15 лет миссионерских поездок Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета
В статье аспиранта Богословского факультета ПСТГУ Станислава Колотвина представлены результаты миссионерских поездок преподавателей и студентов Православного Свято-Тихоновского университета за прошедшие пятнадцать лет. Автор рассматривает различные подходы к организации поездок, основные трудности на пути их реализации, определяет роль предварительной подготовки участников. В материале приводятся примеры того, как сегодня используется опыт прошедших поездок в повседневной жизни Церкви.
Статья

Вся деятельность Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета носит миссионерский характер: научная, образовательная, издательская, однако, в этом году мы должны особо отметить пятнадцатилетие первой миссионерской поездки преподавателей и студентов ПСТГУ.

За ней с лета 1996 года было организовано еще около ста тщательно подготовленных миссионерских поездок в отдаленные уголки России: на Камчатку, Чукотку, Алтай, в Якутию, в Хабаровский край, в Пермскую, Архангельскую и многие другие области. Везде преподаватели ПСТГУ в священном сане крестили, причащали, венчали людей, освящали храмы, проповедовали, и в этой деятельности они всегда могли опереться на помощь студентов, многие из которых позже сами стали возглавлять отдельные миссионерские экспедиции. И до тех пор, пока в этих городах и селениях не налаживается приходская жизнь или хотя бы их не начинает посещать регулярно епархиальный священник, преподаватели и студенты Университета возвращаются туда вновь и вновь, беседуют с людьми, рассказывают им о церковной жизни, по отъезде поддерживают переписку, присылают просветительскую литературу.

Предыстория

К моменту первой миссионерской поездки Университет (в то время он носил статус Института), несмотря на лишь четырехлетнюю историю, уже имел за спиной миссионерский опыт. 90-е годы принесли, помимо политической нестабильности, экономических неурядиц, социальных потрясений, ощущение внутренней свободы, которое нередко было сродни внутреннему вакууму, и люди стремились его заполнить. ПСТГУ стал первым в истории России светским вузом, где мирянин может получить полное высшее богословское образование, и этой возможностью поспешили воспользоваться многие: как москвичи, так и приезжие со всей России, которые порой были вынуждены ночевать на вокзалах и питаться лапшой быстрого приготовления из западной гуманитарной помощи. Стали открываться новые храмы, народ потянулся в Церковь. В епархиях, в том числе тех, что создавались или открывались вновь, нужны были люди, способные рассказать пришедшим о вере, поэтому особым спросом пользовалась система заочного образования ПСТБИ. Для новоначальных христиан была необходима просветительская литература, поэтому в издательстве Университета стал выпускаться широкий круг как серьезных пособий, по которым преподавали в новооткрытых духовных семинариях, так и популярных брошюр. Таким образом, к 1996 году Университет уже был в силах сделать следующий шаг в сфере миссионерской деятельности.

Первый опыт миссионерских поездок

«Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф. 28.19-20).

Господь посылает апостолов на проповедь этими словами, и каждый христианин должен следовать этим словам, проповедовать имя Христово.

В 1993 году на недавно созданную Якутскую кафедру был поставлен владыка Герман (Моралин), ныне архиепископ Курский и Рыльский. На тот момент на территории огромной республики,  которую лишь 7 независимых государств, включая Россию, превосходят по площади, был только один священник – на юге, в городе Нерюнгри. Вторым священнослужителем стал епископ Герман. Трое монахов и диакон, которые были посланы ему на помощь, через два-три месяца вернулись домой, и архиерею самому пришлось в одиночку служить, ходить по требам, убираться в алтаре. В 1996 году владыка в очередной раз посетил Москву, где безуспешно пытался найти священников и монахов, которые поехали бы с ним в Якутию хотя бы на какое-то время. В столице он зашел в книжный магазин Университета, чтобы купить просветительскую литературу, где ему посоветовали встретиться с ректором, протоиереем Владимиром Воробьевым. Итогом этой случайной встречи стала первая миссионерская поездка Университета летом 1996 года.

Эта поездка дала отсчет многочисленным экспедициям, в которых тысячи наших сограждан начали свой путь к вере и приняли крещение. Группы студентов во главе со священниками еще не раз посетили Якутию, а также отправлялись и в другие регионы нашей страны. В 1998 году состоялась первая поездка в Архангельскую епархию. Отдаленные районы этого обширного северного региона роднит с Якутией дорожная проблема. В самые разные районы этой области было совершено наибольшее количество экспедиций университетских миссионеров. В то же время начались поездки и в куда более близкие к столице регионы: в Тверскую, Псковскую области. И здесь люди нуждались в благовестии, знакомстве с родной, но забытой в советские годы православной верой. Таким образом, сложились три основных направления миссионерских поездок ПСТГУ: Центральная Россия, Европейский Север, отдаленные регионы Сибири и Дальнего Востока.

Что делали миссионеры

План действий миссионеров в поездках, с одной стороны, всегда один и тот же, но в то же время во время разных путешествий миссионеры концентрировали свое внимание и силы на различных аспектах.

В конце 90-х во многих епархиях еще остро стоял вопрос нехватки священнослужителей. Поэтому в первых поездках необходимо было прежде всего дать людям возможность приступить к Таинствам: крестить, причастить людей Святых Таин Тела и Крови Христовой, объяснить им значение исповеди, необходимость регулярной молитвы.

Проповедь в таких условиях была направлена на то, чтобы люди сами стали интересоваться своей верой, пожелали глубже узнать церковную жизнь. Прихожанам зарождавшейся общины нужно было объяснить, как они могут молиться вместе, пока нет священника. И всегда в каждом поселении складывался костяк, который служил примером для остальных, готовил их к прибытию епархиального священника или следующему приезду миссионеров. По отъезде университетские священники поддерживали переписку с желающими, отвечали на их вопросы, высылали необходимую литературу.

В 2000-е годы перед миссионерами встали новые задачи. Люди уже были крещены, на приходе уже появился священник, пусть даже не постоянно там находящийся, но приезжающий хоть раз в несколько месяцев. Однако, как мы знаем, большинство наших сограждан хотя и считают себя православными, имеют о вере слабое представление, в храм заглядывают крайне редко. Часто наблюдается такая ситуация, что священнику, назначенному на приход, очень медленно, шаг за шагом приходится завоевывать доверие местных жителей, иногда его просто стесняются.  Поэтому в более поздних поездках почти все внимание миссионеров было сосредоточено на беседах – они проводились везде, где можно было собрать людей: в школах, детских домах, домах культуры, в больницах и на местных праздниках.

Обычно миссионерская экспедиция за один приезд успевает побывать в нескольких населенных пунктах. Группы останавливались на каждом месте на два-три дня: в первый день крестили, рассказывали об основах веры, на второй день служили Литургию и продолжали общение, а потом отправлялись в следующее село. Некоторые поездки проходят как своеобразный лагерь: студенты приезжают в одно выбранное селение и в течение некоторого количества дней снова и снова общаются с людьми, занимаются со школьниками, играют и беседуют с детьми, поют и помогают священнику на службах. Таких поездок, которые целиком бы проходили стационарно, было совсем немного.

Возможен и такой план поездки, когда миссионеры двигаются почти без перерыва, посещают в день по нескольку поселков, где в каждом в ранних поездках – крестят, причащают, немного проповедуют, в поздних – проводят обстоятельную беседу, отвечают на вопросы, и затем отправляются дальше. Да, эффективность от такого краткого контакта, конечно, ниже, чем в других случаях, однако нам пришлось пойти на это по следующим причинам: нужно было посеять семя Христова благовестия как можно в большем количестве сердец, и нельзя было все свои силы бросать на жителей отдельно выбранного селения, не оставляя людям из соседних деревень возможности в ближайшем будущем прийти к Церкви.

Действия миссионеров, конечно же, зависят от обстоятельств. Например, в одной школе сложилась благоприятная обстановка: есть верующие педагоги, дети оживленные – в таком случае бывало, что ради приезда студенческих групп отменялся сначала один, потом второй, потом третий урок, потому что после стартового рассказа не прекращался поток вопросов, и общение было интересно и детям и учителям. В другом месте, напротив, миссионеры сталкивались с замкнутыми людьми, и тогда приходилось больший упор делать на вспомогательные технологии: показывать видеосюжеты, обсуждать просмотренные вместе отрывки из фильмов – тогда сами студенты задавали вопросы, чтобы достучаться до своих слушателей.

Роль священников

За прошедшие 15 лет в поездках участвовали многие священники из числа преподавателей Университета. Однако необходимо отметить тех, кто более всего потрудился на миссионерском поприще за это время. Прежде всего, это ректор ПСТГУ протоиерей Владимир Воробьев, инициатор всего движения, под чьим руководством начинали, у которого перенимали опыт общения с людьми большинство из тех, кто позже сам возглавил студентов в миссии. Протоиерей Вячеслав Смирнов и протоиерей Андрей Близнюк все эти 15 лет организовывали миссионерские поездки почти каждый год, порой и более одного раза в год. Отец Вячеслав чаще всего возглавлял группы студентов профильного факультета – миссионерского. Поездки с отцом Андреем стали лучшей практической школой для будущих пастырей – студентов Богословского факультета. Также необходимо отметить декана исторического факультета ПСТГУ священника Андрея Постернака, который в течение последних лет проводит постоянную миссионерскую практику для студентов-историков. Многочисленные поездки прошли под руководством протоиереев Алексия Емельянова и Александра Ильяшенко.

Подготовка к поездкам

Все богословское образование, которое получают студенты, служит теоретической базой для практической проповеди, но необходима, конечно,  и специальная подготовка.  На миссионерском факультете она, разумеется, включена в обязательную программу, а студентам других факультетов, что готовятся к участию в миссии, нужно отрабатывать практические навыки отдельно. Студенты заранее подбирают отрывки из художественных и документальных фильмов, которые полезно было бы обсудить, и заранее их обсуждают; они делают красочные презентации, с которых можно было бы начать разговор, отвечают на реальные вопросы, которые задавались в ходе прошлых поездок.

Отдельное внимание приходится уделять перестройке своих выступлений и ответов по сравнению с теми, что приходится давать в рамках учебного процесса и написания разного уровня научных работ. Ведь не только нельзя употреблять сложные богословские термины, зачастую люди не понимают, что означает  «Богородица» или «святой». Практика показывает, что студенты-отличники Богословского факультета, которые владеют древними и новыми языками, сидят в библиотеках и пишут дипломные работы высокого уровня, сталкиваясь в начале подготовки с простыми вопросами школьников прошлых лет, с трудом переходили от академических рассуждений к простому понятному языку. Во избежание подобных ситуаций во время реального общения с людьми, чтобы быть достойными продолжателями дела величайшего миссионера апостола Павла, все студенты по его заповеди перед поездками тщательно готовились стать «для всех всем» – учились находить для каждого, кто им встретится, подходящие слова.

Студенты в миссионерских поездках

Священник наделен Господом даром слова, он может совершать Таинства и его проповедь в глазах простых людей стоит куда больше, чем слова студентов. Значит ли это, что студенты Университета выполняют в поездках лишь техническую функцию? Конечно, студенты порой взваливают на свои плечи – в прямом смысле этого слова – коробки с литературой и иконками, они подготавливают место для богослужений в школьных залах, поют за богослужением, но этим их роль совсем не ограничивается.

Студенты ведут беседы, показывают презентации, порой им приходится после выступления священника продолжать рассказ, вести дискуссию, чтобы преодолеть стену недоверия, чтобы стали поступать вопросы. Многие школьники к батюшке относятся с невероятным трепетом и хотят задать вопросы именно студентам. Их волнует, как они учатся, проводят свободное время, чем интересуются и как вся их жизнь согласуется с православием.

Часто студентам поступают такие вопросы, которые священнику и взрослые люди не осмелятся задать. Например, в одном городе появился постоянный священник, к которому на службу понемногу ходили, но никто в восстановлении храма не помогал. И вот от приехавших молодых ребят люди с удивлением узнали, что священник, оказывается, не то что не получает зарплаты из абстрактного «центра», но наоборот, – епархия существует за счет приходов. После такого открытия ситуация в этом приходе существенно поменялась.

Сейчас уже нередки поездки, когда группы отправляются без педагога в священном сане – с преподавателем из мирян во главе, а старшекурсники порой едут даже самостоятельно, и уже на месте их сопровождает местный священник. В отдаленных районах нередка такая ситуация, когда священник оказывается в роли единственного воцерковленного человека, которого поддерживает несколько старушек. Поэтому у местных жителей складывается твердое впечатление, которое очень сложно изменить: православие – удел старушек и священников, своего рода «профессиональных работников». Приезд группы студентов показывает, что Церковь – для всех, что о душе нужно думать не на смертном одре, а в течение всей жизни, что если приложить усилия, то служба будет идти не в каком-то неприспособленном бараке, а в храме. Уже сами молодость, образование, воспитание студентов дают свой миссионерский эффект.

Миссия – подготовка будущих пастырей

Нельзя обойти вниманием то, какую роль играет участие в миссионерских поездках при подготовке будущих священников. В этом году Синодальный миссионерский отдел совместно с Учебным комитетом Русской Православной Церкви порекомендовали всем Духовным семинариям включить в свой учебный план «миссионерскую практику» студентов как обязательную форму их подготовки к пастырскому служению. Опыт Богословского факультета ПСТГУ показывает, что те студенты, которые прошли практическую школу миссионерского служения, куда более коммуникабельны, их учебные проповеди более живые. Но главное – им предоставляется возможность понять весь спектр проблем, которые встают перед Церковью в наши дни, проблем, которые будут скрыты в благоустроенном городском приходе. Человек, который отправляется не с целью развлечения, а для служения Богу и людям, обязательно почувствует благодатную помощь Божию. Так, декан Богословского факультета протоиерей Владимир Воробьев в своем интервью выражает уверенность в важности участия студентов в миссионерской деятельности: «В таких поездках участники приобретают свой собственный живой опыт и молитвы, и веры, и сердечного служения, не формального, не внешнего, а служения с любовью. Мне кажется, для воспитания будущих пастырей это один из самых лучших опытов».

Трудности миссии

Служение миссионера не бывает легким, потому что при осуществлении всякого благого дела будут возникать искушения. Возвращаясь к рекомендации Синодального отдела, приходится признать, что главной трудностью организации такой «миссионерской практики» остаются финансовые затраты. Бывало, запланированные поездки отменялись, потому что денег недоставало, хотя случалось, сами молодые миссионеры и их родители брали часть транспортных расходов на себя. Бывало, напротив, деньги на поездки появлялись в последний момент, причем не от одного жертвователя, а набирались из средств, которые по крупицам поступали от обычных людей среднего достатка, кто хотел внести хоть малую лепту в дело просвещения соотечественников. Разумеется, нельзя даже представить, чтобы миссионеры принимали какие-либо деньги за требы с просвещаемых, зато несколько раз случалось, что годы спустя появившаяся община помогала в организации следующего прибытия священника, который их крестил, с новыми студентами.

Были такие затруднения, которые было даже интересно преодолевать, и, справляясь с ними, миссионеры получали заряд сил для последующей проповеди. Участники экспедиций с радостью вспоминают, как обустраивали складские помещения и дома культуры под храмы, как крестились десятки людей в реках, и это каждый раз напоминало о Крещении Руси, как на венчании использовали венки из цветов, а кольца для ключей становились обручальными. Порой группу желали встретить как можно лучше: люди готовили шашлыки и тому подобное, а оказывалось, что идет пост. Но куда тяжелее было преодолевать отчужденность людей: в некоторых местах встречали с открытым недружелюбием и прямыми угрозами; свои неудобства доставляли активисты из сектантов, которые появлялись в отдаленных местах намного раньше православного духовенства.

Ответ на критику

К сожалению, из церковной среды – со стороны воцерковленных людей, и даже отдельных представителей духовенства, – приходилось слышать критику миссионерской деятельности. Все упреки можно свести к следующему:

1. Это не та миссионерская деятельность, которая нужна; ее не сравнить с тем, когда миссионеры уезжают и поселяются в отдаленных регионах; люди, когда миссионеры уезжают, живут по старому; никакой пользы от этих поездок нет, а если есть, то минимальная, особенно в тех случаях, когда общение с миссионерами длится всего один школьный урок.

Конечно, постоянная миссия лучше. Но у нашей Церкви, перенесшей 70 лет жестоких гонений, наладить ее пока нет сил. Постоянная миссия в наши дни с трудом зарождается даже в больших городах, что же говорить о тех районах, где священников нет вообще? Даже такой великий миссионер, как святитель Иннокентий Московский, апостол Америки и Сибири, постоянно был в разъездах, крестил и проповедовал. Сейчас же, когда на дорогу больше не нужно тратить по нескольку недель, а то и месяцев, можно отправляться в миссию и из Москвы. Тем более нельзя сказать, что миссионеры уезжают, а люди брошены. Те, кто искренне принял благовестие, получил благодать в Таинстве Крещения, готов начать новую жизнь, – ее и начинают. Такие люди образовывали общину, начинали восстанавливать храмы и ждать назначения или хотя бы прибытия священника, а главное – они всегда могли со всеми своими вопросами обратиться по почте к тем, кто принес им свет веры. Если же такую общину по прошествии длительного времени так и не начинал посещать священник из епархии, то обязательно туда снова отправлялась миссионерская группа.

То, что польза, несомненно, есть, иллюстрирует отношение людей к священникам, которые приобщали их к Таинствам, приезжали к ним проповедовать. Для них каждый следующий приезд миссионеров – как праздник. Бывало, что к священнику, посетившему отдаленную деревню, много лет спустя в городе подходили молодые люди и девушки, которые узнавали, что перед ними тот самый человек, который крестил их в детском возрасте.

2. В Москве и крупных городах большинство людей далеки от Церкви; зачем тратить силы на отдаленные небольшие городки и села, когда рядом есть миллионы, на просвещение которых можно потратить свои силы?

Спаситель заповедовал апостолам идти с проповедью до края земли. Конечно, они проповедовали и в Иерусалиме, но что бы было, если бы они ограничились Святым Градом. Конечно, и в крупных городах нужно вести миссию, но здесь есть открытые храмы, москвич или петербуржец может выбрать себе приход по душе. Человек даже далекий от Церкви нередко идет в храм, когда у него какие-то проблемы. В то же время нельзя насильно заставить придти к Богу тех, кто этого сам не хочет. А в отдаленных уголках нашей страны люди ждут священника, хотят креститься, хотят узнать о вере больше. Было бы преступлением лишать их этой возможности. Многие старики, принявшие крещение от рук миссионеров, уже умерли, для них приезд миссионеров был единственным шансом. Были и такие, кто хранил свою веру все советские годы с той поры, когда сельский храм еще не был разрушен, и Господь руками миссионеров послал им возможность поисповедоваться и причаститься перед смертью.

В завершение этой темы стоит  отметить, что за последние несколько лет ситуация поменялась в лучшую сторону: прежде всего, была сформирована официальная позиция Русской Православной Церкви, направленная на поощрение и поддержку миссионерской деятельности.

Методология и наработки

За пятнадцать лет в ПСТГУ были подготовлены, отработаны и испытаны в «полевых условиях» многочисленные приемы и методики миссионерской деятельности, появилась своеобразная связь поколений, через которую миссионерский опыт передавался и накапливался. Были введены курсы, которые, к примеру, помогают понять и суметь показать окружающим отсутствие противостояния между наукой и религией, между верой и реальной жизнью. Наработки университета в дистанционном образовании, в том числе с привлечением современных технологий, помогают оказывать поддержку молодым общинам, созданным трудами миссионеров. На уникальном миссионерском факультете Университета трудятся методисты по различным типам просвещения: по работе с военными, работе в учебных заведениях, работе в тюрьмах, по подготовке и проведению радиопередач, лекториев и кинолекториев, просветительских экскурсий, паломнических мероприятий и так далее. Уже сейчас выпускники факультета могут найти лучшее применение своему таланту и специальному образованию в связи с введением штатных должностей приходских миссионеров. Опыт и разработки факультета послужили основанием того, что именно Свято-Тихоновскому университету поступило поручение Святейшего Патриарха Кирилла начать подготовку специалистов по социальной работе и работе с молодежью. Сейчас, когда на монастыри и приходы легла миссионерская ответственность, учебные достижения и практический опыт поездок последних 15 лет становятся базой для проведения в жизнь реформы, предложенной документом «Об организации миссионерской работы в Русской Православной Церкви».

Заключение

Всего за 15 лет силами преподавателей и студентов ПСТГУ было совершено около ста миссионерских поездок длительностью от нескольких дней до месяца. Точная цифра пока не определена, в частности потому, что нередко по прибытии в отдаленную епархию миссионеры разделялись на две или три группы, которые следовали по разным маршрутам. В математических показателях эффект миссионерской деятельности оценить нельзя, но повторим, что в ходе поездок было крещено несколько тысяч человек, не меньше людей впервые поисповедовались и причастились, среди них множество пожилых людей. Благодаря повторным поездкам, а также переписке и распространению просветительской литературы многие (объективно приходится признавать, что далеко не все) из принявших Святое Крещение стали воцерковляться. Как итог, на местах стали организовываться общины, восстанавливаться храмы, стала возрождаться церковная жизнь. Эффект просветительской работы со школьниками увидеть еще сложнее, потому что в наши дни существенную роль играют миграционные процессы из малых поселений в большие города. Однако можно ожидать, что хотя бы часть из них пополнила число городских прихожан.

Успешное проведение миссионерских поездок было основано на тщательной подготовке, а накопленный опыт оказал влияние на формирование учебного процесса и методологии, которые в свою очередь востребованы в наши дни в связи с активизацией миссионерских усилий Русской Православной Церкви.

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9