Объектом исследования данной диссертации является греческая патристика IV—XIV вв.
Предметом исследования является понимание творчества и культуры восточнохристианскими авторами.
Исследовательская проблема состоит в том, что многогранность изучения таких значимых феноменов человеческой жизни как творчество и культура требует постоянного расширения круга источников, концептуальных школ, методов, новых синтезных подходов, в том числе и религиозно-философских, патрологических, для возможности преодолевания возникающего в процессе познания расхождения теории и действительности.
Гипотеза, принятая в диссертационном исследовании в качестве отправной точки заключается в том, что восточнохристианская патристика содержит много эвристичного для целостного понимания человека, а также расширяет горизонты онтологического, гносеологического, аксиологического, антропологического и др. подходов к такой области его жизнедеятельности, как творчество и культура.
Цель исследования состоит в создании целостной картины понимания природы творчества и культуры в восточнохристианской патристике.
Задачи исследования:
1. показать эвристическую и аксиологическую важность привлечения данных религиозно-мировоззренческих представлений при анализе современных проблем человека и мировой цивилизации (в частности речь идет о православной традиции, искони центральной для российской ментальности и роднящей ее со средневековой европейской культурой);
2. связать догматическое учение православия с основными направлениями современного культурологического знания;
3. обратить внимание исследователей на расширение источниковедческой базы в связи с новыми переводами и комментариями святоотеческих трудов;
4. выявить особенности понятийного языка восточнохристианской патристики;
5. более детально остановиться на раскрытии ключевого понятия диссертационного исследования «личности» как субъекта творчества и культуры у греческих отцов Церкви;
6. онтологически соотнести богословское понятие «творения» с процессом человеческого творчества; в контексте религиозного мировоззрения обозначить всю важность и необходимость связи многообразных форм человеческой активности с христианскими догматическими представлениями о мире;
7. взглянуть на культуру с позиции греческой патристики как на творящую творческую энергию, используемую человеком для его самореализации в рамках внутренней и внешней свободы;
8. раскрыть научно-познавательную продуктивность энергетической концепции культуры в контексте наиболее часто встречающихся ее философских определений (культура как «обработка земли»; «вторая природа»; «искусственная среда»; «способ и организация человеческой деятельности»; «раскрытие сущностных сил человека и мира» и др.);
9. в соответствии с методологическими установками восточных патристов подойти к раскрытию понятия культуры не только феноменологически, но и эпистемологически; при этом обратить внимание на специфику понимания закона и задач познания православного вероучения;
10. более подробно остановиться на рассмотрении духовной культуры, как она понимается в христианской аскетике; выявить этапы духовного совершенствования человека.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:
1. впервые системно изложены понимание комплексных проблем творчества и культуры с позиции восточнохристианского учения о мире и человеке как оно представлено в трудах греческих и русских отцов Церкви;
2. на основе обширного текстологического материала детально проанализировано понятие «личность», или «ипостась», введенное в литературный обиход представителями каппадокийской школы (Василием Великим, Григорием Богословом, Иоанном Златоустым) и развитое преимущественно в восточной патристике;
3. с позиции восточнохристианского наследия разработано понятие культуры как творческой энергии, формирующей среду жизнедеятельности человека, а также влияющей на его природу и духовную сущность;
4. в контексте основных идей греческой патристики рассмотрены многие феномены культурной среды человека, такие как искусство, наука, техника, труд, отчуждение, праздник и др.;
5. с точки зрения святоотеческого восприятия культуры как благодатной творческой энергии раскрыты ее познавательные возможности, включая отношение к закону, открытию, случайности и др.;
6. изучена не только система взглядов восточной патристики на духовную культуру, но и представлена этапная практика внутреннего преображения человека, заканчивающаяся аскетикой исихазма;
7. на основе духовного опыта исихии, раскрытого в трудах восточнохристианских авторов, дана ценностная иерархия творческих феноменов культуры.
Положения, выносимые на защиту:
1. Понятие культурного творчества в восточнохристианской патристике рассматривается в контексте догматико-креационного положения о мире и человеке и аксиологически сопряжено с таким пониманием;
2. Восточные отцы Церкви говорят о творчестве как о личностном поступке, нови, разрывающей круг повседневных связей и определяющей путь и стратегию внутреннего развития человека;
3. Восточная патристика воспринимает личность как сверхприродное, метафизическое начало в человеке, являющееся его ядром и субъектом творческой деятельности и культуры. В личности генерируется и интегрируется предметная среда, являющаяся сферой ее активности;
4. В рамках креационного подхода под культурой греческие христианские авторы понимали энергию действия, или «Божественную благодать», являющуюся источником тварного мира и преобразующую его посредством человеческой личности. Творчество и культура рассматриваются как проявление различных аспектов единой человеческой личности;
5. Творческая Божественная энергия воспринимается личностью человека, свободно определяющегося по отношению к ней. Таким образом создаются две культурные среды, различные и в то же время связанные друг с другом. В свете византийско-христианского мировоззрения культура является природным свойством человека, творчество же оценивается отцами Церкви как дело свободы;
6. Творческая культурная энергия, в контексте патристического учения, обладает не только феноменологической характеристикой, но и онто-гносеологической. При этом внешние и внутренние культурно-познавательные векторы отличаются по своим возможностям и итогам: Первый имеет пределом своим символ, второй — нравственное совершенствование, или «обóжение»;
7. Духовная практика исихии, пройдя стадии добродетельности (первоначального очищения) и духовного созерцания (просвещения), выражает суть православного вероучения о человеке и цели его жизни. Восточная патристика оценивает исихию как состояние высшего и полного преображения человека, превосходящей динамизм творчества и культуры.
Объектом исследования данной диссертации является греческая патристика IV-XIV вв.
Предметом исследования является понимание творчества и культуры восточнохристианскими авторами.
Исследовательская проблема состоит в том, что многогранность изучения таких значимых феноменов человеческой жизни как творчество и культура требует постоянного расширения круга источников, концептуальных школ, методов, новых синтезных подходов, в том числе и религиозно-философских, патрологических, для возможности преодолевания возникающего в процессе познания расхождения теории и действительности.
Гипотеза, принятая в диссертационном исследовании в качестве отправной точки заключается в том, что восточнохристианская патристика содержит много эвристичного для целостного понимания человека, а также расширяет горизонты онтологического, гносеологического, аксиологического, антропологического и др. подходов к такой области его жизнедеятельности, как творчество и культура.
Цель исследования состоит в создании целостной картины понимания природы творчества и культуры в восточнохристианской патристике.
Задачи исследования:
1. показать эвристическую и аксиологическую важность привлечения данных религиозно-мировоззренческих представлений при анализе современных проблем человека и мировой цивилизации (в частности речь идет о православной традиции, искони центральной для российской ментальности и роднящей ее со средневековой европейской культурой);
2. связать догматическое учение православия с основными направлениями современного культурологического знания;
3. обратить внимание исследователей на расширение источниковедческой базы в связи с новыми переводами и комментариями святоотеческих трудов;
4. выявить особенности понятийного языка восточнохристианской патристики;
5. более детально остановиться на раскрытии ключевого понятия диссертационного исследования «личности» как субъекта творчества и культуры у греческих отцов Церкви;
6. онтологически соотнести богословское понятие «творения» с процессом человеческого творчества; в контексте религиозного мировоззрения обозначить всю важность и необходимость связи многообразных форм человеческой активности с христианскими догматическими представлениями о мире;
7. взглянуть на культуру с позиции греческой патристики как на творящую творческую энергию, используемую человеком для его самореализации в рамках внутренней и внешней свободы;
8. раскрыть научно-познавательную продуктивность энергетической концепции культуры в контексте наиболее часто встречающихся ее философских определений (культура как «обработка земли»; «вторая природа»; «искусственная среда»; «способ и организация человеческой деятельности»; «раскрытие сущностных сил человека и мира» и др.);
9. в соответствии с методологическими установками восточных патристов подойти к раскрытию понятия культуры не только феноменологически, но и эпистемологически; при этом обратить внимание на специфику понимания закона и задач познания православного вероучения;
10. более подробно остановиться на рассмотрении духовной культуры, как она понимается в христианской аскетике; выявить этапы духовного совершенствования человека.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:
1. впервые системно изложены понимание комплексных проблем творчества и культуры с позиции восточнохристианского учения о мире и человеке как оно представлено в трудах греческих и русских отцов Церкви;
2. на основе обширного текстологического материала детально проанализировано понятие «личность», или «ипостась», введенное в литературный обиход представителями каппадокийской школы (Василием Великим, Григорием Богословом, Иоанном Златоустым) и развитое преимущественно в восточной патристике;
3. с позиции восточнохристианского наследия разработано понятие культуры как творческой энергии, формирующей среду жизнедеятельности человека, а также влияющей на его природу и духовную сущность;
4. в контексте основных идей греческой патристики рассмотрены многие феномены культурной среды человека, такие как искусство, наука, техника, труд, отчуждение, праздник и др.;
5. с точки зрения святоотеческого восприятия культуры как благодатной творческой энергии раскрыты ее познавательные возможности, включая отношение к закону, открытию, случайности и др.;
6. изучена не только система взглядов восточной патристики на духовную культуру, но и представлена этапная практика внутреннего преображения человека, заканчивающаяся аскетикой исихазма;
7. на основе духовного опыта исихии, раскрытого в трудах восточнохристианских авторов, дана ценностная иерархия творческих феноменов культуры.
Положения, выносимые на защиту:
1. Понятие культурного творчества в восточнохристианской патристике рассматривается в контексте догматико-креационного положения о мире и человеке и аксиологически сопряжено с таким пониманием;
2. Восточные отцы Церкви говорят о творчестве как о личностном поступке, нови, разрывающей круг повседневных связей и определяющей путь и стратегию внутреннего развития человека;
3. Восточная патристика воспринимает личность как сверхприродное, метафизическое начало в человеке, являющееся его ядром и субъектом творческой деятельности и культуры. В личности генерируется и интегрируется предметная среда, являющаяся сферой ее активности;
4. В рамках креационного подхода под культурой греческие христианские авторы понимали энергию действия, или «Божественную благодать», являющуюся источником тварного мира и преобразующую его посредством человеческой личности. Творчество и культура рассматриваются как проявление различных аспектов единой человеческой личности;
5. Творческая Божественная энергия воспринимается личностью человека, свободно определяющегося по отношению к ней. Таким образом создаются две культурные среды, различные и в то же время связанные друг с другом. В свете византийско-христианского мировоззрения культура является природным свойством человека, творчество же оценивается отцами Церкви как дело свободы;
6. Творческая культурная энергия, в контексте патристического учения, обладает не только феноменологической характеристикой, но и онто-гносеологической. При этом внешние и внутренние культурно-познавательные векторы отличаются по своим возможностям и итогам: Первый имеет пределом своим символ, второй – нравственное совершенствование, или «обóжение»;
Духовная практика исихии, пройдя стадии добродетельности (первоначального очищения) и духовного созерцания (просвещения), выражает суть православного вероучения о человеке и цели его жизни. Восточная патристика оценивает исихию как состояние высшего и полного преображения человека, превосходящей динамизм творчества и культуры.