Автокефалия
Тезаурус

Автокефалия церковная (греч. αυτοκεφαλον - букв. самоглавие) -
независимый статус Поместной Православной Церкви. Поместная Церковь, имеющая
этот статус, именуется Автокефальной Церковью. Зна­чение термина
"автокефалия" в истории Церкви меня­лось. Автокефальными в византийскую эпоху
назывались епархии, независимые от местного митрополита и непосред­ственно
подчиненные Патриаршей юрисдикции. Современное православное богословие видит
сущность автокефалии в том, что Автокефальная Церковь имеет самостоятельный источник
власти. Ее первый епископ, предстоятель избирается и поставляется своими
архиереями, без участия иерархов других Поместных Церквей (впрочем, в
поставлении предстоятеля, по приглашению, могут принимать участие и епископы
других Поместных Церквей).
Автокефалия не означает абсолютной независимости Поместной Церкви. Все
Автокефальные Церкви являются частями единой Вселенской Церкви Христовой,
которой вверено хранение чистоты православного веры (37-е Апост. прав.; 2-е
прав. Трулл. Соб.) Общим для всех Поместных Церквей является догматическое учение.
Каноническое предание также является общим для всех Церквей, однако каждая из
них может применять каноны к местным условиям. В области богослужения
самостоятельность автокефальных Церквей ограничена обязательным соответ­ствием
богослужения единому догматическому учению. Полной самостоятельно­стью
пользуются автокефальные Церкви в области админи­стративной и судебной
деятельности. Автокефальная Церковь сама канонизирует своих святых, сама
составляет но­вые чинопоследования и песнопения.
Автокефальный статус может Церковью как приобретаться, так и
утрачиваться. Например, Сербская Православная Церковь за время своего
существования трижды получала и дважды утрачивала автокефалию. В ее истории
также имел место случай слияния нескольких Автокефальных Церквей в одну (в 1920
году).
Автокефальная Церковь - Поместная Православная Церковь, обладающая
автокефалией, то есть независимая Поместная Православная Церковь. В
настоящее время Вселенская Цер­ковь состоит из 15 Автокефальных Церквей. В
норме решение об учреждении новой Автокефальной Церкви должно приниматься
епископатом Вселенской Церкви на Вселенском Соборе. Однако поскольку
Вселенские Соборы не созывались уже более тысячи лет, сегодня решение о
предоставлении автокефалии той или иной церковной области принимается
Автокефальной Церковью, в состав которой эта область входит (то есть кириархальной
Церковью). Впрочем, в настоящее время среди Поместных Православных Церквей нет
единства в вопросе о порядке учреждения новых Автокефальных Церквей. Так
Константинопольский Патриархат считает учреждение новых Поместных Церквей
исключительно своей прерогативой. По этой причине он не признает автокефалий,
дарованных другими Поместными Церквами. Например, им не признается Томос Русской
Православной Церкви об учреждении автокефальной Церкви в Америке (1970).
Существует ряд факторов, позволяющих поставить вопрос об
учреждении новой Автокефальной Церкви. Это:
1) полная или частичная политическая самостоятельность территории, на которой
предполагается образовать Автокефальную Церковь;
2) ее геогра­фическая отдаленность;
3) этническое и языковое отличие реги­она от основной территории кириархальной
Церкви.
Основными условиями для предоставления автокефального статуса
Поместной Церкви является стремление к автокефалии церковного народа, духо­венства
и епископата этой церковной области, причем, значительного большинства на всех
этих уровнях, а также фактическая способность данной Церкви к самостоятельному
бытию (наличие достаточного числа епископов, организационной структуры...).
Автономия церковная (греч. αυτονομος - управляемый собственными
законами, самостоятельный) - статус Поместной Православной Церкви,
характеризующийся неполной самостоятельностью. Церковь, имеющая такой статус,
именуется автономной Церковью. Такая Церковь не имеет самостоятельного
источника власти (в отличие от Автокефальных Церквей). Первые епископы
автономных Церквей поставляются архипастырями кириархальной Церкви. Устав автономной
Церкви ут­верждается Церковью кириархальной. Святое миро автономные Церкви также
получают от Церкви кириархальной. Первые епископы автономных Церк­вей подсудны
высшей судебной власти Церкви кириархаль­ной, которая также является высшей
апелляционной инстанцией для автономной Церкви.
Если в автономной Церкви имеется достаточное количество иерархов (более
трех), то она самостоятельно избирает и поставляет для себя епископов (кроме
предстоятеля, избрание которого утверждается высшей властью кириархальной
Церкви). Автономная Церковь сама канонизирует своих святых, сама составляет но­вые
чинопоследования и песнопения.
Факторы, позволяющие поставить вопрос о даровании автономного статуса той
или иной церковной области сопоставимы с факторами, позволяющими поставить
вопрос об учреждении новой Автокефальной Церкви.
В современной канонической литературе существует тенденция расценивать
автономный статус Поместных Церквей как промежуточный на пути к автокефалии.
Однако следует признать, что это не всегда так. Например, древняя автономная
Синайская Архиепископия существует более тысячи лет, и ее канонический статус
следует признать вполне устойчивым. Точно также для Православной Церкви в Японии
автономный статус является наиболее подходящим. Потенциала для эволюции в
Автокефальную Церковь она сегодня не имеет.


Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9