Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
   
Золотой фонд
Новое в справочном разделе
Комментарии читателей rss

Проект документа «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви»

2 ноября 2011 г.
С февраля по сентябрь 2011 года Синодальный отдел религиозного образования и катехизации во взаимодействии с комиссией Межсоборного присутствия по вопросам организации церковной миссии разработал проект «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви». В октябре 2011 года члены редакционной комиссии Межсоборного присутствия рассмотрели этот документ, который, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, публикуется с целью проведения общественной дискуссии. На официальном сайте Межсоборного присутствия, портале Богослов.ru и в официальном блоге Межсоборного присутствия всем желающие могут оставлять свои комментарии.

Христианская вера основана на Божественном Откровении, носителями и провозвестниками которого являются пророки и апостолы. На протяжении всей истории человечества Бог многократно и многообразно (Евр. 1, 1) обращается к людям со Своим Словом, чтобы привести их к познанию истины и наставить на путь спасения.

Одно из наиболее часто встречающихся в Евангелии обращений ко Христу Спасителю, явившему нам полноту Божественного Откровения – Учитель. Он возвещал приближение Царства Божьего и учил народ как словами, так и делами, подавая личный пример послушания Небесному Отцу и жертвенного служения людям.

Своим ученикам и апостолам Спаситель заповедал продолжать Его учительное служение: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам (Мф. 28, 19 – 20). Принявшие Крещение в день Пятидесятницы члены иерусалимской церкви постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и молитвах (Деян. 2, 42). Научение в вере органически связано с общинной, литургической и молитвенной жизнью Церкви, раскрывая ее смысл и исполняясь в ней.

В центре этого научения — Слово Божие, которое живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого (Евр. 4, 12). А потому, как свидетельствует апостол Павел, и слово моё, и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией (1 Кор. 2, 4 – 5). Церковное учительство принципиально шире и глубже интеллектуального процесса передачи и усвоения знаний и информации. Средоточием и смыслом церковного просвещения является благодатное преображение всего естества человека в общении с Богом и Его Церковью.

Практика духовного назидания, восходящая к апостольскому времени, отражена в канонических постановлениях Вселенских и Поместных Соборов, а также в творениях святых отцов и древних христианских авторов, литургико-канонических памятниках и церковном богослужении:

  • 46 правило Лаодикийского Собора постановляет: «Крещаемым должно изучати веру».
  • 78 правило VI Вселенского Собора подтверждает это постановление и придаёт ему общецерковный характер: «Готовящимся ко Крещению надлежит обучатися вере».
  • 47 правило Лаодикийского Собора говорит о необходимости катехизации тех, кто не был научен вере до Крещения: «В болезни приявшим Крещение, и потом получившим здравие, подобает изучати веру и познавати, яко божественнаго дара сподобилися».
  • 7 правило II Вселенского Собора предписывает также оглашать «присоединяющихся к Православию и части спасаемых из еретиков», определяя при этом и образ их оглашения: «и заставляем пребывати в церкви, и слушати Писания, и тогда уже крещаем их».

О том же говорил и святитель Василий Великий: «Вера и крещение — суть два способа спасения, между собою сродные и нераздельные. Ибо вера совершается крещением, а крещение основополагается верою» («О Святом Духе», глава 12).

Просветительское служение Церкви, основанное на учительстве, включает в себя катехизацию и религиозное образование.

Катехизация — это содействие уверовавшему в Бога человеку в сознательном и ответственном вхождении в жизнь Церкви.

Религиозное образование — это наставление православного христианина в истинах веры и нравственных нормах христианства, приобщение его к Священному Писанию как Божественному Откровению, к литургической жизни Церкви, к святоотеческому молитвенному и аскетическому опыту.

Настоящий документ, основываясь на Священном Писании, постановлениях Вселенских и Поместных Соборов и святоотеческих подходах к оглашению, определяет основные направления, формы и содержание просветительского служения Русской Православной Церкви.

 

I. Организация просветительского служения Церкви

Просветительское служение в Русской Православной Церкви осуществляется на общецерковном, епархиальном, благочинническом и приходском уровнях.

 

I.1. Просветительская работа на общецерковном уровне

На общецерковном уровне катехизическую и религиозно-образовательную работу возглавляет Синодальный отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви (далее Синодальный отдел). Синодальный отдел является координационным органом по отношению к аналогичным учреждениям, действующим в Самоуправляемых Церквах, Экзархатах, Митрополичьих округах и епархиях, и как таковой имеет право обращаться в пределах своей компетенции к епархиальным архиереям и руководителям других канонических подразделений, направлять им свои нормативные документы и запрашивать соответствующую информацию.

Синодальный отдел:

1. вносит для рассмотрения Священноначалием проекты нормативных документов, регламентирующих образовательную и катехизическую деятельность Русской Православной Церкви;
2. обращается к епархиальным архиереям и руководителям профильных структурных подразделений епархий, направляет им свои нормативные документы и методические материалы, запрашивает соответствующую информацию;
3. осуществляет взаимодействие с другими Синодальными структурами по вопросам организации и координации образовательной и катехизической деятельности;
4. контролирует функционирование системы подготовки кадров для ведения образовательной и катехизической деятельности;
5. контролирует состояние образовательной и катехизической деятельности на общецерковном и епархиальном уровнях;
6. осуществляет информационное сопровождение образовательной и катехизической деятельности;
7. проводит экспертизу учебной, катехизической, научно-педагогической, методической литературы и аудио-видео материалов для использования в Русской Православной Церкви;
8. организует и проводит образовательные конференции, чтения, конкурсы.

I.2. Просветительская работа на епархиальном уровне

Общее руководство епархиальными подразделениями, действующими в области катехизической и религиозно-образовательной деятельности, осуществляет правящий архиерей. Для организации соответствующей работы в епархии действует профильный епархиальный отдел (или профильный ответственный епархиальный сотрудник), который в своей работе руководствуется общецерковными нормативными документами, указаниями правящего архиерея, рекомендациями Синодального отдела религиозного образования и катехизации. Зарплаты сотрудников, организационные расходы, программы и мероприятия профильного епархиального отдела оплачиваются из бюджета епархии и привлеченных средств.

Осуществляя организационную и методическую деятельность в области катехизации и религиозного образования, профильный епархиальный отдел (ответственный епархиальный сотрудник):

1. определяет методологию и формы проведения огласительных бесед и бесед перед таинством Венчания;
2. курирует работу действующих и инициирует создание новых духовно-просветительских центров, катехизических курсов, воскресных школ для детей и взрослых, координирует реализацию иных форм духовно-просветительской деятельности;
3. курирует, координирует, контролирует деятельность православных образовательных учреждений (детских садов, общеобразовательных школ, гимназий, лицеев);
4. проводит конференции, съезды, семинары образовательной и катехизической тематики;
5. осуществляет методическую поддержку реализации всех форм и направлений образовательной и катехизической деятельности в епархии;
6. взаимодействует с органами государственного управления, образовательными учреждениями, средствами массовой информации и общественностью в пределах сферы ответственности;
7. проводит анализ отчетов по образованию и катехизации из благочиний и предоставляет утвержденный епархиальным архиереем сводный отчет в Синодальный отдел религиозного образования и катехизации;
8. организует подготовку, переподготовку, повышение квалификации кадров для ведения образовательной и катехизической деятельности, а также проводит их аттестацию.

В соответствии с пунктом 18 Определения Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (2-4 февраля 2011 года) «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви», в епархиях может создаваться профильная коллегия. Коллегия, являясь совещательным органом, формируется и осуществляет свою деятельность в соответствии с типовым Положением, принимаемым Священным Синодом.

 

I.3. Просветительская работа на благочинническом уровне

На уровне благочиния общая организация, координация и контроль катехизической и религиозно-образовательной работы ведутся под руководством благочинного. Непосредственное осуществление этой работы должно быть возложено на штатного сотрудника, ответственного за катехизическую и образовательную работу в благочинии. Ответственный за катехизическую и образовательную работу в благочинии назначается на должность и освобождается от должности епархиальным архиереем по представлению благочинного, согласованному с председателем профильного отдела епархии. Ответственный за катехизическую и образовательную работу в благочинии зачисляется в штат одного из приходов благочиния с окладом согласно штатному расписанию. Ответственный за катехизическую и образовательную работу в благочинии подчиняется благочинному и согласовывает свою деятельность с председателем профильного епархиального отдела (профильным ответственным епархиальным сотрудником). Благочинный имеет попечение о привлечении средств для проведения профильных программ и мероприятий в благочинии.

Ответственный за катехизическую и образовательную работу в благочинии:

1. осуществляет взаимодействие с епархиальным отделом, участвует в работе коллегии при нем, в благочиннических и епархиальных мероприятиях в области образования и катехизации;
2. осуществляет регулярное взаимодействие с приходскими катехизаторами, директорами воскресных школ и координирует их деятельность;
3. осуществляет регулярное взаимодействие с директорами православных образовательных учреждений, участвует в представлении их интересов перед государственными и муниципальными органами;
4. помогает настоятелям приходов, в штат которых не входит приходской катехизатор, в организации и осуществлении катехизической деятельности по направлениям, указанным в п. 1.4;
5. организует мероприятия в области образования и катехизации в масштабе благочиния;
6. проводит анализ приходских отчетов по катехизации и деятельности воскресных школ;
7. составляет годовой план работы и годовой отчет о деятельности по соответствующей форме, согласовывает с профильным епархиальным отделом (ответственным епархиальным сотрудником) и утверждает у благочинного.
Помощник благочинного регулярно повышает квалификацию на епархиальных или общецерковных курсах повышения квалификации.

 

I.4. Просветительская работа на приходском уровне

На приходском уровне общая организация, координация и контроль катехизической и религиозно-образовательной работы находятся в компетенции настоятеля. Непосредственное осуществление этой работы должно быть возложено на штатного приходского катехизатора, в тех приходах, где есть возможность создать такую штатную единицу. Решение о возможности или невозможности принимает приходской совет во главе с настоятелем по согласованию с благочинным и профильным епархиальным отделом (ответственным епархиальным сотрудником).

Деятельность воскресной школы для детей по благословению настоятеля организует директор воскресной школы.

По благословению настоятеля прихода осуществлять катехизическую деятельность могут клирики прихода, студенты и выпускники духовных школ и профильных учебных заведений, а также миряне, получившие соответствующее образование и квалификацию катехизатора. При этом, деятельность мирян в области катехизации не должна подменять собой пастырское служение клирика и его духовное руководство.

Приходской катехизатор и директор воскресной школы назначаются на должность и освобождаются от должности настоятелем, зачисляются в штат прихода с окладом согласно штатному расписанию, подчиняются настоятелю и согласовывают свою деятельность с председателем профильного епархиального отдела (профильным ответственным епархиальным сотрудником) и с ответственным за катехизическую и религиозно-образовательную работу в благочинии.

Соответствующие программы и мероприятия прихода оплачиваются из средств прихода и привлеченных средств.

Приходской катехизатор организует и/или самостоятельно проводит:

1. огласительные беседы со взрослыми, детьми сознательного возраста, а также с родителями и восприемниками малолетних детей, дифференцированно выбирая содержание и продолжительность курса оглашения;
2. беседы с лицами, желающими вступить в брак;
3. занятия в воскресной школе для взрослых с целью расширения знаний  прихожан и сотрудников прихода по основам православного вероучения;
4. библейские (евангельские) беседы, беседы по вопросам богослужения;
5. работу службы приходского консультирования по основам православного вероучения, церковной жизни, православной этики и правилам поведения в храме;
6. духовно-просветительскую работу во время паломнических поездок, организованных приходом;
7. разработку и распространение катехизических листков к православным праздникам, воскресным дням, дням поминовения усопших, историческим храмовым датам.

Приходской катехизатор:

1. осуществляет регулярное взаимодействие с помощником благочинного по катехизации и профильным епархиальным отделом (ответственным епархиальным сотрудником);
2. по благословению настоятеля участвует в благочиннических и епархиальных мероприятиях катехизической направленности;
3. составляет годовой план работы и годовой отчет о деятельности, утверждает их у настоятеля и предоставляет помощнику благочинного по катехизации;
4. регулярно повышает квалификацию, в частности на епархиальных курсах повышения квалификации.

 

II. Направления, формы и содержание просветительского служения Церкви

II.1. Оглашение

Оглашение должны проходить все взрослые и дети старше 12 лет, желающие принять таинство Крещения. Недопустимо совершения таинства Крещения над людьми, не желающими готовиться к участию в таинстве.

Необходимыми условиями для совершения таинства Крещения являются православная вера (Мк 16, 16) и покаяние (Деян 2, 38) желающих креститься.

Вера оглашаемых должна выражаться в исповедании ими Иисуса Христа истинным Богом и Спасителем, в твёрдом намерении жить согласно учению Церкви и Слова Божьего, в исповедании Символа веры. Таинство Крещения не может быть совершено над человеком, отрицающим основополагающие истины православной веры и христианской нравственности. К участию в таинстве Крещения не могут быть допущены люди, желающие креститься по суеверным причинам.

В таком случае рекомендуется отложить совершение таинства Крещения до времени осознания человеком подлинного смысла этого таинства.

Конечной целью оглашения является воцерковление – вхождение новопросвещенного в Церковь как тело Христово (1 Кор 12, 27) и народ святой (1 Петр 2, 9).

В каждом конкретном случае продолжительность и объем оглашения должны определяться священнослужителем или мирянином-катехизатором с любовью и рассудительностью.

Оглашение должно, по возможности, включать в себя изучение Символы Веры, избранных мест Священного Писания, основ христианской нравственности, включая представление о грехах и добродетелях, введение в литургическую жизнь Церкви.

При отсутствии возможностей или условий для продолжительного оглашения должны соблюдаться следующие требования обязательного минимального оглашения:

  • Необходимо провести не менее двух огласительных бесед об основных понятиях христианской нравственности, православного вероучения и церковной жизни. На первой беседе особое внимание должно быть уделено выяснению мотивов обращения человека к Церкви с просьбой о Крещении, помощи ему в осознании христианского смысла таинства, ответам на вопросы и первоначальному наставлению в вере. На второй беседе оглашаемым должно быть преподано общее наставление в христианской вере и жизни посредством толкования Символа веры и основных библейских заповедей. Катехизатор должен акцентировать внимание оглашаемого на необходимости изменить свою жизнь в соответствии с Евангелием Христовым, а также удостовериться в правильности усвоения им основных истин православного вероучения о Боге, мире и человеке.
  • После второй огласительной беседы либо непосредственно перед совершением таинства Крещения священник должен провести покаянно-исповедальную беседу, целью которой является осознание и исповедание крещаемым своих грехов и утверждение в благом намерении отказаться от них и начать новую жизнь в послушании Богу и Его Церкви.

В случае совершения Крещения над больными людьми или в условиях опасности для жизни оглашение должно быть совершено после Крещения при первой возможности.

При совершении таинства Крещения над младенцами и детьми до 12 лет необходимо помнить, что крещение детей совершается в Церкви по вере их родителей и восприемников. В этом случае минимальную огласительную подготовку должны пройти как родители, так и восприемники, кроме тех случаев, когда они регулярно участвуют в церковных таинствах. Огласительные беседы с родителями и восприемниками следует проводить заранее и отдельно от совершения таинства Крещения. Уместно призвать родителей и восприемников подготовиться к участию в Крещении их детей личным участием в таинствах Покаяния и Евхаристии.

Возвращению таинству Крещения его исконного места в литургической жизни Церкви способствует, в частности, торжественное совершение Крещения, полным погружением, накануне Пасхи, двунадесятых и великих праздников.

 

II.2. Духовное просвещение крещенных людей

Неотъемлемой частью жизни прихода должны стать систематические духовно-просветительские беседы и занятия, которые могут проводиться в форме воскресной школы или в иных формах. Более сложной и эффективной формой систематического духовного просвещения мирян являются богословские курсы, которые могут быть организованы на одном из крупных приходов и осуществлять свою деятельность в рамках города, благочиния или епархии.

В связи с этим одним из направлений развития катехизического служения на приходском, благочинническом и епархиальном уровне должно стать создание и обеспечение деятельности информационных ресурсов в интернет-пространстве, организация работы общедоступных библиотек и медиатек, издание и распространение духовно-просветительской литературы.

Необходимо расширять практику изучения на приходах Священного Писания в форме библейских бесед и кружков. Изучение и обсуждение Библии в небольших группах под руководством священнослужителя или катехизатора-мирянина должно помогать прихожанам глубже понимать Слово Божие и руководствоваться им в своей жизни, а также содействовать возрождению и развитию церковно-приходских общин. Следует также проводить для прихожан внебогослужебные беседы, посвященные изучению таинств и обрядов Православной Церкви.

В больших приходах рекомендуется создавать консультативные службы по вопросам православной веры и церковной жизни, привлекая для этого служения как клириков храма, так и духовно просвещенных мирян. Современный опыт церковно-приходской жизни свидетельствует об эффективности индивидуальных просветительских бесед с заходящими в храм невоцерковленными людьми. Особого попечения требуют люди, которые пришли в храм из-за случившегося горя. В храмах рекомендуется размещать стенды с духовно-просветительской информацией, издавать и распространять общедоступные миссионерские, катехизические и духовно-просветительские материалы.

Предметом особого пастырского попечения настоятелей приходов должно стать повышение уровня церковной грамотности  сотрудников храма, а также забота об их духовно-нравственном совершенствовании. Рекомендуется организовывать для них соответствующие специфике их служения духовно-просветительские беседы, поощрять их к получению церковного образования, контролировать их отношение к прихожанам.

Одной из важных форм современной церковной жизни являются паломнические поездки. Настоятелям приходов, сотрудникам паломнических служб и ответственным мирянам следует помнить, что экскурсионно-паломническая деятельность имеет большой духовно-просветительский потенциал, который необходимо правильно использовать для проповеди Слова Божия и наставления паломников в православной вере.

Основной формой православного духовно-нравственного воспитания и катехизации детей и подростков являются церковно-приходские (воскресные) школы.

Деятельность церковно-приходских школ ориентирована на всестороннее воцерковление детей и юношества, на усвоение учащимися христианских нравственных норм и на активное включение их в церковную жизнь. Для достижения этой цели наряду с учебным процессом необходимо уделять значительное внимание организации внеучебной деятельности церковно-приходских школ: паломнических поездок, летних лагерей, участия в крестных ходах, подготовки рождественских и пасхальных спектаклей, хорового пения и художественного творчества, участия детей и подростков в социальном служении прихода.

Настоятель прихода должен иметь особое попечение о повышении уровня богословских и педагогических знаний преподавателей, воспитателей и руководителей церковно-приходских школ.

Современный кризис семьи и традиционных семейных ценностей побуждает Церковь уделять особое внимание подготовке верующих к таинству Брака и духовно-просветительской работе с семьей.

По причине невоцерковленности большинства вступающих в церковный брак представляется необходимым установить перед таинством Брака обязательные подготовительные беседы, во время которых священнослужитель или катехизатор-мирянин должен разъяснить вступающим в брак важность и ответственность предпринимаемого ими шага, раскрыть христианское понимание любви между мужчиной и женщиной, объяснить смысл и значение семейной жизни в свете Священного Писания и православного учения о спасении.

Церковное попечение о семье должно заключаться в подготовке молодежи к вступлению в брак и духовной поддержке семьи после ее создания.

Большое значение имеет размещение и распространение духовно-просветительской информации в родильных домах и женских консультациях, проведение катехизических бесед о христианском понимании любви и брака со старшеклассниками общеобразовательных школ и студентами средне-специальных и высших учебных заведений. Важным направлением развития духовно-просветительской деятельности Церкви является создание и организация работы различных форм православных консультаций по вопросам семьи и брака.

 

* * *

Православная Церковь обладает богатым и разнообразным опытом просветительской деятельности, основанной на Священном Писании и святоотеческой традиции. Современный мир, переживающий состояние духовно-нравственного кризиса, остро нуждается в живом христианском свидетельстве о Церкви, которая совершает разумное служение (Рим. 12, 1) Богу и учит всякого человека поклоняться Ему в духе и истине (Ин. 4, 24). Жизнь настойчиво требует актуализации накопленного в веках благодатного опыта просветительского служения и его творческого использования в наше время. Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же (Евр. 13, 8), Он есть путь и истина и жизнь (Ин. 14, 6) для людей всех времён, культур и народов. И сегодня, как прежде, Господь призывает Свою Церковь ревностно совершать служение слова (Деян. 6, 4), чтобы помочь современному человеку найти путь к Богу, познать истину и обрести вечную жизнь в Царстве Божием.


Ключевые слова:
См.также:
Подписаться на ленту комментариев к этой публикации

Комментарии (15)

Написать комментарий
#
Черных Александр, Россия, Москва
23.11.2012 в 12:49
Хотелось бы напомнить, что это всего лишь проект, так что нечего удивляться здесь его "сырости" и "неподготовленности". Этого его состояние как раз-таки и позволяет высказывать самые различные мнения.
Соглашусь с мыслью Андрея Борейко о "громадной бюрократической пирамиде", которую создает этот проект. Создается впечатление, что главное здесь - это наладить поток делопроизводства по вопросу о кахетизации и религиозном образовании. Не смею отрицать важность сего (ибо сам в какой-то степени делопроизводитель), но все, наверное, вопросы о документационных потоках следует выделить в другой документ, который бы имел скорее внутрисинодальное значение, нежели общецерковное.
С другой стороны, уважаемый Андрей предлагает обратиться к опыту огласительных училищ, которые существовали в различные периоды (Александрийское училище, например. Можно еще указать на Нисибийскую школу). Только вот загвоздка - по сути, все эти учреждения были, так сказать, высшими учебными заведениями ... Там было не просто оглашение, но планомерное христианское образование. Я правильно вас понял, Андрей, что вы ратуете за создание целой сети православных образовательных учреждений? Так ведь воскресные школы вроде как есть, да и вузы тоже (ПСТГУ, СФИ, кафедра теологии МИФИ и так далее). Поэтому, мне кажется, что было бы правильнее (и это уже высказывалось и в комментарии Андрея Борейко и Романа Романова) следует привести этот документ в соответствие с проектом о миссионерстве, а также подумать о создании огласительных училищ или на базе
Далее, мне бы хотелось особо выделить следующие моменты:
1. "Оглашение должны проходить все взрослые и дети старше 12 лет, желающие принять таинство Крещения. Недопустимо совершения таинства Крещения над людьми, не желающими готовиться к участию в таинстве"
Здесь хотелось бы напомнить критикам-скептикам этого "жесткого" положения, что христианство первых веков в принципе жестко подходила к вопросам включения в свои ряды новых членов. Настаивать же на "мягком" варианте, то есть на ситуации, когда, как тут упоминалось "хватит двадцати минут", как мне кажется не совсем удачно. Всю христианскую веру в 20 минут не уложишь. Здесь также упоминалось то, что "а если крещение нужно принять срочно", так о том говорит 47 правило Лаодикийского Собора, что "«В болезни приявшим Крещение, и потом получившим здравие, подобает изучати веру и познавати, яко божественнаго дара сподобилися»." Таким образом, ничто не мешает принять крещение после 12 лет при чрезвычайной ситуации. Здесь только вводится обязательность кахетизации после того, как ситуация ЧП минует.

"В таком случае рекомендуется отложить совершение таинства Крещения до времени осознания человеком подлинного смысла этого таинства."
И это правильно. Ибо что за человек решил принять Крещение, не понимая, зачем оно, откуда оно и куда он вообще идет. Без понимания, и следовательно, оглашения, все это выражается в магизм, формализм и обрядовость. Что крайне плохо. Поэтому уж лучше человек 200 раз подумает, прежде чем целиком и полностью, по-настоящему, станет христианином. А то будем получать эксцессы, вроде требования "оправославится" бизнесмена Бойко-Великого для всех своих сотрудников.

Кто-то может бояться того, что оглашаемый "не выдержит" таких суровых условий и уйдет из Церкви, даже туда не вступив. Чтож, может быть оно и у лучшему. Уж лучше пускай у нас будет вполовину меньше православных в храмах, но зато сознательные и по-настоящему верующие, а не "духопостигальцы" (слово у меня появилось после чтения комментариев в проекте о ЦСЯ, где остроумно отметили, что когда дело доходит до понимания своей веры - "ты духом его духом постигай" (притча про овцу)).

Разумеется меня тоже можно обвинить в том, что вводится "экзаменаторская" система вступления в Церковь, некое " избранное посвящение", как в, прости Господи, гностическую секту какую-нибудь. Но это не так. Просто с количества пора переходить на качество.
Ответить

#
18.05.2012 в 16:34

Вот как удивительно пришел к Богу и принял крещение человек, и без всяких курсов катехизации.
http://www.sedmitza.ru/news/2958663.html
Слава Богу!!! Дивны дела твои Господи!

Ответить

#
18.05.2012 в 14:59

Я считаю, что это документ далеко не проработанный. Люди, составляющие этот документ далеки от человеческих душевных проблем. Господь сказал "Приходящего ко Мне не изгоню вон". А на основании этого документа стали именно отвращать людей от церкви. У каждого свой путь к Богу.Например: Одному парню принесли повестку в Армию. Он раньше жил и ни когда не думал о Боге. А тут вдруг его повестка в Армию встряхнула. Он пошел в церковь, постоял у Креста Господня и что-то изменилось в его душе. Он сказал, что хочет окреститься. Но ему отказали. Сказали: "Иди сначала пройди курсы катехизации".Но когда ему проходить курсы, если через три дня в Армию?Другой случай: Женщина мусульманка принесла на руках больного ребенка и спросила: " сейчас в церкве проходит крещение? Но ей так же отказали. Когда ей идти на курсы катехизации если у нее ребенок умирает? Появилась в церкви какая-то черствость и бесчеловечность к чужему горю к чужим нуждам.Да и таких примеров много. Да и просто человек пришел в церковь, ощутил благодать, ему хочется немедленно креститься, а его посылаю на курсы вместо того что бы дать ему возможность ощутить в святом крещении еще большее ощущение Божией благодати. Сектанты делают все, чтобы заманить человека в свою секты. А у нас в церкви делают все, чтобы отвратить человека от церкви.
Я считаю, что крестить нужно всех желающих и Сам Господь поможет каждому человеку изъявившему желание принять крещение, найти истинный путь. А сортировать людей, одних допускать до крещения, а других нет, это неправильно. Жертвователей, спонсоров, и их знакомых, и родственников ни кто не будет посылать на курсы катехизации. Это вызывает у людей обиду на всю православную церковь. А где же любовь? Господь заповедал каждого с любовь встречать," а тех кто отвратит хотябы одного из малых сих, лучше бы им и не родиться". А у нас в церкви с легкостью отказывают в крещении человеку и не рассуждают, что он пришел на встречу с Богом, а не в гости к священнику. Да и после посещения занятий у человека сразе не возгорится вера в душе. А именно в святом крещении человек получает семя благодати Божией, которое постепенно в нем произрастает. Князь Владимир крестил Русь и среди народа далеко не все были в том время верующие, но со временем Русь стала Святой. Я считаю, что двадцатиминутной беседы непостредственно перед крещением, для начинающих, вполне достаточно.
Опомнитесь! И не чините препятствие всем приходящим к Богу!

Ответить

#
17.05.2012 в 12:46
Как быть с крещением младенцев мужского пола? Как известно, им требуется восприемник - крёстный именно мужчина. У одной подруги моей дочери возникла такая проблема: не могут найти восприемника. Ведь верующих мужчин - катастрофически мало, по сравнению с женщинами. Оказалось, что среди знакомых и родственников подруги таких мужчин нет, и тех, кто хотел бы пройти катехизацию, чтобы быть крёстным, тоже не нашлось. Батюшка отказал в крещении потому что крёстный "не соответствовал" и советовал подождать с крещением, пока появится верующий мужчина в окружении... но ведь ждать-то можно долго - всю жизнь и так и не дождаться, причём верующую крёстную маму найти - не проблема, так что девочкам в этом смысле проще... . Если так будет ставиться вопрос, то, возможно, мужчин в церкви будет становиться всё меньше и меньше, ведь именно верующих восприемников-мужчин - нет, или ничтожно мало, значит мальчиков крестить будут всё меньше, особенно учитывая, что не у всех современных молодых родителей хватит ревности преодолевать "препятствия ко Крещению". А ведь известны случаи, когда именно дети первыми приходили в храм и приводили потом туда и родителей. Дети сейчас иногда быстрее приходят к Богу, чем их родители, а если не крестить, то и повода, и права им зайти в храм не будет.
Со взрослыми - понятно, а как всё-таки быть с детьми? Правомерна ли такая жёсткая постановка вопроса? Тогда ведь и записки на проскомидию можно подавать только за точно верующих и воцерковлённых людей? Или действительно, мы постепенно приходим к тому, чтобы крестить людей в сознательном возрасте, когда восприемники уже не нужны?
Ответить

#
17.05.2012 в 03:52
Сам Бог дал человеку право выбора не зависимо от того хорош он или плох. А мы были лишены этого выбора сами и лишаем своих детей. Думаю креститься может только врослый человек. . Ведь крещение это обещание Богу доброй совести.
Ответить

#
9.02.2012 в 22:02
Мне не хочется разбирать каждый пункт данного документа, но хочется сказать, что этот документ составляли люди, которые очень далеки от реалий, он практически не готов к апробации, в нем очень много заложено рисков( мне напоминает Феофана Прокоповича и Петра 1, который онному помог подготовить церковную реформу). Или этот документ составляли люди не хотящие добра церкви. Заменить основную функцию священника (нести к народу слово Божие), вера ведь от слышания? Форматировать процес воцерковления человека. Это нонсенс, оказывается две беседы, достаточно чтоб стать верующим человеком? Да хранит нас Бог.
Ответить

#
27.12.2011 в 11:57

Предложенная в документе схема метко названа Андреем Борейко "бюрократической пирамидой". Кто будет заниматься оглашением? Оглашение как таковое не является задачей епархиального отдела. Оно не входит в круг задач благочинного. Что же должны делать в епархии и в благочиниях? «Осуществлять взаимодействие», «координировать работу», «проводить мероприятия», «составлять отчеты». Где же сама катехизация? Вся конкретная работа низведена на уровень приходов.

Конечно же, нужна методическая работа, нужно «взаимодействовать» и собирать съезды катехизаторов. В то же время очевидно, что силами отдельных приходов, особенно сельских, поставить катехизацию на качественный уровень невозможно, даже при наличии сколь угодно строгого контроля и какой угодно методической поддержки. И авторы документа, кажется, осознают это и не ставят особых задач перед приходскими священниками, говоря о двух беседах.

Вот благополучная Московская епархия, где много храмов и много священников. Мне, живущему в Красногорске, очевидно, что качественную содержательную катехизацию за пределами "двух бесед" у нас можно наладить только объединенными усилиями благочиния. На базе главного, Успенского, храма можно было бы создать курсы, где преподавали бы священники и богословски образованные миряне. Учитывая транспортные особенности района, можно предвидеть, что добираться на такие беседы в Успенский храм будет удобно не всем, поэтому можно говорить об одном-двух "филиалах" таких катехизических курсов.

Что касается других епархий, особенно учитывая нынешнюю политику разукрупнения, то можно предположить, что там работу по оглашению можно поставить на приемлемый уровень только: 1. на уровне епархии (митрополии), 2. в некоторых крупных благочиниях. Сужу по Омской области, откуда я родом. Некоторые районы у нас крайне бедны и очень плохо заселены, причем население постоянно перетекает в областной центр. Мне трудно представить, какими силами можно было бы наладить в некоторых райцентрах (благочиниях) какую-либо содержательную катехизацию. А в миллионном Омске с его человеческими ресурсами создание "огласительного училища" было бы вполне возможно.

Таким образом, мне лично картина представляется следующей. Центром просветительской работы должны стать епархиальные отделы. На базе епархиальных семинарий или богословских факультетов светских вузов, или кафедральных соборов под личным контролем правящего архиерея должны создаваться огласительные центры. Такие центры должны предлагать разнообразие программ: от кратких циклов в несколько бесед (для тех, у кого нет физической возможности заниматься дольше) до длительного, возможно, годового цикла с крещением на Рождество или Пасху. Если бы епархиальный архиерей лично участвовал в работе такого центра — проводил беседы бы с оглашаемыми, крестил их по завершении курса — то ценность и авторитетность катехизации как таковой выросла бы многократно. Такой епархиальный центр на деле должен являть собой пример для всех благочиний и приходов. Насколько мне известно, в таком ключе работа ведется в Нижегородской епархии. При кафедральном соборе действуют катехизические курсы, а владыка Георгий служит в Великую Субботу крещальную Литургию, где крестят жителей из разных городов области, которые готовились к Таинству Великим постом.

Предлагаемый документ оставляет открытым еще один вопрос. Минимум — две беседы перед крещением — определен, а какова норма? Насколько продолжительным должно быть оглашение, если у желающего креститься есть рвение и желание посещать беседы?

Ответить

#
7.12.2011 в 16:13

Я считаю, что огласительные беседы должны проводить только священники. Самое главное, чтобы они не злоупотребляли этим документом и не отказывали в крещении тем, кому необходимо по каким-либо причинам срочно креститься.

Ответить

#
Священник Максим Антоненко, г. Бор (Нижегородская обл.)
18.11.2011 в 11:54


Второй
раздел документа, посвящённый предкрещальной катехизации, просто никуда не
годится. Вместо того, чтобы задавать направление развитию оглашения и поощрять
возрождение канонической практики катехизации, он тормозит те живые процессы,
которые происходят сегодня в жизни нашей Церкви. В Екатеринбургской епархии
оглашение перед Крещением включает в себя 12 бесед, в Абаканской – 8, в
большинстве храмов Москвы – 4 беседы. А предлагаемый к обсуждению документ
провозглашает в качестве нормативной ни на чём реально не основанную практику
проведения всего лишь 2-х бесед.



Кроме
того, в тексте документа совершенно не учтён накопленный за последние годы
живой опыт проведения оглашения, его структуры и методики. Этот раздел должен
быть значительно более объёмным и содержательным, методически и практически
обоснованным, указывать направление движения вперёд, задавать более высокую
планку, чем та, на которую мы сегодня равняемся. А иначе зачем вообще нужен
этот текст?

Ответить

#
18.11.2011 в 11:10
Для сравнения. Проект документа предполагает, что "оглашение должны проходить все взрослые и дети старше 12 лет, желающие принять таинство Крещения". Однако С. Булгаков во 2 томе своей Настольной книге священно-церковнослужителей (стр. 1020, прим. 3) пришет: "По 1-му прав. Тимофея Александрийского, крещение "маловозрастных" (хотя бы имеющих только семь лет) уже предваряется оглашением. Если бы случилось, что дитя православных родителей почему-либо не было крещено до семилетнего возраста, то оно так же, как и неверные, не иначе может быть допускаемо ко Крещению, как по обычном изучении основных молитв и оглашения в истинах веры христианской. Впрочем, детей не свыше шестилетнего возраста можно крестить и без оглашения, под ответственностью родителей и восприемников, по обычаю".
То есть, оглашать следует с 7, а не 12-летнего возраста.
Ответить

#
15.11.2011 в 16:52
Наверное человек, который не верит в Христа не пойдет крестится в принципе. Нет? Кому и зачем это еще надо, кроме верующих?
Ответить

#
14.11.2011 в 09:20

Надеюсь, документ сыграет положительную роль. Приимите предложения от приходского батюшки реально работающего с людьми.

В вводной части документа предлагаю добавить, что приход прежде всего община сознательно верующих христиан ведущих христианский образ жизни. Крещение - это мистический акт присоединения нового уверовавшего человека к Церкви, к общине христиан ведущих христианский образ жизни. Катехизация - это процесс помощи Церкви в изменении человека из неверующего в верующего, из нехристя в христианина на пути его вхождения в общину христиан. Этот процесс у всех разный и ставить здесь сроки и число бесед НЕПРОДУКТИВНО.

Предложения по пункту 1.4:

Четко прописать, что катехизическая деятельность должна вестись в первую очередь священниками. Это наша прямая обязанность. Именно священники должны готовить человека к Крещению и Венчанию. Опыт работы показывает, что главную роль играет опыт общения с батюшкой, а уже потом сознательное уверование.

А все остальные виды работы: кружки по изучению Писания, истории Церкви и так далее могут вести и катехизаторы, но под руководством священника.

Предлагаю исключить из этого пункта слово "самостоятельно". Малоцерковные люди жаждут общения с батюшкой, а не с лицом его заменяющего. Не надо освобождать батюшек от работы по обращении в нашу веру людей. Это наша прямая благородная и приятная задача, которую мы делаем с любовью. Ведь беседовать с людьми о вере это большая радость и духовное наслаждение.

Предложение по пункту 2.1.

Добавить: "Задачами оглашения является 1)изменение мировоззрения человека из секулярного на церковное. 2)изменение жизненных ценностно-смысловых ориентиров.3)изменение КАЧЕСТВА образа жизни из беспорядочного на православно-христианский образ жизни.

Чётко и ясно прописать, что священник имеет право ОТКАЗАТЬ в крещении по своему усмотрению.

Исключить из этого пункта абзац "При отсутвсии возможностей или условий для продолжительного оглашения........." и далее оба два пункта. Что значит нет условий для оглашения? Нет стула на который бы мог присесть оглашаемый? Нет комнаты в которой можно с ним беседовать? Нет языка у батюшки? При наличии стула, комнаты и желания батюшки можно провести роскошное и продуктивное оглашение.

Официально разрешить служение крещальной и венчальной литургии по изданному формуляру.


В целом документ оставляет противоречивое впечатление. Кажется что его составляли люди с целью освободить нас батюшек от этой работы. Некоторые предложения которые приводятся сейчас, уже устарели давно и себя не оправдали. Например предлагается объяснить Симол веры. Вот я священник, который это делал перед крещением. И что? 1) Человек отказывается признавать что творцом мира является Бог. 2) человек готов признать Господа Иисуса Христа учителем нравственности, а не воплотивщемся Богом. 3) А при разговоре о воскресении мёртвых вообще смеётся. И как его крестить после двух огласительных бесед? Прав отец Антоний из Луганска, после двух минимальных бесед становится ясно что человеку надо отказывать в крещении. Он не верит так, как верим мы.

Полагаю, что документ нуждается в серьёзной доработки. Он сырой. Не концептуальный. Написан в первом приближении и эскизно. Нам не известно кто его писал. Укажите имена и фамилии. Необходимо тщательно проработать каждый параграф с точки зрения исторического опыта Церкви в этом вопросе и с точки зрения нашей экклезиологии. Возможно необходимо расширить рабочую группу из числа богословски образованных священников-практиков.

Ответить

#
7.11.2011 в 22:51
2 беседы - это не оглашение. Я согласен. Но это уже большой шаг вперед. За две беседы я смогу дать человеку мотивированный отказ в крещении, если он не считает Христа воплотившимся Богом, не имеет ни малейшего понятия о христианской жизни, и категорически не согласен оставлять свои языческие взгляды.
Ответить

#
3.11.2011 в 20:10
Две беседы - это не оглашение. К чему тогда вообще весь этот документ?
Ответить

#
Андрей Борейко, Россия, Видное
3.11.2011 в 15:30
Если уж зашла речь о святоотеческих подходах к оглашению, то полезно вспомнить, что в первые века жизни Церкви катехизация велась не на уровне приходов, а в организациях, которые по-нашему можно было бы называть епархиальными огласительными училищами - Александрии, Рима, Иерусалима и т.д. (См. Гаврилюк П.Л. История катехизации в древней церкви. М., 2001)
Может, стоит предусмотреть такие структуры в той бюрократической пирамиде, которая нарисована в проекте. Ведь в параллельном проекте - о миссионерской деятельности - предполагается создание епархиальных и даже межепархиальных миссионерских братств, сестричеств и т.п. структур.
Конечно, для правящего архиерея сейчас может быть проще спустить это дело на благочинных. А в действительности все будет зависеть от того "как настоятель благословит". В результате получится как всегда – где густо, а где пусто. Отчеты же наверх будут идти исправно.
Создание епархиальных огласительных школ имеет и свои риски. Достаточно вспомнить конфликт Оригена со своим епископом. Но, заметьте, конфликт в итоге не отразился на училище, просто сменилось руководство, причем сменилось на ученика Оригена. Ведь если подумать, то мученики и Декиева и Диоклетианова гонения - это "выпускники" тех самых огласительных училищ (впрочем, как и отступники).
В условиях, когда синодальные документы никого в сущности ни к чему не обязывают, а за нарушение перечисленных канонов об обязательности оглашения никаких прещений ожидать не приходится, создание огласительных школ может быть эффективным организационным решением, дополняющим ту мощную «вертикаль», в которой при желании можно загасить любое начинание.
Ответить

Написать комментарий

Правила о комментариях

Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается.

Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет.

Вместе с тем мы готовы рассмотреть вопрос о взаимном сотрудничестве, если таковые предложения поступят.

Прим.: Адрес электронной почты опубликован не будет и будет виден лишь модераторам.

 *
Введите текст, написанный на картинке:
captcha
Загрузить другую картинку

добавить на Яндекс добавить на Яндекс