Единство между религиями даст людям Бога. Директор «L''Osservatore Romano» о встрече в Ассизи
События

Об этом заявил директор «L''Osservatore Romano» Джованни Мариа Виан в интервью «ZENIT»у.

Директор сказал: «Я не думаю, что встреча 2011 противоречит встрече 1986, скорее речь идет об интерпретации. Если после «Дня молитвы» 1986 был сделан вывод о том, что все религии равные, что символ веры нейтрален, что христианский выбор подобен другим, то все это не было смыслом инициативы Иоанна Павла II.

Виан напомнил о том, что согласно христианских мыслителей первых веков, истина заключается в Логосе в Христе и она присутствует таинственным образом во всех частях вселенной. Эта теория называется «семенами Логоса» и происходит от философии стоиков.

Изъясняясь предельно просто, Виан далее сказал: «Обломки единой истины рассеяны таинственным образом повсюду. И это позволило в XVII веке иезуитам Роберто Де Нобили, Алессандро Валиньямо и Маттео Риччи, отправившимися миссионерами в Индию. Японию и Китай, найти частицы истины и в этих древнейших религиозных традициях, никогда не знавших Христа. Исходя из этой же основы теолог Карл Рахнер в XX веке говорил об анонимных христианах».

Возвращаясь к Ассизи, директор газеты Святого Престола напомнил о том, что «принимая за основу то, что пути спасения могут быть различными, так как никому неведомы планы Господа, остается в силе традиционное учение Католической Церкви, подтвержденное II Ватиканским Собором, из которого затем была позаимствована Декларация «Dominus Lesus», опубликованная в 2000. Этот документ представляет собой собрание установок II Ватиканского Собора относительно единичности спасения, даруемого Христом, единственным спасителем мира».

«Бенедикт XVI повторяет это в связи со своей католической традицией, непрерывной и живой».

Директор «L''Osservatore Romano» не сомневается в уважении специфической идентичности каждого в целях избежание риска синкретизма. «Я считаю, что именно это и было намерением» межрелигиозной встречи в Ассизи, сказал он.

Он считает совершенно ошибочной идею о том, чтобы рассматривать Ассизи, как синкретическую встречу: «Необходимо знать каким было образование Кароля Войтылы, его епископское, а затем папское учение. При этом важно помнить о том, что в 1981 Папа вызвал к себе Йозефа Ратцингера, назначив его префектом Конгрегации по Учению Веры, несмотря на неоднократные просьбы Кардинала о возвращении к занятиям в Баварию. Учитывая все это, мне кажется невозможным, чтобы в намерениях Иоанна Павла II присутствовал синкретизм, когда он в 1986 созвал встречу в Ассизи».

Виан отметил, что «Ассизи — это не только экуменическая встреча. Экуменизм — это необратимый путь. Павел VI, Иоанн Павел I, Иоанн Павел II и Бенедикт XVI говорили, что это путь, с которого нельзя повернуть назад. Христианские конфессии пошли по нему на волне движения, зародившегося в конце XIХ в. в целях достижения единства. Единства, которое в относительно короткое время могло бы стать возможным между Католической Церковью, старинными восточными Церквями и Православной Церковью, а в перспективе и с англиканцами и протестантами.

Однако, Ассизи — это не только межхристианская встреча, но и встреча с другими религиями, свободная от всё перемешивающего синкретизма. Относительно «Porta Fidei» от 17 октября Виан объяснил, что «инициатива Бенедикта XVI созвать год веры демонстрирует то, что волнует Папу: сегодня христиане занимаются многими делами, но при этом рискуют упустить из вида главное.

Это очень важно и для директора «L''Osservatore Romano». «Во время своей недавней поездке на родину Бенедикт XVI ясно сказал об этом. Папа прекрасно знает, Церковь в Германии имеет необычайные структуры, знает, что она помогает многим людям и многим местным Церквям в мире, но он хотел добиться большего».

Таким образом, ставка очень высокая. 10 марта 2009 года Папа писал: «Огонь веры может погаснуть в странах древней христианской традиции. Вера, которая не является ни идеологией, ни моралью, написал Бенедикт XVI в «Deus caritas est» и сейчас повторяет в ''motu proprio'' новому году веры».

«Для многих мир — это прагматическая потребность и это действительно так», — отметил Розен. Однако, мир, которого жаждут верующие мужчины и женщины другой: он означает «восхождение на гору Господа», то — есть идея мира, возвышенное выражение божественной воли о божественного образа, в котором создан каждый человек».

Отдавая должное Блаженному Иоанну Павлу II и выражая его приемнику Бенедикту XVI, раввин напомнил о мудрецах из Талмуда. «Они учат нас, что мир это не только имя Бога (...), но и непременное условие для искупления».

Совершенно иной подход у Генерального секретаря Международной Конференции исламских ученых (ICIS), бывшего президента «Nabdlatul Ulama»(NU), индонезийца Куай Хаджи Хасим Музади. Его размышления базируются на констатации того, что «многие проблемы между людьми на земле происходят именно от тех, кто придерживается какой — нибудь религии, но это не означает, что проблемы, происходящие от приверженцев какой — либо религии, порождаются самой религией».

По мнению исламского представителя, конфликты и напряжения порождаются тем, что «подлинные религии имеют последователей, которые не могут в полно мере понять их спасительный характер и этот недостаток может привести к искажению самой религии».

«каждая религия имеет свою идентичность, — продолжил Хасим Музади, — обладая при это одной общей чертой: надеждой на создание гармонии между людьми, мира, справедливости, процветания, высокого уровня жизни».

Хосим Музади считает, что рецепт достижения прочной гармонии и сосуществования между религиями предельно простой: не нужно переделывать то, что отличается, не нужно навязывать точки зрения которые не разделяются. Мусульманский делегат предупредил также об опасности провоцирования религии.

«Мы, религиозные общины, должны доносить до каждого верующего свободу понимания собственной судьбы и исправлять неправильное понимание религии, ведущее к социальным конфликтам между людьми».

Представитель «неверующих», или агностиков, Юлия Кристева начала свое выступление со слов Иоанна Павла II «Не бойтесь!». По мнению философа и психоаналитика, эти слова адресованы не только верующим, так как они воодушевляют на сопротивление тоталитаризму. «Призыв этого Папы, апостола прав человека побуждает нас не бояться европейской культуры, а напротив, требовать гуманизма».

«Перед лицом усиливающихся кризисов и угроз наступила эпоха пари», — продолжила француженка болгарского происхождения. «Мы отваживаемся держать пари относительно постоянного обновления способности мужчин и женщин вместе верить и познавать для того, чтобы во многопричинной пустоте человечество могло еще долго следовать по пути своей созидательной судьбы».

Католический обозреватель


Другие публикации на портале:

Еще 9