Состоялась презентация двух новых книг протоиерея Алексия Уминского
События

В мероприятии принял участие главный редактор издательства «Никея» Владимир Лучанинов.

В беседе с корреспондентом «Правкниги» перед началом презентации книг отец Алексий отметил, что книга «О чем говорит Христос?» представляет собой сборник бесед на тексты Евангелия от Марка. «Мои любимые беседы на Евангелие от Марка епископа Григория Лебедева в начале моего духовного пути произвели на меня очень сильное впечатление. Готовясь к проповедям, в течение 20 лет моего священства я читал экзегетическую и святоотеческую литературу. Все это легло в основу моего восприятия и моих переживаний Евангелия. Также и работа в качестве ведущего телевизионной программы «Православная энциклопедия» ― это важная возможность говорить с людьми, проповедовать Слово Божие, через работу с людьми, через знакомство с церковной жизнью в России и за рубежом самому многое понимать и многому учиться. Ведь священническое служение ― это не какое-то назидание "сверху вниз"».

Беседу с читателями священник также начал с рассказа о полезном опыте сотрудничества с церковно-научным центром «Православная энциклопедия» ― поездке в Кению для подготовки телепрограммы «Православная энциклопедия»: «Мы поехали в Кению, потому что узнали о том, что в этой стране, как и вообще в Африке сегодня, Православие является одной из наиболее активно развивающихся конфессий. Сейчас в Кении число православных христиан приближается к миллиону».

Далее отец Алексий рассказал о «православном миссионере, воплотившем в своей жизни Евангелие» ― архиепископе Кенийском и Иринопольском Макарии (Тиллиридесе), ученике архимандрита Софрония (Сахарова) и архиепископа Кипрского Макариоса II, а также о крещении племени Масаи. Были представлены фотоматериалы, посвященные Православию в Кении.

«Без танцев там Литургия не обходится ― в каждом храме на клиросе стоят барабаны, и владыка Макарий тоже танцует вместе со всем. Уважая местные традиции, владыка Макарий иногда использует ритуальное копье вместо архиерейского посоха. В центре Кении, недалеко от экватора, стоит храм преподобного Серафима Саровского, и русских святых там очень хорошо знают и любят… До создания Православной миссии христианство в Кении было одной из форм порабощения, а Православие здесь оказалось желанным и востребованным», ― рассказал священник.

Знакомя собравшихся с книгой «О чем говорит Христос?» автор, в частности, говорил о тех размышлениях, которыми он хотел поделиться с читателями: «Я все время вспоминаю старообрядческий раскол... Почему вдруг людям так оказалось важным двоеперстие, ударения, хождение посолонь ― или еще что-то такое, что в общем-то к жизни во Христе отношения не имеет, и что не является христианством вообще? И у меня такое ощущение, что ныне мы входим в некий новый период нового старообрядчества. Для нас сегодня подобные второстепенные вещи являются главнейшими знаками нашего христианства. В чем собственно состоит воцерковление сегодня? В том, чтобы человек благополучно стал «таким же как все» ― чтобы он по воскресеньям приходил в храм, чтобы регулярно исповедовался и причащался, чтобы соблюдал посты, читал утренние и вечерние правила, три канона перед Причастием, ну и все так, как положено. И о чем священник обычно спрашивает прихожанина на исповеди? К Причастию готовились? Постились? Каноны прочитали? А вопрос о том, как человек живет по Евангелию не задается вообще, не осмысляется ни священниками, ни прихожанами как самая важная сердцевина нашей жизни в Боге. И вот это ― одна из самых величайших проблем, которые сегодня, как мне кажется, существуют в нашей церковной жизни. Евангелие отошло на второй план. Отошло оно по вполне понятным причинам ― нам очень неудобно жить с Евангелием, нам очень тяжело переносить на самих себя евангельские истины. Евангелие становится для нас одной из форм молитвенного правила ― мы вычитываем утренние и вечерние молитвы и в ходе всего прочего мы читаем две главы из Апостола и главу из Евангелия, как это принято. А эти евангельские слова мы к себе применяем? Оскудение любви ― это симптом того, что Евангелие ушло из нашей жизни и стало жить где-то на периферии сознания. Евангелие должно быть духом нашей веры. Евангелистами себя называют кто угодно, только не православные христиане, а мы, православные, и должны быть настоящими евангелистами, потому что Православная Церковь хранит Евангелие неповрежденным, толкует его в свете святоотеческого учения и Священного Предания, которое Евангелие раскрывает. Евангелие ― это книга Православной Церкви».

По мнению отца Алексия, «там где есть Евангелие, там не может быть мирского благополучия, там, где Церковь живет Евангелием, она не может быть «Церковью молчащей», когда Церковь молчит или отнекивается, говоря ничего не значащие общие фразы. А там, где Евангелие выходит из центра жизни, выходит из центра жизни и Литургия ― Литургия не переживается евангельски. Причастие воспринимается не как готовность идти за Христом, а как возможность обрести благополучие ― благодать, исцеление души и тела, оставление грехов».

«Сегодня послушание в Церкви понимается как исполнение указов, приказаний и тех циркулярных писем, которые, к сожалению, являются основной формой управления Церковью. В богослужении Утрени есть замечательные слова: «И мне да будут на послушание Божественная Твоя ушеса» ― так обращается Церковь к Богу. Бог постоянно нас слушает, нас слышит и нам отвечает… То же самое и в духовнической практике: духовник слушает, внимает и лишь когда понимает, что происходит с духовным чадом, начинает давать советы. Когда Патриарх слышит свою Церковь ― чем она сейчас живет, как дышит, о чем она беспокоится, когда епископ слышит священника, тогда бывает послушание. Бог дает нам пример послушания, когда берет на себя функцию нас слышать и нам говорить. «Да будет воля Твоя» ― это наша готовность слышать Бога через Евангелие».

Отец Алексий считает осмысление Евангелия лучшей формой подготовки к исповеди и причастию. «Евангелие служит для того, чтобы человек понял, кто он есть на самом деле, и стал самим собой. Когда человек в полной мере еще сам себя не знает или живет в иллюзиях о самом себе, всякое духовное действие будет той прелестью, которой все так боятся. Прелесть наступает не там, где человек горячо от сердца молится, не там, где у человека есть огонь, горящий в сердце, а там, где он накладывает на свое внутреннее искажение какие-то духовные нормы и пытается изображать духовную жизнь, не поняв самого себя. И очень много проблем с нашим христианством состоит именно в том, что мы, не разобравшись в самих себе, не узнав себя до конца из Евангелия, начинаем играть в духовные игры и исполнять некие духовные упражнения. В этом случае мы можем в это только играть и это изображать, поэтому всякий разговор о духовной жизни начинается только с одного: когда ты через Евангелие научишься не боятся быть самим собой», ― сказал телеведущий.

Он продолжил: «Евангелие говорит о яркости духовной жизни, о пламенности духовной жизни, то есть о том, что в категориях XIX века может восприниматься как прелесть ― не должно быть горения у христиан, не дай Бог в прелесть впадешь. А надо бояться другого ― остаться на месте, закопать таланты, испугаться жить во Христе ― вот этого нам надо бояться».

«Сегодня многим из нас стало важно ощутить себя в неприятии лжи. То же самое происходит и в Церкви. Священнослужители открыто и смело говорят о церковных проблемах, в жизни Русской Православной Церкви сегодня очень многое может измениться в правильную сторону», ― подчеркнул автор книги «О чем говорит Христос?», говоря о современном состоянии общественной и церковной жизни в России.

Книгу о Божественной Литургии автор назвал компилятивной и предназначенной для катехизации новообращенных.

Священник ответил на вопросы, касавшиеся как толкования Евангелия, так и актуальных проблем евангелизации и миссионерского служения Церкви. Зал культурного центра «Покровские ворота» не смог вместить многочисленных посетителей, желавших принять участие в обсуждении книг протоиерея Алексия Уминского.

Правкнига.ру


Другие публикации на портале:

Еще 9