельными сессиями, то смотрю на это очень скептически. Во-первых, качественно организовать такое сборище очень трудно. В российских условиях - невозможно. Во-вторых, такая громадина всё равно распадается на части. Поэтому да, это скорее "парад". "Смотрины" - навряд ли, разве что в рамках отдельной сессии. - Общую картину мало кто увидит...

Думаю, патриархийным отделам было бы лучше огранизовывать специализированные конференции по отдельным темам. И не только в Москве, а распределить это по крупным городам. И не одновременно, а разнести по всему году.

Ответить

#
протоиерей Павел Великанов, Россия, Сергиев Посад, МДАиС
29.01.2012 в 23:36
Ура. Ну вот еще одна радостная новость. Предлагаю составить рейтинг удачных и перспективных секций: может, из них действительно вырастет нечто более весомое, чем то, что имеем в целом сейчас.
Ответить

#
Андрей Десницкий, Россия, Москва
29.01.2012 в 23:14
Впервые за всё время чтений была секция по Библии. Раньше бывали разве что по "... и Писание" или "Роль Писания в ..." Но по Писанию как таковому - в первый раз. Получилось очень хорошо, правда, эта секция была, в общем-то, сама по себе - если бы она состоялась в виде однодневного семинара, особой разницы бы никто и не почувствовал.
Ответить

Написать комментарий

Правила о комментариях

Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается.

Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет.

Вместе с тем мы готовы рассмотреть вопрос о взаимном сотрудничестве, если таковые предложения поступят.

Прим.: Адрес электронной почты опубликован не будет и будет виден лишь модераторам.

 *
Введите текст, написанный на картинке:
captcha
Загрузить другую картинку

добавить на Яндекс добавить на Яндекс